Филиал МКОУ СОШ р.п. Сулея в с. Романовка
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО Директор МКОУ СОШ р.п.Сулея
Протокол№________от ________ Исламова С.А.___________
Рабочая программа
на 2015/2016 учебный год
по физической культуре
для учащихся 9 класса
Коррекционной программы VII вида
Составила учитель физической культуры
Тарасенко София Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся», 1-11 классы, М.; «Просвящение», 2011, Авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов.
Обучение ведется по учебникам общеобразовательных учреждений: «Физическая культура», 8-9 классы, под ред В.И. Ляха, М, «Просвящение» 2011
Целью уроков физкультуры (7вид) является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
— укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
— формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
— освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
— обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-
оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
— воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Содержание программы
9 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды и разновидности туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе
(экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. Прикладно ориентированная
физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического совершенствования.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к проведению летних пеших туристических походов (выбор маршрута, снаряжения, одежды и обуви, укладка рюкзака). Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка палатки, разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки и т.п.). Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах, отравлениях, царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах). Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой (согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий, результатов тестирования
функционального состояния организма (с помощью ≪одномоментной пробы Летунова≫).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы
адаптивной физической культуры (подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями учащихся).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (16 ч). Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках, упор присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба со взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности. Упражнения на перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади согнувшись, толчком ног вис согнувшись сзади; вис на согнутых ногах. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной
физической и технической подготовленности. Упражнения на брусьях: махи в упоре на руках с разведением ног над жердями; гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности (юноши); из виса присев на нижней жерди толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и
технической подготовленности (девушки).
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (11 ч). Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее разученных упражнений в прыжках, беге и метании. Бег на дистанции: 60 м с низкого старта (на результат), 1000 м — девушки и 2000 м — юноши (на результат). Кроссовый бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км. Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания. Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (14 ч). Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности с чередованием одновременных, попеременных и бесшажного ходов. Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Прохождение соревновательной дистанции 3 км. Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (18 ч)
Б а с к е т б о л . Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Игра в баскетбол по правилам.
В о л е й б о л . Технико-тактические командные действия (взаимодействие игроков передней линии в нападении; взаимодействие игроков задней линии при приеме мяча от нижней подачи; взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении при приеме подачи). Игра в волейбол по правилам.
Ф у т б о л . Технико-тактические командные действия (взаимодействие игроков в нападении и защите при подаче углового удара, при пробитии штрафных ударов, при вбрасывании мяча из-за лицевой линии). Игра в футбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Совершенствование техники ранее разученных физических упражнений. Совершенствование комбинаций, составленных учащимися исходя из собственной физической и технической подготовленности (на результат). Выполнение индивидуальных гимнастических и акробатических комбинаций в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной
физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Совершенствование техники ранее разученных упражнений (на результат). Выполнение легкоатлетических упражнений (2—3 упражнения по выбору учащихся) в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания.
Лыжные гонки. Преодоление крутых подъемов бегом на лыжах (техника произвольная).
Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Прохождение тренировочных дистанций на__ 3 км — девушки и 5 км — юноши (на результат). Прохождение соревновательных дистанций (дистанция определяется учащимися) в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б а с к е т б о л . Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях. Командные технико-тактические действия при защите и нападении. Игра в баскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л . Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях. Командные технико-тактические действия при защите и нападении. Игра в волейбол в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Футбол. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях. Командные технико-тактические действия при защите и нападении. Игра в футбол в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Плавание. Техника способа ≪дельфин≫ (согласование движений рук, ног и дыхания). Поворот при плавании способом ≪дельфин≫. Совершенствование техники одного из разученных способов плавания (по выбору учащихся). Плавание на одной из соревновательных дистанций (выбор дистанции определяется учащимися) избранным способом плавания в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения предмета ≪Физическая культура≫ выпускник основной школы должен:
знать/понимать
— роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
— основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
— способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
— составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
— выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
— выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
— осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
— соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
— осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
демонстрировать__
Физические качества
Физические упражнения Мальчики Девочки
Быстрота
Бег 60 м с низкого старта, с 9,2 10,2
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с 20 10
Сила
Подтягивание из виса, кол-во раз 8 —
Прыжок в длину с места, см 180 165
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз 24
Выносливость (выбирается любое из упражнений)
Кроссовый бег на 2 км, мин 14.30 17.20
Передвижение на лыжах на 2 км, мин 16.30 21.00
Бег на 2000 м, мин 10.30 —
Бег на 1000 м, мин — 5.40
Координация Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз 5 3движений
Челночный бег 3 х 10 м, с 8,2 8,8
Прохождение программы по физкультуре 9 класс
Четверть | Количество часов в четверти |
8 недель 3 дня (4дня) | 26 |
7 недель (2 дня) | 22 |
10 недель 3 дня (4 дня) | 32 |
8 недель 2 дня | 25 |
Итого | 105 |
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Основы знаний | |
Легкая атлетика | |
Баскетбол | |
Гимнастика | |
Лыжная подготовка | |
Волейбол | |
Итого: | 105 часов |
Календарно-тематическое планирование физической культуры в 9 классе на 2015-2016 учебный год
№ | Тема урока | Содержание урока | Общеучебные умения и навыки | Типы и формы занятий | Дата по плану | Дата по факту |
1 четверть – 26 часов |
Легкая атлетика – 15 часов |
1 | Овладение техникой спринтерского бега, техникой эстафетного бега. | Знание: Инструктаж ТБ по легкой атлетике. ИОТ – 018-98 Основы обучения двигательным действиям. ОРУ Специальные беговые упражнения Низкий старт до 30м. Развитие скоростных способностей | Уметь пробегать 60м с низкого старта с максимальной скоростью. | Вводный Совершенствование ЗУН
| | |
2 | | |
3 | | |
4
| | |
5 | Освоение техники прыжка в длину и техники метания малого мяча | Знание: история отечественного спорта ОРУ Специальные прыжковые упражнения Прыжок в длину способом «согнув ноги» с 11-13 беговых шагов. Метание мяча на дальность с места. Развитие скоростных – силовых качеств. | Уметь прыгать в длину с 13-15 шагов разбега, выполнять отведение мяча | Комплексный | | |
6 | | |
7 |
| |
8 | Овладение техникой бега на средние дистанции | Знания: история Отечественного спорта. ОРУ Специальные беговые упражнения Бег 500 м (д) и 1000 м. (д) Развитие выносливости | Уметь пробегать дистанцию 500 и 1000м. | Комплексный. Учетный | | |
9 | Овладение бега по пересеченной местности, преодоление препятствий. | Знания: история Отечественного спорта. ОРУ Специальные беговые упражнения Бег в равномерном темпе до 15 минут. Преодоление горизонтальных препятствий. Спортивные игры. | Умение бежать в равномерном темпе до 20 минут. | Комплексный | | |
10 | | |
11 | | |
12 |
| |
13 | Бег на средние дистанции | ОРУ Специальные беговые упражнения Бег 1500м Развитие выносливости | Уметь бегать на дистанцию | Комплексный | | |
14 | | |
15 | | |
Баскетбол 14 часов |
16 | 1 | Совершенствование техники ловли и передач, приемов, бросков | Знание: инструктаж ТБ по баскетболу. ИОТ-021-2001 Сочетание приемов передвижений и остановок, приемов передач, ведения и бросков. Бросок двумя руками от головы в прыжке Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра | Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, применять в игре технические приемы. | Изучение нового материала Комплексный | | |
17 | 2 |
18 | 3 | | |
| |
19 | 4 | Совершенствование техники ловли и передач, бросков мяча, ведения и остановок | Знание: Сочетание приемов передвижений и остановок, приемов передач, ведения и бросков. Бросок двумя руками от головы в прыжке Штрафной бросок Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра | Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, применять в игре технические приемы. | Комплексный Учетный Совершенствование ЗУН | | |
20 | 5 | | |
21 | 6 |
| |
22 | 7 | Совершенствование техники бросков, техники защиты и нападения | Знание: правила игры в баскетбол Оценка техники выполнения броска одной рукой от плеча в прыжке. Сочетание приемов, передвижений и остановок, приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке Штрафной бросок Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. 2*2,2*3,3*3,4*4 Учебная игра | Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, применять в игре технические приемы. | Комплексный Учетный Совершенствование ЗУН | | |
23 | 8 | | |
24 | 9 | | |
25 | 10 | | |
26 | 11 | | |
| | | |
2 четверть – 22 часа |
27 | 12 | Совершенствование техники бросков, техники защиты и нападения | Знание: правила игры в баскетбол Оценка техники выполнения броска одной рукой от плеча в прыжке. Сочетание приемов, передвижений и остановок, приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке Штрафной бросок Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. 2*2,2*3,3*3,4*4 Учебная игра | Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, применять в игре технические приемы. | Комплексный Учетный Совершенствование ЗУН | | |
28 | 13 | | |
29 | 14 | | |
Гимнастика 19 часов |
30 | 1 | Освоение техники висов и строевых упражнений | Знание: инструкция по ТБ на уроках гимнастики в спортивном зале и на снарядах ИОТ-017-98 Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге. ОРУ на месте. Подъем переворотом силой(м). Подъем переворотом махом (д). Подтягивание в висе. Упражнения на гимнастической скамейке. | Уметь выполнять строевые упражнения; упражнения в висе. | Комплексный | | |
31 | 2 | | |
32 | 3 | | |
33 | 4 | | |
| |
34 | 5 | Развитие двигательных качеств | ОРУ Эстафеты Игра «Лапта» и «Бейсабол». Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь играть в игру «Лапта» и «Бейсабол». Отбивать и метать мяч. | Комплексный | | |
35 | 6 | Освоение техники строевых упражнений и упражнений в равновесии | Перестроение из колонны по одному, в колонну по два. ОРУ с предметами. Выполнение техники расхождения вдвоем при встрече на гимнастической скамейке. Эстафеты Развитие скоростно-силовых способностей | Уметь выполнять строевые упражнения, упражнения в равновесии | Комплексный Совершенствование ЗУН Учетный | | |
36 | 7 | | |
| |
37 | 8 |
| |
38 | 9 |
39 | 10 | Развитие двигательных качеств | ОРУ Эстафеты Игра «Лапта» и «Бейсабол». Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь играть в игру «Лапта» и «Бейсабол». Отбивать и метать мяч. | Комплексный | | |
40 | 11 | Освоение техники акробатических упражнений | ОРУ в движении. Равновесие на одной ноге. Кувырок назад, вперед. Стойка на руках Развитие координационных способностей | Уметь держать равновесие, выполнять комбинацию из акробатических элементов, оказывать страховку и помощь. | Изучение нового материала Комплексный Учетный | | |
41 | 12 | | |
| |
42 | 13 |
| |
43 | 14 |
44 | 15 | Развитие двигательных качеств | ОРУ Эстафеты Игра «Лапта» и «Бейсабол». Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь играть в игру «Лапта» и «Бейсабол». Отбивать и метать мяч. | Комплексный | | |
45 | 16 | Освоение техники лазания по канату Освоение техники упражнений в равновесии | ОРУ в движении. Техника лазания по канату Техника упражнений в равновесии Развитие силовых способностей | Уметь выполнять технику лазания по канату и упражнения в равновесии | Комплексный Учетный | | |
46 | 17 | | |
| |
47 | 18 |
48 | 19 | Закрепление упражнений в равновесии | Оценка техники упражнений в равновесии приставным шагом. ОРУ в движении Развитие силовых способностей | Уметь выполнять технику лазания по канату и упражнения в равновесии | Комплексный | | |
3 четверть – 32 часа |
Лыжная подготовка 10 часов |
49 | 1 | Освоение техники лыжных ходов, переход с одновременных на попеременный Освоение техники спуска в основной стойке и с преодолением препятствий | Знание: Инструктаж по ТБ на уроках лыжной подготовки ИОТ-019-98 Ознакомление с техникой согласованностью движения рук и ног в переходи в один шаг Обучение технике спуску в стойке устойчивости и смене ног во время спуска Развитие общей выносливости , прохождение дистанции 3 км, с применением изученной техники ходов (5-8кл) | Уметь выполнить и показать технику изученных ходов | Вводный Урочный Практический | | |
50 | 2 | | |
51 | 3 | | |
52 | 4 | | |
53 | 5 | | |
54 | 6 | | |
55 | 7 | | |
56 | 8 | | |
57 | 9 | | |
58 | 10 | | |
Волейбол 8 часов |
59 | 1 | Овладение техникой перемещений, владение мячом в игре | Знание: инструктаж ТБ по волейболу ИОТ-021-2001 Стойки и перемещение игрока Передача мяча сверху двумя руками в прыжке и в трюках Нападающий удар при встречных передачах. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой Учебная игра Развитие координационных способностей | | Совершенствование ЗУН Учетный Комбинированный | | |
60 | 2 | | |
61 | 3 | | |
62 | 4 | | |
63 | 5 | | |
64 | 6 |
| |
65 | 7 |
| |
66 | 8 | | |
Баскетбол 12 часов |
67 | 1 | Совершенствование тактики игры в баскетбол | ТБ при игре в баскетбол Сочетание приемов передвижений и остановок Сочетание приемов передач, ведения бросков Броски одной рукой от плеча в прыжке с сопротивлением Нападение быстрым прорывом Учебная игра Правила баскетбола | Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам, применять в игре технические приемы | Комплексный | | |
68 | 2 | | |
69 | 3 | | |
70 | 4 | | |
71 | 5 | | |
72 | 6 | | |
73 | 7 | | |
74 | 8 | | |
75 | 9 | | |
76 | 10 | | |
77 | 11 | | |
78 | 12 | | |
Футбол 3 часа |
79 | 1 | Инструктаж по ТБ на уроках футбола Освоение ударов по мячу и остановок мяча. Освоение техники ведения мяча | Инструктаж по ТБ на уроках футбола Комбинации из основных элементов игры в футбол. Игра по упрощенным правилам | Уметь играть в футбол по упрощенным правилам. Правила игры | Совершенствование | | |
80 | 2 | Освоение и ударов по мячу и остановок мяча. Освоение техники ведения мяча | Удары по мячу головой, вбрасывание из-за «боковой» линии, обманные движения. Игра по упрощенным правилам Двусторонняя игра в футбол | Уметь играть в футбол по упрощенным правилам. | Закрепление | | |
4 четверть – 25 часов |
81 | 3 | Освоение и ударов по мячу и остановок мяча. Освоение техники ведения мяча | Удары по мячу головой, вбрасывание из-за «боковой» линии, обманные движения. Игра по упрощенным правилам Двусторонняя игра в футбол | Уметь играть в футбол по упрощенным правилам. | Закрепление | | |
Волейбол 9 часов |
82 | 1 | Совершенствование техники игры в волейбол | ТБ при игре в волейбол Стойки и передвижение игрока Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках через сетку Нападающий удар при встречных передачах Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой Учебная игра Игра в нападение через 3-ю зону. Развитие координационных способностей | Уметь играть в волейбол по упрощенным правилам, применять в игре технические приемы. | Комплексный | | |
83 | 2 | | |
84 | 3 | | |
85 | 4 | | |
86 | 5 | | |
87 | 6 | | |
88 | 7 | | |
89 | 8 | | |
90 | 9 | | |
Легкая гимнастика 15 |
91 | 1 | Овладение техникой бега на средние дистанции | Техника безопасности Бег 2000м, 1500м ОРУ Специальные беговые упражнения | Уметь бегать дистанцию 2000м, 1500м | Комплексный | | |
92 | 2 | | |
93 | 3 | | |
94 | 4 | Совершенствование техники спринтерского бега. Эстафетный бег | Инструктаж ТБ Низкий старт до 30м Стартовый разгон Бег по дистанции 70-80м Эстафетный бег Специальные беговые упражнения Развитие скоростных качеств | Уметь бегать с низкого старта с максимальной скоростью 60м. | Вводный Комплексный | | |
95 | 5 | | |
96 | 6 | | |
97 | 7 | | |
98 | 8 | | |
99 | 9 | Совершенствование техники прыжка в высоту Метания малого мяча в неподвижную цепь | Прыжок в высоту способом «перешагивания» с 11-13 беговых прыжков. Приземление Метание мяча на дальность в коридоре 10м с разбега Специальные беговые упражнения Развитие скоростно-силовых качеств | Уметь прыгать в высоту способом перешагивание, метать мяч на дальность | Комплексный | | |
100 | 10 | | |
101 | 11 | | |
102 | 12 | | |
103 | 13 | | |
104 | 14 | | |
105 | 15 | | |