Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике и программы «Начальная школа XXI века» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №1 г. Черняховска им. В.У.Пана, с учебным планом МАОУ СОШ №1 г.Черняховска им. В.У.Пана , рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета 16.06.2017 г. (протокол № 11 от 16.06.2017 г.) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» (Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»/Руководитель проекта проф. Н.Ф.Виноградова) Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», М., Вентана-Граф, 2011.)
Учебники - Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана - Граф, 2013г.
Методические пособия для педагогов - Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 3 класс: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2015 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
называть:
единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
различать:
знаки ;
числовые равенства и неравенства;
прямую, луч и отрезок;
сравнивать:
числа в пределах 1000;
воспроизводить по памяти:
соотношения между единицами длины (1 км = = 1000 м, 1 см = 10 мм); массы (1 кг = 1000 г); времени: (1 ч = = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век =100 лет, 1 год = = 12 месяцев);
приводить примеры:
числовых равенств и неравенств;
устанавливать связи и зависимости:
между компонентами и результатами арифметических действий (суммой и слагаемыми, произведением и множителями и др.);
между известными и неизвестными величинами при решении арифметических задач;
решать учебные и практические задачи:
выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
решать арифметические текстовые задачи в три действия (в различных комбинациях);
применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Обязательный уровень
Ученик должен:
знать названия и последовательность натуральных чисел до 1000 (включительно), уметь записывать их цифрами и сравнивать;
знать названия и обозначения действий умножения и деления;
знать наизусть таблицу умножения однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 20 и 100;
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, используя письменные приемы вычислений;
знать названия компонентов четырех арифметических действий;
знать правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них, уметь находить их значения, выполняя два-три арифметических действия;
уметь решать арифметические текстовые задачи в три действия в различных комбинациях;
уметь вычислять: периметр многоугольника, периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Повышенный уровень
Ученик может:
выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное числа в случаях, когда результат действия не превышает 1000, используя письменные приемы выполнения действий;
различать числовые равенства и неравенства, знаки «»;
называть единицы длины, массы, вместимости, времени, площади;
приводить примеры верных и неверных высказывании;
называть фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
вычислять длину ломаной;
изображать ломаную, обозначать ее буквами и читать обозначение;
изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать обозначение;
различать луч и прямую;
делить окружность на 6 равных частей с помощью циркуля;
строить точку, симметричную данной, на клетчатом фоне.
Личностные УУД:
умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
способность характеризовать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
Познавательные УУД:
овладение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
овладение планированием, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно учиться высказывать свои предположения;
умение слушать и удерживать учебную задачу; сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
Содержание учебного предмета
Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна).Вместимость. Единица вместимости (литр). Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Умножение и деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Текстовые задачиРешение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение задач разными способами.Задачи, содержащие долю. Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Различение окружности и круга, построение окружности с помощью циркуля.Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата.Площадь. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Тематическое планирование
№ урока | Тема, раздел (количество часов) | Тема урока |
1 | Тысяча | Числа от 100 до 1000 |
2 | Тысяча | Числа от 100 до 1000 |
3 | Тысяча | Сравнение чисел. Знаки «» |
4 | Тысяча | Сравнение чисел. Знаки «» |
5 | Тысяча | Проверочная работа |
6 | Величины и их измерение | Километр, миллиметр |
7 | Величины и их измерение | Километр, миллиметр |
8 | Величины и их измерение | Километр, миллиметр |
9 | Величины и их измерение | Километр, миллиметр |
10 | | Первая педагогическая диагностика |
11 | Геометрические фигуры | Ломаная |
12 | Геометрические фигуры | Ломаная |
13 | Геометрические фигуры | Ломаная |
14 | Геометрические фигуры | Длина ломаной |
15 | Геометрические фигуры | Длина ломаной |
16 | Геометрические фигуры | Длина ломаной |
17 | | Входящая административная контрольная работа |
18 | Величины и их измерение | Масса: килограмм, грамм |
19 | Величины и их измерение | Масса: килограмм, грамм |
20 | Величины и их измерение | Масса: литр |
21 | Величины и их измерение | Масса: литр |
22 | Величины и их измерение | Масса: литр |
23 | Величины и их измерение | Текущая контрольная работа. Величины и их измерение |
24 | Тысяча | Сложение |
25 | Тысяча | Сложение |
26 | Тысяча | Сложение |
27 | Тысяча | Сложение |
28 | Тысяча | Сложение |
29 | Тысяча | Вычитание |
30 | Тысяча | Вычитание |
31 | Тысяча | Вычитание |
32 | Тысяча | Вычитание |
33 | Тысяча | Вычитание |
34 | Тысяча | Контрольная работа за 1четверть. Проверка полученных знаний |
35 | Тысяча | Решение примеров и задач |
36 | Тысяча | Сочетательное свойство сложения |
37 | Тысяча | Сочетательное свойство сложения |
38 | Тысяча | Сумма трёх и более слагаемых |
39 | Тысяча | Сумма трёх и более слагаемых |
40 | Тысяча | Сочетательное свойство умножения |
41 | Тысяча | Сочетательное свойство умножения |
42 | Тысяча | Сочетательное свойство умножения |
43 | Тысяча | Произведение трёх и более множителей |
44 | Тысяча | Произведение трёх и более множителей |
45 | Тысяча | Контрольная работа по теме: «Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000» |
46 | Тысяча | Произведение трёх и более множителей |
47 | Тысяча | Произведение трёх и более множителей |
48 | Тысяча | Произведение трёх и более множителей |
49 | Тысяча | Произведение трёх и более множителей |
50 | Величины и их измерение | Симметрия на клетчатой бумаге |
51 | Величины и их измерение | Проверочная работа. Симметрия на клетчатой бумаге |
52 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок |
53 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок |
54 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок |
55 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками |
56 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками |
57 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками |
58 | Тысяча | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками |
59 | Тысяча | Контрольная работа по теме «Порядок выполнения действий в числовых выражениях» |
60 | Тысяча | Работа над ошибками. Урок коррекции |
61 | Уравнения и неравенства | Высказывание |
62 | Уравнения и неравенства | Высказывание |
63 | Уравнения и неравенства | Высказывание |
64 | | Административная итоговая промежуточная контрольная работа |
65 | Тысяча | Решение примеров и задач. |
66 | Уравнения и неравенства | Числовые равенства и неравенства |
67 | Уравнения и неравенства | Числовые равенства и неравенства |
68 | Уравнения и неравенства | Числовые равенства и неравенства |
69 | Пространств.отношения. Геометрические фигуры | Деление окружности на равные части |
70 | Пространств.отношения. Геометрические фигуры | Деление окружности на равные части |
71 | Пространств.отношения. Геометрические фигуры | Деление окружности на равные части |
72 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение суммы на число |
73 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение суммы на число |
74 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение суммы на число |
75 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на 10 и на 100 |
76 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на 10 и на 100 |
77 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на 10 и на 100 |
78 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение в случаях вида 50 * 9, 200 * 4 |
79 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение в случаях вида 50 * 9, 200 * 4 |
80 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение в случаях вида 50 * 9, 200 * 4 |
81 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение в случаях вида 50 * 9, 200 * 4 |
82 | Геометрические фигуры | Прямая |
83 | Геометрические фигуры | Прямая |
84 | | Вторая педагогическая диагностика |
85 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на однозначное число |
86 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на однозначное число |
87 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на однозначное число |
88 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на однозначное число |
89 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на однозначное число |
90 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на однозначное число |
91 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Контрольная работа по теме «Умножение на однозначное число в пределах 1000» |
92 | Величины и их измерение | Измерение времени |
93 | Величины и их измерение | Измерение времени |
94 | Величины и их измерение | Измерение времени |
95 | Величины и их измерение | Измерение времени |
96 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на 10 и па 100 |
97 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на 10 и па 100 |
98 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на 10 и на 100 |
99 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Нахождение однозначного частного |
100 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Нахождение однозначного частного |
101 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Нахождение однозначного частного |
102 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Нахождение однозначного частного |
103 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Контрольная работа за 3 четверть. Проверка изученного в 3-ей четверти |
104 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление с остатком |
105 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление с остатком |
106 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление с остатком |
107 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление с остатком |
108 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на однозначное число |
109 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на однозначное число |
110 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на однозначное число |
111 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на однозначное число |
112 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Проверочная работа. Деление на однозначное число |
113 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение вида 23 * 40 |
114 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение вида 23 * 40 |
115 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение вида 23 * 40 |
116 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение вида 23 * 40 |
117 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение вида 23 * 40 |
118 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на двузначное число |
119 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на двузначное число |
120 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на двузначное число |
121 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на двузначное число |
122 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на двузначное число |
123 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Умножение на двузначное число |
124 | | Третья педагогическая диагностика |
125 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на двузначное число |
126 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на двузначное число |
127 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на двузначное число |
128 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на двузначное число |
129 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | Деление на двузначное число |
130 | Умножение и деление на однозначное идвузначное число в пределах 1000 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на двузначные» |
131 | | Повторение. Подготовка к итоговым контрольным работам за четверть и за год |
132 | | Комплексная контрольная работа |
133 | | Повторение и закрепление изученного материала |
134 | | Административная итоговая контрольная работа |
135 | | Повторение и закрепление изученного материала |
136 | | Повторение и закрепление изученного материала |
В соответствии с учебным планом на изучение математики выделяется 170 ч.: 136 ч. - инвариационные и 34 ч.- вариационные (модуль «Информатика» - выделен отдельным курсом)
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Из них контрольных работ |
1 | Тысяча | 41 | 3 |
2 | Уравнения и неравентсва | 6 | |
3 | Умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах 1000 | 51 | 3 |
4 | Величины и их измерение | 16 | 1 |
5 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 11 | |
6 | Резерв (вводный, промежуточный, итоговый административный контроль; диагностическая работа: начало года, середина, конец года; комплексная работа, повторение) | 11 | 7 |
Итого: | 136 | 14 |