СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мастер краткости" для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность кружка «Мастер краткости» - интеллектуальная.

 

Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению Части 1 – написанию сжатого изложения, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.

Таким образом, новизна и актуальность данного учебного курса «Мастер краткости» заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Цель учебного курса (кружка): подготовить учащихся к успешному выполнению Части 1 – написанию сжатого изложения на ГИА в 9 классе: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста, научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мастер краткости" для 8 класса»

Рассмотрена Утверждена

на методическом объединении директором МБОУ Чертковской

классных руководителей, СОШ № 1

Методическим Советом школы

Принята: Торба Т.И. _______________

Педагогическим советом Приказ № _158_____________

Протокол № 1 от « » августа__2017г.

от «__» _августа_2017 г.

Руководитель МО __________

Руководитель Методического

Совета школы _____________

Зам. директора по ВР _______


Рабочая программа

в системе дополнительного образования

кружка «Мастер краткости»

направленность (интеллектуальной направленности)

для обучающихся _______(14-15 лет)

возраст

Рассчитана на ____17__часов.


Педагог дополнительного образования: Чупракова М.А.

Образование, категория: высшее, высшая


2017-2018 учебный год











Чертково



Пояснительная записка


Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе.

ОГЭ задает новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 8 классов. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста (в широком значении слова «текст»), вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности. Так возникла необходимость создания программы дополнительного образования «Мастер краткости» для подготовки 8-классников к написанию сжатого изложения.

Направленность кружка «Мастер краткости» - интеллектуальная.

Качественный анализ ответов выпускников по заданным критериям позволил увидеть уровень готовности учащихся к выполнению Части 1 – написанию сжатого изложения, обозначить проблемные точки, над которыми нам предстоит специальная работа в ближайшем будущем.

Таким образом, новизна и актуальность данного учебного курса «Мастер краткости» заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием нехудожественного текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Цель учебного курса (кружка): подготовить учащихся к успешному выполнению Части 1 – написанию сжатого изложения на ГИА в 9 классе: сформировать способность к созданию письменного высказывания на основе предложенного публицистического или художественного текста, научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.              

В задачи данного курса входит обучение:

  • способам понимания текста;

  • способам выражения понимания чужого;

  • способам выражения собственной позиции;

  • созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

  • способам компрессии текста;

  • созданию сжатого изложения.

А также развитие рефлексивных способностей на основе способов различения  авторской позиции, позиций всех присутствующих в тексте субъектов речи и собственной.

Возраст: программа рассчитана на обучающихся 8 класса (14-15 лет).

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием текста, индивидуальная письменная работа при работе по созданию текстов сжатого изложения.

Сроки реализации программы кружка «Мастер краткости»: сентябрь 2016 – май 2017 года.

Количество учебных часов: кружок «Мастер краткости» рассчитан на 34 ч. и предназначен для восьмиклассников.

Количество обучающихся в группе: 8В класс – 14 человек.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в процессе реализации кружка «Краткая словесность»: в результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: 

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста, использовать уместные, точные и лаконичные языковые средства обобщённой передачи содержания текста

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Виды контроля и формы подведения итогов: контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов   территориальных предметных комиссий  по проверке заданий с развернутым ответом.

Требования к уровню подготовки учащихся: после изучения предлагаемого учебного курса дополнительного образования «Мастер краткости» обучающиеся должны:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • обрабатывать информацию звучащего текста;

  • понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в тексте проблем;

  • использовать информацию, содержащуюся в тексте, в качестве аргумента;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическим, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.


Способы определения результативности при написании сжатому изложению и педагогический мониторинг учебных достижений:


Критерий мониторинга

Показатели критерия

Метод, позволяющий

оценить степень выраженности подготовки учащихся

1.Достаточность знаний критериев написания сжатого изложения при подготовке к ГИА-9 (Часть 1)

Наличие знаний, соответствующих содержанию оценки (критериев) при написанию сжатого изложения

Беседа, фронтальный опрос.

2.Наличие умений и навыков для осуществления создания нехудожественного текста сжатого изложения в соответствии с критериями

Предметные результаты:

Овладение алгоритмами создания текста;

Овладение приемами сжатия информации;

Сформированность функциональной правописной грамотности;

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных языковых средств для передачи информации.


Наблюдение учителя за ходом практической работы по написанию сжатого изложения , проверка учителем сжатых изложений обучающихся в соответствии с критериями, самооценка учащихся по критериям.

3.Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществить индивидуальную деятельность по написанию сжатого изложения

Понимание значимости приобретенных знаний и умений;

Использованиеприобретенных умений и навыков в повседневной жизни.


Наблюдение учителя, опрос учащихся.

4.Наличие интереса к формированию умений и навыков при подготовке к написанию сжатого изложения на ГИА-9 (Часть 1)

Посещаемость занятий.

Активность на занятиях.

Степень самостоятельности при написании сжатого изложения.

Ведение журнала.

Наблюдение учителя.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мастер краткости»: контрольные занятия по написанию учащимися сжатого изложения и последующая проверка учителем в соответствии с критериями:


Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения



Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, илиэкзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0


Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7



Методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

  1. Александрова О.М. Материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы. – М., 2017.

  2. Драбкина С.В. ГИА выпускников 9 классов. М., Интеллект-Центр, 2017.

  3. Мартынова Л. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе: практические рекомендации. М., Дрофа, 2017.

  4. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Львова С.И. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2017.

  5. Цыбулько И.П. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2017. – 80 с. (ГИА-2013. ФИПИ – школе).

    1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

    2.  Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

    3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Учебник для 9 кл общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015. 

Материально-техническое обеспечение

             Учебное оборудование и компьютерная техника

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Школьные словари русского языка.

  2. Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).

  3. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков). 

Печатные пособия

  1. Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса. 

  2. Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

  3. Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

  4. Портреты выдающихся русских  лингвистов.

Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса)

           http://www.hi-edu.ru/CentrDovusBooks/Rus1/Rus1_6.pdf

           http://nsportal.ru/srednaya-shkola/russkii-yazyk

           http://www.tutoronline.ru/

           http://teacher.ts6.ru/

ФИПИ  http://www.fipi.ru/













































Учебно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1.

Раздел «Сжатое изложение»




1.

2.

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с КИМами. Критерии оценивания изложения.

2

1

1

3.

4.

Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения.

2

1

1

5.


6.

Составление плана текста. Выделение микротем. Абзацное членение текста.

Анализ текстов и планов.

2

1

1

7.

8.

Понятие сжатого изложения. Приёмы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную.

2

1

1

9.

10.

11.

12.

Приёмы свёртывания исходной информации путём обобщения, замены, исключения.

4

1

3

13.

14.

15.

16.

Сокращение исходного текста с помощью приёмов компрессии.

4

1

3

17.

18.

19.

20.

21.

Анализ текстов готовых изложений, редактирование текстов.

5

1

4

22.

23.

24.

25.

26.

Написание сжатого изложения.

5

0

5

27.

28.

Классификация речевых ошибок.

2

1

1

29.

30.

Классификация грамматических ошибок.

2

1

1

31.

32.

33.

34.

Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.

4

0

4








Итого

34

9

25






Календарно-тематический план работы

кружка «Мастер краткости»

на 2017 - 2018 уч.год, 1 час в неделю


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Сроки

План

Факт

1.

Раздел «Сжатое изложение»




1.

2.

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство с КИМами. Критерии оценивания изложения.

2



3.

4.

Понятие об изложении. Виды изложений. Алгоритм написания изложения.

2



5.


6.

Составление плана текста. Выделение микротем. Абзацное членение текста.

Анализ текстов и планов.

2



7.

8.

Понятие сжатого изложения. Приёмы компрессии текста. Разделение информации на главную и второстепенную.

2



9.

10.

11.

12.

Приёмы свёртывания исходной информации путём обобщения, замены, исключения.

4



13.

14.

15.

16.

Сокращение исходного текста с помощью приёмов компрессии.

4



17.

18.

19.

20.

21.

Анализ текстов готовых изложений, редактирование текстов.

5



22.

23.

24.

25.

26.

Написание сжатого изложения.

5



27.

28.

Классификация речевых ошибок.

2



29.

30.

Классификация грамматических ошибок.

2



31.

32.

33.

34.

Написание сжатого изложения. Работа над ошибками.

4










Итого

34














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!