Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная коррекционная школа-интернат р.п. Квиток»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на педагогическом совете заместитель директора директора школы
протокол №____от_____ по УВР__________С.В. Тынина ______________П.Д. Маслий
________ _________2016 г. _____________________2016 г. ____________________2016 г.
Рабочая программа
логопедических занятий
6 «А», 6 «Б», 6 «В» класс
Автор- составитель:
Ситникова М.Н.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Логопедическая работа в школе специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 6-х классов специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
-гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 6 класса проводятся 2 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 6 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Содержание изучаемого курса
6 класс (68 часов)
Обследование – 4 часов.
Предложение – 4 часа
Звуковой анализ – 3 часа
Твёрдые и мягкие согласные – 5 часов.
Состав слова – 10 часов.
Словосочетание – 7 часов.
Предложение – 18 часов.
Текст – 15 часов.
Обследование – 2 часа.
6класс (68 часов)
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во час. | Информационное сопровождение. | Дата по плану |
6 «А» | 6 «Б» | 6 «В» |
I четверть |
Обследование. | 4 ч. | | |
1. | Обследование импрессивной и связной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 1.09.16 | 5.09.16 | 3.09.16 |
2. | Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова. | Выявить соответствует ли словарь возрастной категории. Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 5.09.16 | 6.09.16 | 7.09.16 |
3. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 8.09.16 | 12.09.16 | 10.09.16 |
4. | Обследование письма и чтения. | Выявить наличие нарушений письма и чтения. | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 12.09.16 | 13.09.16 | 14.09.16 |
Предложение. | 4 ч. | | |
5. | Понятие о предложении. | Закреплять понятие о предложении. | 1 | Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 15.09.16 | 19.09.16 | 17.09.16 |
6. | Простое предложение. | Закреплять различие в понятиях «предложение» и «слово». | 1 | Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 19.09.16 | 20.09.16 | 21.09.16 |
7. | Простое распространенное предложение. | Закреплять у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. | 1 | Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 22.09.16 | 26.09.16 | 24.09.16 |
8. | Согласование слов в предложении. | Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. | 1 | Схемы предложений, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 26.09.16 | 27.09.16 | 28.09.16 |
Звуковой анализ. | 3 ч. | | |
9. | Гласные I ряда. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | Слоговые таблицы для чтения. Схемы гласных звуков. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 29.09.16 | 3.10.16 | 1.10.16 |
10. | Гласные II ряда. | Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме. | 1 | Слоговые таблицы для чтения. Схемы гласных звуков. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 3.10.16 | 4.10.16 | 5.10.16 |
11. | Сходство парных гласных. | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство. | 1 | Слоговые таблицы для чтения. Схемы гласных звуков. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 6.10.16 | 10.10.16 | 8.10.16 |
Твёрдые и мягкие согласные. | 5 ч. | | |
12. | Твердые и мягкие согласные | Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 10.10.16 | 11.10.16 | 12.10.16 |
13. | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | Учить слышать мягкие согласные на конце слова. | 1 | Раздаточный материал с заданиями, карточки. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 13.10.16 | 17.10.16 | 15.10.16 |
14. | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | Учить слышать мягкие согласные на конце слова. | 1 | Раздаточный материал с заданиями, карточки. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 17.10.16 | 18.10.16 | 19.10.16 |
15. | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | 1 | Схемы для звуко-буквенного анализа, картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 20.10.16 | 24.10.16 | 22.10.16 |
16. | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | 1 | Схемы для звуко-буквенного анализа, картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 24.10.16 | 25.10.16 | 26.10.16 |
Состав слова. | 10ч. | | |
17. | Родственные слова. | Совершенствовать умение подбирать родственные слова. | 1 | Карточки с заданиями, раздаточный картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 27.10.16 | 26.10.16 | 29.10.16 |
18 | Корень слова. | Упражнять в подборе однокоренных слов. | 1 | Карточки с заданиями, раздаточный картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 28.10.16 | 27.10.16 | 30.10.16 |
II четверть |
1. | Сложные слова. | Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные. | 1 | Карточки с заданиями, раздаточный картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 10.11.16 | 8.11.16 | 9.11.16 |
2. | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | Учить образовывать новые слова с помощью приставок. | 1 | Карточки с заданиями, раздаточный картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 14.11.16 | 14.11.16 | 12.11.16 |
3. | Суффикс. Суффиксальное образование слов. | Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов. | 1 | Карточки с заданиями, раздаточный картинный материал. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 17.11.16 | 15.11.16 | 16.11.16 |
4. | Окончание в словах. | Учить правильно употреблять формы слов (в зависимости от контекста). | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 21.11.16 | 21.11.16 | 19.11.16 |
5. | Закрепление темы «Состав слова». | Закреплять знания учащихся по теме, тренировочные упражнения. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 24.11.16 | 22.11.16 | 23.11.16 |
6. | Дифференциация предлогов и приставок. | Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи. | 1 | Картинный материал, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 28.11.16 | 28.11.16 | 26.11.16 |
7. | Дифференциация предлогов и приставок. | Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи. | 1 | Картинный материал, карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 1.12.16 | 29.11.16 | 30.11.16 |
8. | Итоговое занятие по теме: «Состав слова» | Закреплять знания учащихся по теме, тренировочные упражнения. | 1 | Карточки с заданиями. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г. | 5.12.16 | 5.12.16 | 3.12.16 |
Словосочетание. | 7 ч. | | |
9. | Словосочетание: Согласование имён существительных с глаголами в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1 | Индивидуальные карточки, слова для составления словосочетаний. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г. | 8.12.16 | 6.12.16 | 7.12.16 |
10. | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа. | 1 | Индивидуальные карточки, слова для составления словосочетаний. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г. | 12.12.16 | 12.12.16 | 10.12.16 |
11. | Согласование существительных с глаголами в роде. | Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных. | 1 | Индивидуальные карточки, слова для составления словосочетаний. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г. | 15.12.16 | 13.12.16 | 14.12.16 |
12. | Согласование существительных с прилагательными в роде. | Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое). | 1 | Таблица вопросов, карточки со словами. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» – М.: «Просвещение», 2002 г. | 19.12.16 | 19.12.16 | 17.12.16 |
13. | Словосочетания, образованные по типу управления. | Закреплять умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы. | 1 | Таблица вопросов, карточки со словами. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» – М.: «Просвещение», 2002 г. | 22.12.16 | 20.12.16 | 21.12.16 |
14. | Закрепление падежных форм. | Тренировать в изменении падежных форм имени существительного. | 1 | Карточки с заданиями. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г. | 26.12.16 | 26.12.16 | 24.12.16 |
15 | Занимательная логопедия | | 1 | | 27.12.16 | 27.12.16 | 25.12.16 |
III четверть |
Предложение. | 18 ч. | | |
1. | Предложение. Словосочетание и предложение. | Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения. | 1 | Карточки со словосочетаниями и предложениями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 12.01.17 | 16.01.17 | 14.01.17 |
2. | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1 | Карточки с деформированными предложениями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 16.01.17 | 17.01.17 | 18.01.17 |
3. | Работа с деформированным предложением. | Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение. | 1 | Карточки со словосочетаниями и предложениями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 19.01.17 | 23.01.17 | 21.01.17 |
4. | Повествователь-ное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | Раздаточные карточки с текстами. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 23.01.17 | 24.01.17 | 25.01.17 |
5. | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 26.01.17 | 30.01.17 | 28.01.17 |
6. | Восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | Раздаточные карточки с текстами. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 30.01.17 | 31.01.17 | 1.02.17 |
7. | Сложное предложение: сложносочинён-ное. (союз» И»). | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений. | 1 | Раздаточные карточки с текстами, карточка союзом И. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 2.02.17 | 6.02.17 | 4.02.17 |
8. | Сложное предложение: сложносочинён-ное. (союзы «а»,»но»). | Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений. | 1 | Раздаточные карточки с текстами, карточки с союзом А,НО. Ефименко Л.Н., Мисаренко,Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 6.02.17 | 7.02.17 | 8.02.17 |
9. | Сложноподчинённое предложение. (союз «потому что»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1 | Карточки с предложениями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 9.02.17 | 13.02.17 | 11.02.17 |
10. | Сложноподчинённое предложение. (союз «чтобы»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 13.02.17 | 14.02.17 | 15.02.17 |
11. | Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»). | Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 16.02.17 | 20.02.17 | 18.02.17 |
12. | Простое предложение. | Учить составлять простые предложения. | 1 | Схемы предложения, карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 20.02.17 | 21.02.17 | 22.02.17 |
13. | Простое предложение. | Учить составлять простые предложения. Учить строить предложения по заданному вопросу. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 27.02.17 | 27.02.17 | 25.02.17 |
14. | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1 | Карточки с простыми нераспространёнными предложениями, карточки со словами для распространения предложений. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 2.03.17 | 28.02.17 | 1.03.17 |
15. | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1 | Карточки с простыми нераспространёнными предложениями, карточки со словами для распространения предложений. | 6.03.17 | 6.03.17 | 4.03.17 |
16. | Распространение предложений. | Упражнять учащихся в распространении предложений. | 1 | Карточки с простыми нераспространёнными предложениями, карточки со словами для распространения предложений. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 9.03.17 | 7.03.17 | 11.03.17 |
17. | Выделение предложений из сплошного текста. | Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме. | 1 | Карточки со сплошным текстом. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 13.03.17 | 13.03.17 | 15.03.17 |
18. | Выделение предложений из сплошного текста | Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме. | 1 | Карточки со сплошным текстом. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 16.03.17 | 14.03.17 | 18.03.17 |
19 | Связь слов в предложении. (Проверочные задания). | Закреплять знания о предложении. | 1 | Карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 20.03.17 | 20.03.17 | 20.03.17 |
20 | Занимательная логопедия | | 1 | | 23.03.17 | 21.03.17 | 22.03.17 |
IV четверть.
Текст | 16 ч. | | |
1. | Восстановление деформирован-ного текста (3 части). | Закреплять умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1 | Деформированный текст. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 3.04.17 | 3.04.17 | 5.04.17 |
2. | Восстановление деформирован-ного текста (4 части). | Закреплять умение определять последовательность частей в повествовательном тексте. | 1 | Деформированный текст. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 6.04.17 | 4.04.17 | 8.04.17 |
3. | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам. | 1 | Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 10.04.17 | 10.04.17 | 12.04.17 |
4. | Составление плана текста. | Закреплять умение составлять план текста. | 1 | План текста. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 13.04.17 | 11.04.17 | 15.04.17 |
5. | Пересказ по плану. | Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план. | 1 | План текста. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 17.04.17 | 17.04.17 | 19.04.17 |
6. | Выборочный пересказ. | Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 20.04.17 | 18.04.17 | 22.04.17 |
7. | Краткий пересказ. | Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 24.04.17 | 24.04.17 | 26.04.17 |
8. | Составление заключения к рассказу. | Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 27.04.17 | 25.04.17 | 29.04.17 |
9. | Составление заключения к рассказу. | Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 1.04.17 | 2.05.17 | 3.05.17 |
10. | Составление вступления к рассказу. | Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту. | 1 | Карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 28.04.16 | 4.05.17 | 6.05.17 |
11. | Составление вступления к рассказу. | Формировать умение составлять вступительную часть к данному тексту. | 1 | Индивидуальные карточки с заданиями. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 29.04.16 | 7.05.17 | 8.05.17 |
12. | Какие бывают тексты: повествование. | Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | Карточки с текстами. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г/ | 4.05.17 | 8.05.17 | 10.05.17 |
13. | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | Закреплять умение связно излагать текст. | 1 | Сюжетная картина. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 8.05.17 | 10.05.17 | 11.05.17 |
14. | Описание. | Познакомить особенностями описательного текста. | 1 | Картинный материал. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г. | 11.05.17 | 11.05.17 | 13.05.17 |
15. | Составление рассказа- описания. | Формировать умение использовать прилагательные в описательном тексте. | 1 | Картинный материал. Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г. | 15.05.17 | 13.05.17 | 17.05.17 |
16. | Рассуждение. | Познакомить с рассуждением, его структурой. Формировать умение отличать рассуждение от других типов речи. | 1 | Ефименко Л.Н., Садовникова. И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г. | 18.05.17 | 16.05.17 | 20.05.17 |
Обследование. | 2 ч | | |
17. | Фронтальное обследование. | | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 2205.17 | 22.05.17 | 24.05.17 |
18. | Фронтальное обследование. | | 1 | Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г. | 25.05.17 | 23.05.17 | 27.05.17 |
Результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
• различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;
• подбирать группы родственных слов;
• проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
• обозначать мягкость согласных буквой Ь;
• разбирать слово по составу;
• выделять имя существительное как часть речи;
• строить простое распространенное предложение;
• связно высказываться устно, письменно;
• проверять написание гласных и согласных (путем изменения формы слова);
• писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
Барылкина Л.П. « Эти трудные согласные». – М.: « 5 за знания», 2005 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь № 4 по русскому язык. Глагол.» . – М.: «Просвещение», 2002 г.
Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М.: 2006 г.
Городилова В.И., Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: « Айрис дидактика», 2007 г.
Громова О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М.: «Творческий центр», 2005 г.
Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М.: «Владос», 2004 г.
Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М.: «Просвещение», 1991 г.
Ефименко Л.Н., Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей-олигофренов». – М.: «Просвещение»,1970 г.
Жукова Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург: « АРДЛТД»,1998 г.
Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М.: «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 Г.
Киселёва В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М.: «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М.: «Просвещение», 1972 г.
Лалаева Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: « Владос», 2001 г.
Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М.: «Аквариум», 1996 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: 2007 г.
Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Морозова И.А., Пушкарёва М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.: «Владос», 1995 г.
Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М.: «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
Седых Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М.: 2005 г.
Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М.: «Мозайка», 2004г.
Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М.: «Владос» - 2003 г.
Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: «Просвещение» , 1981 г.
Филлипова «Говори правильно». – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
Ханьшева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М.: 2005 г.
Ястребова А. В., Бессонова Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М.: «Аркти», 2007 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 1998 г.
Логопедия /под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.