СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературные места Кубани"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Литературные места Кубани"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературные места Кубани"»

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 60 села Новопокровского муниципального образования Крымский район





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «31» августа 2016 года протокол № 1

Председатель _______ Андрейчук А.И.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Литературные места Кубани»



Срок реализации программы 1 год

Возраст обучающихся 10-11 лет








Составитель: учитель русского языка и литературы

Клейн Руфина Тахировна









2016г.





Программа интенсива «Литературные места Кубани».

  1. Пояснительная записка.

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса, с тем чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами.

Эта проблема неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей, обладаю­щих широким кругозором, способных самостоятельно приобре­тать знания.

В поисках путей решения стоящих перед школой задач учи­теля обращаются и к литературному краеведению.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяю­щие его люди, неповторимый облик родной природы — все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы.

Занятия краеведением являются важным источником патрио­тическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведе­ния, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литера­туры — слово.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредст­венно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники ста­новятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к при­роде у людей, способных понимать ее живую красоту, постепен­но сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патрио­тические убеждения.

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, фор­мируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым спо­собствуют развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных.

Литературно-краеведческая работа в школе развивается в двух тесно связанных между собою направлениях: на уроке и во внеурочное время. Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят даль­нейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных лите­ратурно-краеведческих занятий. Сближение этих двух направле­ний, являясь одной из важных особенностей развития школьного литературного краеведения в последние годы, обеспечивает соз­дание определенной системы в занятиях.


Актуальность программы в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы предопределе­на его практической направленностью на реализацию органи­ческого единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация, о литературных местах Кубани расширяет интеллек­туальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свобо­ды, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей Рос­сии. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гумани­тарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.


Цели и задачи курса «Литературные места Кубани».


Цель программы:

систематизация знаний по литературе, полученных в результате посещений экскурсий по литературным местам Кубани.

Задачи программы:

- углубить и укрепить знания по литературе, по­лученные на классных занятиях;

- применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;

- понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;

- развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;

- уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и твор­чество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспита­ния;

- выявить и усовершенствовать навыки исследова­тельской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении своего пред­мета».

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися информации о литературных местах Кубани: от получения знаний по литературе - к изучению литературной жизни местного края, пониманию органической взаимозависимости местной и общенациональной литературы. Необходимо, чтобы знания курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.


Функции и признаки экскурсии

Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.


  Основные функции экскурсии

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею "как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображенье"1.

Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.
 Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного - раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов. Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.



Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора.

Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:
а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
д) прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.

Признаки экскурсии

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. "Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных"

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - "гидизм" - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых - экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.

Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.

Место курса в учебном плане.

Программа «Литературные места Кубани» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел внеурочной деятельности, направление – «Литературные места Кубани». Программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений:

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.



  1. Личностные и метопредметные результаты освоения курса в неурочной деятельности.

Требования к результатам внеурочной деятельности:

Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты внеурочной деятельности отражают:

-- Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-- Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-- Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

-- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-- Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

-- Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

-- Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:



-- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:



-- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-- Смысловое чтение;

-- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

-- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Регулятивные

Школьник научится:

-- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане;

-- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-- различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

-- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Познавательные

Школьник научится:

-- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

-- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;

-- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

-- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

-- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;

-- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;

-- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя
недостающие компоненты;

-- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;



Коммуникативные

Школьник научится:

-- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-- формулировать собственное мнение и позицию;

-- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;

-- задавать вопросы;

-- использовать речь для регуляции своего действия;

-- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

-- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;

-- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;

-- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.



  1. Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс (34 часа)



Введение

Что такое экскурсия.

Понятие об экскурсиях.



  1. Теоретический блок.

Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани

        События, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма А.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвящённое поединку Мстислава и Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».

        Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.

        М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвящённом памяти А.И. Одоевского.



Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.



        Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»), «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».

        Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».

        М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.

        Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.

        «Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды в прозе».

        Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвящённый кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.

        Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В. С. Мова как переводчик.

        Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н. Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий - рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.

        Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.



Становление литературы Кубани

        К.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г.

        Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко — драматург («Черноморский быт на Кубани»).

Творческий портрет – Лихоносова



  1. Экскурсии

- экскурсия в Литературный музей Кубани (г. Краснодар)

- экскурсия в Дом-музей Лермонтова в Тамани

- встреча с писателями г. Крымска

- встреча с писателями г. Славянска-на-Кубани

- экскурсия по местам героев рассказа В. Лихоносова «Брянские» (с. Новопокровское Крымского района)







  1. Практический блок

Подготовка и показ музыкально - литературной гостиной «Литературные места Кубани».



  1. Тематическое планирование




п\п


Наименование разделов, модулей, тем

Количество часов

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

всего часов

аудиторные

внеаудиторные

Введение

2




1.

Что такое экскурсия.


1


Знакомство с понятием «экскурсия», развитие интереса познавательной деятельности на примере творчества русских писателей.

2.

Понятие об экскурсиях.


1


Знакомятся с разными видами экскурсий.

Теоретический блок.

14




Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани


3




1.

События, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани.


1


«Кубанский» фрагмент письма А.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвящённое поединку Мстислава и Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции «Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика в авторских примечаниях к «Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"» (лекция).

2.

Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Бестужев на Кубани.


1


Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклора в произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани (лекция).


3.

М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань».


1


Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвящённом памяти А.И. Одоевского.

(виртуальная экскурсия).


Кубань в творчестве русских писателей  второй половины XIX в.


9




1.

Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»)


1


«Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги» (виртуальная экскурсия).

2.

Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».


1



Просмотр презентации.

3.

М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.


1



Просмотр презентации.

4.

Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.


1



Просмотр презентации.

5.

«Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника.


1


Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды в прозе» (лекция).

6.

Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа.


1


Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвящённый кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность (виртуальная экскурсия).

7.

Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка.


1


Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В. С. Мова как переводчик (беседа).

8.

Художественные и публицистические наброски и зарисовки

Н. Н. Канивецкого.


1


Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий - рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев (виртуальная экскурсия).

9.

Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева- автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной.


1


Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба (беседа).

Становление литературы Кубани

3




1.

К.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804 г.


1



Прослушивание фонохристоматии.


2.

Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани.


1


Очерки и рассказы: «Казак-Мамай», «Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко — драматург («Черноморский быт на Кубани») (лекция).

3.

Творческий портрет – Лихоносова


1


Просмотр презентации.

Экскурсии

17




1.

Экскурсия в Литературный музей Кубани.



5

Поездка в город Краснодар.

2.

Экскурсия в дом-музей Лермонтова в Тамани



5

Поездка в город Тамань.

3.

Встреча с писателями г. Крымска



3

Поездка в город Крымск.

4.

Встреча с писателями г. Славянска-на-Кубани



3

Поездка в город Славянска-на-Кубани.

5.

Экскурсия по местам героев рассказа В. Лихоносова «Брянские» (с. Новопокровское Крымского района)



1

Прогулка в селе Новопокровском Крымского района.

Практический блок

1





Музыкально-литературная гостиная «Литературные места Кубани»


1


Подготовка и показ учащимися музыкально-литературной гостиной «Литературные места Кубани».


ИТОГО

34часа




Перечень разделов


п/п

Перечень разделов


Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Теоретический блок

14

2.1

Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани

3

2.2

Кубань в творчестве русских писателей  второй половины XIX в.

9

2.3

Становление литературы Кубани

3

3.

Экскурсии

17

4.

Практический блок

1

4.1

Музыкально-литературная гостиная «Литературные места Кубани»

1


5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во часов

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


2.Печатные пособия

2

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС - СБ. - Краснодар, 2013. - 108с. Авторы составители: Чуп О.В., Шипулина Н.А., Рязанова Н.Б., Казмировская И.В


3

Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и
педагогов. Организационно-методическое сопровождение/Л.Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель. - 118с.


4

Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Краснодар, 2008.


3.Технические средства обучения

5

Компьютер


6

Принтер


7

Сканер


8

Проектор


9

Словари


4.Экранно-звуковые пособия (интернет-ресурсы)

10

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/


11

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01 /bolshaj a-detskaj a-j enciklopedij a-6-12 .html


12

А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya vse_obo vsem.


13

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/


14

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]
http://www.booklinks.ru/


15

«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/


16

http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;


17

http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;


18

http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;


4.Оборудование класса

19

Шкафы


20

Столы ученические


21

Стулья ученические








СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического объединения

Учителей гуманитарно-эстетического цикла

МБОУ ООШ №60

От 28 августа 2016 года №1

________ Аксенова О.Р.







СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________ Судникова Е.В.

29 августа 2016 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!