СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Литературное чтение. 3 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" составлена для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение. 3 класс"»

Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с Конституцией РФ; с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 г. № 273 –ФЗ; с Федеральным базисным учебным планом и Примерным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»; с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, и примерной программы по курсу литературного чтения авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова;

  • формирование интереса к чтении и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представление о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

Программа направлена на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающие воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребности в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- различать кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержание и тематике, обогащая нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными видами текстов;

- создать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетентности реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владения основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

  • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

  • умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.), знание элементов книги;

  • навыки и умения собственно-читательской деятельности, обеспечивающие понимание, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разностороння работа с текстом.



Содержание учебного предмета (136 ч.)

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

 Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью на уровне предмета извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  •  овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • приобщение к литературе как искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Iэтап. Работа с текстом до чтения.

 Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

IIэтап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

 Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

IIIэтап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми   учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников); индивидуальная форма.

  На уроках наряду с традиционными технологиями обучения (индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые и коллективные технологии) применяются также технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

– методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

– методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

– методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

– степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

В системе уроков планируется использование следующих типов уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления знаний;

урок обобщения и систематизации знаний;

комбинированный урок (предполагает выполнение работ и заданий разного вида);

урок-игра (на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки);

урок-путешествие;


Планируемые предметные результаты


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты обучения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- овладения способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты обучения:

- овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарным приёмам анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающие (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрации, на основе личного опыта;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Содержание программы (136 часов).


Наименование разделов и тем.

Содержание программного материала.

Часы

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Самое великое чудо на свете.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

4

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

3

Устное народное творчество.

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

14

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4

Поэтическая тетрадь 1

Проект: «Как научится читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

11

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем; умения находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

5

Великие русские писатели

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни

А. С. Пушкина», А. С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника.

И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и Лисица».

Статья В. Воскобойникова о М. Ю. Лермонтове.

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л. Н. Толстой. «Детство Л. Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

24

Умения размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приёмами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

6

Поэтическая тетрадь 2

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

6

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём; умения находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

7

Литературные сказки

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца – Длинные уши, Косые глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

8

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

8

Были-небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой»; К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»; А. И. Куприн «Слон».

10

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный пересказ прочитанного.

9

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»; А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С. А. Есенин «Черёмуха».

6

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём; умения находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

10

Люби живое

М. М. Пришвин «Моя Родина»;

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;

В. В. Бианки «Мышонок Пик»; Б. С. Житков «Про обезьянку»; В. Л. Дуров «Наша Жучка»; В. П. Астафьев «Капалуха»;

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

15

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный пересказ, выборочный пересказ прочитанного.

11

Поэтическая тетрадь 2

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А. Л. Барто «Разлука», «В театре»; С. В. Михалков «Если…»; Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

8

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём; умения находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»;

А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»;

М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

11

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста.

13

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

9

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный пересказ, выборочный пересказ прочитанного.

14

Зарубежная литература

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.

9

Умения размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

















Виды контроля


№ урока

Вид работы

Тема

Дата по плану

Дата фактически


Проверка техники чтения


сентябрь



Проверка техники чтения


декабрь



Проверка техники чтения


май



Контрольная работа № 1

«Самое великое чудо на свете»




Контрольная работа № 2

«Устное народное творчество»




Контрольная работа № 3

«Поэтическая тетрадь»




Контрольная работа №4

«Великие русские писатели»




Контрольная работа №5

«Поэтическая тетрадь»




Контрольная работа №6

«Литературные сказки»




Контрольная работа №7

«Были-небылицы»




Контрольная работа №8

«Поэтическая тетрадь»




Контрольная работа №9

«Люби живое»




Контрольная работа №10

«Поэтическая тетрадь»




Контрольная работа №11

«Собирай по ягодке- наберешь кузовок»




Контрольная работа №12

«Из детских журналов»




Внеклассное чтение №1

«Книга –самое великое чудо на свете»




Внеклассное чтение №2

«Устное народное творчество»




Внеклассное чтение №3

«Поэтическая тетрадь. Стихи об осени»




Внеклассное чтение №4

«Великие русские писатели»




Внеклассное чтение №5

«Поэтическая тетрадь. Стихи о зиме»




Внеклассное чтение №6

«Литературные сказки»




Внеклассное чтение №7

«Были-небылицы»




Внеклассное чтение №8

«Поэтическая тетрадь»




Внеклассное чтение №9

«Люби живое»




Внеклассное чтение № 10

«Поэты- детям»




Внеклассное чтение № 11

«Юмористические произведения детям»




Внеклассное чтение №12

«По страницам детских журналов»




Внеклассное чтение №13

«Герои мифов Древней Греции»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!