Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
имени С.В.ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО На заседании методического совета МАОУ СОШ №23 г. Липецка Протокол №1 от 29.08.2014 года | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ Г.В. Зыкова 29.08.2014 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка № 262 от 29.08.2014 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
(оздоровительное направление)
для учащихся 1Б класса
на 2014/2015 учебный год
Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности,
составленной на основе программы о правильном питании «Нестле»
и методического пособия для учителей
(авторы: М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева, 2011г.)
Голубкова Н.Е., учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г.
В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Здоровье детей – это здоровье нашей нации.
Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!».
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
Нормативные правовые документы
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»»;
письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 № ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;
основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №23 г. Липецка;
положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования;
приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о программе
Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа предусматривает активизацию у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Обоснования выбора программы
Программа составлена на основе программы о правильном питании «Нестле».
Эта программа способствует:
получению общих сведений о питании, продуктах питания, о правилах приготовления пищи;
расширению представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
воспитанию соблюдения режима и гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.
В авторскую программу изменения не внесены.
Определение места и роли курса в овладении требований к уровню подготовки учащихся
Содержание курса относится к оздоровительному направлению, отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Разговор о правильном питании», не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель-ученик или ученик-учитель.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка курс внеурочной деятельности рассчитан на 33 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). В разделе «Учебно-тематический план» (Таблица 1,2) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы.
В приложениях к рабочей программе «Календарно–тематический план» (Таблица 3,4) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Форма организации внеурочной деятельности
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, развивающие интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, который актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:
внеклассных занятий по правильному питанию;
праздников;
бесед;
путешествий;
однодневных походов в природу;
конкурсов;
подготовки и защиты проектов;
конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
выпуска газет, информационных буклетов.
Технологии обучения
На занятиях используются стандартные педагогические технологии:
Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).
Развивающее обучение (развитие личности и её способностей).
Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).
Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа– это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
Репродуктивный (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);
Проблемный;
Частично-поисковый (творческие задания: режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес?);
Объяснительно- иллюстративный.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
развитие творческой одарённости ребёнка;
овладение способами художественной деятельности;
воспитание духовной культуры учащихся.
Виды и формы контроля:
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к курсу «Разговор о правильном питании»;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи;
могут быть сформированы:
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Предметные
У учащихся будут сформированы представления:
о правилах и основах рационального питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.
Метапредметные
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные
умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах здорового образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.
Информация об используемом учебнике, пособии:
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012.
Безруких М.М. И др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1Б КЛАССА
(33 часа, 1 час в неделю)
Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания.
Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.
Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.
Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания.
Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов.
Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания.
Дать представление о важности регулярных прогулок на свежем воздухе.
Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи.
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре
Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна.
Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.
Резерв – 1 ч.
Итого 33 недели – 33 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1Б КЛАССА
Таблица 1 –Учебно-тематический план (33 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2-3 | Если хочешь быть здоров | 2 |
4-6 | Самые полезные продукты | 3 |
7-8 | Как правильно есть (гигиена питания) | 2 |
9-12 | Удивительные превращения пирожка | 4 |
13-14 | Кто жить умеет по часам | 2 |
15-16 | Всем весело гулять | 2 |
17-19 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? | 3 |
20-23 | Плох обед, если хлеба нет | 4 |
24-27 | Полдник. Время есть булочки | 4 |
28-31 | Пора ужинать | 4 |
32 | Обобщающее занятие | 1 |
| Резерв | 1 |
| Итого: 33 недели | 33 ч. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения программы младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Книгопечатная продукция
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012.
Безруких М.М. И др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
CD-диски
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран. Телевизор.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы
Приложение к рабочей программе
курса «Разговор о правильном питании»
для учащихся 1Б класса
на 2014/2015учебный год
Таблица 4 – Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цели занятия | Формы проведения занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Давайте познакомимся | 1 | Познакомить учащихся с героями «Улицы Сезам» | Просмотр видеокассеты. Анкетирование родителей | 02.09.14 |
2-3 | Если хочешь быть здоров | 2 | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы» | 09.09.14 16.09.14 |
4-5 | Самые полезные продукты | 2 | Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Научить детей выбирать самые полезные продукты | Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» | 23.09.14 30.09.14 |
6 | Проект «Самые полезные продукты» | 1 | Проект-демонстрация «Самые полезные продукты» | 14.10.14 |
7-8 | Как правильно есть (гигиена питания) | 2 | Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания | Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек») Игра «Чем не стоит делиться» | 21.10.14 28.10.14 |
9-12 | Удивительные превращения пирожка | 4 | Дать представление о различных блюдах, которые изготавливают из муки | Игра «Помоги Кубику и Бусинке». Конкурс рисунков «Крендельки да булочки». Тестирование учащихся | 11.11.14 18.11.14 25.11.14 02.12.14. |
13-14 | Кто жить умеет по часам | 2 | Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания | Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» | 09.12.14 16.12.14 |
15-16 | Всем весело гулять | 2 | Дать представление о важности регулярных прогулок на воздухе | Игра «Весело, задорно отдыхай». Игра «Отдыхай-ка» | 23.12.14 30.12.14 |
17-18 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? | 2 | Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака | Игра «Пословицы запутались». Игра «Отгадай-ка». Игра «Знатоки» Игра «Угадай сказку». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» | 13.01.15 20.01.15 |
19 | Проект «Любимая каша» | 1 | Сформировать у детей о каше как обязательном компоненте меню | Проект-демонстрация «Любимая каша» | 27.01.15 |
20-22 | Плох обед, если хлеба нет | 3 | Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре | Венок из пословиц Игра «Угадай-ка» Игра «Секреты обеда» Игра «Советы Хозяюшки» Игра «Лесенка с секретом» | 03.02.15 10.02.15 24.02.15 |
23 | Проект «Хлеб- всему голова!» | 1 | Формирование представления о хлебе как обязательном компоненте меню | Проект-демонстрация «Хлеб – всему голова!» | 03.03.15 |
24-26 | Полдник. Время есть булочки | 3 | Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах | Конкурс-викторина «Знатоки молока» Игра-демонстрация «Это удивительное молоко» Кроссворд «Молоко» Задание «Подбери рифму» | 10.03.15 17.03.15 24.03.15 |
27 | Проект «Кулинарные рецепты» | 1 | Формирование представления о кулинарии, различных рецептов кулинарии | Проект-демонстрация «Кулинарные рецепты» | 07.04.15 |
28-30 | Пора ужинать | 3 | Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе | Игра «Объяснялки» (объяснить смысл пословиц) Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд» Игра «Что можно есть на ужин» | 14.04.15 21.04.15 05.05.15 |
31 | Проект «Что можно есть на ужин» | 1 | Проект-демонстрация «Что можно есть на ужин» | 12.05.15 |
32 | Обобщающее занятие. Конкурс рисунков «Мы за правильное питание!» | 1 | Подвести итоги работы | Конкурс рисунков «Мы за правильное питание!» Защита своей работы | 19.05.15 |
| Резерв | 1 | | | |
| Итого | 33 ч | | | |