СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Эта программа о питании может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1 классов»





Департамент образования

администрации города Липецка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23

имени С.В.ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА



РАССМОТРЕНО

На заседании

методического совета

МАОУ СОШ №23

г. Липецка

Протокол №1

от 29.08.2014 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

__________ Г.В. Зыкова

29.08.2014 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МАОУ СОШ №23

г. Липецка

№ 262 от 29.08.2014 года



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

(оздоровительное направление)

для учащихся 1Б класса

на 2014/2015 учебный год


Разработчик рабочей программы курса внеурочной деятельности,

составленной на основе программы о правильном питании «Нестле»

и методического пособия для учителей

(авторы: М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева, 2011г.)

Голубкова Н.Е., учитель начальных классов,

первой квалификационной категории









2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г.

В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

Здоровье детей – это здоровье нашей нации.

Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят – «Здоровье не купишь – его разум дает!».

Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи:

а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;

б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;

в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.

Нормативные правовые документы

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями и дополнениями);

  • приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»»;

  • письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 № ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №23 г. Липецка;

  • положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования;

  • приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».

Сведения о программе

Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Программа предусматривает активизацию у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Обоснования выбора программы

Программа составлена на основе программы о правильном питании «Нестле».

Эта программа способствует:

  • получению общих сведений о питании, продуктах питания, о правилах приготовления пищи;

  • расширению представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

  • воспитанию соблюдения режима и гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.

В авторскую программу изменения не внесены.

Определение места и роли курса в овладении требований к уровню подготовки учащихся

Содержание курса относится к оздоровительному направлению, отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Разговор о правильном питании», не требует от учащихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель-ученик или ученик-учитель.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка курс внеурочной деятельности рассчитан на 33 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). В разделе «Учебно-тематический план» (Таблица 1,2) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы.

В приложениях к рабочей программе «Календарно–тематический план» (Таблица 3,4) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.

Форма организации внеурочной деятельности

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, развивающие интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.

Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, который актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:

  • внеклассных занятий по правильному питанию;

  • праздников;

  • бесед;

  • путешествий;

  • однодневных походов в природу;

  • конкурсов;

  • подготовки и защиты проектов;

  • конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;

  • выпуска газет, информационных буклетов.

Технологии обучения

На занятиях используются стандартные педагогические технологии:

    1. Проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности).

    2. Развивающее обучение (развитие личности и её способностей).

    3. Дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей).

    4. Игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).

Формы работы:

  • Групповая работа. Работа в парах(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа– это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

  • Репродуктивный (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);

  • Проблемный;

  • Частично-поисковый (творческие задания: режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес?);

  • Объяснительно- иллюстративный.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

  • развитие творческой одарённости ребёнка;

  • овладение способами художественной деятельности;

  • воспитание духовной культуры учащихся.

Виды и формы контроля:

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, портфолио достижения учащихся.


Планируемые результаты реализации программы

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к курсу «Разговор о правильном питании»;

  • умение признавать собственные ошибки;

  • оценивать собственные успехи;

могут быть сформированы:

  • умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Предметные

У учащихся будут сформированы представления:

  • о правилах и основах рационального питания;

  • о полезных продуктах питания;

  • о структуре ежедневного рациона питания;

  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Метапредметные

Регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом внеурочном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах здорового образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.

Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками.

Информация об используемом учебнике, пособии:

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

Безруких М.М. И др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.




















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1Б КЛАССА

(33 часа, 1 час в неделю)

    1. Давайте познакомимся (1 ч.)

Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания.

    1. Если хочешь быть здоров (2 ч.)

Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

    1. Самые полезные продукты (3 ч.)

Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.

    1. Как правильно есть (2 ч.)

Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания.

    1. Удивительные превращения пирожка (4 ч.)

Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

    1. Кто жить умеет по часам (2 ч.)

Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания.

    1. Всем весело гулять (2 ч.)

Дать представление о важности регулярных прогулок на свежем воздухе.

    1. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? (3 ч.)

Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи.

    1. Плох обед, если хлеба нет (4 ч.)

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

    1. Полдник. Время есть булочки (4 ч.)

Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна.

    1. Пора ужинать (4 ч.)

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе.

    1. Обобщающее занятие (1 ч.)

Резерв – 1 ч.

Итого 33 недели – 33 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1Б КЛАССА


Таблица 1 –Учебно-тематический план (33 ч)

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2-3

Если хочешь быть здоров

2

4-6

Самые полезные продукты

3

7-8

Как правильно есть

(гигиена питания)

2

9-12

Удивительные превращения пирожка

4

13-14

Кто жить умеет по часам

2

15-16

Всем весело гулять

2

17-19

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?

3

20-23

Плох обед, если хлеба нет

4

24-27

Полдник. Время есть булочки

4

28-31

Пора ужинать

4

32

Обобщающее занятие

1


Резерв

1


Итого: 33 недели

33 ч.


























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения программы младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,

  • о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • о полезных продуктах питания;

  • о структуре ежедневного рациона питания;

  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

  • самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

  • самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.



























ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Книгопечатная продукция

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012.

Безруких М.М. И др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

CD-диски

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран. Телевизор.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы



























Приложение к рабочей программе

курса «Разговор о правильном питании»

для учащихся 1Б класса

на 2014/2015учебный год


 

Таблица 4 – Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Цели занятия

Формы проведения занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие. Давайте познакомимся

1

Познакомить учащихся с героями «Улицы Сезам»

Просмотр видеокассеты. Анкетирование родителей

02.09.14

2-3

Если хочешь быть здоров

2

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

09.09.14

16.09.14

4-5

Самые полезные продукты

2

Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день. Научить детей выбирать самые полезные продукты

Динамическая игра «Поезд».

Тест «Самые полезные продукты»

23.09.14

30.09.14

6

Проект «Самые полезные продукты»

1

Проект-демонстрация

«Самые полезные продукты»

14.10.14

7-8

Как правильно есть (гигиена питания)

2

Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания

Игра-обсуждение «Законы питания» (обсуждение стихотворения Чуковского «Барабек»)

Игра «Чем не стоит делиться»

21.10.14

28.10.14

9-12

Удивительные превращения пирожка

4

Дать представление о различных блюдах, которые изготавливают из муки

Игра «Помоги Кубику и Бусинке».

Конкурс рисунков «Крендельки да булочки».

Тестирование учащихся

11.11.14

18.11.14

25.11.14

02.12.14.

13-14

Кто жить умеет по часам

2

Дать представление о важности регулярного питания, соблюдения режима питания

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина»

09.12.14

16.12.14

15-16

Всем весело гулять

2

Дать представление о важности регулярных прогулок на воздухе

Игра «Весело, задорно отдыхай».

Игра «Отдыхай-ка»

23.12.14

30.12.14

17-18

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?

2

Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака

Игра «Пословицы запутались».

Игра «Отгадай-ка».

Игра «Знатоки»

Игра «Угадай сказку».

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»

13.01.15

20.01.15

19

Проект «Любимая каша»

1

Сформировать у детей о каше как обязательном компоненте меню

Проект-демонстрация «Любимая каша»

27.01.15

20-22

Плох обед, если хлеба нет

3

Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре

Венок из пословиц

Игра «Угадай-ка»

Игра «Секреты обеда»

Игра «Советы Хозяюшки»

Игра «Лесенка с секретом»

03.02.15

10.02.15

24.02.15

23

Проект «Хлеб- всему голова!»

1

Формирование представления о хлебе как обязательном компоненте меню

Проект-демонстрация «Хлеб – всему голова!»

03.03.15

24-26

Полдник. Время есть булочки

3

Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах

Конкурс-викторина «Знатоки молока»

Игра-демонстрация «Это удивительное молоко»

Кроссворд «Молоко»

Задание «Подбери рифму»

10.03.15

17.03.15

24.03.15

27

Проект «Кулинарные рецепты»

1

Формирование представления о кулинарии, различных рецептов кулинарии

Проект-демонстрация

«Кулинарные рецепты»

07.04.15

28-30

Пора ужинать

3

Формирование представления об ужине как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе

Игра «Объяснялки» (объяснить смысл пословиц)

Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд»

Игра «Что можно есть на ужин»

14.04.15

21.04.15

05.05.15

31

Проект «Что можно есть на ужин»

1

Проект-демонстрация «Что можно есть на ужин»

12.05.15

32

Обобщающее занятие. Конкурс рисунков «Мы за правильное питание!»

1

Подвести итоги работы

Конкурс рисунков «Мы за правильное питание!» Защита своей работы

19.05.15


Резерв

1





Итого

33 ч






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!