СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по географии 8-9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на учебник "География России. Природа " 8 класс, авт. И.И.Баринова; "География России. Население и Хозяйство, 9 класс, авт. В.П. Дронов, В.Я. Ром, изд. Дрофа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по географии 8-9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании МС


протокол №____


от _____________ г.



Согласованно:

Замдиректора

поУВР

_____О.Н. Панарина

_______________г.



Утверждаю:

Директор МБОУ «Георгиевская СОШ»

_________И.В.Ракова Приказ №___

от____________г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету география 8 – 9 класс

на 2017-2018 учебный год



ступень обучения: основное общее образование

уровень: базовый







Составитель: Галактионова Людмила Владимировна

учитель географии, высшая категория



с.Георгиевка

2017г

Пояснительная записка


Курс «География России занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Рабочая программа состоит из следующих частей: Россия на карте мира, природа России, человек и природа, население России, хозяйство России. В 8 классе изучается природа России, интегрировано отражен региональный компонент. 1 резервный час отводится на обобщение 1 раздела «Особенности природы и природные ресурсы России». В 9 классе изучается население и хозяйство России.

Рабочая программа составлена на основе: программы по географии для общеобразовательных учреждений 6-11 классы/ сост. С. В. Курчина –М.: Дрофа, 2010 г. География. География России. Природа 8 класс, автор И.И. Баринова, учебник: Баринова И.И. География России - Природа., 8 кл., -М. Дрофа, 2013. География России. Население и хозяйство 9 класс, автор В.П. Дронов, учебник: Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.- М.: Дрофа, 2006.



Основные цели и задачи курса:

Основная цель курса: Формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостностей на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        



Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально - экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.



Место географии в учебном плане


Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8кл.  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю. В 8 классе в I четверти - 9 учебных недель, во II четверти – 7 недель, в III четверти – 9 недель и 3 дня, в IY четверти – 8 недель и 2 дня. В 9 классе в I четверти - 9 учебных недель, во II четверти – 7 недель, в III четверти – 9 недель и 3 дня, в IY четверти – 7 недель и 2 дня.

Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе - ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.



Предметные результаты

Учащиеся 8 класса должны:

1. Знать (понимать):
закономерности распределения суммарной солнечной радиации, — географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
— причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
— связи между географическим положением, природными условиями отдельных регионов страны; законы об охране природы, антропогенное воздействие на природу, особо охраняемые территории.

2. Уметь:
показывать и называть факторы географического положения России, крайние точки страны, границы России и пограничные страны, уметь читать тектоническую карту, показывать основные формы рельефа, давать оценку климатических особенностей России, определять по картам температуру воздуха, количество осадков, показывать реки России на карте, давать оценку типов почв— давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;


3. Уметь находить объекты географической номенклатуры

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, коса Гданьского залива

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро. Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого. Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские. Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский. Реки: Волга, дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Иi-iдигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная дина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Бия, Катунь, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка. Озера: Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское. Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-донской. Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка,. Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы. Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якугская. Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, КумоМанычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины. Заповедникя и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакский, Печоро-Илычский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, долина гейзеров, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.



Содержание учебного предмета

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА 8 КЛАСС



Тема 1: Введение – 3 ч.Что изучает география России. Источники географических знаний Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные, водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества. Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, государственные границы. Мангазея, остроги, Северный морской путь.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (35 ч)

Тема 1: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые - 7ч. Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. Основные понятия: геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы – 8ч. Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы – 10ч. Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их органический мир и природно-хозяйственное значение. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение. Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы – 5ч. Почва, ее состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерностираспространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 5ч. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Охрана растений и животных.


Раздел II. Природные комплексы России (27 ч)


Тема 1: Природное районирование – 7ч. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.


Тема 2. Природа регионов России – 20 ч Русская равнина. Природные комплексы Русской равнины.

Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины. Северный Кавказ. Природные комплексы северного Кавказа. Урал. Природа Урала. Природные Уникумы Урала. Экологические проблемы. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западной Сибири. Условия работы и быта человека в Западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Г.П. своего региона (Красноярский край)Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые края. Особенности климата края Природные зоны края. Байкал. Горы Юга Сибири. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Основные понятия: увалы, западный перенос, моренные холмы, бараньи лбы, полесье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен. Предуралье, Зауралье, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, гидролакколиты. цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.


Раздел III. Человек и природа – 3 ч. Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии. Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.












































Тематическое распределение часов



раздела

темы

Раздел, тема

Количество часов

По программе

Контрольно обобщаю

щих уроков

Практических работ


1

Введение

3


2

I.




Раздел: Особенности природы и природные ресурсы России


35 ч


1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые


1

1


2

Климат и климатические ресурсы

8

1

2


3

Внутренние воды и водные ресурсы

10

1

3


4

Почва и почвенные ресурсы

5

1

1


5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

5

1

1

II



1

Раздел: Природные комплексы России

Природное районирование

27

7



1



2


2

Природа регионов России

20

1

2

III


Раздел:Человек и природа


3


3

Всего 68 7 17




















Тематическое планирование по курсу «География» 8 класс


п/п

Тема

Виды деятельности­ учащихся

1

Введение

Выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое по­ложение России. Сравнивать геогра­фическое положение и размеры госу­дарственной территории России и дру­гих стран. Определять границы РФ и пригранич­ных государств по физической и поли­тической картам. Наносить эти объек­ты на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ. Определять поло­жение РФ на карте часовых поясов, Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поя­сов. Объяснять роль поясного, декрет­ного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей

I



1

Раздел: особенности природы и природные ресурсы


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Определять основные этапы формиро­вания земной коры на территории Рос­сии по геологической карте и геохро­нологической таблице. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России. Определять особенности рельефа Рос­сии по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минераль­ных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Выявлять внутренние и внешние про­цессы, оказывающие влияние на фор­мирование рельефа страны. Опреде­лять территории распространения сти­хийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презента-ции о видах стихийных природных яв­лений в литосфере и правилах без­опасного поведения в ситуациях, свя­занных с их проявлениями. Объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населе­ния России. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона проживания

2

Климат и климатические ресурсы

Выявлять факторы, определяющие климат России. Определять климати­ческие показатели для различных пунктов по климатическим картам {карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Выявлять закономерности в распреде­лении климатических показателей на территории России. Определять по си­ноптической карте особенности погоды для различных пунктов. Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Определять особенности клима­та своего региона проживания. Выявлять особенности опасных и не­благоприятных климатических явле­ний. Определять районы их распрост­ранения на территории страны по те­матическим картам.

3

Внутренние воды и водные ресурсы

Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бас­сейнам разных океанов, по физичес­кой карте. Наносить на контурную кар­ту водоразделы океанских бассейнов. Определять падение, уклон, особен­ности питания и режима крупных рек России по физической и тематическим картам. Выявлять зависимость между режимом, характером течения круп­нейших рек, рельефом и климатом по тематическим картам. Составлять характеристику одной из рек по типовому плану. Обсуждать роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания. Определять типы озер по происхожде­нию озерных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную кар­ту разные виды озер России. Опреде­лять основные районы распростране­ния болот, горного и покровного оле­денения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам. Обсуждать проблемы, свя­занные с использованием водных ре­сурсов, и определять пути их охраны и рационального использования. Определять особенности внутрен­них вод своего региона проживания.

4

Почва и почвенные ресурсы

Выявлять основные факторы почвооб­разования.

Определять главные зональные типы почв и закономерности их распростра­нения на территории страны по карте почв. Определять почвенные горизон­ты, свойства главных типов почв, срав­нивать их строение и плодородие по типовым схемам. Наблюдать образцы почв своей мест­ности, выявлять их свойства и особен­ности хозяйственного использования. Оценивать почвенные ре­сурсы страны, основ­ные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Выявлять факторы, определяющие со­став и разнообразие органического мира России. Прогнозировать послед­ствия изменения растительного и жи­вотного мира территории при задан­ных условиях изменения других ком­понентов природного комплекса. Определять состав биологических ре­сурсов. Выявлять особенности исполь­зования человеком разных видов био­логических ресурсов. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительно­го и животного мира России, своей местности

II

1

Раздел: Природные комплексы России

Природное районирование

Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и райо­нов распространения высотной пояс­ности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в раз­ных природных зонах на основе ана­лиза физической карты, карт компо­нентов природы, схем связей компо­нентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану.

2

Природа регионов России

Оценивать положительные и отрица­тельные стороны географического по­ложения регионов. Устанавливать причинно-следствен­ные связи на основе анализа карт: между особенностями строения зем­ной коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, между клима­том и природной зональностью, между особенностями природной зо­нальности и обеспеченностью биоло­гическими ресурсами в каждом природном районе. Составлять описания и характерис­тики особенностей природы на осно­ве анализа карт. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и подготавли­вать сообщения (презентации) о при­роде и природно-ресурсной базе района

III

Раздел: Человек и природа


Оценивать влияние человека на природу и природу на жизнь и деятельность людей. Готовить сообщения о памятниках всемирного наследия. Выявлять экологическую ситуацию России и своего региона, уметь составлять географические прогнозы


Материально – техническое обеспечение


  1. Технические средства обучения: доска, экран проекционный, компьютер, мультимедийное оборудование, демонстрационный стол

2.Печатные пособия: Атлас по географии 8 класс с контурными картами. Учебник, 8 кл., Баринова И.И. География России. Природа.-М. Дрофа, 2013

Карты по географии для 8 класса " Физическая карта России, Тектоническая карта России., Почвенная карта, Климатическая карта., Природные зоны., Восточно-Европейская равнина., Западно-Сибирская равнина, Западная Сибирь. Средняя Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Кавказ, .Урал, Среднесибирское плоскогорье, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Горы южной Сибири, Северо-восток Сибири, Дальний Восток.

  1. Методические пособия для учителя:  Уроки географии с использованием информационных технологий 6 -9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева – М.: Глобус, 2008., Поурочные разработки по географии 8 кл, Е. А. Жижина- М, 2005





















Предметные результаты

Учащиеся 9 класса должны:
1. Знать (понимать):
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
— факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
— основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
— крупнейшие городские агломерации нашей страны;
— причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
— географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:
давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
— приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
— объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи

3. Находить объекты географической номенклатуры:

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Машиностроительный комплекс.

1. Научные центры и технополисы – Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск;

2. Центры трудоемкого машиностроения – Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск;

3. Центры металлоемкого машиностроения – Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс.

1. Нефтегазоносные месторождения – Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское;

2. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад, «Сияние Севера» из Коми в Центральную Россию и на Северо – Запад и далее в Финляндию, трубопроводы «Дружба» и «Братство» из Татарстана и Самарской области в страны Западной Европы;

3. ТЭЦ – Сургутская, Костромская, Рефтинская;

4. ГЭС – Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская;

5. АЭС – Обнинская, Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская; Единая энергосистема (ЕЭС);

Металлургический и химико-лесной комплекс.

1. Центры черной металлургии – Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк;

2. Центры цветной металлургии – Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск;

3. Центры химико-лесного комплекса – Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

4. Инфраструктурный комплекс: порты – Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский; железнодорожные магистрали – Транссибирская, БАМ, Воркута – Москва, Москва – Санкт – Петербург, Нижний Новгород – Казань – Ульяновск – Саратов – Волгоград – Астрахань, Москва – Саратов – Средняя Азия, Тюмень – Сургут – Уренгой.



Содержание учебного предмета



ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 КЛАСС



Раздел I: Общая часть курса (28 ч.) + 1 ч обобщение


Тема 1: Политико – государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России- 3 ч.

Изменения территории России. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико- географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Основные понятия: социально-экономическая география, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации



Тема 2: Население Российской Федерации 5 ч

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения. Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 3: Географические особенности экономики Российской Федерации- 2ч.


Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Экономические районы, регионы и зоны. Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.


Тема 4: Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (19ч)


Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный

Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Единая энергосистема России.

Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка,

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. достоинства и сферы. Сфера услуг и ее география. Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.


Раздел II: Региональная часть курса России (38 ч.) + 1 ч обобщение


Тема 1: Районирование России. Общественная география крупных регионов -1 ч.

Экономическое районирование. Проблемы районирования. Основные понятия: экономический район, районирование.


Тема 2: Западный макрорегион – Европейская Россия (26ч)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района. Калининградская область — самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности. Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР — один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация — экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения. Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.


Тема 3: Восточный макрорегион- Азиатская Россия (12)

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно- энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.




















Тематическое распределение часов


раздела

темы

Раздел, тема

Количество часов

По программе

Контрольно обобщающих уроков

Практических работ

I



1


Раздел : Общая часть курса


Политико – государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России


(28 ч +1ч)



3 ч.




2

Население Российской Федерации



5




3

Географические особенности экономики Российской Федерации

2





4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география


19



1


7


II



1

Региональная часть курса России

Районирование России. Общественная география крупных регионов

(38 ч.) + 1



1






1


11

Западный макрорегион – Европейская Россия

26

1

11


12

Восточный макрорегион-Азиатская Россия

12

1

6

Всего 68 3 25















Тематическое планирование по курсу «География» 9 класс


п/п

Тема

Виды деятельности­ учащихся

I

1

Раздел : Общая часть курса


Политико – государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России




Определять место России в мире. До распада СССР и после образования СНГ, наносить на контурную карту пограничные государства России и государства СНГ

2

Население Российской Федерации

Определять место России в мире по численности населения на основе ста­тистических данных. Наблюдать дина­мику численности населения России в XX в. и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспро­изводства населения страны. Определять и сравнивать показатели естественного прироста на­селения России по статистическим данным Определять половой и возрастной сос­тав населения России по статистичес­ким данным. Определять крупнейшие по численнос­ти народы России по статистическим данным. Определять особенности раз­мещения народов России и сравнивать географию крупнейших народов с по­литико-административным делением РФ по тематическим картам. Опреде­лять основные языковые семьи (индо­европейскую, алтайскую, кавказскую, уральскую) и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения России по статисти­ческим данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Определять крупнейшие по численнос­ти народы России по статистическим данным. Определять особенности раз­мещения народов России и сравнивать географию крупнейших народов с по­литико-административным делением РФ по тематическим картам. Опреде­лять основные языковые семьи (индо­европейскую, алтайскую, кавказскую, уральскую) и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения России по статисти­ческим данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. закономерности размещения населе­ния России по карте плотности насе­ления, физической и тематическим картам. Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяй­ственного освоения, зону Севера. Вы­являть особенности урбанизации в России. Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупней­шие города и городские агломерации России. Определять виды и причины внутрен­них и внешних миграций.

3.

Географические особенности экономики Российской Федерации

Сравнивать традиционную, командную и рыночные системы экономики России. Анализировать схему отраслевой и функциональной структуры хозяйства России.

4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и ка­менного угля с размещением крупней­ших центров черной металлургии. Формулировать главные факторы раз­мещения предприятий черной метал­лургии. Приводить примеры (с использованием карты атласа) различ­ных вариантов размещения предприя­тий черной металлургии. Наносить на контурную карту главные металлурги­ческие районы. Находить информацию об использова­нии цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам геогра­фию месторождений цветных метал­лов с размещением крупнейших цент­ров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размеще­нии предприятий цветной металлургии тяжелых металлов. Сопоставлять кар­ты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алю­миниевого производства. Анализировать схему «Состав хими­ческой промышленности России» и вы­являть роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий хи­мической промышленности и соотно­сить их с той или иной отраслью. Оп­ределять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и вво­зимом сырье. Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам ат­ласа географическое положение основ­ных районов лесозаготовок и лесопро­мышленных комплексов с обосновани­ем принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологическо­го факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах разви­тия лесной промышленности. Анализировать схему «Состав агропро­мышленного комплекса России», уста­навливать звенья и взаимосвязи аг­ропромышленного комплекса. Определять по картам основные районы выращивания зерновых и тех­нических культур, главные районы жи­вотноводства. Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме про­мышленной продукции. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промыш­ленности. Приводить примеры пред­приятий своего края с указанием фак­торов их размещения. Устанавливать долю сферы услуг в экономике России, оценивать степень достаточности развития. Составлять (анализировать) схему «Составные части инфраструктуры». Проводить сравнение видов транспор­та по ряду показателей (скорость, се­бестоимость, грузооборот, пассажиро-оборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окру­жающую среду} на основе анализа статистических данных. Выявлять пре­имущества и недостатки каждого вида транспорта. Устанавливать по картам причины ве­дущей роли железнодорожного транс­порта в России.

II



1

Раздел II: Региональная часть курса России


Районирование России. Общественная география крупных регионов





Определять по схеме виды райониро­вания по количеству и проявлению признаков, характеру деления террито­рии и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования

2

Западный макрорегион Европейская Россия

Выявлять специфику географического положения региона, специфику терри­ториальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения

3

Восточный макрорегион-Азиатская Россия

Выявлять специфику географического положения региона, специфику терри­ториальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения




Материально – техническое обеспечение



  1. Технические средства обучения: доска, экран проекционный, компьютер, мультимедийное оборудование, демонстрационный стол

  2. Печатные пособия: Атлас по географии 9 класс с контурными картами. Учебник, Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.- М.: дрофа, 2006.

Карты по географии для 9 класса Красноярский край. Политико-административная. Плотность населения России. Топливная промышленность. Месторождения полезных ископаемых.

Черная и цветная металлургия. Пути сообщения. Агропромышленный комплекс. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Земледелие России. Карта народов. 3.Методические пособия для учителя:  Уроки географии с использованием информационных технологий 6 -9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева – М.: Глобус, 2008.,

Поурочные разработки по географии 9 кл, Е. А. Жижина- М, 2005
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!