_______Бышук В.В.
Зам. директора по УВР
______ Кладогуб Н.С.
______Сидунов А.И.
к учебнику «Изобразительное искусство» Неменской Л.А.
2016 - 2017 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе:
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.
Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека Народные праздники.
Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Новгород. Псков.
Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.
Страна восходящего солнца. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.
Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды
№ п/п | Тема, тип урока | Основное содержание темы, термины и понятия (страницы учебника) | Виды деятельности, форма работы | Планируемые результаты обучения | Творческая деятельность учащихся (внеурочная) | Формы контроля | Дата/факт |
освоение предметных знаний и умений | универсальные учебные действия (УУД) |
Истоки родного искусства Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества. |
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Художественные материалы (урок постановки и реше- ния учебной задачи) | Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Колорит в живописи. Учебник, с. 6–16 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают картины художника И. И. Шишкина. Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства гуаши для создания образов природы | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе | Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь) | РисунокУстный опрос | 06.09 |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки и решения учебной задачи) | Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик». Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Учебник, с. 14–16. Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы в творчестве русских художников» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают картины художника И. И. Левитана. Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью – смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры | Предметные: расширяют свои представления о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение осеннего пейзажа. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) | Рисунок Устный опрос | 13.09 |
3 | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы (урок постановки и решения учебной задачи) | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке и устройстве мира. Различные виды изб. Учебник, с. 20–26. Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: значение слов улица, изба, конек, основной строительный материал и конструкцию избы, назначение каждой ее части, назначение фронтона, причелины, наличника. Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя | Изображение образа русской избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка). Передача особой красоты русского жилища художественными материалами | Рисунок Устный опрос | 20.09 |
4 | Деревня – деревянный мир (урок постановки и решения учебной задачи) | Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах. Учебник, с. 20–26. Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба» | Коллективная работа | Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви (четверик, восьмерик, крыльцо-гульбище, купол). Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Создание коллективного панно «Деревенька». Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы | Рисунок Устный опрос | 04.10 |
5 | Красота человека. Русская красавица (урок по- становки и решения учебной задачи) | Образ женской и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений об устройстве мира; украшения и их значение; образ русского человека в произведениях искусства. Учебник, с. 34–39. Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов. Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека в произведениях художников; создавать женские и мужские народные образы (портреты); работать живописными материалами | Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия«декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы | Изображение портрета женского сказочного персонажа в традиционном головном уборе. Материалы: гуашь, бумага, кисти | РисунокУстный опрос | 11.10 |
6 | Образ русского человека в произведениях художников (урок постановки и решения учебной задачи) | У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека в произведениях искусства. Изобразительное искусство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция. Учебник, с. 34–39. Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях конструкции русского народного мужского и женского праздничного и повседневного костюма. Научатся: изображать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления о культуре Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте русского народного костюма | Выполнение рисунка человека в русском народном костюме (мужского или женского образа – по выбору). Материалы: гуашь, бумага, кисти | РисунокУстный опрос | 18.10 |
7 | Календарные праздники (урок постановки и решения учебной задачи) | Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). Тема праздника в литературе и в музыке. «Народный календарь». Учебник, с. 40–43 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета и символики орнаментов в русской национальной одежде. Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников | Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев | Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник». Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или обои) | | 25.10 |
8 | Народные праздники (урок постановки и решения учебной задачи) | История и традиции ярмарочных гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место для встреч. Учебник, с. 40–43. «Раёк», «традиции», образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о традициях ярмарочных гуляний в родном городе в прошлом и в настоящее время. Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных праздников, обрядов и обычаев | Коллективная работа – изображение народного праздника «Осенняя ярмарка». Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы | | 25.10 |
Древние города нашей земли Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа. |
9 | Родной угол (урок постановки и решения учебной задачи) | Значение выбора места для постройки города. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, др.). Учебник, с. 46–53. Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль» и «горизонталь» в архитектуре, назначение сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города. Научатся: понимать и выражать свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; работать графическими материалами | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; учатся понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города; учатся создавать макет древнерусского города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен. Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы | РисунокУстный опрос | 08.11 |
10 | Древние соборы. (урок постановки и решения учебной задачи) | Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Арка. Свод. Закомары. Глава. Купол. Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства. Учебник, с. 54–55. Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: о значении собора в жизни людей, порядок устройства собора. Научатся: понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение древнерусского каменного собора; работать графическими материалами; воспринимать произведения архитектуры; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления об истории архитектуры России; получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; имеют возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усва вают суть понятий «собор», «храм», «колокольня», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древние храмы Москвы. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте древнерусской храмовой архитектуры | Изображение древнерусского храма или собора. Материалы: акварель или цветные карандаши | Рисунок Устный опрос | 15.11 |
11 | Города Русской земли (урок постановки и решения учебной задачи) | Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск. Крепость. Детинец. Кром. Кремль. Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Учебник, с. 56–59. Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусский город-крепость» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры. Научатся: понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города | Предметные: расширяют свои представления о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением древнерусского города. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Создание коллективного панно – изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). «Город-крепость». Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти гуашь, кисти | Рисунок Устный опрос | 22.11 |
12 | Древнерусские воины- защитники (урок постановки и решения учебной задачи) | Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника В. М. Васнецова. Цвет в одежде и символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Рабочая тетрадь | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения художников, изображавших русских воинов – защитников Отечества. Научатся: воспринимать произведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления об истории искусства России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «графика», «декор», «живопись»; знакомятся с работами известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа древнерусского воина | Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря. Материалы: бумага, | РисунокУстный опрос | 29.11 |
13 | «Золотое кольцо России» (урок постановки и решенияучебной задачи) | «Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и другие города. Знакомство со своеобразием древних русских городов. Учебник, с. 60–70. Архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор. Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий характер и архитектурное своеобразие старинных русских городов. Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте зодчества Руси | Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России». Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага | РисунокУстный опрос | 06.12 |
14 | Узорочье теремов (урок постановки и решения учебной задачи) | Образы теремной архитектуры. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность и цветовое богат- ство украшений. Учебник, с. 71–73. Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей. Научатся: выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты – подготовка фона для следующего задания. Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь, кисти | Рисунок Устный опрос | 13.12 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки и решения учебной задачи) | Роль постройки, украшения и изображения в созда- нии образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений. Учебник, с. 74–77 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенности украшения интерьера княжеских палат. Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; сотрудничать в процессе создания общей композиции. | Предметные: расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси | Выполнение коллективного панно «Пир в теремных палатах», изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники). Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей | Рисунок Устный опрос | 20.12 |
Каждый народ – художник Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. |
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. (урок постановки и решения учебной задачи) | Художественная культура Японии. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки. Учебник, с. 80–91. Мультимедийный ряд: презентация «Япония» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре Японии. Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони-мания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок | Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии | Изготовление модели цветущего дерева – сакуры. Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев» | Рисунок Устный опрос | 27.12 |
17 | Искусство оригами (урок постановки и решения учебной задачи) | Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства. Изобразительное искусство, «оригами». Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Научатся: при- обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика | Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства древней Японии | Изготовление бумажного журавлика. (Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.) Материал: бумага - | Рисунок Устный опрос | 10.01 |
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре (урок по- становки и решения учебной задачи) | Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии? Учебник, с. 80–91. Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: определения понятий «образ», «ком-позиция», произведения выдающихся японских художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы | Предметные: расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве древней Японии | Изображение женского образа – японки. Рисование образа японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. (Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.) | Рисунок Устный опрос | 17.01 |
19 | Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи) | Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Учебник, с. 92– 101. Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы», презентация «Народы гор и степей» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) | Рисунок Устный опрос | 24.01 |
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры (урок постановки и решения учебной задачи) | Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты. Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж». Учебник, с. 92– 101 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища – юрты. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь). Составление композиции из работ обучающихся | Рисунок Устный опрос | 31.01 |
21 | Города в пустыне (урок постановки и решения учебной задачи) | Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент. Учебник, с. 103– 109 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии. Научатся: характеризовать особенности художественной культуры Сред-ней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города | Предметные: расширяют свои представления о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии | Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация из цветной бумаги. Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей | Аппликация. Устный опрос | 07.02 |
22 | Древняя Эллада (урок постановки и решения учебной задачи) | Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Греции. Театр. Греческая вазопись. Скульптура. Учебник, с. 110– 125 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира. Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое отношение к ним; характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства | Предметные: расширяют свои представления об архитектуре Древней Греции, роли пропорций в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции | Выполнение задания на с. 123– 124. Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа. Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти | Рисунок Устный опрос | 14.02 |
23 | Олимпийские игры (урок постановки и решения учебной задачи) | В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения. Учебник, с. 110– 125. Изобразительное искусство, скульптура, пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Древняя Греция» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают историю возникновения Олимпийских игр. Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских игр | Предметные: расширяют свои представления об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте скульптуры и вазописи Греции | Выполнение коллектив- ной работы – панно «Олимпийские игры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры». Рисование красками, выполнение коллажа из рисунков. Материалы: гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей | Рисунок Устный опрос | 21.02 |
24 | Средневековый город (урок постановки и решения учебной задачи) | Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. Учебник, с. 126– 135. «Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город» | Индивидуальная, фронтальная | Узнают образ готических городов средневековой Европы. Научатся: видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма) | Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья | Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей | Рисунок Устный опрос | 28.02 |
25 | Образ готического храма в средневековом городе (урок постановки и решения учебной задачи) | Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора. Учебник, с. 126– 135. Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»- | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы. Научатся понимать значимость исторического прошлого Западной Европы для современного человека | Предметные: расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья | Изображение готического собора. Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти | Рисунок Устный опрос | 07.03 |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение (урок поста- новки и решения учебной задачи) | Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров. Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах. Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире» | Индивидуальная, фронтальная | Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения такие разные; самостоятельно составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; анализировать свою работу и работу одноклассников | Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». Составление туристического рекламного буклета в одну из стран. Материалы: художественные материалы по выбору учащихся | Рисунок Устный опрос | 14.03 |
Искусство объединяет народы От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. |
27 | Тема материнства в искусстве (урок постановки и решения учебной задачи) | В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в литературе и в музыке. Учебник, с. 139– 143. Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция | Индивидуальная, фронтальная | Узнают о том, что тема материнства – общая в искусстве для всех времен и народов. Научатся: приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения | Предметные: расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве | Рисование портрета на тему «Улыбка мамы». Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага | Рисунок Устный опрос | 21.03 |
28 | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве (урок постановки и решения учебной задачи) | Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения. Учебник, с. 139– 143- | Индивидуальная и фронтальная | Узнают символику каждого цвета в иконописи. Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения | Предметные: расширяют свои представления о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к отображению женского образа в искусстве | Рисование портрета на тему «Мать и дитя» (стремление выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу). Материалы: гуашь, бумага, кисти | Рисунок Устный опрос | 04.04 |
29 | Мудрость старости (урок постановки и решения учебной задачи) | День пожилого человека. Есть красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов. Выражение мудрости, старости в произведениях искусства (портреты Рембранда, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т. д.). Учебник, с. 144– 147 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения искусства величайших художников. Научатся: развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и художественными материалами передать свое отношение к дорогому человеку | Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи | Задание (с. 146.): изображение портрета своих бабушки или дедушки. Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами. Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага | Рисунок Устный опрос | 11.04 |
30 | Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки и решения учебной задачи) | Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали и сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей. Учебник, с. 148– 151 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения известных художников-анималистов. Научатся: рассматривать и рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия; выражать художественными средствами при изображении свое отношение к печальному событию | Предметные: расширяют свои представления об анималистическом жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, смогут использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к чужой беде, отраженной в произведениях искусства | Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима. Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага | Рисунок Устный опрос | 18.04 |
31 | Герои-защитники (урок постановки и решения учебной задачи) | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов. Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция. Учебник, с. 152– 153 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края. Научатся: рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное | Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи | | Рисунок Устный опрос | 25.04 |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов (урок постановки и решения учебной задачи) | В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты, имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы. Учебник, с. 152– 153 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края. Научатся: рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа | Предметные: расширяют свои представления о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи | Создание этюда «Памятник народному герою». Материалы: пластилин, стеки, дощечка | Рисунок Устный опрос | 02.05 |
33 | Юность и надежда (урок постановки и решения учебной задачи) | Тема детства, юности в искусстве, детская тема в творчестве художников разных исторических периодов (В. Тропинин, А. Шилов, З. Серебрякова). В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Учебник, с. 154– 155 | Индивидуальная, фронтальная | Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные теме детства, юности в искус- стве всех народов. Научатся: рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость детства; передавать художественными средствами радость темы детства | Предметные: расширяют свои представления о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте юности в произведениях живописи | Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или по представлению). Материалы: гуашь или акварель, бумага, кисти | Рисунок Устный опрос | 16.05 |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы), (обобщающий. Урок постановки и решения учебной задачи) | Роль искусства в жизни человека. Вечные темы в искусстве. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Итоговая выставка творческих работ. Мультимедийный ряд: презентация «Викторина» (каждый вопрос иллюстрируется слайдом). Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш» | Индивидуальная, фронтальная | Научатся: объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искус- ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать в команде | Предметные: расширяют свои представления о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства народов разных стран | Рисование образа средневекового города командами (на листе ватмана, закрепленного на доске). Материалы: фломастеры, гуашь, бумага, кисти | Рисунок Устный опрос | 23.05 |