СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружок "Введение в историю"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружок "Занимательная история" 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружок "Введение в историю"»

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и материалов:

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской федерации. – М.:Просвещение,2011.

• Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

Данная рабочая программа начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. (2 час в неделю 70 часов в год)

Основные цели и задачи курса:

- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;

- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.

- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.

Курс «Введение в историю» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

В курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда. В программе курса события истории показаны через деяние людей, дается начальное представления о культуре прошлого: книгопечатании, живописи, архитектуре, музыке, рассказываем об их создателях. Даются краткие сведения о религиях мира, решая тем самым задачу - воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.

Этот курс построен на материале отечественной истории. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является их окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.


Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Тема 1. Лента времени

6

3

Тема 2. Моя родословная

4

4

Тема 3. Я и мое имя.

6

5

Тема 4. История на карте.

4

6

Тема 5. Название моего города.

6

7

Тема 6. История в архитектурных памятниках.

6

8

Тема 7. История вещей

8

9

Тема 8. Одежда в разные времена

10

10

Тема 9. История в символах и знаках.

6

11

Тема 10. История письменности

6

12

Тема 11. Что изучает история

6


Всего:

70






Содержание тем курса (70 ч.)

Введение(2 ч)

Тема1. Лента времени (6 ч.)

Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра" и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.

Тема 2. Моя родословная (4 ч.)

У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.

Тема 3. Я и мое имя. (6 ч.)

Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.

Тема 4. История на карте. (4 ч.)

Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты.

Чтение карты, определение местоположения исторических действий.


Тема 5. Название моего города.(6 ч.)

В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия.

Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.

Тема 6. История в архитектурных памятниках. (6 ч.)

История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства.

Тема 7. История вещей (8 ч.)

Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. Связь вещей с потребностями эпохи.

Родословная кувшина, сундука, вилки.

Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы.

Тема 8. Одежда в разные времена (10 ч.)

Роль одежды в жизни человека. История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда. Что такое музей.

Тема 9. История в символах и знаках. (6 ч.)

Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарские гербы.

Тема 10. История письменности (6 ч.)

Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги.

Тема 11. Что изучает история (6 ч.)

Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.













Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу изучения курса:

Учащиеся должны знать:

  • Историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время

  • Историю своей родословной

  • Древнее происхождение и значение некоторых имен

  • Отличие исторической карты от географической

  • Название историю своего села, города, столицы

  • Историю вещей, предметов одежды

  • Историю возникновения Российского герба, флага, монет

  • Историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников, историю алфавита.

  • Известных археологов и современные раскопки на территории Самарской области и города Тольятти.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться единицами времени

  • Составлять свое генеалогическое древо

  • Пользоваться географической картой

  • Читать историческую и географическую карты с приведенными условными обозначениями

  • Находить на карте свое село, административный и областной центры, столицу

  • Выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села

  • Различать герб, флаг России.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса .

Предполагается, что результатом изучения курса введение в историю является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.


Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.



Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


Предметные результаты:

— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.













Перечень учебно-методической литературы


1. Бородин О.Р. Человек и время. М.,1991.


2. Гончар А.Б., Лебедева Е.И. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.


3. Успенский Л.В. Ты и твое имя.Волгоград,1994.


4. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( 18-19 век). С.-Пб.,1994.


5. Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1991.


6. Рабинович М.Г., Латышева Г.П. Из жизни древней Москвы. М.: 1961.


7. Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.,2003.


8. Дегтярева А. история российского флага. М., 1994.


9. Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство: рассказы об археологических открытиях. М., 1979.


10. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», учебник – М.: «Дрофа», 2014


11. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Тетрадь творческих заданий» 3 кл. – М.: «Дрофа», 2014


12. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», методические рекомендации учителю – М.: «Дрофа»,2014















Календарно – тематическое планирование

урока


Тема


Цели урока

Планируемые

результаты

предметные

метапредметные УУД

личностные

1-2

Что изучает история?

Дать понятие «история», что она изучает.

Научатся понимать термины: археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, этнография.

Получат возможность научиться:

определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов


Знать, что изучает история, какие разделы будем изучать.



Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Осмысливают гуманистические ценности исторического знания

3-4

Лента времени. Историческое время.

Познакомить учащихся с понятием «лента времени»; единицами измерения времени; разными системами отсчета времени; применением римских цифр для обозначения веков. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

Научатся определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

Знать, что такое время, единицы измерения времени; римские цифры и уметь обозначать с помощью них века. Уметь определять последовательность событий. Уметь соотно-сить год с веком, век с тысячелетием. Употреб-лять понятия «лента времени», «историческое время», «год», «век», «тысячелетие».

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


Осмысливают гуманистические ценности исторического знания

5-6

Сутки, неделя, год, век, тысячелетие.

Познакомить учащихся с появлением деления времени на месяцы, годы, сутки, недели. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

Научатся определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.

Знать, как произошло деление времени. Уметь определять последовательность событий. Уметь соотносить год с веком, век с тысячелетием.

Уметь соотносить год с веком, век с тысячелетием

7-8

Наша эра.

Дать понятие «эра». Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научить применять римские цифры для обозначения веков.

Научатся определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научатся применять римские цифры.

Употреблять понятие «эра». Уметь определять последовательность событий. Уметь соотносить год с веком, век с тысячелетием. Знать римские цифры и уметь обозначать с помощью них века



Знать римские цифры и уметь обозначать с помощью них века

9-10

Моя родословная.

Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрыть особенности большой и малой родины. Вызвать интерес к своей родословной.

Уметь показать на карте границы современной России.

Употреблять понятия «Россия, Родина, Отчизна, Отечество». Уметь показать на карте границы современной России.

Уметь работать в группах

Уметь показать на карте границы современной России.

11-12

Генеалогическое древо. Практическое занятие.

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Научатся составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

Уметь составлять генеалогическую таблицу своей семьи.




Уметь составлять генеалогическую таблицу своей семьи

13-14

Я и мое имя.

Познакомить детей с историей возникновения имен; объяснить их происхождение.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать о происхождении имен. Уметь объяснять их происхождение.



Уметь работать в группах

15-16

Древнее происхождение имен.

Объяснить древнее происхождение имен. Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать древнее происхождение имен. Уметь рассказать о происхождении своего имени.

Уметь работать в группах



17-18



Говорящие фамилии.



Объяснить происхождение фамилий, отчеств. Научить определять, как образовалась та или иная фамилия.



Научатся определять, как образовалась та или иная фамилия.



Знать происхождение фамилий, отчеств. Уметь определять образование фамилий и отчеств.




Самостоятельно подготовить сообщение по теме

19-20

Историческая и географическая карты.

Научить пользоваться исторической картой; показать отличие исторической карты от географической

Научатся пользоваться исторической картой;

Научиться пользоваться исторической картой, знать отличие ее от географической.

Уметь работать в группах

21-22

История на карте.

Научить пользоваться исторической картой; познакомиться с условными обозначениями исторической карты.

Научатся пользоваться исторической картой;

Уметь пользоваться исторической картой, знать условные обозначения на карте и уметь ими пользоваться при работе с контурными картами.

Уметь работать в группах

23-24

Название моего города.

Познакомить учащихся с историей названия родного села, улицы; показать процесс их возникновения.

показать процесс возникновения села

Знать историю названия своего города, поселка, улицы.

Уметь работать в группах

Самостоятельно подготовить сообщение по теме

25-26

История Москвы и ее названиях.

Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы и ее названиях.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать историю возникновения Москвы. Показывать на карте расположение города Москвы. Уметь устанавливать хронологическую последовательность развития Москвы.

Уметь работать в группах

27-28

Московский Кремль.

Сформировать представление о Москве как столице России. Познакомить с главной достопримечательностью города - Московский Кремль.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать столицу России, ее достопримечательности. Применять знания, полученные из различных источников, на уроке истории.


Уметь работать в группах

Самостоятельно подготовить сообщение по теме

29-30

История в архитектурных памятниках.

Познакомить с историческими архитектурными памятниками Древней Греции, Древней Руси.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать о происхождении архитектурных памятников. Уметь описывать архитектурные сооружения древнерусских городов.

Уметь работать в группах

Самостоятельно подготовить сообщение по теме

31-32

Мой дом - моя крепость.

Познакомить историей строительства первых домов. Раскрыть понятие «Мой дом – моя крепость».

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать о строительстве первых домов, русских изб, замков. Уметь показывать на «ленте времени» периоды возникновения русских изб, замков, первых многоэтажных домов.

Уметь работать в группах

Самостоятельно подготовить сообщение по теме

33-34

Современный город. (Экскурсия).

Показать, как выглядит современный город, его архитектурные постройки, памятники, шедевры.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать названия архитектурных построек современного города, название улиц, проспектов.


Уметь работать в группах




35-36




История вещей.




Познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней.




Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов




Знать историю возникновения отдельных вещей, и их видоизменением со временем.




Уметь работать в группах

37-38

Связь вещей с потребностями эпохи.

Показать повседневную жизнь человека, связь вещей с потребностями.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать, как связано появление определенных вещей с потребностями эпохи.

Участвовать в обсуждениях

39-40

Родословная вещей.

Познакомить с появлением определенных вещей, их видоизменением со временем.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать о родословной вещей, предметов, их изменении со временем.

Знать родословную вещей

41-42

Новые вещи и предметы.

Показать отличие предметов обихода древних времен от предметов используемых в современном мире.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать чем отличаются предметы, используемые в быту людьми древних времен от предметов, используемых в современном мире, о новых технологиях.

Участвовать в обсуждениях

43-44

Роль одежды в жизни человека.

Познакомить учащихся с историей отдельных вещей, показать роль одежды в жизни человека.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать о роли одежды в жизни человека, познакомиться с историей возникновения одежды.

Знать историю возникновения одежды

45-46

История одежды.

Познакомить с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Познакомиться с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов.

Участвовать в обсуждениях

47-48

Народная традиционная одежда.

Познакомить с традиционной одеждой людей разных национальностей.

Показать влияние на этот процесс различных культур, веяний отдельных эпох

Знать чем отличаются костюмы людей разных национальностей. Уметь определять национальность человека по его традиционному костюму.

Участвовать в обсуждениях

Самостоятельно подготовить сообщение по теме

49-52

Что такое музей?

Познакомить с понятием «Музей», его возникновением в речи. Познакомить с основными музеями нашей страны, города.

Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов

Знать знаменитые музеи нашей страны, города. Знать его функции и происхождение.


Самостоятельно подготовить сообщение по теме

53-54

Как и почему возникают деньги?

Познакомить с историей русской денежной системы; для чего нужны человеку деньги. Показать разнообразие денег стран мира.

Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов

Знать о происхождении денег, их функций и роли в жизни человека. Познакомиться с денежными единицами стран мира.

Участвовать в обсуждениях

55-56

Герб.

Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Познакомить с гербами русских городов 18 века.

Формировать уважение к государственным символам.

Знать, что такое герб, его происхождение и развитие. Познакомиться с гербами русских городов 18 века.

Самостоятельно подготовить сообщение по теме.Формировать уважение к государственным символам

57-58

Флаг.

Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития. Показать флаги других стран.

Формировать уважение к государственным символам.

Знать, что такое флаг, его происхождение и развитие. Уметь определять название страны по ее флагу.



Самостоятельно подготовить сообщение по теме. Формировать уважение к государственным символам.

59-60

Как писали люди в древности?

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма; с его разными типами.

Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов

Познакомиться с историей возникновения и развития письма; с его разными типами.

Участвовать в обсуждениях

61-62

Создание алфавита. Школа древней Руси.

Познакомить с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте. Познакомить с используемым материалом для письма, со способами письма.

Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов

Познакомиться с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте. Знать об используемом материале для письма и способах письма.

Участвовать в обсуждениях

Самостоятельно подготовить сообщение по теме

63-64

История создания книги.

Познакомить учащихся с созданием первой печатной машинки, первой книги и ее автором.

Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов

Знать о происхождении печатной машины, первой печатной книги. Знать автора первой книги.




Решать исторические задачи

Самостоятельно подготовить сообщение по теме


65-66


Как люди изучают прошлое?


Познакомить учащихся о науке археологии, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности.


Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов


Знать, что такое наука археология, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности.


Участвовать в обсуждениях

67-68

Археология и археологи.

Показать о чем может рассказать археологу исторический источник; познакомить с методами работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов.

Определять роль вспомогательных исторических дисциплин для восстановления исторических фактов

Знать, что такое наука археология и что она изучает. Знать методы работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов.

Освоение общемирового наследия

69-70

Проверочная работа.

Контроль знаний, умений и навыков.

Повторить и закрепить материал

Уметь работать самостоятельно с тестовыми заданиями.

Повторить и закрепить материал


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!