СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Умелые ручки" ( внеурочная деятельность)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа направлена учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Умелые ручки" ( внеурочная деятельность)»

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера .Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью —э то самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.



Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Основные цели работы:

  • всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;

  • создание условий для самореализации ученика в творчестве;

  • формирование практических трудовых навыков;

  • развитие индивидуальных творческих способностей.



Задачи:

развитие:

  • творчества;

  • сенсорики, мелкой моторики рук;

  • пространственного воображения;

  • технического и логического мышления, глазомера;

  • способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.





овладение:

  • начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

  • опытом практической деятельности по созданию поделок;

  • способами планирования и организации досуговой деятельности;

  • навыками творческого сотрудничества.



воспитание:

  • уважительного отношения к результатам труда;

  • интереса к творческой и досуговой деятельности;

  • практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.







Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты, презентации.



Объем программы:

На реализацию кружковой работы «Умелые ручки» в 3 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

Ожидаемые результаты:

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.



Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

● называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

● самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

● в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.





Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).



Регулятивные УУД:

● проговаривать последовательность действий

● учиться высказывать своё предположение с помощью учителя -объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

● учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

● выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

● учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

● Познавательные УУД:

● ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

● донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

● слушать и понимать речь других.







Знать

● виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей,), их свойства и названия;

● названия инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

● технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка ;

● способы разметки: сгибанием, по шаблону;

● способы соединения с помощью клея ПВА;

● виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.



Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами.



С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;



Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

















Учебно-тематический план

кружка «Умелые ручки»

п/п

Темы занятий




Всего часов

Теория

Практика




1.

Вводное занятие.

1

1


2.

Изделия из природного материала.

6

1

5

3.

Панно, созданные в мозаичной технике.

11

1

10

4.

Объемные игрушки из бумаги.

4

1

3

5.

Игрушки из ниток.

4

1

3

6.

Украшения для новогодней елки.

6

1

5

7.

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина.

5

1

4

9.

Оригами: конструирование поделок из бумаги.

9

1

8

10.

Игрушки из яиц.

5

1

4

11.

Открытки, картины, панно.

7

1

6

12.

Общая коллективная тематическая работа для выставки.

10

1

9

13.

Из них: экскурсии.

13


13


Всего часов

68

11

57



















Содержание тем учебного курса.

Вводное занятие. (1 ч.)

Знакомство с целями и задачами кружка.

Принятие правил работы в группе.





Изделия из природного материала. (6 ч.)

Что растет на грядке?

Овощные фантазии. Поделки из овощей.

Экибана – искусство составления букетов.

Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.

Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре.

Аппликация из осенних листьев.



Панно, созданные в мозаичной технике. (11 ч.)

Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.

Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.

История мозаики.

Панно - мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.

Подготовка емкостей и инструментов для крупы.

Панно - мозаика с использованием крупяных и макаронных изделий.

Мозаичная техника.

Панно - мозаика из пластилиновых шариков.

Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.

Мозаика из скорлупы яиц.



Объемные игрушки из бумаги. (4 ч.)

История возникновения бумаги.

Игрушка «Лиса».

Игрушка «Лягушонок».

Виды бумаги.

Игрушка «Девочка Маша».

Игрушка «Морячок».

Игрушка - стаканчик «Зебра».

Игрушка «Клоун».





Игрушки из ниток. (4 ч.)

Какие бывают нитки?

«Цыпленок».

«Гномик».

Подвеска «Близнецы».



Украшения для новогодней елки (6 ч.)

Удивительный материал – вата.

«Лебедь белая плывет…» игрушка из ваты.

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.

Зайчик из ватных шариков.



Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. (5 ч.)

Разнообразие животного мира.

Выполнение фигурок птиц и зверей.

В мире сказок.

Выполнение сказочных героев и фигурок людей.





Оригами: конструирование из бумаги. (9 ч.)

Знакомство с древним японским искусством оригами.

Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.

Лилии в вазе.

Знакомство с модулями.

Коллективная работа. Лебедь.

Что такое аппликация?

Аппликация «Собака».

Аппликация «Аквариумные рыбки».



Игрушки из яиц. (5 ч.)

Подготовка яиц к работе.

Зайка.

Цыплёнок.

Мышка.

Какие бывают животные?

Рыбка.

Ёжик.

Поросёнок.

Береги братьев наших меньших.

Коллективная работа «Мои друзья»



Открытки, картины, панно. (7 ч.)

Работа с бумагой, кожей, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания.

Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация.

Панно из мешковины и сухих трав.

Панно из цветных тканевых лоскутков.

Изготовление панно из цветной бумаги.

Общая коллективная тематическая работа для выставки. (11 ч.)

Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.

Панно «Смешарики» из соленого теста.

Панно «Весенний букет».

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

Экскурсии (12 ч.)

Экскурсия в парк.

Сбор листьев для засушивания.

Экскурсия «Очарование осеннего пейзажа».

Экскурсия по селу.

Экскурсия «В природу – за прекрасным».

Экскурсия в природу «Помогаем птицам».

Экскурсия «Зимняя сказка. Лепим из снега».

Экскурсия « Весеннее пробуждение».

Экскурсия «Учимся красоте у природы».

Экскурсия «Рисуем на асфальте».

Экскурсия «Красота Божьего мира».





Для работы в кружке необходимы следующие предметы:

  • альбом;

  • картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;

  • воздушные шарики и цветные нитки;

  • карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;

  • клей ПВА;

  • рамочки деревянные;

  • ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;

  • различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;

  • мука;

  • тесьма, бисер, бижутерия;

  • пластилин;

  • растительные сухие материалы;

  • крупа и макароны;

  • салфетки разного цвет




Учебно – методическое обеспечение:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.































Приложение к рабочей программе.

Календарно – тематическое планирование учебного материала

по внеурочной деятельности («Умелые ручки») в 3 классе

МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа»

Озерского филиала

2 часа в неделю, всего 68 часов

Учитель начальных классов: Пожидаева Светлана Витиславовна

п/п

Тема занятия

Кол –во

час

Дата план.

Дата факт.

Примечание

1

Вводное занятие.

Экскурсия в школьный музей.

Знакомство с целями и задачами кружка.

1





Изделия из природного материала

6




2

Экскурсия в парк.

1




3

Что растет на грядке?

Поделки из овощей.

1




4

Экибана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов.

1




5

Экскурсия. Сбор листьев для засушивания.

1




6

Аппликация из осенних листьев. Зайчик. Птички.

1




7

Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка.

1





Панно, созданные в мозаичной технике

11




8

Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги.

1




9

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики.

1




10

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои»

Завершение работы.

1




11

Экскурсия. «Очарование сказочного пейзажа».

1




12

Панно-мозаика с использованием макаронных изделий.

1




13

Панно-мозаика с использованием крупяных изделий.

1




14

Мозаичная техника. Составление рисунка.

1




15

Панно-мозаика из пластилиновых шариков.

1




16

Мозаика из скорлупы яиц. Нанесение скорлупы на рисунок – основу.

1




17

Мозаика из скорлупы яиц. Раскрашивание.

1




18

Экскурсия по селу.

1





Объемные игрушки из бумаги.

4




19

История возникновения бумаги.


1




20

Игрушка «Лиса»


1




21

Игрушка «Лягушонок».

1




22

Игрушка-стаканчик «Зебра».


1





Игрушки из ниток.

5




23

Экскурсия

«В природу за прекрасным».

1




24

Игрушки из ниток.

Какие бывают нитки?

1




25

Игрушка из ниток «Цыпленок».

1




26

Игрушка из ниток «Гномик».

1




27

«Гномик». Завершение работы.

1





Украшения для новогодней елки.

6




28

Украшения для новогодней елки. Игрушка из ваты.

1




29

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.

1




30

Окраска подвесных игрушек для елки.

1




31

Зайчик из ватных шариков.

1




32

Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия.

1




33

Экскурсия в природу: «Помогаем птицам».

1





Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина.

5




34

Разнообразие животного мира. Выполнение фигурок птиц.

1




35

Выполнение фигурок зверей.

1




36

В мире сказок. Выполнение фигурок сказочных героев.

1




37

Выполнение фигурок волшебных существ.

1




38

Экскурсия. Лепим из снега.

1





Оригами: конструирование из бумаги.

9




39

Знакомство с древним японским искусством оригами.

1




40

Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие.

1




41

Лилии в вазе. Заготовка деталей.

1




42

Лилии в вазе. Оформление композиции.

1




43

Знакомство с модулями.

1




44

Коллективная работа. Лебедь из модулей.

1




45

Коллективная работа. Лебедь из модулей. Завершение работы.

1




46

Что такое аппликация? Виды аппликаций. Аппликация «Собака».

1




47

Аппликация «Аквариумные рыбки».

1





Игрушки из яиц.

5




48

Подготовка яиц к работе. «Зайка».

1




49

«Цыпленок».

1




50

«Мышка»

1




51

«Рыбка», «Ёжик».

1




52

Экскурсия. Весеннее пробуждение.

1





Открытки, картины, панно.

5




53

Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов.

1




54

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации.

1




55

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. Завершение работы.

1




56

Панно из цветных тканевых лоскутков.

1




57

Экскурсия. Учимся красоте у природы.

1





Общая коллективная работа для выставки.

11




58

Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска.

1




59

Магнитики на холодильник из соленого теста.

1




60

Магнитики на холодильник из соленого теста. Завершение работы.

1




61

Панно «По щучьему веленью» из соленного теста.

1




62

Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. Завершение работы.

1




63

Панно «По щучьему веленью» из соленного теста. Окраска изделия.

1




64

Экскурсия. Рисуем на асфальте.

1




65

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

1




66

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

1




67

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста. Составление коллективной композиции.

1




68

Экскурсия. Красота, созданная руками человека.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!