Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Наши руки не для скуки» составлена на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-неустойчивое внимание;
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
-общее недоразвитие речи;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
Работа в кружке «Наши руки не для скуки»- средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей. Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого учащегося.
Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.
Работа в кружке поможет развить, прежде всего, творческие интересы и способности младших школьников. У таких детей повышается любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность. Работа в кружке воспитывает трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера.
Цель кружка: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение учащихся создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках труда, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
-формирование интереса к творческой деятельности;
-развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;
Воспитывающие:
- воспитывать в детях любовь к искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами,с педагогом);
- воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. 34 учебные недели, 68 часов в год.
Результаты освоения кружка “Наши руки не для скуки”
Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Содержание программы
Художественное творчество
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Рисование акварелью «Мои летние каникулы». Рисование «Мой край родной». Рисование карандашом «Осенняя природа». Иллюстрирование любимых сказок.
Работа с природным материалом
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Панно «Времена года». Букет «Краски осени». Аппликация из листьев и цветов. Коллективные композиции, индивидуальные панно.
Работа с крупой
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. «Чудо-дерево». «Ежик». «Пингвин». «Хризантема».
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. «Мозаика из яичной скорлупы ». «Мозаика по мотивам любимой сказки». «Дед Мороз». Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка»
Оригами.
Вводное занятие. Рассказ об искусстве оригами. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Просмотр видео материала по изготовлению простейших фигур из бумаги. «Журвлик». «Лилия». «Самолет». «Оригами на свободную тему». Модульно оригами «Лебедь»
Работа с соленым тестом
Вводное занятие. Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Инструктаж по технике безопасности «Медвежонок». «Улитка». «Черепашка»
Работа с гофрированной бумагой
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Инструктаж по технике безопасности. «Цветы». «Букет». Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Поделки из различных материалов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Рисование пластилином. Аппликация из пуговиц. Аппликация из салфеток. Плетение из резиночек. Мартеницы. Ожившие камни. Черепаха. Барельефы из бумаги.
Описание материально – технического обеспечения
Шухова С.-Поделки из всякой всячины.-М.:Айрис-пресс,2004.-192 с.:ил.-(Внимание: дети!).
Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // - М.: Изд. Эксмо-2004-160с
Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.
Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - 82 с.
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата проведения |
Художественное творчество 8ч |
1-2 | 2 | Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Рисование акварелью «Мои летние каникулы» | 06.09 |
3 | 2 | Рисование «Мой край родной» | 13.09 |
4 | 2 | Рисование карандашом «Осенняя природа» | 20.09 |
5 | 2 | Иллюстрирование любимых сказок | 27.09 |
Работа с природным материалом 8ч |
6 | 2 | Букет «Краски осени» | 04.10 |
7 | 2 | Панно «Времена года» | 11.10 |
8 | 2 | Аппликация из листьев и цветов. | 18.10 |
9 | 2 | Коллективные композиции, индивидуальные панно. | 25.10 |
Работа с крупой 8ч |
10 | 2 | «Чудо-дерево» | 08.11 |
11 | 2 | «Ежик» | 15.11 |
12 | 2 | «Пингвин» | 22.11 |
13 | 2 | «Хризантема» | 29.11 |
Аппликации из скорлупы, фольги, картона 8ч |
14 | 2 | «Дед Мороз» | 06.12 |
15 | 2 | «Мозаика из яичной скорлупы » | 13.12 |
16 | 2 | «Мозаика по мотивам любимой сказки» | 20.12 |
17 | 2 | Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка» | 27.12 |
Оригами 10ч |
18 | 2 | Рассказ об искусстве оригами. Просмотр видео материала по изготовлению простейших фигур из бумаги. | 17.01 |
19 | 2 | «Журвлик» | 24.01 |
20 | 1 | «Лилия» | 31.01 |
21 | 1 | «Самолет» | 31.01 |
22 | 2 | «Оригами на свободную тему» | 07.02 |
23 | 2 | Модульно оригами «Лебедь» | 14.02 |
Работа с соленым тестом 6ч |
24 | 2 | Инструктаж по ТБ. «Медвежонок» | 21.02 |
25 | 2 | Инструктаж по ТБ. «Улитка» | 28.02 |
26 | 2 | Инструктаж по ТБ. «Черепашка» | 07.03 |
Работа с гофрированной бумагой 6ч |
27 | 2 | Инструктаж по ТБ. «Цветы». | 14.03 |
28 | 2 | Инструктаж по ТБ. «Букет» | 21.03 |
29 | 2 | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 11.04 |
Поделки из различных материалов 14ч |
30 | 2 | Рисование пластилином. | 18.04 |
31 | 2 | Аппликация из пуговиц. | 25.04 |
32 | 2 | Аппликация из салфеток. | 03.05 |
33 | 2 | Плетение из резиночек | 10.05 |
34 | 2 | Мартеницы | 16.05 |
35 | 2 | Ожившие камни. Черепаха | 23.05 |
36 | 2 | Барельефы из бумаги. | 30.05 |