Разработали: учитель истории обществознания Зуева Е. Н.,
Агибалово, 2013г.
Д. С. Лихачев
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Смоленской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Серегиной Ольги Егоровны. Целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Рассчитана на учащихся 11-17 лет. Программа реализуется в течение 1 часа в неделю. Итого 34 часа в год.
Программа «История и поэзия родного края» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
ПЕРВЫЙ этап – «КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ» Задача первого этапа занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем районе и деревне. Эстетической категорией выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле. |
№ | Тема занятий | Содержание | Кол-во часов |
1 | Краеведение - наука о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | 1 |
2 | Наш дом родной. | Экскурсия по району (деревне). | 1 |
3 | Откуда пошёл мой род. | Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. | 1 |
4 | Холм-Жирковская земля в литературе, живописи, музыке. | Знакомство с литературными произведениями. | 1 |
5 | Я и мой район. | Мой район через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего района в будущем. | 1 |
6 | От чистого истока | Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. | 1 |
ВТОРОЙ этап - «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ» Задача второго этапа занятий: развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов, проживающих в нашем районе, наши земляки - участники Великой Отечественной войны. |
7 | С чего всё начиналось. | Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. | 1 |
8 | Здесь пыль веков. | Экскурсия в школьный и районный краеведческий музей. | 1 |
9 | О чём рассказали книги. | Работа с краеведческой литературой. | 1 |
10 | Первые русские поселения. | История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями народа в нашем районе. Работа с архивным материалом. | 1 |
11 | Вся власть Советам! | Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти. | 1 |
12 | Столкновение различных политических сил. | Гражданская война на территории нашего района. Окончание гражданской войны. | 1 |
13 | У каждого своя судьба. | Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. | 1 |
14 | Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд. | Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. Работа с архивными источниками. | 1 |
15 | Я не участвую в войне, война участвует во мне. | Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки - Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков. | 1 |
16 | О чём рассказали фотографии из семейного альбома. | Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах | 1 |
17 | История моей страны в названиях улиц. | Названия улиц нашей деревни и поселка. История в названиях улиц. | 1 |
18 | Памятники нашего района, связанные с историей | Творческие проекты | 1 |
19 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 1 |
ТРЕТИЙ этап - поэзия ЗЕМЛИ Холм – Жирковской Задача третьего этапа занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны. |
20 | В районе каждый знаменит | Творческие проекты о знаменитых людях | 1 |
21 | «Будем знакомы» | История районной газеты «Вперед» | 1 |
22 | Творчество пишущих, но малоизвестных земляков | Творческие проекты | 1 |
23 | Человек своего времени | Знакомство с поэтом, прозаиком и публицистом И. Савельевым | 1 |
24 | « Я отпел свое звонкое лето…» | Знакомство с творчестом поэта-земляка В.П. Сазонова. | 1 |
25 | Развитие журналистики | Развитие журналистики в районе | 1 |
26 | Летописец истории родного края | Знакомство с книгой В.И. Смирнова « Холм – Жирковский. Моя малая Родина: история, события, люди». | 1 |
27 | Ими гордится наш район | Сбор материала о людях, прославивших район | 1 |
28 | Спортсмены района | Составление презентаций о спортсменах района | 1 |
29 | «Не позволяй душе лениться» | Сбор материала о героях социалистического труда. | 1 |
30 | Люди в белых халатах | Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах, работающих в районной больнице. | 1 |
31 | Гордое звание – учитель | Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе. Оформление папки. | 1 |
32 | «Поставьте памятник деревне...» | Анализ стихотворения Н. Мельникова | 1 |
33 | Памятники района, посвященные культуре и поэзии | Творческие проекты | 1 |
34 | Подводим итоги работы кружка. | Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. | 1 |