СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Коррекция нарушенных функций" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекция нарушенных функций" 1 класс»

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Утверждаю

Директор ГБОУ Уфимская

школа-интернат № 13

_________А.М. Кириллова

«____» _________2015 г.

БОУ рнат №




Рабочая программа

а

по учебному предмету «Коррекция нарушенных функций»

для 1 А класса

Бариновой Татьяны Павловны


на 2016-2017 учебный год







Рассмотрено на заседании МК

Руководитель МК__________

Дата _____________

СОГЛАСОВАНО

Заметитель директора по УВР

_____(____________________)

Дата ________________





г. Уфа

2016год


Пояснительная записка по программе коррекции устной и письменной речи для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Программа по коррекции устной и письменной речи составлена на основе федерального компонента государственного стандарта.

Программа рассчитана на 34 в год ( 1 час в неделю или по 0 мин 2 раза в неделю).

Среди учащихся нашей школы самую многочисленную группу составляют дети, нарушения чтения и письма, которых обусловленные недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. При этом у учеников фонетические нарушения (искажения и замены звуков) сочетаются с нарушениями фонематического восприятия и слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и обобщений, а это, по мнению Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, затрудняет овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв. Имеют место в школе и учащиеся, чьи нарушения чтения и письма, обусловлены не сформированностью отдельных речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков речи, фонематиче6ского слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти , внимания, эмоционально-волевой сферы. Но чаще всего у учащихся встречаются смешанные формы нарушения чтения и письма, при которых встречаются различные специфические ошибки.

Ставится задача предупреждения и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников. Поэтому необходимо своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно у4странить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Отсюда назрела проблема создания рабочей программы по устранению дисграфии и дислексии у учащихся.

Ознакомившись с различными методиками коррекционной работы Р.И. Лалаевой, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовниковой,И.Н.,Ефименковой, А.Н.Корнеева и др. , а также, исходя из механизмов каждого вида дисграфии, рабочую программу можно вариативно изменять. Вариативность программы связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знания по грамоте.

Положительным в программе является то, что работа по ней позволяет выявить и квалифицировать характер и специфику речевых нарушений при овладении навыками письма, уровень знаний и умений детей, степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы. Программа поможет оценить степень зрелости ребенка, определить причины трудностей в обучении и приоритетные направления коррекционно-логопедической работы.

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической логопедической работы при аутизме и нарушении опорно-двигательного аппарата состоит в том, чтобы на основании психолого-педагогической диагностики детей, формировать у них речедвигательные функции, речевую систему в целом, орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, развивать когнитивные функции.

Специфика логопедической работы в коррекционной школы VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей неровной деятельности, речевого развития и психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой – особенностями структурой речевого дефекта.

В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

С учетом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.

Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем – на более сложном.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.

Планированию коррекционной логопедической работы предшествие комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.

Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Обучение грамоте на русском языке традиционно осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным психологом К.Д.Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, продолжая традиции К.Д.Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент в которой сделал на введении ребенка в звуковую деятельность языка. В связи с этим, главным условием успешного освоения ребенком письменной речью является форсированность у него фонематических процессов. Не сформированность фонематических процессов приводит к трудностям реализации фонематического принципа правописания, что проявляется в специфических ошибках письма: заменах букв и искажениях звукослоговой структуры слова.

Цель программы – выявить детей с нарушениями устной и письменной речи, создать условия для профилактики и коррекции дисграфии у учащихся начальных классов и устранить нарушения письменной речи у учащихся.

Задачи:

  • Ликвидировать проявления в речевой патологии;

  • Формировать фонематическое восприятия;

  • Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

  • Развивать связную речь;

  • Формировать пространственно-временные представления и понятия;

  • Развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;

  • Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;

  • Создать условия для приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения материала по род6ному языку;

  • Оказывать помощь обучающимся ученикам в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей;

  • Создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками;

  • Отобрать наиболее эффективную систему упражнений по исправлению дисграфии у учащихся.

Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с учебными программами начальной ступени обучения, а так же с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Программа направлена на развитие:

- звуковой стороны речи;

- лексико-грамматический строй речи;

-предложения и связная речь;

- неречевых процессов;

- общеучебных умений и навыков.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.



































Список литературы:


  1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе М., 2001.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 2001.

  3. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д.; СПб., 2004.

  4. Садовникова И.Н. нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьноков. М.; 1995.

  5. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом

  6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия – М.:, 2006 – 319 с.

  7. Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005 – 141, с.: ил., - (Библиотека логопеда).

  8. Дедюхина Г.В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми страдающими с ДЦП.

  9. Забрамная С.Д.

  10. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

  11. Калинина И.Л. Учим читать и писать.

  12. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  13. Лазаренко О.И. Логопедический альбом. – М.: Айрис-пресс,2006.

  14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат. – М..: 2001 с. 58-75, 115-142.

  15. Нищева Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  16. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. Обучение во вспомогательной школе. – М.: 1973.

  17. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: 1979.

  18. Петрова В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. с. 3-253.

  19. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей – 2кн. 2006.

  20. Учебник для пед.вузов Олигофренопедагогика.

  21. Цвынтарный В.В. Пальчиковая гимнастика.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!