СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к факультативному курсу для 5 класса "Страна Лингвиния"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью.  Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к факультативному курсу для 5 класса "Страна Лингвиния"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к факультативному курсу для 5 класса

«В стране Лингвиния»

по предмету «Русский язык»


на 2014-2015 учебный год


основное общее образование

35 часов, базовый уровень




Составитель: учитель русского языка и литературы

Забелина Валентина Алексеевна



Пояснительная записка


Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не даёт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях факультатива по русскому языку «Страна Лингвиния». Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у обучающихся.


Цели:

  1. Привить любовь к великому русскому языку.

  2. Повысить общую языковую культуру.

  3. Развить интерес к языку как учебному предмету.

  4. Тренировать внимание обучающихся и умение логически мыслить.

  5. Развить речь обучающихся.


Задачи:

  1. Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках.

  2. Научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.

  3. Развить творческие способности обучающихся.


Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.


В результате изучения факультатива обучающиеся должны:


- углубить и расширить знания о языке;

- развить смекалку и сообразительность;

- обогатить свою речь фразеологизмами;

- получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;

- повысить грамотность.


Речевая деятельность

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения – миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текста на абзацы.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения, самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложения. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.




Программа рассчитана на 35 учебных недель: 1 час в неделю.



Содержание программы


Культура речи

Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Фонетика

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф.

Этимология слова

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

Занимательная грамматика

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

Лексика

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

Фразеология

Фразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка (фразеологизмы).










Календарно – тематическое планирование


№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

1

Введение. Роль языка в жизни человека.

1


2

В мире звуков. Звук и буква.

1


3

Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные.

1


4

Игры с буквами, звуками.

1


5

Игры с буквами и словами.

1


6

«Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со словами.

1


7

Бывают ли у слов родственники?

1


8

Культура выражения своих чувств и средства их выражения в процессе общения.

1


9

Можно ли сломать язык?

1


10

Сказал то же, да не одно и то же. Средства общения в коллективе. Этикетная лексика.

1


11

Тёзки наоборот.

1


12

Игры со словами. «Слово – понятие, слово – творчество».

1


13

О словах одинаковых, но разных.

1


14

Азбука важных и вежливых слов.

1


15

Фразеологические обороты.

1


16

Культура речи. Почему мы так говорим.

1


17

Крылатые слова.

1


18

Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения).

1


19

«Биография слов».

1


20

Культура общение. Правила ведения диалога.

1


21

Как правильно употреблять слова.

1


22

Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики.

1


23

Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове.

1


24

В руках умелых слово творит чудеса. Искусство общения.

1


25

Откроем за буквами русского языка чудо.

1


26

Игры с буквами и словами: верно – не верно.

1


27

Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы, буриме.

1


28

Почему мы так говорим?

1


29

Богатство русского языка (фразеологизмы).

1


30

Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

1


31

Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф.

1


32-33

Превращения слов.

2


34

Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

1


35

Итоговое занятие.

1








Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

  3. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

  4. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

  5. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.

  6. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

  7. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!