СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История России" и "Новейшей истории" 9 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени : История России – 40 часов; Новейшая история –34  час ( за счет интегрированных уроков)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История России" и "Новейшей истории" 9 класс.»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «История России XX- начала XXI вв.» составлена на основе федеральной примерной программы по истории Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.».-М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа «Новейшая история» составлена на основе федеральной примерной программы по истории А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2009.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.


Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 68 ч. в год, 2 ч. в неделю.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени : История России – 40 часов; Новейшая история –34 час ( за счет интегрированных уроков)


Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.

  • Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  • Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.


При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • - школьная лекция;

  • - семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • - уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • - работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • - объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • - самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • - написание сочинений-эссе;

  • - заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др



Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия :

  • История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2009г


  • Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2009.


Дополнительная литература

  • Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.



Содержание тем учебного курса

1. Россия и мир на рубеже XIXXX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.

Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.

II. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.


III. СССР и мир в 1920-1930гг.

Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны



IV Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.

СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.


V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия

Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.


VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР от реформ к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.

Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.


VII. Мир во второй половине 20 в.

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.


VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.

. Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.

Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.






Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны:

  1. Называть:

- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;

- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.

2.Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

3.Называть: место, обстоятельства, участников событий;

крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;

основные политические течения, партии, организации, их наиболее

известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;

известных полководцев, участников военных событий.

4.Показывать на исторической карте: территорию России, СССР и ее изменение

на протяжении ХХ в.; промышленные центры, крупнейшие стройки;

места военных сражений.

5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).

6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.

7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.

8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.

9. Составлять описание:

зданий, технических сооружений, машин;

предметов быта;

памятников художественной культуры.

10. Соотносить факты и общие процессы и явления:

изменения политического строя России в ХХ в.;

внутренней и внешней политики;

модернизации, индустриализации;

развития общественной мысли, художественной культуры.

11. Называть характерные, существенные черты:

политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;

экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;

развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

внешней политики, наиболее значительных военных событий.

12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.

14. Сравнивать:

развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;

темпы и характер модернизации в России и других странах;

политические режимы в России и других странах.

15. Излагать суждения о причинах и последствиях:

российских революций 1905-1907 и 1917 гг.; - Гражданской войны;

прихода большевиков к власти;

установления однопартийной системы;

утверждение тоталитарного режима и культа личности;

победы в ВО войне;

«оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;

перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.

16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:

поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;

известных исторических личностей.

18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

















Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Методические и учебные пособия

  • Рабочая тетрадь по истории России XX век, 3 вып.; авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

  • История России XX век: Хрестоматия, составители: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

  • И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.

  • Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.

  • История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.


  1. Оборудование

  • Карты

  • Таблицы

  • Схемы

  • Презентации

  • иллюстрации



  1. Дидактический материал

  • Раздаточный материал

  • Тесты

  • Фрагменты источников

  • Статистические данные

  • Диаграммы

  • Памятки для характеристики исторических событий и деятелей


















Литература
  1. Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.

  2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX ве­ка.— М., 1994.

  3. Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.

  4. Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.

  5. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988.

  6. Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.

  7. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.

  8. Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.

  9. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.

  10. Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.

  11. Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992

  12. История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.

  13. Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.

  14. Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.

  15. Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.

  16. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.

  17. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995.

  18. Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.

  19. НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.

  20. Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,

  21. Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993.

  22. Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.

  23. Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.

  24. Политические партии России: история и современность.— М., 2000.

  25. Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.

  26. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993.

  27. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996.

  28. Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.— М., 1996.

  29. Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX ве­ка.— М., 1990.

  30. Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.

  31. Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997.























Календарно-тематическое планирование

по курсу "История России ХХ - начала ХХI вв." (9 класс)

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Объекты и формы текущего контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

I. Россия 1917-1927гг.( 9 часов)

1

Россия революционная

1

Повторительно-обобщающий урок

Причины революционного начала века, сходство и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития.

Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные события 1-й, 2-й революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России.

Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Возможные альтернативы развития. В.И.Ленин

Проверка работ в тетрадях

повторение


 

2

Начало Гражданской войны

1

Комбинированный урок

Причины Гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия.

Знать понятие "Гражданская война". Владеть показом на карте. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории.

Военная интервенция. Исторический личности войны. Итоги войны

Фронтальный

&14


 

3

Гражданская война: основные события, организаторы действий

1

Урок изучения нового материала, икт

Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад. Особенности каждого этапа.

Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии)

Иностранная интервенция

Выборочная проверка заполнения таблицы

&15


 

4

Экономическая политика в годы войны

1

Лекция,икт

Политика "Военного коммунизма". Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля

Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны

 

Тестовый конкурс и нформаций о личностях войны

&16-17


 

5

Социально-политический и экономический кризис 1920-1921гг. Переход к нэпу

2

Лекция с элементами практической работы

Причины перехода к нэпу. Решения Х съезда РКП(б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия нэпа.

Ознакомиться и усвоить "язык нэпа". Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками

Крестьянские выступления. Востание в Кронштадте. Голод 1921г.

Экспресс-опрос

&18


 

6

Политика большевиков в области национально-государственного сторительства

1

Комбинированный урок

Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы.

Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР.

Конституция 1924г.

Фронтальный

&19


 

7

Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков.

1

Работа с учебником. Лекция.

Проекты построения социализма, борьба вокруг них.

Усвоить понятие "социализм"

И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин

Понятийный блок

&20


 

8

Коренные изменения в духовной жизни

1

Работа в группах

Борьба с неграмотностью. Творцы "серебряного века" в Советсткой России. Эмиграция. Начало "Нового искусства"

Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей

Ликбез, волна эмиграции, "Сменовеховство"

Вопросы к параграфу

&22


 

9

Итоги развития России в 1917-1927гг.

1

Контрольный урок. Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике


 

II. Сталинская модернизация России (8 часов)

10

Поиск путей построения социализма

1

Повторительно-обобщающий урок на основе материала урока 7


 

11

Индустриализация в СССР

1

Лекция, икт

Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники и методы индустриализации.

Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализации.

Индустриализация, "Великий перелом", стахановцы, Большой скачок

Фронтальный

&23


 

12

Коллективизация сельского хозяйства

1

Лекция, икт

Цели, методы, результаты коллективизации

Усвоить цели и задачи "нового курса" в деревне. Уметь давать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов "нового курса" в деревне.

Коллективизация, кулак, бедняк, середняк. Ликвидация кулачества как класса.

Вопросы к параграфу

&29


 

13

Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности Сталина.

1

Лекция, икт

Структурные звенья советсткой тоталитарной системы ВКП(б) - ядро модели

Уметь соотносить события по данной проблеме с двадцатыми годами и современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели.

Идеология тоталитаризма. Карательная система. Оппозиция. Массовые репрессии. Культ личности.

Защита лабораторных исследований

&25


 

14

Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 - к началу 1940-х гг. Конституция 1936г.

1

Комбинированный урок

Плюсы и минусы "большого скачка", "Великого перелома". Принципы построения и содержание Конституции 1936г.

Знать важнейшие достижения, сформировавшиеся в ходе "большого скачка". Уметь дать оценку свершений. Объяснить свое отношение к проблеме.

Победивший социализм. "Большой скачок". "Великий перелом" в деревне.

Смысловой план

&23-25


 

15

Коренные изменения в духовной жизни общества

1

Дискуссия

Достижения науки и техники. Метод социалистического реализма. Утверждение марксистско-ленинской идеологии.

Знать достижения культуры данного периода, использовать знания для формирования собственных суждений о происшедших переменах.

"Культурная революция", идеологизация

Сообщения

&26


 

16

СССР в системе международных отношений в 20-30-е гг.

1

Лекция, икт

Интегрированный урок

Внешнеполитический курс в 20-30-е гг. Вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советстко-германский пакт 1939-1941гг.

Владеть понятиями: полоса непризнания и процесс признания СССР; Коминтерн и антифашистский фронт; Мюнхен 1938г.

Советская внешнеполитическая доктрина 30-х гг.

План-тезисы, лекции

&27


 

17

Контрольный урок по учебному блоку "Сталинская модернизация"


 

III. Великая Отечественная война (5 часов)

18

Начало Великой Отечественной войны

1

Семинарское занятие, ИКТ



Интегр.урок


СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германие. Провал "Молниеносной войны"

Уметь соотнести события со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны

Советская доктрина. "Внезапность" нападения. Молниеносная война. Превентивные удары. План "Барбаросса".

Информационно-аналитические сообщения

&29, 30, дополнительная литература


 

19

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Семинарское занятие, икт


Начало коренного перелома (Сталинград). Завершение перелома (Курск). Тегеранская конференция.

Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения.

"Странная" война на Западе. Широкомасштабное наступление немцев на Юге. Сталинская доктрина наступления на всех фронтах.

Информационно-аналитические сообщения

&30, 32, дополнительные источники (самостоятельно)


 

20

Освобождение советской территории. Завершающий этап войны. СССР в антигитлеровской коалиции.

2

Семинарское занятие, икт



Интегрированный урок

Военно-стратегическая обстановка. "10 сталинских" ударов по врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии.

Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения.

Советские полководцы и организаторы военных операций (И.В.Сталин, Г.К.Жуков). Ялта. Потсдам.

Информационно-аналитические сообщения

&34, дополнительные источники


 

21

Итоги Великой Отечественной войны. Источники и цена победы.

1

Семинарское занятие, икт

Советсткий тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой Отечественной войны.

Владеть фактами великого подвига народа. Уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне.

ВПК. Национальное богатство.

Информационно-аналитические сообщения

&31, дополнительные источники


 

IV. Советский Союз в послевоенный период 1945-1953 гг.(3 часа)

22

Послевоенное восстановление экономики СССР

1

Комбинированный урок

Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления.

"Экономические проблемы построения социализма в СССР"

Репарации. Репатриации. Национальное богатство. ВПК.

Вопросы к параграфу

&35


 

23

Идеологические кампании конца 1940-х - начала 1950-х гг

1

Лекция

Властные перестройки. Кампании: "врагов народа"; "Ленинградское дело"; "дело врачей"; "дело космополитов"

"Железный занавес" - знать сущность понятия. Уметь делать сравнения о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг.

"Железный занавес". Кибернетика. Идеологические процессы. Номенклатура.

Экспресс-опрос

&36-37, дополнительный материал


 

Резерв времени - 1 час

 

 

V. СССР в 1953 - середине 60-х годов ХХ в. (3 часа)

24

Н.С.Хрущев. Попытки реформирования политической системы.

1

Лекция

Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. "Курс на построение коммунизма"

Знать решение ХХ съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС

"Оттепель", "культ личности"

Тестирование

Выборки из &39, 41


 

25

Внешняя политика

1

Работа в группах



Интегрированный урок

Причины и содержание "холодной войны". Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики

"Холодная война". Три направления внешней политики - Мораторий, Варшавский договор, Венгерский и Карибский кризисы

Оценка групповой работы

&38, 42


 




VI. СССР в середине 60-х - середине 80-х годов ХХ в. (3 часа)

26

Л.И.Брежнев. Усиление консервативных тенденций в экономическом развитии и политической системе

1

Комбинированный урок

Усиление позиций партгосноменклатуры. Ориентация на развитие ТЭК. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Конституция 1977г.

Знать и владеть понятиями: период стагнации, развитой социализм, "золотой век" партгосноменклатуры.

Стагнация, диссидент, коррупция и теневая экономика. Кризис советской системы

Вопросы к параграфу

Выборка из &43-45


 

27

Политика разрядки. Надежды и результаты.

1

Дискуссия



Интегрированный урок

Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. "Доктрина Брежнева". Горячие точки планеты, место в них СССР

Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики

"Пражская весна". "Солидарность". Афганская война. Кризис социалистической системы.

Подготовка рефератов

&46


 







VII. Советское общество в 1985-1991 гг.(4 часа)

28

М.С.Горбачев. Переход к политике перестройки.

1

Лекция, икт

Курс на "ускорение". Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике.

Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах "ускорения"

Перестройка, "ускорение", программа "500 дней"

Тезисы

Выборка из &47-49


 

29

Демократия политической жизни

1

Урок изучения нового материала, икт

Реформа политической системы. Формирование многопартийности.

Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку

Гласность, президентство, разделение властей, союзный договор

Составление сложного плана

&47-49


 

30









31

Новое политическое мышление








Внешняя политика СССР в 1985- 1991 гг

1










1

Семинарское занятие


Интегрированный урок







Урок-изучение нового материала



Интегр. урок

Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма.




Изменения во внешней политике.

Новый подход во внешней политике к блоковому противостоянию

Разбираться причинах завершения "холодной войны" и основных положениях новой внешнеполитической доктрины.



Умение ориентироваться в причинах изменения внешнеполитического курса

Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения.








Тестирование










Составление таблицы с использованием политической карты










&50










П. 50


 

VIII. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв. (9 часов)

32

Российская экономика на пути к рынку.

1

Лекция, икт

Экономические реформы 1992-93 гг. Структурная перестройка промышленности. Дефолт 1998г., его последствия.

Уметь разбираться в особенностях рыночной и плановой экономики, знать особенности рынка в России.

Приватизация, ваучеризация, шоковая терапия, дефолт.

Сообщения

&51


 

33

Политическая жизнь России

1

Лекция, икт

Август 1991г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993г. Российский парламентаризм. Б.Н.Ельцин

Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР

ГКЧП. Путч. Электорат. Институт президенства.

Лабораторные исследования

&52


 

34

Духовная жизнь России

1

Лекция





П. 53


 

35

Россия в мировом сообществе

1

Урок-семинар


Интегрир.урок

Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХI веков. Новая концепция внешней политики

Усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире, новый стиль международной политики

Геополитика СНГ. Концепции внешней политики 1945-2006гг.

Подготовка сообщений по плану семинара

&55


 

36

Культурная жизнь современной России

1

Урок защиты проектов

Исторические условия развития культуры. Основные направления.

Разобраться в понятиях: концептуализм, постмодернизм, публицистика, ностальгия, элитная и массовая культура.

 

Подготовка проектов

&53


 



37

Россия на пороге ХХI века

1

Комбинированный урок, икт

В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, гражданского согласия, экономический подъем и социальную стабильность

Ознакомиться с основными направлениями политики В.В.Путина. Знать основные преобразования

Новые государственные символы. Послание Федеральному Собранию. Терроризм, борьба с ним

Тесты

&56



38

Строительство обновленной Федерации

1

Лекция




Тесты

П. 54



39

Геополитическое положение и внешняя политика России

1

Урок-семинар



Интегр.урок

Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и СНГ.Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Разобраться в изменившейся внешней политики страны. Понимать геополитические интересы страны и из значение.


Тесты

П. 55



40

Итоговое повторение

1

Урок обобщения и повторения




Проверочная работа













Календарно-тематическое планирование

по курсу "Всеобщая история" (9 класс)

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

I. Мир после Первой мировой войны (8 часов)

1

Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система

1

Комбинированный урок

Положение Версальского, Сен-Жерманского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско-Вашингтонской системы

Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в европе (20-30-е гг. ХХв.)

Лига наций

Табличный, понятийный

&6, документы


 

2

Революционный подъем в Европе и Азии. Распад империй

1

Исследовательская деятельность (работа в группах)

ХХ век - новая национальная история. Революция в Германии, Австро-Венгрии, России

Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события России с мировыми.

Международные последствия революции в России. Интернационалы.

Анализ табличного материала

&7


 

3

Стабилизация 1920-х гг. в ведущих странах Запада

1

Лабораторная работа

Особенности стабилизации. План Дауэса. "Процветание" по-американски. Германия и Англия в стабилизации.

Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования)

 

Фронтальный, тестовый

&8


 

4

Мировой экономический кризис с 1930-х гг. Пути выхода.

1

Комбинированный урок

Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: "Новый курс" США - либерально-демократическая модель. Тоталитарная модель.

Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия.

Ф.Д.Рузвельт, кейнсианство. Социальный либерализм.

Понятийный блок

&10, 11


 

5

Особенности экономического кризиса в демократических странах Европы. Выход из кризиса.

1

Лекция

Размеры кризиса. Модели борьбы (Курс Чемберлена, Блюма) Значение либерально-демократической модели.

Либерально-демократическая модель. Участие в дискуссии. Анализ информации.

 

Работа с заданиями &12

&12


 

6

Тоталитарные и авторитарные режимы как путь выхода из экономического кризиса

1

Лекция

Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании

Знание новых видов общественного движения в Европе. Фашизм. III рейх.

Гитлер, Муссолини. Антивоенное движение. Народный фронт

Вопросы и задания &13-14

&13-14


 

7

Страны Азии в первой половине ХХв.

1

Работа в группах, минипроекты

Культурно-цивилизационные особенности. Проблемы модернизации.

Знать понятие "Восток". Реформы и революции. Пути модернизации.

Ганди. Сунь-Ятсен. Кемаль. "Японский дух", "европейское знание"

Групповой

&15-16


 

8

Страны Латинской Америки в первой половине ХХв.

1

Работа в группах

Культурно-цивилизационное своеобразие. Способы модернизации.

Разбираться в методе "революции-реформы-диктатура-революция". Сравнивать со странами мира.

 

Групповой, домашняя работа

&17-18 (самостоятельное изучение)


 

II. Вторая мировая война (3 часа)

9

Международные отношения накануне Второй мировой войны

1

Лекция с элементами исследования

Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета

Уметь анализировать изменения в международной обстановке, вести дискуссию

Государства-агрессоры, колективная безопасность, политика умиротворения

Проверка лекционных записей, понятийный блок

&19


 

10-11

Вторая мировая война

2

Семинарское занятие

Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Великая Отечественная война-во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия.

Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной

Ялтинско-Потсдамская система. Черчиль. Рузвельт. Сталин.

По качеству работы в семинаре, проверка материалов к семинару

&20-22


 

III. Мир во второй половине ХХ века: основные тенденции развития (13 часов)

12

Превращение послевоенного мира в двухполюсный (биполярный)

1

Лекция

Предпосылки биполярности. Противостояние общественно-политических систем.

Усвоить понятия: "холодная война", "идеологическое, экономическое, военное противостояние". Знать сдерживающие факторы.

 

По вопросам и заданиям &22-23

&22-23


 

13

Особенности послевоенного восстановления стран Западной Европы

1

Комбинированный урок

Особенности экономического восстановления. Факторы экономического подъема. Либерализация торговли. Экономическая интеграция.

Уметь критически подходить к программам развития. Использовать материал для стравнения с современностью.

Формирование смешанной экономики. Неокейнсианство. Фаза зрелого индустриального общества (атрибуты)

Тестовый

&24


14

Экономические кризисы 70-80-х гг.

1

Работа с учебником и историческими материалами

Причины кризисов 1974-75гг. И 1980-82гг. Роль и место НТР. Три этапа социально-экономической политики ведущих капстран (либерально-демократический, социал-реформистский, консервативно-реформистский)

Знать понятия: "постиндустриальное общество", "трехволновая история человечества", "глобализация", "три центра мировой экономики"

Смешанная экономика. Социальное государство. Системный кризис Западного общества.

Фронтальный

&25


 

15

Политическое развитие стран Запада

1

Работа с учебником и историческими документами

Идейно-политические течения и партии (консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско-демократических партий.

Уметь отличать и сравнивать политические движения. Знать причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических, умеренного реформизма

Эволюция политических идеологий во второй половине ХХв.

Понятийный (деформированный блок)

&26


 

16

Социальные движения. Гражданское общество

1

Лекция

Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества, гражданские инициативы. ("Врачи без границ", "Гринпис" и др.)

Владеть понятиями: антивоенное движение, движение молодежи, студентов, экологические, феминистское, этическое, культурное, группы взаимопомощи

 

Опрос по вопросам лекции

&27


 

17

Страны мира и регионы во второй половине ХХ века: США

1

Работа в группах (проектная деятельность)

Послевоенный курс. "Мировая ответственность". Принципы политики в 1945-1990-е гг. социальные политические программы.

Усвоение особенностей исторического пути США, ее роль в мировом масштабе. Представить результаты изучения в виде мини-проекта.

Особый путь развития

Проверка мини-проектов

&28


 

18

Великобритания

1

Комбинированный урок

Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития.

Усвоить особенности исторического арзвития. Понимать проблемы "консервативной революции", "третьего пути" Т.Блэра

Лейбористы, консерваторы

Фронтальный опрос

&29


 

19

Франция

1

Урок-исследование

Социально-экономическая и политическая история ХХв. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка "левого" эксперимента.

Уметь характеризовать особенности развития на разных исторических этапах республик во Франции.

Ш. де Голь

Защита материалов исследования

&30


 

20

Германия

1

Урок-исследование

Три периода истории Германии, особенности Италии. Соревнование двух систем в рамках одной страны. Трудности реинтеграции восточных земель. Юг-региональные проблемы Италии

Установление причинно-следственных связей перемен в историческом развитии Германии ХХв. (вторая половина)

 

Защита материалов исследования

&31, 32


 

21

Восточные страны

1

Комбинированный урок

Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований

Знать понятие "Восточная Европа". Уметь анализировать виды социализма

Новая структура миропорядка

Письменная работа

&33


 

22

Страны Азии и Африки в современном мире

1

Лекция

Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, латино-американского и африканского регионов. Варианты выбора.

Овладение понятием "деколонизация". Знать особенности проблемы "мирового юга".

Идеология "третьего пути". Религиозный фундаментализм.

Тестовый контроль

&34-35


 

23

Основные этапы развития международных отношений. Глобализация в конце ХХ - начале ХХI вв.

2

Лекция

Мировый войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм.

Ориентироваться в направлениях деятельности Лиги наций и ООН

Социально-психологические и демографический причины войн. Становление новой структуры миропорядка, современной карты мира.

Письменная работа

&36-37


 

24

Духовная культура периода новейшей истории

1

Конкурс докладов

Изменение в научной карте мира. Основные направления в развитии культуры.

В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хай-тека, элитарной и массовой культурой, контр-культурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Особенности духовной жизни современного общества. Религия и церковь в современном мире.

 

&38


 

25

Контроль по курсу новейшей истории -1 час защита проектов по избранной тематике (темы стандарта знаний)


 


26

Начало Великой Отечественной войны

1

Семинарское занятие, ИКТ

Интегр.урок


СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германие. Провал "Молниеносной войны"

Уметь соотнести события со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны

Советская доктрина. "Внезапность" нападения. Молниеносная война. Превентивные удары. План "Барбаросса".

Информационно-аналитические сообщения

&29, 30, дополнительная литература


 

27

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Семинарское занятие, икт


Интегрирован. урок


Начало коренного перелома (Сталинград). Завершение перелома (Курск). Тегеранская конференция.

Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения.

"Странная" война на Западе. Широкомасштабное наступление немцев на Юге. Сталинская доктрина наступления на всех фронтах.

Информационно-аналитические сообщения

&30, 32, дополнительные источники (самостоятельно)


 



 

28

Освобождение советской территории. Завершающий этап войны. СССР в антигитлеровской коалиции.

2

Семинарское занятие, икт


Интегрированный урок

Военно-стратегическая обстановка. "10 сталинских" ударов по врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии.

Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения.

Советские полководцы и организаторы военных операций (И.В.Сталин, Г.К.Жуков). Ялта. Потсдам.

Информационно-аналитические сообщения

&34, дополнительные источники


 

29

Внешняя политика

1

Работа в группах


Интегрированный урок

Причины и содержание "холодной войны". Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики

"Холодная война". Три направления внешней политики - Мораторий, Варшавский договор, Венгерский и Карибский кризисы

Оценка групповой работы

&38, 42


 

30

Политика разрядки. Надежды и результаты.

1

Дискуссия


Интегрированный урок

Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. "Доктрина Брежнева". Горячие точки планеты, место в них СССР

Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики

"Пражская весна". "Солидарность". Афганская война. Кризис социалистической системы.

Подготовка рефератов

&46


 

31









32

Новое политическое мышление








Внешняя политика СССР в 1985- 1991 гг

1










1

Семинарское занятие


Интегрированный урок







Урок-изучение нового материала


Интегр. урок

Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма.




Изменения во внешней политике.

Новый подход во внешней политике к блоковому противостоянию

Разбираться причинах завершения "холодной войны" и основных положениях новой внешнеполитической доктрины.



Умение ориентироваться в причинах изменения внешнеполитического курса

Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения.








Тестирование










Составление таблицы с использованием политической карты










&50










П. 50


 

33

Россия в мировом сообществе

1

Урок-семинар



Интегрир.урок

Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХI веков. Новая концепция внешней политики

Усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире, новый стиль международной политики

Геополитика СНГ. Концепции внешней политики 1945-2006гг.

Подготовка сообщений по плану семинара

&55


 

34

Итоговое повторение

1

Урок обобщения и повторения


Обобщение, систематизация и проверка знаний по курсу


Проверочная работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!