Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История России XX- начала XXI вв.» составлена на основе федеральной примерной программы по истории Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 кл.».-М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа «Новейшая история» составлена на основе федеральной примерной программы по истории А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2009.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 68 ч. в год, 2 ч. в неделю.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени : История России – 40 часов; Новейшая история –34 час ( за счет интегрированных уроков)
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия :
История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2009г
Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2009.
Дополнительная литература
Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
Содержание тем учебного курса
1. Россия и мир на рубеже XIX – XX веков. Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века .Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.
Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
II. Великая российская революция. Февральская революция 1917 года в России. Особенности политики Временного правительства. Двоевластие и причины углубления общественно-политического кризиса. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И.Ленина в ее деятельности. Захват власти большевиками. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
III. СССР и мир в 1920-1930гг.
Государства демократии- США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония. Советское общество в 1920-е гг.Переход от политики «Военного коммунизма» к НЭПу. Создание СССР. Борьба за власть в 20-е гг.Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация. Сталинизм и его особенности. Террор 1930 гг.Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны
IV Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Начало Второй мировой войны. Политика СССР в 1939-1940 гг.
СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.
V. СССР в 1945-1964 гг. Мир в первые послевоенные десятилетия
Политика СССР в Восточной Европе и причины «холодной войны». «План Маршалла» и его влияние на развитие стран Европы. Создание системы союзов и конфликты в Азии. Советский союз в первые послевоенные годы: восстановление народного хозяйства. Массовые репрессии. Духовная жизнь советского общества. СССР после смерти Сталина. 20 съезд КПСС и начало «Оттепели».СССР в 1950-1960 гг.Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства. Реформы системы управления и отстранение Хрущева от власти. Советский союз и крушение колониальной системы. Карибский кризис. Послевоенная реконструкция и становление социально-ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США.
VI. СССР в 1965-1991 гг. СССР от реформ к «застою» . Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений в начале 1980гг.
Перестройка и новое политическое мышление. СССР и страны Восточной Европы. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. Обострение национальных проблем в СССР. Распад СССР.
VII. Мир во второй половине 20 в.
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. Россия и международные отношения начала 21 века.
VIII. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
. Концепция преобразований и опыт первых рыночных реформ в России. Кризис 1993 года. Принятие Конституции. Избрание президентом В.В.Путина и развитие российского общества на рубеже 20- 21 вв. Россия и страны СНГ. Россия и международные отношения начала 21 века.
Эпоха постмодернизма. Особенности современной массовой культуры. Духовная жизнь в советском и российском обществах. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Искусство и литература периода гласности и демократизации. Духовная жизнь и искусство демократической России.
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2.Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3.Называть: место, обстоятельства, участников событий;
крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
основные политические течения, партии, организации, их наиболее
известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
известных полководцев, участников военных событий.
4.Показывать на исторической карте: территорию России, СССР и ее изменение
на протяжении ХХ в.; промышленные центры, крупнейшие стройки;
места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
зданий, технических сооружений, машин;
предметов быта;
памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
изменения политического строя России в ХХ в.;
внутренней и внешней политики;
модернизации, индустриализации;
развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
темпы и характер модернизации в России и других странах;
политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
российских революций 1905-1907 и 1917 гг.; - Гражданской войны;
прихода большевиков к власти;
установления однопартийной системы;
утверждение тоталитарного режима и культа личности;
победы в ВО войне;
«оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Рабочая тетрадь по истории России XX век, 3 вып.; авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
История России XX век: Хрестоматия, составители: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.
История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.
Оборудование
Карты
Таблицы
Схемы
Презентации
иллюстрации
Дидактический материал
Литература
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — Первой половине XIX века.— М., 1994.
Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988.
Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.
Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.
Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.
Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.
Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992
История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.
Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация.— М., 1999.
Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг.— М., 1995.
Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.
НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М.,
Осокина Е. А. Иерархия потребления: о жизни людей в условиях сталинского снабжения: 1928—1935 гг.—М., 1993.
Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.
Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.
Политические партии России: история и современность.— М., 2000.
Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.
Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993.
Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление.— М., 1996.
Становление российского парламентаризма начала XX века/Под ред. Н. И. Селунской.— М., 1996.
Тарновский К. Н. Социально-экономическая история России: Начало XX века.— М., 1990.
Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991.
Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905—1907 гг.— М., 1997.
Календарно-тематическое планирование |
по курсу "История России ХХ - начала ХХI вв." (9 класс) |
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Объекты и формы текущего контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
I. Россия 1917-1927гг.( 9 часов) |
1 | Россия революционная | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Причины революционного начала века, сходство и отличия всех революционных событий. Итоги революций, последствия для исторического развития. | Уметь разбираться в причинах, типах революций. Знать основные события 1-й, 2-й революций. Уметь спрогнозировать последующие события в России. | Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Возможные альтернативы развития. В.И.Ленин | Проверка работ в тетрадях | повторение | | |
2 | Начало Гражданской войны | 1 | Комбинированный урок | Причины Гражданской войны. Этапы войны. Противодействующие силы. Планы, программы, мероприятия. | Знать понятие "Гражданская война". Владеть показом на карте. Уметь сравнивать войну с другими гражданскими войнами в истории. | Военная интервенция. Исторический личности войны. Итоги войны | Фронтальный | &14 | | |
3 | Гражданская война: основные события, организаторы действий | 1 | Урок изучения нового материала, икт | Поэтапные события войны. Перестройка на военный лад. Особенности каждого этапа. | Знать этапы и ключевые события (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Польша, фронты Красной Армии) | Иностранная интервенция | Выборочная проверка заполнения таблицы | &15 | | |
4 | Экономическая политика в годы войны | 1 | Лекция,икт | Политика "Военного коммунизма". Аграрные и другие программы Деникина, Юденича, Врангеля | Усвоить сущность политики военного коммунизма, проводить сравнение экономических политик, их влияние на итоги войны | | Тестовый конкурс и нформаций о личностях войны | &16-17 | | |
5 | Социально-политический и экономический кризис 1920-1921гг. Переход к нэпу | 2 | Лекция с элементами практической работы | Причины перехода к нэпу. Решения Х съезда РКП(б). План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия нэпа. | Ознакомиться и усвоить "язык нэпа". Знать сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную). Уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками | Крестьянские выступления. Востание в Кронштадте. Голод 1921г. | Экспресс-опрос | &18 | | |
6 | Политика большевиков в области национально-государственного сторительства | 1 | Комбинированный урок | Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения. Основные документы. | Разбираться и давать оценку точкам зрения о принципах построения государства. Знать исходящие документы образования СССР. | Конституция 1924г. | Фронтальный | &19 | | |
7 | Дискуссия о путях построения социализма. Борьба за власть у большевиков. | 1 | Работа с учебником. Лекция. | Проекты построения социализма, борьба вокруг них. | Усвоить понятие "социализм" | И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин | Понятийный блок | &20 | | |
8 | Коренные изменения в духовной жизни | 1 | Работа в группах | Борьба с неграмотностью. Творцы "серебряного века" в Советсткой России. Эмиграция. Начало "Нового искусства" | Разбираться в направлениях перестройки образования, во взаимоотношениях власти и интеллигенции, власти и церкви, изменениях психологии людей | Ликбез, волна эмиграции, "Сменовеховство" | Вопросы к параграфу | &22 | | |
9 | Итоги развития России в 1917-1927гг. | 1 | Контрольный урок. Письменная работа с альтернативой - защита рефератов по заранее данной тематике | | |
II. Сталинская модернизация России (8 часов) |
10 | Поиск путей построения социализма | 1 | Повторительно-обобщающий урок на основе материала урока 7 | | |
11 | Индустриализация в СССР | 1 | Лекция, икт | Цели, задачи, особенности индустриализации. Источники и методы индустриализации. | Делать сравнительный анализ этапов индустриализации в России. Знать хронологию и содержание этапов индустриализации. | Индустриализация, "Великий перелом", стахановцы, Большой скачок | Фронтальный | &23 | | |
12 | Коллективизация сельского хозяйства | 1 | Лекция, икт | Цели, методы, результаты коллективизации | Усвоить цели и задачи "нового курса" в деревне. Уметь давать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям. Сформировать оценку итогов "нового курса" в деревне. | Коллективизация, кулак, бедняк, середняк. Ликвидация кулачества как класса. | Вопросы к параграфу | &29 | | |
13 | Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности Сталина. | 1 | Лекция, икт | Структурные звенья советсткой тоталитарной системы ВКП(б) - ядро модели | Уметь соотносить события по данной проблеме с двадцатыми годами и современностью. Знать этапы установления тоталитарной модели. | Идеология тоталитаризма. Карательная система. Оппозиция. Массовые репрессии. Культ личности. | Защита лабораторных исследований | &25 | | |
14 | Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 - к началу 1940-х гг. Конституция 1936г. | 1 | Комбинированный урок | Плюсы и минусы "большого скачка", "Великого перелома". Принципы построения и содержание Конституции 1936г. | Знать важнейшие достижения, сформировавшиеся в ходе "большого скачка". Уметь дать оценку свершений. Объяснить свое отношение к проблеме. | Победивший социализм. "Большой скачок". "Великий перелом" в деревне. | Смысловой план | &23-25 | | |
15 | Коренные изменения в духовной жизни общества | 1 | Дискуссия | Достижения науки и техники. Метод социалистического реализма. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. | Знать достижения культуры данного периода, использовать знания для формирования собственных суждений о происшедших переменах. | "Культурная революция", идеологизация | Сообщения | &26 | | |
16 | СССР в системе международных отношений в 20-30-е гг. | 1 | Лекция, икт Интегрированный урок | Внешнеполитический курс в 20-30-е гг. Вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советстко-германский пакт 1939-1941гг. | Владеть понятиями: полоса непризнания и процесс признания СССР; Коминтерн и антифашистский фронт; Мюнхен 1938г. | Советская внешнеполитическая доктрина 30-х гг. | План-тезисы, лекции | &27 | | |
17 | Контрольный урок по учебному блоку "Сталинская модернизация" | | |
III. Великая Отечественная война (5 часов) |
18 | Начало Великой Отечественной войны | 1 | Семинарское занятие, ИКТ Интегр.урок | СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германие. Провал "Молниеносной войны" | Уметь соотнести события со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны | Советская доктрина. "Внезапность" нападения. Молниеносная война. Превентивные удары. План "Барбаросса". | Информационно-аналитические сообщения | &29, 30, дополнительная литература | | |
19 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | Семинарское занятие, икт | Начало коренного перелома (Сталинград). Завершение перелома (Курск). Тегеранская конференция. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. | "Странная" война на Западе. Широкомасштабное наступление немцев на Юге. Сталинская доктрина наступления на всех фронтах. | Информационно-аналитические сообщения | &30, 32, дополнительные источники (самостоятельно) | | |
20 | Освобождение советской территории. Завершающий этап войны. СССР в антигитлеровской коалиции. | 2 | Семинарское занятие, икт Интегрированный урок | Военно-стратегическая обстановка. "10 сталинских" ударов по врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. | Советские полководцы и организаторы военных операций (И.В.Сталин, Г.К.Жуков). Ялта. Потсдам. | Информационно-аналитические сообщения | &34, дополнительные источники | | |
21 | Итоги Великой Отечественной войны. Источники и цена победы. | 1 | Семинарское занятие, икт | Советсткий тыл в годы войны. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. | Владеть фактами великого подвига народа. Уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне. | ВПК. Национальное богатство. | Информационно-аналитические сообщения | &31, дополнительные источники | | |
IV. Советский Союз в послевоенный период 1945-1953 гг.(3 часа) |
22 | Послевоенное восстановление экономики СССР | 1 | Комбинированный урок | Цена людских и материальных потерь. Экономические дискуссии. Источники и ход восстановления. | "Экономические проблемы построения социализма в СССР" | Репарации. Репатриации. Национальное богатство. ВПК. | Вопросы к параграфу | &35 | | |
23 | Идеологические кампании конца 1940-х - начала 1950-х гг | 1 | Лекция | Властные перестройки. Кампании: "врагов народа"; "Ленинградское дело"; "дело врачей"; "дело космополитов" | "Железный занавес" - знать сущность понятия. Уметь делать сравнения о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг. | "Железный занавес". Кибернетика. Идеологические процессы. Номенклатура. | Экспресс-опрос | &36-37, дополнительный материал | | |
Резерв времени - 1 час | | |
V. СССР в 1953 - середине 60-х годов ХХ в. (3 часа) |
24 | Н.С.Хрущев. Попытки реформирования политической системы. | 1 | Лекция | Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. "Курс на построение коммунизма" | Знать решение ХХ съезда КПСС, краткое содержание новой программы КПСС | "Оттепель", "культ личности" | Тестирование | Выборки из &39, 41 | | |
25 | Внешняя политика | 1 | Работа в группах Интегрированный урок | Причины и содержание "холодной войны". Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. | Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики | "Холодная война". Три направления внешней политики - Мораторий, Варшавский договор, Венгерский и Карибский кризисы | Оценка групповой работы | &38, 42 | | |
VI. СССР в середине 60-х - середине 80-х годов ХХ в. (3 часа) |
26 | Л.И.Брежнев. Усиление консервативных тенденций в экономическом развитии и политической системе | 1 | Комбинированный урок | Усиление позиций партгосноменклатуры. Ориентация на развитие ТЭК. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Конституция 1977г. | Знать и владеть понятиями: период стагнации, развитой социализм, "золотой век" партгосноменклатуры. | Стагнация, диссидент, коррупция и теневая экономика. Кризис советской системы | Вопросы к параграфу | Выборка из &43-45 | | |
27 | Политика разрядки. Надежды и результаты. | 1 | Дискуссия Интегрированный урок | Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. "Доктрина Брежнева". Горячие точки планеты, место в них СССР | Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики | "Пражская весна". "Солидарность". Афганская война. Кризис социалистической системы. | Подготовка рефератов | &46 | | |
VII. Советское общество в 1985-1991 гг.(4 часа) |
28 | М.С.Горбачев. Переход к политике перестройки. | 1 | Лекция, икт | Курс на "ускорение". Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике. | Знать этапы плана перестройки, разбираться в противоречиях и неудачах "ускорения" | Перестройка, "ускорение", программа "500 дней" | Тезисы | Выборка из &47-49 | | |
29 | Демократия политической жизни | 1 | Урок изучения нового материала, икт | Реформа политической системы. Формирование многопартийности. | Уметь соотнести изменения с предыдущими преобразованиями. Давать им оценку | Гласность, президентство, разделение властей, союзный договор | Составление сложного плана | &47-49 | | |
30 31 | Новое политическое мышление Внешняя политика СССР в 1985- 1991 гг | 1 1 | Семинарское занятие Интегрированный урок Урок-изучение нового материала Интегр. урок | Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма. Изменения во внешней политике. Новый подход во внешней политике к блоковому противостоянию | Разбираться причинах завершения "холодной войны" и основных положениях новой внешнеполитической доктрины. Умение ориентироваться в причинах изменения внешнеполитического курса | Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения. | Тестирование Составление таблицы с использованием политической карты | &50 П. 50 | | |
VIII. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв. (9 часов) |
32 | Российская экономика на пути к рынку. | 1 | Лекция, икт | Экономические реформы 1992-93 гг. Структурная перестройка промышленности. Дефолт 1998г., его последствия. | Уметь разбираться в особенностях рыночной и плановой экономики, знать особенности рынка в России. | Приватизация, ваучеризация, шоковая терапия, дефолт. | Сообщения | &51 | | |
33 | Политическая жизнь России | 1 | Лекция, икт | Август 1991г. Распад СССР. Провозглашение суверенной России. Конституция 1993г. Российский парламентаризм. Б.Н.Ельцин | Понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993 гг. Уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР | ГКЧП. Путч. Электорат. Институт президенства. | Лабораторные исследования | &52 | | |
34 | Духовная жизнь России | 1 | Лекция | | | | | П. 53 | | |
35 | Россия в мировом сообществе | 1 | Урок-семинар Интегрир.урок | Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХI веков. Новая концепция внешней политики | Усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире, новый стиль международной политики | Геополитика СНГ. Концепции внешней политики 1945-2006гг. | Подготовка сообщений по плану семинара | &55 | | |
36 | Культурная жизнь современной России | 1 | Урок защиты проектов | Исторические условия развития культуры. Основные направления. | Разобраться в понятиях: концептуализм, постмодернизм, публицистика, ностальгия, элитная и массовая культура. | | Подготовка проектов | &53 | | |
37 | Россия на пороге ХХI века | 1 | Комбинированный урок, икт | В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, гражданского согласия, экономический подъем и социальную стабильность | Ознакомиться с основными направлениями политики В.В.Путина. Знать основные преобразования | Новые государственные символы. Послание Федеральному Собранию. Терроризм, борьба с ним | Тесты | &56 | | |
38 | Строительство обновленной Федерации | 1 | Лекция | | | | Тесты | П. 54 | | |
39 | Геополитическое положение и внешняя политика России | 1 | Урок-семинар Интегр.урок | Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и СНГ.Результаты внешней политики страны в 90-е гг. | Разобраться в изменившейся внешней политики страны. Понимать геополитические интересы страны и из значение. | | Тесты | П. 55 | | |
40 | Итоговое повторение | 1 | Урок обобщения и повторения | | | | Проверочная работа | | | |
Календарно-тематическое планирование |
по курсу "Всеобщая история" (9 класс) |
№ | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные понятия | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
I. Мир после Первой мировой войны (8 часов) |
1 | Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система | 1 | Комбинированный урок | Положение Версальского, Сен-Жерманского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версальско-Вашингтонской системы | Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в европе (20-30-е гг. ХХв.) | Лига наций | Табличный, понятийный | &6, документы | | |
2 | Революционный подъем в Европе и Азии. Распад империй | 1 | Исследовательская деятельность (работа в группах) | ХХ век - новая национальная история. Революция в Германии, Австро-Венгрии, России | Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события России с мировыми. | Международные последствия революции в России. Интернационалы. | Анализ табличного материала | &7 | | |
3 | Стабилизация 1920-х гг. в ведущих странах Запада | 1 | Лабораторная работа | Особенности стабилизации. План Дауэса. "Процветание" по-американски. Германия и Англия в стабилизации. | Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования) | | Фронтальный, тестовый | &8 | | |
4 | Мировой экономический кризис с 1930-х гг. Пути выхода. | 1 | Комбинированный урок | Особенности экономического кризиса. Пути выхода, две альтернативы: "Новый курс" США - либерально-демократическая модель. Тоталитарная модель. | Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия. | Ф.Д.Рузвельт, кейнсианство. Социальный либерализм. | Понятийный блок | &10, 11 | | |
5 | Особенности экономического кризиса в демократических странах Европы. Выход из кризиса. | 1 | Лекция | Размеры кризиса. Модели борьбы (Курс Чемберлена, Блюма) Значение либерально-демократической модели. | Либерально-демократическая модель. Участие в дискуссии. Анализ информации. | | Работа с заданиями &12 | &12 | | |
6 | Тоталитарные и авторитарные режимы как путь выхода из экономического кризиса | 1 | Лекция | Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании | Знание новых видов общественного движения в Европе. Фашизм. III рейх. | Гитлер, Муссолини. Антивоенное движение. Народный фронт | Вопросы и задания &13-14 | &13-14 | | |
7 | Страны Азии в первой половине ХХв. | 1 | Работа в группах, минипроекты | Культурно-цивилизационные особенности. Проблемы модернизации. | Знать понятие "Восток". Реформы и революции. Пути модернизации. | Ганди. Сунь-Ятсен. Кемаль. "Японский дух", "европейское знание" | Групповой | &15-16 | | |
8 | Страны Латинской Америки в первой половине ХХв. | 1 | Работа в группах | Культурно-цивилизационное своеобразие. Способы модернизации. | Разбираться в методе "революции-реформы-диктатура-революция". Сравнивать со странами мира. | | Групповой, домашняя работа | &17-18 (самостоятельное изучение) | | |
II. Вторая мировая война (3 часа) |
9 | Международные отношения накануне Второй мировой войны | 1 | Лекция с элементами исследования | Крах Версальско-Вашингтонской системы. Политика умиротворения агрессора и невмешательства, нейтралитета | Уметь анализировать изменения в международной обстановке, вести дискуссию | Государства-агрессоры, колективная безопасность, политика умиротворения | Проверка лекционных записей, понятийный блок | &19 | | |
10-11 | Вторая мировая война | 2 | Семинарское занятие | Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты. Великая Отечественная война-во Второй мировой войне. Особенности Второй мировой войны. Итоги, последствия. | Понимать периодизацию. Разбираться в современных версиях и трактовках Второй мировой войны. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной | Ялтинско-Потсдамская система. Черчиль. Рузвельт. Сталин. | По качеству работы в семинаре, проверка материалов к семинару | &20-22 | | |
III. Мир во второй половине ХХ века: основные тенденции развития (13 часов) |
12 | Превращение послевоенного мира в двухполюсный (биполярный) | 1 | Лекция | Предпосылки биполярности. Противостояние общественно-политических систем. | Усвоить понятия: "холодная война", "идеологическое, экономическое, военное противостояние". Знать сдерживающие факторы. | | По вопросам и заданиям &22-23 | &22-23 | | |
13 | Особенности послевоенного восстановления стран Западной Европы | 1 | Комбинированный урок | Особенности экономического восстановления. Факторы экономического подъема. Либерализация торговли. Экономическая интеграция. | Уметь критически подходить к программам развития. Использовать материал для стравнения с современностью. | Формирование смешанной экономики. Неокейнсианство. Фаза зрелого индустриального общества (атрибуты) | Тестовый | &24 | | |
14 | Экономические кризисы 70-80-х гг. | 1 | Работа с учебником и историческими материалами | Причины кризисов 1974-75гг. И 1980-82гг. Роль и место НТР. Три этапа социально-экономической политики ведущих капстран (либерально-демократический, социал-реформистский, консервативно-реформистский) | Знать понятия: "постиндустриальное общество", "трехволновая история человечества", "глобализация", "три центра мировой экономики" | Смешанная экономика. Социальное государство. Системный кризис Западного общества. | Фронтальный | &25 | | |
15 | Политическое развитие стран Запада | 1 | Работа с учебником и историческими документами | Идейно-политические течения и партии (консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм). Изменения в расстановке сил, появление христианско-демократических партий. | Уметь отличать и сравнивать политические движения. Знать причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических, умеренного реформизма | Эволюция политических идеологий во второй половине ХХв. | Понятийный (деформированный блок) | &26 | | |
16 | Социальные движения. Гражданское общество | 1 | Лекция | Новые социальные движения в мире. Процесс формирования гражданского общества, гражданские инициативы. ("Врачи без границ", "Гринпис" и др.) | Владеть понятиями: антивоенное движение, движение молодежи, студентов, экологические, феминистское, этическое, культурное, группы взаимопомощи | | Опрос по вопросам лекции | &27 | | |
17 | Страны мира и регионы во второй половине ХХ века: США | 1 | Работа в группах (проектная деятельность) | Послевоенный курс. "Мировая ответственность". Принципы политики в 1945-1990-е гг. социальные политические программы. | Усвоение особенностей исторического пути США, ее роль в мировом масштабе. Представить результаты изучения в виде мини-проекта. | Особый путь развития | Проверка мини-проектов | &28 | | |
18 | Великобритания | 1 | Комбинированный урок | Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития. | Усвоить особенности исторического арзвития. Понимать проблемы "консервативной революции", "третьего пути" Т.Блэра | Лейбористы, консерваторы | Фронтальный опрос | &29 | | |
19 | Франция | 1 | Урок-исследование | Социально-экономическая и политическая история ХХв. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка "левого" эксперимента. | Уметь характеризовать особенности развития на разных исторических этапах республик во Франции. | Ш. де Голь | Защита материалов исследования | &30 | | |
20 | Германия | 1 | Урок-исследование | Три периода истории Германии, особенности Италии. Соревнование двух систем в рамках одной страны. Трудности реинтеграции восточных земель. Юг-региональные проблемы Италии | Установление причинно-следственных связей перемен в историческом развитии Германии ХХв. (вторая половина) | | Защита материалов исследования | &31, 32 | | |
21 | Восточные страны | 1 | Комбинированный урок | Принципы формирования мировой системы социализма. Направления преобразований | Знать понятие "Восточная Европа". Уметь анализировать виды социализма | Новая структура миропорядка | Письменная работа | &33 | | |
22 | Страны Азии и Африки в современном мире | 1 | Лекция | Проблемы выбора путей развития. Культурно-цивилизационные особенности Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, латино-американского и африканского регионов. Варианты выбора. | Овладение понятием "деколонизация". Знать особенности проблемы "мирового юга". | Идеология "третьего пути". Религиозный фундаментализм. | Тестовый контроль | &34-35 | | |
23 | Основные этапы развития международных отношений. Глобализация в конце ХХ - начале ХХI вв. | 2 | Лекция | Мировый войны в истории человечества. Складывание международно-правовой системы. Биполярная модель. Интеграция и дезинтеграция. Глобализм и антиглобализм. | Ориентироваться в направлениях деятельности Лиги наций и ООН | Социально-психологические и демографический причины войн. Становление новой структуры миропорядка, современной карты мира. | Письменная работа | &36-37 | | |
24 | Духовная культура периода новейшей истории | 1 | Конкурс докладов | Изменение в научной карте мира. Основные направления в развитии культуры. | В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хай-тека, элитарной и массовой культурой, контр-культурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании. | Особенности духовной жизни современного общества. Религия и церковь в современном мире. | | &38 | | |
25 | Контроль по курсу новейшей истории -1 час защита проектов по избранной тематике (темы стандарта знаний) | | |
26 | Начало Великой Отечественной войны | 1 | Семинарское занятие, ИКТ Интегр.урок | СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности и границ. Нападение Германие. Провал "Молниеносной войны" | Уметь соотнести события со всеобщей историей данного периода. Знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны | Советская доктрина. "Внезапность" нападения. Молниеносная война. Превентивные удары. План "Барбаросса". | Информационно-аналитические сообщения | &29, 30, дополнительная литература | | | 27 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 1 | Семинарское занятие, икт Интегрирован. урок | Начало коренного перелома (Сталинград). Завершение перелома (Курск). Тегеранская конференция. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. | "Странная" война на Западе. Широкомасштабное наступление немцев на Юге. Сталинская доктрина наступления на всех фронтах. | Информационно-аналитические сообщения | &30, 32, дополнительные источники (самостоятельно) | | | | | |
28 | Освобождение советской территории. Завершающий этап войны. СССР в антигитлеровской коалиции. | 2 | Семинарское занятие, икт Интегрированный урок | Военно-стратегическая обстановка. "10 сталинских" ударов по врагу. Берлинская операция. Военные действия против Японии. | Знать фактический и хронологический материал. Владеть показом и чтением карты. Высказывать суждения. | Советские полководцы и организаторы военных операций (И.В.Сталин, Г.К.Жуков). Ялта. Потсдам. | Информационно-аналитические сообщения | &34, дополнительные источники | | |
29 | Внешняя политика | 1 | Работа в группах Интегрированный урок | Причины и содержание "холодной войны". Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. | Владеть групповым методом изучения темы, разделять по целям и задачам два послевоенных периода внешней политики | "Холодная война". Три направления внешней политики - Мораторий, Варшавский договор, Венгерский и Карибский кризисы | Оценка групповой работы | &38, 42 | | |
30 | Политика разрядки. Надежды и результаты. | 1 | Дискуссия Интегрированный урок | Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. "Доктрина Брежнева". Горячие точки планеты, место в них СССР | Уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики | "Пражская весна". "Солидарность". Афганская война. Кризис социалистической системы. | Подготовка рефератов | &46 | | |
31 32 | Новое политическое мышление Внешняя политика СССР в 1985- 1991 гг | 1 1 | Семинарское занятие Интегрированный урок Урок-изучение нового материала Интегр. урок | Смена курса внешней политики. Разблокирование региональных конфликтов. Распад мировой системы социализма. Изменения во внешней политике. Новый подход во внешней политике к блоковому противостоянию | Разбираться причинах завершения "холодной войны" и основных положениях новой внешнеполитической доктрины. Умение ориентироваться в причинах изменения внешнеполитического курса | Биполярный, однополярный мир. Политика разоружения. | Тестирование Составление таблицы с использованием политической карты | &50 П. 50 | | |
33 | Россия в мировом сообществе | 1 | Урок-семинар Интегрир.урок | Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ-ХХI веков. Новая концепция внешней политики | Усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире, новый стиль международной политики | Геополитика СНГ. Концепции внешней политики 1945-2006гг. | Подготовка сообщений по плану семинара | &55 | | |
34 | Итоговое повторение | 1 | Урок обобщения и повторения | | Обобщение, систематизация и проверка знаний по курсу | | Проверочная работа | | | |