СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История и современность Кубанского казачества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа для кружковой работы в классах казачьей направленности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История и современность Кубанского казачества»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа социально-педагогической направленности «История и современность кубанского казачества» составлена на основе методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании курса «История и современность кубанского казачества» (5-9 классы) в классах и группах казачьей направленности в 2016–2017 учебном году (Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 10.01.2017 № 01-20/67 «О методических рекомендациях по казачьему образованию»).

Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса «История и современность кубанского казачества» в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

В настоящее время преподавание в классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края ведется в соответствии с Положением, утвержденным совместным приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и департаментом по делам казачества и военным вопросам Краснодарского края от 01.09.2016 г. № 4177/76.


После распада СССР и становления России как демократического государства, довольно быстрыми темпами начали возрождаться народные и религиозные течения и отдельные социумы, подвергавшиеся гонениям и репрессиям в период существования в нашей стране единоначалия советской власти.

Одними из наиболее ярких примеров тому служат процессы возрождения на всей территории России Православия и казачества.

В то время, пока историки спорят о том, что такое казачество и откуда оно берет свое начало, а общество задается вопросом, необходим или нет процесс его возрождения и интеграции в условиях современного мира, на Кубани казачество уверенно возродилось и заняло свое достойное место во многих различных сферах жизни региона.

Казачество на Кубани – это не сословие, как его многие пытаются называть, а народ. Народ, со своей историей, культурой, говором, самосознанием, этническими особенностями формирования, вероисповеданием и готовностью в любой момент встать на защиту своей малой и большой Родины.

Сегодня кубанское казачество проходит новый сложный период своего становления и развития. И одним из основных и особо важных направлений деятельности Кубанского казачьего войска, как единственного реестрового казачьего войска, действующего на территории Кубани, является воспитание подрастающего поколения на основе историко-культурных традиций кубанского казачества.

В этих целях на территории Краснодарского края созданы и успешно функционируют более 3000 классов и групп казачьей направленности в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, а также 6 казачьих кадетских корпусов.

Идея возрождения на Кубани казачьего уклада жизни, обозначенная губернатором Краснодарского края В.И. Кондратьевым, – это не сиюминутная задача. В современных условиях этот уклад необходимо возрождать с нуля, и именно на юное казачье поколение здесь должна делаться основная ставка.

Выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих классов – это элита будущего нового кубанского казачества. Это будущие атаманы казачьих обществ Кубанского казачьего войска и члены казачьих семей. И они в первую очередь и, безусловно, должны стать казаками во всех смыслах этого слова. Это касается и их членства в казачьих обществах и внутреннего казачьего самосознания.

Именно на этих ребят и девчат возлагаются основные наши надежды. Они должны стать настоящими носителями и хранителями казачьих традиций, казачьего быта, казачьей истории, и помимо всего прочего, безусловно обязаны быть настоящими защитниками своего Отечества, патриотами своей страны, образцом и примером для других мальчишек и девчонок.

Достичь положительного результата в данном направлении можно только путем грамотного выстраивания системы казачьего образования, которая будет основана в первую очередь на казачьих историко-культурных традициях.

Именно поэтому, основной приоритет в учебно-воспитательном процессе в казачьем классе необходимо направлять на изучение истории кубанского казачества.

В то же время, у Кубанского казачьего войска уже давно есть и своя новейшая история, которая насчитывает более четверти века. Кубанское казачье войско находится в постоянном процессе развития и уже давно заняло свою определенную и важную роль в современной жизни гражданского общества Краснодарского края и страны в целом. Это влечет за собой необходимость пересмотра содержания и тематики казачьего образования, в части включения в образовательный процесс, как изучения истории кубанского казачества, так и изучения тем, связанных с современной жизнью и деятельностью Кубанского казачьего войска.

В связи с этим, предлагаемый к изучению курс, включает в себя две части: историю кубанского казачества и современную жизнь Кубанского казачьего войска. Данные составные части изучаются не отдельными независимыми друг от друга блоками, а взаимосвязаны и переплетены между собой по мере наличия такой возможности, и преподаются в каждом классе в соответствии с возрастными особенностями учащихся параллельно в рамках всего курса.

Программа данного курса рассчитана на учащихся 5-9 классов казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края и предусматривает обучение в объеме 34 часа в каждом классе в течение учебного года.

Настоящий курс отражает принципы государственной политики Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества и направлен на реализацию Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.03.2011 г. № 2493-П «Об утверждении Концепции государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества» и Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.07.2008 г. № 644 «Об утверждении Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества».


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели курса.

Основной целью преподавания данного курса является патриотическое воспитание казачьей молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского казачества.

Дополнительными целями являются:

– подготовка всесторонне развитых казаков, знающих свою историю, обычаи и традиции, и способных интегрировать их в современной жизни;

– формирование у казачьей молодежи желания и стремления не просто называться казаками или казачками, а осознано считать себя частью казачьего народа, быть казаками во всех смыслах этого слова и прогнозировать свое будущее в неразрывной связи с Кубанью и Кубанским казачьим войском;

– формирование у казачьей молодежи задатков «казачьего лидера», использование которых возможно в последующем в рамках деятельности в казачьих обществах.

Задачи курса:

– формирование у казачьей молодежи интереса к изучению истории кубанского казачества, а также основных сфер жизнедеятельности современного Кубанского казачьего войска;

– укрепление роли казачьей семьи в воспитании юных казачат;

– укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной церкви.

Преподавание данного курса рассчитано не только на получение учащимися информации по той или иной теме из уст учителя, а подразумевает также и самостоятельное осмысление учащимися полученных знаний, самостоятельно проводимую учащимися исследовательскую работу, использование дополнительных источников информации, в том числе и посредством живого общения учащихся с казаками-наставниками, атаманами казачьих обществ Кубанского казачьего войска и священнослужителями.

Также, немаловажным является параллельное участие казачьей молодежи в мероприятиях патриотической направленности, проводимых казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной Церкви, непосредственное участие в казачьих мероприятиях, посвященных тем или иным историческим датам или значимым событиям в истории кубанского казачества (таких как казачьи поминовения, День кубанского казачества, День реабилитации кубанского казачества, очередные годовщины высадки черноморских казаков на Тамань, День Святого Благоверного князя Александра Невского и др.) и организация экскурсий для детей по памятным историческим казачьим местам Кубани, музеям, содержащим экспозиции казачьей тематики и православным храмам.

При построении хода занятий педагогу необходимо в обязательном порядке учитывать возрастные особенности учащихся, преподавать материал в соответствии с реальной возможностью его восприятия учащимися различных возрастов и образовательного уровня. Формы работы педагога должны постепенно и ровно переходить от самых простых к более сложным.

То же самое необходимо учитывать и при общении детей с казаками-наставниками.

Сами же занятия должны быть построены таким образом, чтобы в них отводилось время и место, как для лекций педагога, так и для проведения диалогов и дискуссий с учащимися на основе изучаемой темы. В процессе данных обсуждений учителю необходимо научить детей не просто запоминать выдаваемый им материал, а еще и самостоятельно его осмысливать, подвергать анализу и делать соответствующие выводы относительно значимости того или иного исторического события или процесса как для Кубани и кубанского казачества в целом, так и для самих учащихся и их семей, в частности.

Это подразумевает использование учителем, в том числе и творческого подхода при построении диалога с учащимися.






5 класс (34 часа)


Тема 1. Происхождение и становление казачества (2 часа)

Понятие казачества. Версии происхождения казачества. Кого называли и считали казаками? Казачьи войска на территории Российской империи (особенности и отличия, территориальная принадлежность).


Тема 2. Современные кубанские казаки (4 часа)

Кто такие казаки в условиях современности? Позиционирование казачества как народа.

Казак и казачье общество. Кто такие атаманы? Основные виды деятельности современных казаков (краткое описание).

Атаман Кубанского казачьего войска (ф амилия и имя, чин, фотография). Численность Кубанского казачьего войска (членов казачьих обществ отдельно и вместе с членами казачьих семей).

Структура Кубанского казачьего войска (войско, казачьи отделы, районные, городские, станичные и хуторские казачьи общества).

Атаманы казачьих отделов (округа).

Атаманы районных, городских, станичных и хуторских казачьих обществ (применительно к территориальному расположению школы) (фамилии и имена, чины, фотографии).


Тема 3. Казачьи традиции и обычаи (4 часа)

Основные казачьи традиции и обычаи. Казачьи заповеди. Казачья семья. Особенности казачьего семейного воспитания.

Основные народные знания, обычаи и поверья.

Казачий говор и его основные отличия.




Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и казачьем войске в дореволюционный период времени (2 часа)

Воспитание казака как будущего воина. Роль физического воспитания в подготовке будущего казака. Народные казачьи игры и забавы как элементы физического воспитания. Приоритетные направления физической подготовки: рукопашный бой, верховая езда, владение холодным оружием.


Тема 5. Черноморская составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на Кубань (7 часов)

Образование Запорожской Сечи. Особенности быта и организации управления на Запорожье. Участие запорожских казаков в боевых походах. Взятие Запорожья Петром I. Окончание периода существования Запорожской Сечи во времена царствования Екатерины II.

Образование Войска верных казаков. Участие казаков в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Штурм Измаила и о. Березань.

Черноморское казачье войско. Атаман Сидор Белый.

Прошение казаков о выделении земель на Кубани. Депутация А. Головатого в Петербург. Осмотр кубанских земель М. Гуликом.

Дарование казакам земель Кубани. Жалованная грамота императрицы Екатерины II.

Высадка черноморских казаков на Тамани. Переселение черноморских казаков на Кубань сухопутным путем.

Основание первых 40 куреней и войскового града Екатеринодара.

Утверждение и применение «Порядка общей пользы», его роль в жизнедеятельности черноморского казачьего войска.


Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани

(5 часов)

Донские казаки: формирование и служба Российскому государству. Роль донцов в присоединении к России территорий Прикубанья. Волнения и бунты донских казаков и их исход. Уход казаков на Дон, расселение на Кубани.

Образование Кубанского конного линей­ного войска.

Южнорусские однодворцы. Екатеринославское войско. Хоперцы.

Образование Кавказского линейного казачьего войска (1832 г.) Образование Новой Линии и её роль в обороне границ Кубани.

Тема 7. Роль Православия в дореволюционной казачьей среде (4 часа)

Позиционирование казаков, как воинов Веры Православной. Религиозные традиции и духовная жизнь черноморских и донских казаков.

Роль Кирилла Россинского в духовной жизни черноморского казачества.

Влияние церкви на жизнедеятельность и внутреннее самосознание казаков. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством на Кубани.

Православная вера в повседневной жизни казаков. Роль местного храма и священника. Православный кален­дарь.

Основные религиозные праздники. Войсковые религиозные праздники.


Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на современном этапе (3 часа)

Епархии, окормляющие современное Кубанское казачье войско.

Патриарх Московский и Всея Руси и его отношение к казачеству.

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский и его поддержка и окормление Кубанского казачьего войска. Правящие архиереи епархий, окормляющих Кубанское казачье войско.

Войсковой священник Кубанского казачьего войска и его роль в жизни войска. Священнослужители, окормляющие казачьи общества.

Православие в жизни современного казака. Участие казаков и казачьих семей в богослужениях. Участие священнослужителей в казачьих мероприятиях. Роль священника в жизни казачьего общества.


Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов

(1 час)

Военные конфликты казаков и горцев и их причины. Поиски путей примирения. Выстраивание торговых взаимоотношений. Интеграция горской культуры и заимствование её отдельных элементов казаками. Куначество.


Тема 10. Повторение пройденного материала (2 часа)


6 класс (34 часа)


Тема 1. Казачьи поминовения (2 часа)

Что такое поминовения? Категории поминовений (посвященные памяти казаков, героически погибших в неравной схватке с противником в дореволюционный период времени; посвященные памяти казаков-жертв Гражданской войны и периода расказачивания, посвященные подвигу казаков в годы Великой Отечественной войны и др.)


Тиховские поминовения, Липкинские поминовения, Гречишкинские поминовения.


Тема 2. Административное устройство Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск и социальный состав казачества (3 часа)

Отличительные особенности административного устройства Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск. Основные документы, регла­ментировавшие устройство и принципы жизнедеятельности казачьих войск на Кубани (Положение о Черноморском казачьем войске, Положение о Кавказском ли­нейном казачьем войске).

Воинская повинность и внутренняя служба ка­заков. Войсковое прави­тельство и Войсковая канцелярия. Роль и обязанности курен­ных атаманов. Казачья старшина. Присутствие беглых и крепостных в Черномории, борьба казаков за правопорядок. Персидский поход А. Головатого. «Персидский бунт».

Ликвидация выборности атаманов. Замена выборных (кошевых) атаманов на атаманов, назначаемых императорами.


Тема 3. Органы управления современного Кубанского казачьего войска (3 часа)

Войсковой сбор. Советы атаманов. Атаман. Совет стариков. Войсковой суд. Контрольно-ревизионная комиссия. Войсковое правление.

Органы управления отдельских, районных и первичных казачьих обществ.


Тема 4. Военная служба кубанского казачества (2 часа)

Военная служба как основа жизнедеятельности кубанского казака в дореволюционный период времени. Охрана границ Российской империи как основной вид военной службы кубанского казачества. Казачья кавалерия и казаки-пластуны.


Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. (2 часа)

Присутствие черноморских боевых соединений в составе императорской армии. Уча­стие в Бородинском и других сражениях. Участие в заграничном походе русской армии и взятии Парижа в 1814 г.

Выдающиеся казачьи военачальники и герои войны: А.Ф. Бурсак, А.Д. Безкровный, Н.С. Заводовский и др.

Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половины XIX в. (4 часа)

Участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг. и Персидские походы. Участие казаков под командованием А.Д. Безкровного во взятии крепости Анапа. Участие в Крымской войне 1853-1856 гг. Участие чер­номорских казаков в обороне Севастополя. Участие казаков Кавказского линейного казачьего войска в боевых действиях на территории Армении.

Участие и роль казаков в Кавказской войне. Черноморская и Кубанская кордонные линии. Героические подвиги казачества(подвиг казаков-защитников Ольгинского кордона под командованием Л. Тиховского, подвиг казаков под командованием сотника А. Гречишкина в урочище «Волчьи ворота», героическая оборона Георгиевского поста у ст-цы Неберджаевской казаками под командованием сотника Б. Горбатко). Казаки в по­следних наступательных операциях Кавказской войны.


Тема 7. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачь­его войска и линейного казачества Кубани (5 часов)

Принципы землевладения и землепользования. Переход к общинно-передельной форме землепользования. Войсковые земли и паевый надел казаков.

Роль станиц и хуторов в экономическом развитии войска. Ху­торская система хозяйства. Использование наем­ного труда.

Основные виды и формы труда (скотоводство, земледелие, рыболовство, охота и промыслы). Ярморочная торговля. Открытие меновых дворов для горцев.

Традиционное устройство жилища казаков. Казачья хата. Казачьи поселения (сечь, кош, ста­ница, хутор, курень).

Традиционная одежда кубанских казаков. Особенности кубанской казачьей кухни. Лошадь в жизни казака.


Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков (2 часа)

Экипировка казака. Экипировка лошади. Используемые казаками виды огнестрельного оружия. Казачье холодное оружие. Казачья справа и её подготовка перед отправкой на военную службу.


Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего войска (2 часа)

Казачья форма (особо парадная, парадная, повседневная, походная).

Правила ношения черкески.

Казачьи чины.

Знаки различия (погоны, шевроны, петлицы и т.д.)

Награды Краснодарского края и Кубанского казачьего войска за вклад в развитие казачества.


Тема 10. Казачьи поминовения (4 часа)

День памяти жертв политических репрессий казачества, Корниловские поминовения, Чамлыкские поминовения, Даховские поминовения, Апшеронские поминовения, Михайловские поминовения, поминовения «Кущевская атака».


Тема 11. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска (3 часа)

День реабилитации кубанского казачества, День образования Кубанского казачьего войска и День кубанского казачества. Годовщина высадки черноморских казаков на Тамань.


Тема 12. Повторение пройденного материала (2 часа)


7 класс (34 часа)


Тема 1. Выдающиеся атаманы Черноморского и Линейного казачьих войск (4 часа)

З.А. Чепега, А.А. Головатый, Г.А. Рашпиль, Ф.А. Круковский, Ф.Я. Бур­сак, А.Д. Безкровный и др.


Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска (3 часа)

Указ императора Александра II об образовании Кубанского казачьего войска. Первый атаман Кубанского казачьего войска Н.И. Евдокимов. Административное устройство и управление войском. Земельные функции Кубанского казачьего войска. Воинская повинность кубанских казаков.


Тема 3. Окончание Кавказской войны (2 часа)

Активизация военных действий на Северо-Западном Кавказе. Пленение горского предводителя Шамиля (1859 г.) Посещение Кубани императором Александром II и утверждение плана покорения Западного Кавказа. Переселение горцев в Турцию. Окончание Кавказской войны и начало заселения Закубанья.


Тема 4. Регалии и реликвии кубанского казачества. Кубанский историк Ф.А. Щербина. (6 часов)

Что такое регалии? Состав казачьих регалий и их предназначение. Символы атаманской власти (булава, пернач, насека, бунчук, прапор.) Печати. Знамена. Жалованные грамоты.

Герб и Гимн Кубанского казачьего войска (описание, история возникновения).

Судьба казачьих регалий. Вывоз регалий за границу. «Одиссея» казачьих регалий.

Процесс возвращения регалий на Кубань.

Биография Ф.А. Щербины. Роль Ф.А. Щербины в сохранении регалий.

Перезахоронение Ф.А. Щербины в г. Краснодаре.


Тема 5. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Участие кубанских казаков в военных действиях на территории Средней Азии (2 часа)

Участие казаков в Хивинском походе 1873 г. Участие казаков в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Роль кубанских казаков в военных действиях на Балканах. 2-й кубанский полк и 7-й пластунский батальон. Взя­тие крепости Ардаган. Оборона Баязета. Оборана Шипкинского перева­ла. Участие казаков во взятии Карса. Борьба с турками в Абхазии.

Участие в Ахалтекинской экспедиции 1881 г. и штурм крепости Геок-Тепе. Бои с афганцами в 1885 г. на р. Кушке.


Тема 6. Государственная служба современного кубанского казачества (4 часа)

154-й федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Охрана общественного порядка (дружины выходного дня, дружины на постоянной основе). Взаимодействие с транспортной полицией. Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Борьба с незаконной миграцией. Природоохранная деятельность. Частное охранное предприятие. Аварийно-спасательные отряды и участие в ликвидации последствий стихийных бедствий. Трагедия в г. Крымске в 2012 г. Охрана государственной границы. Допризывная подготовка и призыв на военную службу. Служба казаков в Президентском полку. Казачьи военные части. Военно-полевые сборы.


Тема 7. Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг. (2 часа)

Предпосылки революции. Отношение казаков к революции. Собственный Его Императорского Величества конвой. Привлечение казаков для борьбы с револю­ционерами и охраны общественного порядка. Волнения пластунских батальонов. Вос­стание казаков 2-го Урупского полка. Объявление военного положения в Кубанской области.


Тема 8. Участие кубанских казаков в Русско-Японской и Первой мировой войнах (3 часа)

Участие кубанских казаков в Русско-Японской войне. Боевые действия в Маньчжурии. Конный рейд генерала П.И. Ми­щенко.

Мобилизация кубанских казаков на фронты Первой мировой войны. Участие кубанских казаков в Первой мировой войне. Казаки на Западном и Кавказском фронтах. Казаки – георгиевские кавалеры. Герои Первой мировой войны (героический рейд сотни есаула В.Д. Гамалия в тылу противника; Елена Чоба; летчик В.М. Ткачев). Казаки и горцы в Первой мировой войне. Всадники «Дикой дивизии».


Тема 9. Славные страницы истории современного Кубанского казачьего войска (3 часа)

Участие казаков Кубанского казачьего войска в охране общественного порядка во время проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 году и этапов Гран-При России Формула 1.

Участие казаков Кубанского казачьего войска в возвращении Крыма в состав России в 2014 году.

Участие казаков Кубанского казачьего войска в юбилейном Параде Победы на Красной площади в г. Москве в 2015 году.


Тема 10. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг. (3 часа)

Принципы землевладения и землепользования. Эволюция общинного землевладения и развитие зе­мельной собственности. Уменьшение паевых наделов казаков. Развитие земледелия и скотоводства. Казачьи ярмарки.


Тема 11. Повторение пройденного материала (2 часа)


8 класс (34 часа)


Тема 1. Выдающиеся атаманы Кубанского казачьего войска (с 1860 по 1917 гг.) (3 часа)

Ф.Н. Сумароков-Эльстон, Н.Н. Кармалин, Я. Д. Малама, М.П. Бабыч и др.


Тема 2. Почетный караул Кубанского казачьего войска и церемониал «Час Славы Кубани» (1 час)

Состав Почетного караула. Роль и функции. Участие в торжественных и протокольных мероприятиях. Церемониал «Час Славы Кубани». Кубанский духовой оркестр.


Тема 3. Патриотическое воспитание казачьей молодежи, как одно из основных направлений деятельности современного Кубанского казачьего войска (4 часа)

Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Участие в массовых мероприятиях. Спортивная работа. Военно-патриотические клубы и секции. Исторические викторины. Научно-практические конференции и образовательные семинары. Детский летний отдых. Скачки. Экскурсии по казачьим местам. Атаманские елки.

Казачье образование. Дошкольное казачье образование. Классы и группы казачьей направленности. Казачьи кадетские корпуса Кубани. Казачьи высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Казаки-наставники и их роль в учебно-воспитательном процессе. Разработка и издание учебно-методической литературы.

Казачья традиционная культура. Детские творческие коллективы и кружки декоративно-прикладного искусства. Взрослые казачьи творческие коллективы. Участие в фестивалях и конкурсах. Фестиваль «Казачье подворье». Фестиваль казачьей культуры в п. Тульском Республики Адыгея.


Тема 4. Культура кубанского казачества в 1860 -1917 гг.

(3 часа)

Традиционная культура. Религиозная культура. Присутствие старообрядчества в жизни отдельных казаков. Войсковые и религиозные праздники. Изменения в военной и повседневной казачьей одежде. Просвещение. Наука. Литература.


Тема 5. Выдающиеся историки кубанского казачества (3 часа)

Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, Е.Д. Фелицын, П.П. Короленко, Ф.А. Щербина. Их вклад в сохранение и изучение истории кубанского казачества. Основные научные труды по истории казачества.


Тема 6. Кубанское казачье войско в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне (6 часов)

Отношение кубанских казаков к революции. Свержение царского правительства и убийство царской семьи. Деятельность К.Л. Бардижа на посту комиссара Временного правительства. Созыв I съезда Кубанской войсковой Рады и создание войскового правительства. Избрание атаманом Кубан­ского казачьего войска А.П. Филимонова. «Ледяной» поход генерала Л.Г. Корнилова и его гибель. Взятие Екатеринодара армией А. Деникина. Создание Кубанской армии. Разногласия в дальнейшем видении судьбы Кубани внутри войска. Участие кубанской делегации в мир­ной конференции в Париже. Судьба участников конференции. Взятие Екатеринодара соединениями Красной армии. Новороссийская трагедия. Сда­ча Кубанской армии в Адлере. Появление, роль и позиция «зеленых».

Тема 7. Участие кубанских казаков в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах. Приднестровско-Абхазские поминовения. (1 час)

Предпосылки военных конфликтов в Приднестровье и Абхазии. Добровольное участие кубанских казаков в военном конфликте в Приднестровье. Гибель Александра Берлизова. Добровольное участие кубанских казаков в военном конфликте на территории Республики Абхазия. Подвиг Анатолия Сидоренко. Приднестровско-Абхазские поминовения.


Тема 8. Кубанские казаки в эмиграции (3 часа)

Кубанские казаки в составе армии генерала П.Н. Врангеля. Эвакуа­ция на остров Лемнос (Греция). Эмиграция кубанских казаков в Сербию. Переселение казаков в Соединенные Штаты Америки. Расселение в других странах. Создание казачьих хуторов и станиц в зарубежье. Жизнь кубанского казачества в зарубежье, отношение к советской власти, стремление вернуться на Родину. Вывоз с Кубани и маршрут следования казачьих регалий.


Тема 9. Кубанские казаки в 1920 - 1930-е годы XX века (3 часа)

Окончание Гражданской войны. Отношение советской власти к казакам. Борьба с бело-зеленым движением. Землеустройство в 1923 - 1927 гг. Изъятие и передел казачьих земель. Коллективизация. Раскулачивание. Расказачивание. Гонения на казаков и духовенство. Голодомор (1932 — 1933 гг.) «Черные доски». Выселение казаков, репрессии. Террор со стороны власти в отношении казаков.


Тема 10. Кубанские казаки в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (5 часов)

Начало Великой Отечественной воны. Мобилизация. За­пись кубанских добровольцев на фронт. Создание Кубанского Фонда обо­роны страны. Создание казачьих воинских подразделений в составе Красной армии. Формирование 17-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса. Бой казаков под станицей Кущевской. 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. 9-я пла­стунская дивизия. Военная форма одежды казаков в годы Великой Отечественной войны.

Переход части эмигрировавших казаков на сторону фашистской Германии. Кубанские части в составе вермахта. Трагедия Лиенца.

Тема 11. Повторение пройденного материала (2 часа)


9 класс (34 часа)

Тема 1. Возрождение кубанского казачества (8 часов)

Создание научного студенческого кружка «Проблемы военной истории России и казачества» на базе Кубанского государственного университета (1988 год). Создание Кубанского казачьего клуба в ст. Пашковской. Образование казачьих обществ на различных территориях Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики.

Большой учредительный круг казаков России (июнь 1990 г.). Учредительный съезд казаков Кубани (октябрь 1990 г.). Образование Кубан­ской казачьей Рады. Принятие Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных наро­дов» (1991 г.), Принятие Закона Краснодарского края «О реабилитации кубанского казачества» (1995 г.).

Образование Всекубанского казачьего войска. Образование Кубанского казачьего войска. Роль В.П. Громова в процессе возрождения кубанского казачества в период с 1988 по 2007 годы. Внутривойсковые разногласия в период возрождения и создание параллельных казачьих организаций. Утверждение Устава Кубанского казачьего войска. Вхождение Кубанского казачьего войска в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Образование Сухумского особого казачьего отдела в составе Черноморского казачьего округа.


Тема 2. Кубанский казачий хор (2 часа)

Войсковой певческий хор. Роль протоиерея К. Россинского в жизни Войскового певческого хора. Современный Кубанский казачий хор. Роль В.Г. Захарченко в развитии Кубанского казачьего хора.


Тема 3. Новейшая история Кубанского казачьего войска

(5 часов)

Избрание Н.А. Долуды атаманом Кубанского казачьего войска (ноябрь 2007 г.). Реформы атамана Н.А. Долуды и преобразование войска: увеличение численности казаков; приоритет государственной службы казачества; развитие видов государственной службы; создание казачьих дружин по охране общественного порядка на постоянной основе; увеличение численности казачьих классов; создание новых казачьих кадетских корпусов; введение института наставничества в казачьих образовательных учреждениях; военно-полевые сборы.

Совершенствование внутривойсковой нормативно-правовой базы. Усиление роли атаманов казачьих обществ. Усиление казачьей дисциплины и формирование нового положительного облика современного казака. Финансово-экономическая политика. Усиление роли средств массовой информации в жизни Кубанского казачьего войска.

Тема 4. Международная деятельность современного Кубанского казачьего войска (2 часа)

Взаимодействие к «Кубанским казачьим войском за рубежом» (США). Сухумский особый казачий отдел. Греция. Сербия. Болгария. Армения.


Тема 5. Информационная политика современного Кубанского казачьего войска (2 часа)

Взаимодействие со СМИ. Газета «Кубанские новости». Газета «Вольная Кубань». Вкладыш «Кубанский казачий вестник». Освещение деятельности кубанского казачества в муниципальных СМИ.

Освещение деятельности Кубанского казачьего войска на краевых телевизионных каналах. ГТРК «Кубань», «Кубань 24». Радио «Казак-FM». Интернет-сайт Кубанского казачьего войска.


Тема 6. Г.Н. Трошев и его роль в жизни современного Кубанского казачьего войска. (1 час)

Деятельность Г.Н. Трошева на посту советника Президента РФ по делам казачества. Вклад в развитие казачьей нормативно-правовой базы. Участие в отчетно-выборном сборе 2007 года. Гибель. Поминовения.


Тема 7. Законодательство Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества (2 часа)

Основные нормативные правовые акты в отношении казачества (законы РСФСР и Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы Министерства регионального развития Российской Федерации, законы Краснодарского края, постановления Правительства Российской Федерации и Законодательного Собрания Краснодарского края, постановления и распоряжения губернатора Краснодарского края и др.).


Тема 8. Государственная политика Российской Федерации и Краснодарского края в отношении российского и кубанского казачества (2 часа)

Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.

Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества.

Утверждение и вручение нового флага, знамени и хоругви Кубанского казачьего войска.

Поддержка казачества со стороны руководства Кубани.



Тема 9. Реестровые казачьи войска России, их общие и отличительные черты (1 час).

11 современных реестровых казачьих войск России. Историческое и географическое территориальное расположение казачьих войск. Атаманы казачьих войск. Отличительные черты казачьей формы одежды казачьих войск.


Тема 10. Реестровые и нереестровые казаки. Причины разногласий (1 час).

Что такое государственный реестр казачьих обществ. Образование реестра и вхождение в него казачьих войск. Разногласия между реестровыми и нереестровыми казачьими обществами и их причины.


Тема 11. Нормативные документы Кубанского казачьего войска (3 часа)

Устав. Положения. Приказы атамана Кубанского казачьего войска.


Тема 12. Организация и проведение советов атаманов казачьих обществ, отчетных, выборных и отчетно-выборных сборов (1 час)

Виды сборов, их роль и предназначение. Периодичность проведения сборов. Порядок проведения сборов. Порядок проведения Советов атаманов.


Тема 13. Казачья демократия (1 час).

Основные принципы казачьей демократии. Пути их интеграции в современной жизни гражданского общества.


Тема 14. Казачья идеология и роль атаманов казачьих обществ в жизни современного Кубанского казачьего войска (1 час).

Основные направления казачьей идеологии. Роль атаманов в жизни и развитии казачьих обществ.


Тема 15. Повторение пройденного материала (2 часа)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы, темы

Класс

Количество часов




5класс

34

1

Тема 1. Происхождение и становление казачества


2

2

Тема 2. Современные кубанские казаки.



4

3

Тема 3. Казачьи традиции и обычаи.




4

Тема 4. Формирование казака в казачьей семье и казачьем войске в дореволюционный период времени .



2


5

Тема 5. Черноморская составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Образование Черноморского казачьего войска. Переселение Черноморских казаков на Кубань.



7

6

Тема 6. Донская (линейная) составляющая в истории Кубанского казачьего войска. Линейное казачество Кубани.



5

7

Тема 7. Роль Православия в дореволюционной казачьей среде .



4

8

Тема 8. Взаимосвязь казачества и Православия на современном этапе.



3

9

Тема 9. Взаимоотношения казаков и горских народов.



1

10

Тема 10. Повторение пройденного материала .



2



6 класс


34

1

Тема 1. Казачьи поминовения



2

2

Тема 2. Административное устройство Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск и социальный состав казачества.



3

3

Тема 3. Органы управления современного Кубанского казачьего войска.



3

4

Тема 4. Военная служба кубанского казачества.



2

5

Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г.



2

6

Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половины XIX в.



4

7

Тема 7. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачь­его войска и линейного казачества Кубани.



5

8

Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков.



2

9

Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего войска.



2

10

Тема 10. Казачьи поминовения.



4

11

Тема 11. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска.



3

12

Тема 12. Повторение пройденного материала.



2



7класс

34

1

Тема 1. Выдающиеся атаманы Черноморского и Линейного казачьих войск.



4

2

Тема 2. Образование Кубанского казачьего войска.



3

3

Тема 3. Окончание Кавказской войны.



2

4

Тема 4. Регалии и реликвии кубанского казачества. Кубанский историк Ф.А. Щербина.



6

5

Тема 5. Кубанское казачество в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Участие кубанских казаков в военных действиях на территории Средней Азии.




2

6

Тема 6. Государственная служба современного кубанского казачества.



4

7

Тема 7. Кубанские казаки в революции 1905 - 1907 гг.



2

8

Тема 8. Участие кубанских казаков в Русско-Японской и Первой мировой войнах.



3

9

Тема 9. Славные страницы истории современного Кубанского казачьего войска.



3

10

Тема 10. Экономическое развитие кубанского казачества в 1860 -1917 гг.



3

11

Тема 11. Повторение пройденного материала.



2



8 класс


1

Тема 1. Выдающиеся атаманы Кубанского казачьего войска (с 1860 по 1917 гг.)



3

2

Тема 2. Почетный караул Кубанского казачьего войска и церемониал «Час Славы Кубани».



1

3

Тема 3. Патриотическое воспитание казачьей молодежи, как одно из основных направлений деятельности современного Кубанского казачьего войска.



4

4

Тема 4. Культура кубанского казачества в 1860 -1917 гг.




3

5

Тема 5. Выдающиеся историки кубанского казачества.


3

6

Тема 6. Кубанское казачье войско в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне.



6

7

Тема 7. Участие кубанских казаков в военных конфликтах в Приднестровье и Абхазии в 1992-1993 годах. Приднестровско-Абхазские поминовения.



1

8

Тема 8. Кубанские казаки в эмиграции.


3

9

Тема 9. Кубанские казаки в 1920 - 1930-е годы XX века.



3

10

Тема 10. Реестровые и нереестровые казаки. Причины разногласий.



1

11

Тема 11. Повторение пройденного материала.





2



9 класс


1

Тема 1. Возрождение кубанского казачества.



8

2

Тема 2. Кубанский казачий хор.



2

3

Тема 3. Новейшая история Кубанского казачьего войска.



5

4

Тема 4. Международная деятельность современного Кубанского казачьего войска.



2

5

Тема 5. Информационная политика современного Кубанского казачьего войска.



2

6

Тема 6. Г.Н. Трошев и его роль в жизни современного Кубанского казачьего войска.



1

7

Тема 7. Законодательство Российской Федерации и Краснодарского края в отношении казачества.



2

8

Тема 8. Государственная политика Российской Федерации и Краснодарского края в отношении российского и кубанского казачества.



2

9

Тема 9. Реестровые казачьи войска России, их общие и отличительные черты.



1

10

Тема 10. Реестровые и нереестровые казаки. Причины разногласий.


1

11

Тема 11. Нормативные документы Кубанского казачьего войска.


3

12

Тема 12. Организация и проведение советов атаманов казачьих обществ, отчетных, выборных и отчетно-выборных сборов.


1

13

Тема 13. Казачья демократия.


1

14

Тема 14. Казачья идеология и роль атаманов казачьих обществ в жизни современного Кубанского казачьего войска.


1

15

Тема 15. Повторение пройденного материала.


2


Итого


170











СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей естественно-обществоведческих наук МАОУСОШ №1

от 10 января 2017 года № 4

_____________ С.В.Фербер


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ И.А.Мошкова

______________ 2017 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!