ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа «Игра в пионербол» для 3-4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений основывается на курсе «Физическая культура», что является составной частью программы по физическому воспитанию для 1-11 классов под общей редакцией В.И.Ляха.
Программа рассчитана на 34 урока в году (1 раз в неделю).
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности обучающихся с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Пионербол (по правилам волейбола)- мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся. Пионербол развивает основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной игре в волейбол.
Круглогодичные занятия пионерболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.
Цели программы
- Обеспечение прав и возможностей учащихся начальных классов на удовлетворение их потребностей на занятиях физической культурой и спортом;
- Создание условий для занятий пионерболом по месту учебы;
-Проведение соревнований по пионерболу среди учащихся общеобразовательных школ;
Задачи программы
Давать учащимся общеобразовательных школ знания о физической культуре, понимания её значения в жизнедеятельности человека;
укреплять здоровье учащихся, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности;
формировать средствами физической культуры нравственных качеств у детей;
совершенствовать у обучающихся жизненно-важные умения и навыки относящиеся к физической культуре:
развить у обучающихся основные физические качества: ловкость, быстроту гибкость, силу, выносливость;
использовать факторы отбора (критерии, методы, организацию) для дальнейшей спортивной ориентации в области пионербола;
Помогать освоени учащимися физических упражнений из видов спорта, включенных в учебную программу (гимнастика, легкая атлетика и др.), а так же подвижных игр и технических действий игры в пионербол;
осваивать учащимися простейших способов самоконтроля за физической нагрузкой;
прививать учащимся потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Игра в пионербол развивает у школьников стремление к познанию, вырабатывает волю и характер, формирует чувство коллективизма, и способствует становлению личности. В третьем классе они поэтапно разучивают и осваивают двигательные действия до уровня умений. А в четвертом классе учащиеся , эти двигательные действия применяют на практике, в игровой деятельности.
Планируемые результаты
Обучающиеся научаться под руководством учителя самым простым и общим для всех людей правилам поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности — является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
2.2 Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
2.3 Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Привлечение родителей к совместной деятельности .
2.4 Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а следовательно, уменьшат количество пропусков по причине болезни и увеличат численность обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ.
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание программы
Раздел «Основы знаний о физической культуре и спорте» представлен материал, который" дает начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом.
Раздел «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» знакомит учащихся с основными правилами техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация которого формирует у младших школьников общую культуру движений, укрепляет их здоровье, содействует развитию и совершенствованию умений и навыков, развивает основные физические качества.
Раздел «Специальная физическая подготовка» представлен материал с рекомендациями физических упражнений игрового характера, способствующих обучения младших школьников основным техническим приемам игры в футбол. В этом разделе учитель имеет право самостоятельно подбирать игровые задания.
Раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала и физическую готовность учащихся и позволяющий учителю иметь возможность следить за физическим состоянием учащихся.
Принципы - от простого к сложному, от знакомого к неизвестному - на которых строятся учебные занятия, дают возможность последовательно от класса к классу обучать учащихся новым, более сложным двигательным действиям.
Качество учебного процесса во многом зависит от правильного распределения учебных занятий в течении года, для чего необходимо составить годовой план их проведения.
Тематическое планирование
№п/п | Содержание раздела | Количество часов |
1. | Основы знаний о физической культуре и спорте | 3 |
2. | Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом | 4 |
3. | Общая физическая подготовка | 12 |
4. | Специальная физическая подготовка | 10 |
5. | Контрольные и тестовые упражнения | 5 |
6. | Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по пионерболу 3 класс
№ занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Инструкция по технике безопасности Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование. | 1 | | |
2-5 | Комплекс ОРУ(с мячами) . Правила игры. Переходы. Приём мяча низкий. Прыжки со скакалкой. Основы знаний о физкультуре и спорте | 4 | | |
6-7 | Комплекс ОРУ.(С мячами) Приёмы: низкий, высокий. Подачи. Прыжки со скакалкой. Пионербол | 2 | | |
8-10 | Инструкция по технике безопасности. Комплекс ОРУ . Подачи. Опрос по правилам игры. Игра «Три касания». Пионербол | 3 | | |
11-14 | Комплекс ОРУ . Правила формирования команд. Виды подач. Пионербол. | 4 | | |
15-16 | Подготовка к турниру. Комплекс ОРУ№5 Формирование команд. Пионербол. Инструкция по технике безопасности | 2 | | |
17 | Инструкция по технике безопасности. Турнир по пионерболу. | 1 | | |
18-19 | Комплекс ОРУ. Техника атаки. Пионербол. Игра «Мяч вверх» | 2 | | |
20-21 | Комплекс ОРУ .Пионербол с блокированием. Игра «Собачки» | 2 | | |
22-23 | Комплекс ОРУ . Техника защиты. Пионербол. Игра «Вышибалы» Тестирование. | 2 | | |
24-25 | Комплекс (с набивными мячами) Техника быстрой атаки. Пионербол. Основы знаний о физкультуре и спорту. | 2 | | |
26-27 | Инструкция по технике безопасности Комплекс ОРУ (с утяжелителями). Прыжковые упражнения. Пионербол. | 2 | | |
28-29 | Комплекс ОРУ (со скакалками. эстафеты с мячом. Пионербол | 2 | | |
30-32 | Комплекс ОРУ.Обучение составлению комплекса. Правила судейства. П.И. «Собачки» Пионербол. | 2 | | |
33 | Подготовка к турниру. Формирование команд. Инструкция безопасности. Тестирование. | 1 | | |
34 | Турнир по пионерболу. | 1 | | |
| Всего | 34 | | |