СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по ОБЖ 4 класс VIII вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа и тематическое планирование разработаны для 4 класса коррекционной школы. В классе обучаются дети с умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по ОБЖ 4 класс VIII вид.»

Министерство образования Республики Карелия

государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 21»

(ГБОУ РК «Школа-интернат № 21»)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

185011, г. Петрозаводск, ул.Щербакова, 21. Тел/факс:: (8142) 57-21-81, тел.бухг. (8142) 56-21-19 e-mail: int2107@mail.ru


 




ПРИНЯТО

на заседании Методического Совета

Протокол № _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ /_И.А. Неровня









Рабочая программа

по курсу

«Основы безопасности жизнедеятельности»

4 класс VIII вид



Срок реализации – 1 год


Составитель: Николаевская Л.М.

(учитель).






 

 




г. Петрозаводск

2016г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса VIII вида составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Федеральный закон РФ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

3. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2011.

4. Учебный план образовательного учреждения.

5. Положение о рабочей программе учителя по учебным предметам государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 21»

6. Устав ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 21»

7. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1994.

Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников; удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети. В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная программа "Основы безопасности жизнедеятельности", рекомендованная Министерством Образования РФ, дополненная и расширенная.

Цель программы обучения: создать условия для формирования отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.

Задачи программы обучения:

  • Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;

  • Сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;

  • Выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Программа построена по концентрическому принципу. Программа является модифицированной.

Имеется возможность привлечь к учебному процессу специалистов в области медицины, психологии, безопасности жизнедеятельности, социологии.

Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.

Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: модели, макеты, настольные игры, гербарии; электронных средств обучения (компьютер, медиапроектор).

Обязательно включаются в содержание занятий такие элементы, как:

  • провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций, игровых ситуаций и т.д.;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • активные паузы, проведение физкультминуток.

На занятиях дается право высказаться всем желающим обучающимся и поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.



Содержание образовательной программы.

35 часов, 1час в неделю

На основании программы Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений», 1994 года издания , в рабочую программу по основам безопасности жизнедеятельности 4 класса включены следующие разделы:


  1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

Правостороннее и левостороннее движение.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки, их виды.

Переходим улицу, площадь, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Скорости движения городского транспорта. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства.

На загородной дороге, движение пешехода по загородной дороге.

1.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре

Огонь и человек. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведение.


1.3. Безопасное поведение дома

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печном отоплении.

1.4. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей. Звонок в дверь. Звонок по телефону.

Особенности поведения с незнакомыми людьми. Самозащита от насильников и хулиганов.

  1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами

Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

4.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Ураганы, бури(штормы), смерчи. Примеры их последствий, мероприятия по защите. Оползни, сели, лавины. Мероприятия по предупреждению и защите от их последствий.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Организация; оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

4.3. Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны (убежище, ПРУ).



Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • правила поведения на улицах и дорогах

  • правила посадки и высадки транспортного средства

  • правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

  • меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

  • правила поведения с незнакомыми людьми

  • правила оказания медицинской помощи при отравлении угарным газом

  • простейшие правила оказания первой медицинской помощи;

  • возможные чрезвычайные ситуации природного характера

  • порядок эвакуации, способы оповещения населения;

  • наиболее распространенные инфекционные заболевания.


Учащиеся должны  понимать:

  • основные понятия безопасности;

  • основные правила поведения учащихся на улице, в помещениях, на воде, на  дороге;

  • основные понятия о ЧС.


Учащиеся должны  уметь:

  • обеспечить собственную безопасность;

  • выполнять мероприятия ГО по плану общеобразовательного учреждения;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, укусах насекомых, порезах, ожогах.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Е.А. Порочина «Поурочные разработки по ОБЖ» 1 клаccа.

  2. Поляков, В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 1. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 88 с., ил.

  3. Поляков, В.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 2-3 кл. (1-3), 2-4 кл. (1-4). В 3 ч. Ч. 2. – М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 72 с., ил.

  4. Программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности». О.С. Гладышева, И.Ю. Абросимова;

  5. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 1994.

  6. А.Усачёв. А.Березин «Школа безопасности»


































Календарно-тематический план по ОБЖ

на 2016-2017 учебный год

4 «б» класс

(1 ч. в неделю. 35ч. за год)

Тема урока


Кол-во часов

ЗУН

Контроль

Коррекционная работа


Введение.

1

Город как источник опасности.

1

Отличие города от сельской местности. Опасные ситуации в городе, их причины. Чрезвычайные ситуации.

Устный ответ.

Расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Развитие речи.

2

Системы обеспечения безопас-ности города.

1

Городские службы безопасности, их телефоны. Служба спасения. Телефон доверия.

Устный ответ.

Расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Развитие речи.


Безопасное поведение на улицах и дорогах.

3

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

1

Улица, дорога, тротуар, обочина. Правила безопасного поведения пешехода на тротуаре, обочине и дороге. Элементы улиц и дорог: тротуар, проезжая часть, перекрёсток. Назначение и роль дорожной разметки.

Устный ответ.

Дидактическая игра. Развитие зрительного и слухового внимания. Отгадывание кроссворда.

4

Как пешеходы и водители поделили улицу.

1

Пр Правила перехода улиц и дорог. Опасные ситуации на дороге. Правила поведения на улице и дороге. Дорожные знаки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств: звуковой сигнал и световые указатели.

Устный ответ.

Переход дороги по светофору, по пешеходному переходу.

Наблюдение за сигналами машин.

5

О чем говорят дорожные знаки.


Виды дорожных знаков: разрешающие, запрещающие, предупреждающие, указательные. Значение дорожных знаков.

Тест.

Игра «Назови знак». Раскрашивание дорожных знаков.

6

Перекрестки и их виды.

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

1

Ви Виды перекрестков: трехсторонний, четырехсторонний. Правила перехода дороги по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрестке.

С Сигналы светофора и регулировщика. Светофоры транспортные и пешеходные. Дорога, ее элементы, правила поведения на ней.

Правила перехода дороги.

Практическое занятие.

Аппликация «Светофор».

7

Виды транспортных средств.

1

Классификация транспортных средств по назначению, по месту передвижения.

Online дид. Игра.

Расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Развитие речи.

8

Мы – пассажиры. Поездка на любых видах транспорта (автобус, троллейбус).

1

Правила пользования общественным транспортом. Правила безопасного поведения при посадке в транспорт. Правила поведения в транспорте. Знак «Место остановки». Правила поведения на остановке. Обязанности пассажиров. Анализ опасных ситуаций.

Устный ответ.

Загадки.

9

Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства.

1

Различие автотранспортных средств по назначению, габаритам, по быстроте разгона, скоростным качествам, тормозным свойствам. Тормозной путь. Остановочный путь.

Устный ответ.

Классификация транспорта.

Загадки про транспорт.

10

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

1

Улицы с односторонним и двусторонним движением. Происхождение правила о правостороннем движении.

Правила движения пешеходов и транспортных средств по улицам.

Дидактическая игра (коврик).

Проигрывание ситуаций.

11

Ты – велосипедист.

1

Общее устройство велосипеда. История создания велосипеда. Правила езды на велосипеде. Дорожные знаки «Движение на велосипедах запрещено» и «Велосипедная дорожка».

Устный ответ.

Раскрашивание знаков.

12

Причины детского травматизма на дорогах.

1

Правила безопасного поведения на дороге. Разбор конкретных несчастных случаев с детьми.

Устный ответ.

Анализ случаев ошибочного поведения ребенка в определенных дорожных ситуациях.


Опасные ситуации в доме (квартире).


13

Дом, в котором мы живём.

1

Эволюция жилища человека. Причины возникновения опасных ситуаций в квартире. Правила безопасности.

Устный ответ.

Расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Развитие речи.

14

Пожар.

1

Причины пожара. Действия при пожаре. Средства пожаротушения. Как уберечься от пожара.

Игра-практикум.

Воспитание ответственности. Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

15

Затопление квартиры.

1

Причины затопления. Действия в случае затопления. Как уберечься от затопления.

Тест.

Воспитание ответственности.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

16

Электричество.

1

Случаи поражения электрическим током. Как уберечь себя от поражения электрическим током.

Устный ответ.

Воспитание ответственности.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

17

Опасные вещества.

1

Бытовой газ, бытовая химия, лекарства, продукты питания. Причины отравления. Правила обращения с опасными веществами. Правила хранения. Маркировка. Действия при отравлении.

Устный ответ.

Воспитание ответственности.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

18

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялся ключ).

1

Действия в данной ситуации.

Устный ответ.

Воспитание ответственности.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

19

Взрыв и обрушение дома.

1

Причины взрывов в жилых домах. Последствия. Действия в данной ситуации.

Устный ответ.

Воспитание ответственности.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.


Опасные ситуации на улице.

20

Гололёд.

1

Понятие гололёд. Что делать во время гололёда.

Игра-практикум.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

21

Уроки городской безопасности.

1

Объекты города, которые могут представлять опасности (автобусные остановки, кинотеатр, пляж, парк, вокзал). Правила поведения при пожаре в помещении.

Разбор конкретных ситуаций.

Воспитание ответственности.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

22

Толпа.

1

Чем опасна толпа и паника? Правила поведения в местах массового скопления людей. Действия в толпе при панике и бегстве.

Разбор конкретных ситуаций.

Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

23

Собака бывает кусачей.

1

Собаки домашние и бездомные. Почему собака нападает? Действия в данной ситуации.

Устный ответ.

Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.


Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

24

Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях.

1

Что такое экстремальная ситуация. Классификация чрезвычайных ситуаций: природного характера, аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте. Действия человека при сильном ветре, во время грозы, во время сильной жары и во время наводнения.

Разбор конкретных ситуаций.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам.

Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

25

Умение преодолевать страх.

1

Понятие об МЧС, служба спасения – 01. Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление. Спасатели.

Устный ответ.

Телефоны служб.

26

Природа и безопасность.

1

Различные экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении. Природные катастрофы: смерчи, наводнения, извержение вулканов, землетрясения.

Устный ответ.

Расширение кругозора и обогащение словарного запаса. Развитие речи.

27

Чрезвычайные ситуации на общественном и городском транспорте.

1

Различные экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении.

Устный ответ.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

28

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте.

1

Различные экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении.

Устный ответ.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

29

Чрезвычайные ситуации на морском и речном транспорте.

1

Правила безопасности на воде. Способы самоспасения. Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду.

Дидактическая игра.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

30

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте.

1

Различные экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении.

Устный ответ.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.


Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.

31

Безопасность при любой погоде.

1

Влияние на человека погодных условий. Солнечный удар, удар молнии, поражение электрическим током, гололед, укус насекомых. Правильные действия при их получении.

Тест.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

32

Умение плавать – основной фактор безопасности на воде.

1

Пляж, бассейн. Стили плавания. Правила безопасности на воде. Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде. Способы само- и взаимоспасения.

Дидактическая игра.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

33

Игры в воде. Как помочь утопающему.

1

34

Безопасное поведение дома.

1

Правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. Опасные ситуации, которые могут возникнуть дома (спички, нож, вязальная спица, телевизор, бытовая химия, газ и др.), как правильно действовать и как их можно избежать.

Тест.

Развитие мышления и речи – рассуждения по сюжетным картинкам. Воспитание ответственности, выдержки.

Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

35

Экскурсия на перекрёсток.

1

Уметь применять полученные в течение года знания о ППД.

Практические задания.

Перейти по нерегулируемому пешеходному перекрёстку. Распознать сигналы машины.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!