Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. Просвещение 2011;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060), от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
Требования к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения;
Приказ министерства образования Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21/1742) «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области»
Учебный план МБОУ»Красноуральская СОШ Оренбургского района» на 2016-2017 учебный гол.
Авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
7.Годовой учебный график Красноуральской СОШ на 2016 / 2017р учебный год
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
-формирование опыта смыслового и эмоционально
- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
-овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
3) Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
5) ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
6) Содержание учебного предмета, курса
Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Виды изобразительного искусства | 8 |
Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
Вглядываясь в человека. Портрет | 10 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве | 8 |
Всего | 34 |
7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств
2.Рисунок- основа изобразительного творчества
3.Линия и ее выразительные возможности.
4.Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.
5.Цвет. Основы цветоведения.
6.Цвет в произведениях живописи.
7 Объемные изображения в скульптуре.
8.Основы языка изображения.
2четверть Мир наших вещей. Натюрморт.
1.Реальность и фантазия в творчестве художника.
2.Изображение предметного мира. Натюрморт.
3.Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.
4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
5.Освещение. Свет и тень.
6.Натюрморт в графике.
7.Цвет в натюрморте.
8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
3четверть Вглядываясь в человека. Портрет.
1.Образ человека- главная тема искусства.
2.Конструкция головы человека и ее пропорции.
3.Изображение головы человека в пространстве.
4.Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
5.Портрет в скульптуре.
6.Сатирические образы человека.
7.Образные возможности освещения в портрете.
8.Портрет в живописи.
9.Роль цвета в портрете.
10.Великие портретисты (обобщение темы)
4четверть Человек и пространство в изобразительном искусстве.
1.Жанры в изобразительном искусстве.
2.Изображение пространства.
3. Правила воздушной и линейной перспективы.
4.Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.
5.Пейзаж – настроение. Природа и художник.
6.Городской пейзаж.
7.Выразительные возможности изобразительного искусства.
8.Язык и смысл.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Виды деятельности обучающихся |
предметные | УУД |
план | факт |
1 четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 часов |
1 | 1-4.09 | | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | ОНЗ | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Найти и разобрать открытки по видам искусстваВиды пластических искусств Виды изобразительного искусства:живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. |
2 | 5-11.09 | | Рисунок- основа изобразительного творчества | ОНЗ | Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ЛР: ценностное отношение к культуре своего края. | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер |
3 | 12-18.09 | | Линия и ее выразительные возможности. | К | Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ЛР: ценностное отношение к культуре своего края. | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. |
4 | 19-25.09 | | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | ОНЗ | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. |
5 | 26.09-2.10 | | Цвет, основы цветоведения. | ФСУН | Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» |
6 | 3-9.10 | . | Цвет в произведениях живописи | ФСУН | Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). |
7 | 10-16.10 | | Объемные изображения в скульптуре | ФСУН | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки |
8 | 17-23.10 | | Основы языка изображения | ОНЗ | Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Выполнение конкурсных заданий |
2 четверть Мир наших вещей. Натюрморт 8 часов |
9 | 24-28.10 | | Реальность и фантазия в творчестве художника | ОНЗ | История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте. | Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. |
10 | 7-13.11 | | Изображение предметного мира | ОНЗ | | Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм |
11 | 14-20.11 | | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | ОНЗ | Натюрморт как часть картины. Предметы, характеризующие человека и время, отражённое в произведении изобразительного искусства. | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | |
12 | 21-27.11 | | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | ОНЗ | Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям. | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). |
13 | 28.11-4.12 | | Освещение. Свет и тень. | ОНЗ | Особенности расположения световых акцентов на предметах | Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. |
14 | 5-11.12 | | Натюрморт в графике. | ОНЗ | Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта. | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края. | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. |
15 | 12-18.12 | | Цвет в натюрморте | ОСЗ | Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Фламандский и голландский натюрморт | Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) |
16 | 19-25.12 | | Выразительные возможности натюрморта. | К | Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт. | Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. |
Вглядываясь в человека Портрет 10часов |
17 | 26-30.12 | | Образ человека, главная тема искусства | | Выявление общего между жанрами – чтобы художник ни изображал, он это делает ради выражения своего отношения к изображаемому. История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра. | | Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. |
18 | 11-15.01 | | Конструкция головы человека и ее пропорции. | К | Портрет – документ эпохи, воссоздающий облик и характер людей, но это не всегда отношение к нему автора. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Подвижные части лица, мимика. | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). |
19 | 16-22.01 | | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | ОНЗ | Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). |
20 | 23-29.01 | | Портрет в графике. | ОНЗ | Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи. Индивидуальные особенности, характер, настроение. | Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. |
21 | 30-5.02 | | Портрет в скульптуре. | ПЗЗ | Просмотр и анализ репродукций, слайдов скульптурных произведений. Выразительные возможности скульптуры. | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. |
22 | 6-12.02 | | Сатирические образы человека. | ОНЗ | Портрет – изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой |
23 | 13-19.02 | | Образные возможности освещения в портрете | ОСЗ | Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. | Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка. |
24 | 20-26.02 | | Портрет в живописи. | ОНЗ | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках. Портрет в мажорной гамме, тёплые тона. Выражение настроения. | Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. |
25 | 27-5.03 | | Роль цвета в портрете. | К | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. | Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама,папа,бабушка, дедушка.Груп. работа. |
26 | 6-12.03 | | Великие портретисты. | ОНЗ | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. | Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Анализ цветового решения образа в портретеМатериалы: гуашь, кисть. |
27 | 13-19.03 | | Конструкция головы человека и ее пропорции. | ОНЗ | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Повторяем и обобщаем. |
28 | 20-24.03 | | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | ОСЗ | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. |
Человек и пространство в изобразительном искусстве 8часов |
29 | 3-9.04 | | Жанры в изобразительном искусстве. | ОНЗ | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. | Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия |
30 | 10-16.04 | | Правила воздушной и линейной перспективы. | ОНЗ | Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы |
31 | 17-23.04 | | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | ОНЗ | Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. |
32 | 24-30.04 | | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | ПЗЗ | «Архитектурный пейзаж» | Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти |
33 | 1-14.05 | | .Городской пейзаж | ОСЗ | Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности. | Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. |
34 | 22-28.05 | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | ОСЗ | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы. | Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
3. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Баласс, 2012
4. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
2. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
3. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
4. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник. 3-е изд. М., 1997.
Технические средства обучения
Методический фонд
Презентации к урокам
Репродукции картин художников.
Муляжи для рисования
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
8) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
по предмету «Изобразительное искусство»
6 класс
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
3.И. П. Волков. Художественная студия в школе
4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Технические средства обучения
9.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества:
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.