Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Авторской программы по информатике и ИКТ Босовой Л.Л.
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427).
Примерных программ среднего (полного) общего образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013/2014 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации.
Программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы. Л. Л. Босова, А.Ю. Босова, М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013.
Программа ориентирована на использование УМК: Л.Л. Босова «Информатика, 8 класс» М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 г. и рассчитана на 34 часа в 8 классе из расчёта 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно- коммуникационной компетентности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе отводит 1 час в неделю, 34 часа в течение всего учебного года.
Цели и задачи обучения информатике в 8 классе
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение качества преподавания предмета
Задачи:
дать представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Формы организации учебного процесса
Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный, обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:
формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;
технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;
виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический.
Учебно-тематический план
(8 класс, 34 ч./1 ч. в неделю)
№ | Тема урока, практическое занятие | Кол-во часов |
-
| Тема «Математические основы информатики» | 10 |
-
| Тема «Основы алгоритмизации» | 9 |
-
| Тема «Начала программирования» | 15 |
| Итого: | 34 |
Содержание учебного предмета
Математические основы информатики (10 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
анализировать логическую структуру высказываний;
анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (9 ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
Начала программирования на языке Паскаль (15 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
урок изучения новых знаний | УИНЗ |
урок закрепления знаний | УЗЗ |
комбинированный урок | КУ |
урок обобщения и систематизации знаний | УОИСЗ |
урок контроля | УК |
Требования к подготовке учащихся
в области «Информатики и ИКТ» в 8 классе
В результате изучения информатики в 8 классе учащиеся получат представление:
об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учащиеся будут уметь:
переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трѐх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, при наличии четырѐх-пяти недочѐтов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки:
незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов;
неумение выделять в ответе главное;
неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, неверное применение операторов в программах, их незнание;
неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы;
неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их;
небрежное отношение к ЭВМ;
нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера;
пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода;
нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты:
нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач;
арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;
отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Описание учебно-методического и материально-техничесого обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся:
Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС) / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с.: ил.
Литература для учителя:
Информатика: учебник для 8 класса (ФГОС) / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с.: ил.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Дополнительная литература:
Журнал «Информатика и образование».
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
В кабинете информатики оборудованы одно рабочего места учителя и 10 рабочих мест учащихся, снабженных ноутбуками и манипуляторами экранных объектов (мышь). Основная конфигурация ноутбука обеспечивает пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений и др. Обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет. Компьютерное оборудование представлено в стационарном исполнении.
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
принтер (черно/белой печати, формата А4);
мультимедиа проектор, подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
интерактивная доска;
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет).
На компьютерное оборудование установлена операционная система Windows XP. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, лицензированы для использования.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» имеется наличие следующего программного обеспечения:
Операционная система Windows.
Пакет офисных приложений MS Office.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Плакаты Босовой Л.Л.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 8 класс
на 2015-2016 учебный год
№ п/п | Перечень разделов, тем (последовательность их изучения) | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы и методы контроля | Материал к уроку | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
Математические основы информатики (10 ч) |
-
| Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. | 1 | УИНЗ КУ | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа. | Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Иметь общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления. Уметь определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свёрнутой формы записи числа к его развѐрнутой записи; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Системы счисления». | §1.1.1, стр.5 | | |
-
| Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | 1 | УИНЗ КУ | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; двоичная арифметика. | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления. Уметь выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. | Контрольный модуль «Понятие о системах счисления». | Презентация «Системы счисления». | §1.1.2, 1.1.6, стр.8,12 | | |
-
| Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. | 1 | УИНЗ КУ | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления. | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления. Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Системы счисления». | §1.1.3, 1.1.4, 1.1.7, стр.9,10,13 | | |
-
| Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | УИНЗ КУ | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развѐрнутая форма записи числа; свѐрнутая форма записи числа; двоичная система счисления; восьмеричная система счисления; шестнадцатеричная система счисления. | Иметь навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием. Уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему. Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | Контрольный модуль «Представление числовой информации с помощью систем счисления». | Презентация «Системы счисления». | §1.1.5, стр.10 | | |
-
| Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. | 1 | УИНЗ КУ | Ячейка памяти; разряд; беззнаковое представление целых и вещественных чисел; представление целых чисел со знаком; формат с плавающей запятой; мантисса; порядок. | Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. Иметь представление о научной форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой. | Проверочная работа. | Презентация «Представление информации в компьютере». | §1.2.1, стр.17 §1.2.2, стр.19 | | |
-
| Высказывание. Логические операции. | 1 | УИНЗ КУ | Алгебра логики; высказывание; логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание. | Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как еѐ объекте, об операциях над высказываниями. Понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами. | Проверочная работа. | Презентация «Элементы алгебры логики». | §1.3.1, 1.3.2, стр.22,24 | | |
-
| Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. | 1 | УИНЗ КУ | Логическая переменная; логическое значение; логическая операция; конъюнкция; дизъюнкция; отрицание; таблица истинности. | Иметь представление о таблице истинности для логического выражения; о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; навыки анализа и преобразования логических выражений. | Экспресс-проверка, фронтальный опрос. | Презентация «Элементы алгебры логики». | §1.3.3, 1.3.4, стр.29-30 | | |
-
| Контрольная работа №1 по теме «Системы счисления». | 1 | УОИСЗ | Система счисления; двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная система счисления; представление целых и вещественных чисел; высказывание; логическое выражение; таблица истинности; законы логики. | Уметь записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ. Уметь анализировать и формализировать логические высказываний; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Тест. | Интерактивный тест «Математические основы информатики». | §1.1-1.3, стр.5-30 | | |
-
| Решение логических задач. | 1 | УИНЗ КУ | Логическое высказывание; логическое выражение; логическое значение; логическая операция; таблица истинности; законы алгебры логики. | Иметь навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора метода для решения конкретной задачи. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Элементы алгебры логики» | §1.3.5, стр.32 | | |
-
| Логические элементы. | 1 | УИНЗ КУ | Логический элемент; конъюнктор; дизъюнктор; инвертор; электронная схема. | Иметь представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; умения анализа электронных схем. Уметь представлять информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема). Понимать роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Элементы алгебры логики». | §1.3.6, стр.34 | | |
Основы алгоритмизации (9 часов) |
-
| Алгоритмы и исполнители. | 1 | УИНЗ КУ | Алгоритм, свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость; исполнитель, характеристики исполнителя: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд; формальное исполнение алгоритма. | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Алгоритмы и исполнители». | §2.1, стр.46-56 | | |
-
| Способы записи алгоритмов. | 1 | УИНЗ КУ | Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык. | Иметь представление о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Способы записи алгоритмов». | §2.2, стр.57-62 | | |
-
| Объекты алгоритмов. | 1 | УИНЗ КУ | Величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица. | Иметь представление об объектах алгоритмов (величина). Уметь различать постоянные и переменные величины. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Объекты алгоритмов». | §2.3, стр.63-69 | | |
-
| Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | УИНЗ КУ | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы. | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Следование». | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование». | §2.4.1, стр.73 | | |
-
| Алгоритмическая конструкция «ветвление». | 1 | УИНЗ КУ | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы. | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Ветвление». | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление». | §2.4.2, стр.76 | | |
-
| Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации». | 1 | УОИСЗ | Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма, словесное описание, блок-схема, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы. | Иметь представление об исполнителе, алгоритме. Знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека, о словесных способах записи алгоритмов, блок-схемах, алгоритмических языках, об объектах алгоритмов (величина), алгоритмическом конструировании «Следование», «Ветвление», «Повторение». | Тест. | Интерактивный тест «Основы алгоритмизации» или тест к главе 3. | §2.4.2, стр.76 | | |
-
| Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием (цикл-ПОКА, цикл с предусловием). | 1 | УИНЗ КУ | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы. | Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием). | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение». | §2.4.3, стр.81-84 | | |
-
| Цикл с заданным условием (цикл-ДО, цикл с постусловием) | 1 | УИНЗ КУ | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы | Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием окончания работы (цикл – ДО, цикл с постусловием) | Индивидуальный, фронтальный опрос | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» | §2.4.3, стр.84-87 | | |
-
| Цикл с заданным числом повторений (цикл-ДЛЯ, цикл с параметром). | 1 | УИНЗ КУ | Следование, ветвление, повторение, линейные алгоритмы, разветвляющиеся алгоритмы, циклические алгоритмы. | Иметь представление об алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным числом повторений (цикл – ДЛЯ, цикл с параметром). | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение». | §2.4.3, стр.88-91 | | |
Начала программирования на языке Паскаль (15 часов) |
-
| Алфавит и словарь языка. Типы данных, используемые в языке Паскаль. | 1 | УИНЗ КУ | Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания. | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль». | §3.1.1, 3.1.2, стр.107-109 | | |
-
| Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. | 1 | УИНЗ КУ | Язык программирования, структура программы, оператор присваивания. | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль, об алфавите и словаре языка, типах данных, о структуре программы, об операторе присваивания. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль». | §3.1.3, 3.1.4, стр.109-112 | | |
-
| Вывод данных. | 1 | УИНЗ КУ | Оператор вывода writer, формат вывода. | Иметь представление об операторах ввода и вывода. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Организация вывода данных». | §3.2.1, стр.114 | | |
-
| Ввод данных с клавиатуры. | 1 | УИНЗ КУ | Оператор ввода read. | Иметь представление об операторах ввода и вывода. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Организация ввода данных» | §3.2.3, стр.117 | | |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмы и исполнители». | 1 | УОИСЗ | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование. | Знать этапы решения задачи на компьютере. | Тест. | Интерактивный тест «Основы алгоритмизации». | §2.4-3.2, стр.73-119 | | |
-
| Числовые типы данных. Целочисленный тип данных. | 1 | УИНЗ КУ | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование. | Знать типы данных (числовой, целочисленной, символьной, строчковой, логической). | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование линейных алгоритмов». | §3.3.1, 3.3.2. стр. 120-122 | | |
-
| Символьный и строковый типы данных. Логический тип данных. | 1 | УИНЗ КУ | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование. | Знать типы данных (числовой, целочисленной, символьной, строчковой, логической). | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование линейных алгоритмов». | §3.3.3, 3.3.4 стр. 122-124 | | |
-
| Условный оператор. | 1 | УИНЗ КУ | Вещественный тип данных, целочисленный тип данных, символьный тип данных, строковый тип данных, логический тип данных. | Иметь представление об условном операторе. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов». | §3.4.1, стр.129 | | |
-
| Составной оператор. | 1 | УИНЗ КУ | Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления. | Иметь представление о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов». | §3.4.2, стр.130 | | |
-
| Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | УИНЗ КУ | Условный оператор, сокращенная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления. | Иметь представление о составном операторе и многообразии способов записи ветвлений. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов». | §3.4.3, стр.131 | | |
-
| Программирование циклов с заданным условием продолжением работы. | 1 | УИНЗ КУ | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром). | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование циклических алгоритмов». | §3.5.1, стр.137 | | |
-
| Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | УИНЗ КУ | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром). | Иметь представление о программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование циклических алгоритмов». | §3.5.2, стр.138 | | |
-
| Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | УИНЗ КУ | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром). | Иметь представление о программирование циклов с заданным числом повторений. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование циклических алгоритмов». | §3.5.3, стр.139 | | |
-
| Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | УИНЗ КУ | While (цикл –ПОКА), repeat (цикл – ДО), for (цикл с параметром). | Знать различные варианты программирования циклического алгоритма. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Презентация «Программирование циклических алгоритмов». | §3.5.4, стр.139 | | |
-
| Контрольная работа №4 по теме «Начала программирования». | 1 | УОИСЗ | Язык программирования, программа, структура программы. | Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль. | Тест. | Интерактивный тест «Начала программирования». | §3.1-3.5, стр.106-140 | | |