Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26
Рассмотрена на заседании МО учителей ______________________ Руководитель МО Калугина Н.А. Протокол № 1 от 25.08.2016г. | Согласована Заместитель директора по УВР Колотушкина С.А. (________________) | Утверждена Директор МОУ СОШ №26 ____________________(Л.В. Дмитриева) Приказ № 01/10 от 28.08.2016г. |
Рабочая программа
по _биологии__
для 7 класса
учителя биологии 1 категории
Суровцевой М.Н.
Ярославль
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом № ____от____);
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы
Рабочие программы. Сухоруковой Л.Н.
Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Биология» в 2015/2016 учебном году используются учебники, включенные в федеральный перечень учебников на 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы, который представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/
(Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования").
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
№ п/п | Название | Класс | Год издания | Автор |
1 | Учебник Сухоруковой Л.Н. | 7 | | |
2 | Тренажер и практикум к учебнику | 7 | | |
Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2016/2017 учебный год
Цели изучения биологии в 7 классе
Обучающие цели:
• усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;
• формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей; • развитие знаний об основных методах биологической науки; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
• развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ста- вить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных. Развивающие цели:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией. Воспитательные цели:
• воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного от- ношения к собственному здоровью;
•формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
• развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии 7 класс на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседне ной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Цели биологического образования в 7 классе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено 68 часов 2 часа и неделю. Отбор содержания данного раздела школьного курса биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др.
Результаты изучения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
∙ включение освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
∙ способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
∙ самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
∙ построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ни- ми; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного материала.
Царство растения.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии.
Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»):
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные.
Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные.
Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые.
Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых.
Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
Подтип Черепные, или Позвоночные.
Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные.
Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся.
Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы.
Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие.
Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Царство животные»:
1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
2. Изучение строения раковин моллюсков;
3. Изучение внешнего строения насекомого;
4. Изучение типов развития насекомых;
5. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
6. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
7. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1. Многообразие животных;
2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;
3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Тематическое планирование 7 класс.
Тематическое планирование
В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемого (предметного и метапредметного) результатов. Основной формой контроля являются: практические, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы.
Учёт знаний | Содержательные блоки | Кол-во часов | Устный опрос | Лаборатор ные работы | Практические работы | Экскурсии | Самостоятельные работы | Контрольные работы |
1 | Организация живой природы | 5 | опрос | | | 1 | 1 | |
2 | Эволюция живой природы | 4 | опрос | | | | | 1 |
3 | Растения – производители органического | 22 | опрос | 13 | 3 | 1 | | 1 |
4 | Животные – потребители органического вещества | 26 | опрос | 6 | | 1 | | 1 |
5 | Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники | 4 | опрос | 1 | 1 | | 1 | |
6 | Биоразнообразие | 7 | опрос | | | 1 | | 1 |
Всего | | 68 | опрос | 20 | 4 | 4 | 1 | 4 |
Календарно-тематическое планирование содержания учебного предмета биология.
№ п/п / № урока в разделе | Дата (номер недели) | Раздел | Содержание учебного курса (Что пройдено на уроке) | Характеристика учебной деятельности учащихся | Формы контроля | Домашнее задание (стр. учебника) (по желанию учителя) |
Организация живой природы (5 ч.) – Э. 1 |
-
| 1. | 1 неделя | Организм | Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | П. |
-
| 2 | 2 неделя | Вид | Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | П. |
-
| 3 | 3 неделя | Природное сообщество | Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | | П. |
-
| 4. | 4 неделя | Разнообразие видов в сообществе | Разнообразие видов в сообществе. Разнообразие растений. Флора. Зональность. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Экскурсия 1 | П. |
5. | 5 | 5 неделя | Экосистема | Экосистема- часть биосферы | | С.Р. «Организация живой природы | П. |
Эволюция живой природы (4 ч.) - |
6. | 1. | 6 неделя | Эволюционное учение | Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | | П. |
7. | 2 | 7 неделя | Доказательства эволюции | Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | П. |
8. | 3 | 8 неделя | История развития жизни на Земле | Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы.. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | П. |
9. | 4 | 9 неделя | Систематика растений и животных | Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | К.р Организация и эволюция живой природы | П. |
Растения – производители органического вещества (22 ч.) – л.р. 6; э. 1; к.р. 1. |
10. | 1 | 10 неделя | Царство Растения | Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | П. |
11. | 2 | 11 неделя | Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки | Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | | П. |
12. | 3 | 12 неделя | Строение водорослей | Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей» Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей» | П. |
13 | 4 | 13 неделя | Роль водорослей в водных экосистемах | Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | П. |
14 | 5 | 14 неделя | Подцарство Высшие растения | Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | П. |
15 | 6 | 15 неделя | Отдел Моховидные | Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | | П. |
16 | 7 | 16 неделя | Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума* | Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | Л.Р№3-4 «строение зеленого мха кукушкин ле и мха сфагнум» | П. |
17 | 8 | 17 неделя | Роль мхов в образовании болотных экосистем | Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать | | П. |
18 | 9 | 18 неделя | Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные | Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 5. «Строение папоротника» | П. |
19 | 10 | 19 неделя | Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов | Разнообразие современных папоротников и их значение. Разнообразие растений: мхи, папоротникообразные родного края. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | П. |
20 | 11 | 20 неделя | Отдел Голосеменные | Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений» | П. |
21 | 12 | 21 неделя | Разнообразие хвойных | Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» | П. |
22 | 13 | 22 неделя | Роль голосеменных в экосистеме тайги | Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | П. |
23 | 14 | 23 неделя | Отдел Покрытосеменные, или Цветковые | Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные. Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные Ярославской обл. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений» | П. |
24 | 15 | 24 неделя | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные» П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные» | П. |
25 | 16 | 25 неделя | Класс Двудольные. Семейство Бобовые | Семейство Бобовые | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые» П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые» | П. |
26 | 17 | 26 неделя | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые | Семейство Пасленовые | Л/р 11. «Признаки растений семейства Пасленовые»* | П. |
27 | 18 | 27 неделя | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | Класс однодольные Семейство Лилейные | Л/р 12. «Признаки растений семейства Лилейные»* П/р 3. «Определение растений | П. |
28 | 19 | 28 неделя | Класс Однодольные. Семейство Злаки | Семейство Злаки | Л/р 13. «Строение пшеницы» | П. |
29 | 20 | 29 неделя | Выращивание овощных растений в теплице | Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | Экскурсия 2 | П. |
30 | 21 | 30 неделя | Роль покрытосеменных в развитии земледелия | Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Практическое значение дикорастущих растений. Ядовитые и лекарственные растения родного края. Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | П. |
31 | 22 | 31 неделя | Обобщающий урок | Обобщающий урок по теме | | К.р Растения – производители органического вещества | П. |
Животные – потребители органического вещества (26 ч.) – л.р. 6; э. 1; к.р. 1. |
32 | 1 | 32 неделя | Царство Животные | Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | | П. |
33 | 2 | 33 неделя | Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы | Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | | П. |
34 | 3 | 34 неделя | Подцарство Одноклеточные. Тип Инфузории. Тип Споровики | Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. | | П. |
35 | 4 | 35 неделя | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах | Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | | |
36 | 5 | 36 неделя | Тип Кишечнополостные | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. | | |
37 | 6 | 37 неделя | Тип Плоские черви | Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями | | |
38 | 7 | 38 неделя | Тип Круглые черви | Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями | | |
39 | 8 | 39 неделя | Тип Кольчатые черви | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя» | |
40 | 9 | 40 неделя | Тип Моллюски | Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. | Л/р 15. «Строение раковины моллюска» | |
41 | 10 | 41 неделя | Тип Членистоногие: общая характеристика. Класс Ракообразные | Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
42 | 11 | 42 неделя | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные | Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. | | |
43 | 12 | 43 неделя | Тип Членистоногие. Класс Насекомые: характерные признаки, особенности внешнего и внутреннего строения | Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 16. «Внешнее строение насекомого» | |
44 | 13 | 44 неделя | Тип Членистоногие. Класс Насекомые: особенности размножения и развития. Разнообразие, роль насекомых в экосистемах и жизни человека | Роль насекомых в экосистемах, практическое значение. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
45 | 14 | 45 неделя | Тип Хордовые. Позвоночные животные | Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность | | |
46 | 15 | 46 неделя | Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения | Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 17. «Внешнее строение рыбы» Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы» | |
47 | 16 | 47 неделя | Класс Хрящевые рыбы | Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
48 | 17 | 48 неделя | Класс Костные рыбы | Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение | | |
49 | 18 | 49 неделя | Класс Земноводные | Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
50 | 19 | 50 неделя | Класс Пресмыкающиеся | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
51 | 20 | 51 неделя | Класс Птицы | Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 19. «Внешнее строение птицы» | |
52 | 21 | 52 неделя | Птицы наземных и водных экосистем | Птицы наземных и водных экосистем. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
53 | 22 | 53 неделя | Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения | Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
54 | 23 | 54 неделя | Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих. Происхождение млекопитающих | Особенности размножения и развития млекопитающих | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | |
55 | 24 | 55 неделя | Роль млекопитающих в различных экосистемах | Роль млекопитающих в различных экосистемах | | |
56 | 25 | 56 неделя | Лесные млекопитающие родного края | Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Экскурсия 3 | |
57 | 26 | 57 неделя | Роль птиц и млекопитающих в жизни человека | Развитие животноводства | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | К.р. Животные – потребители органического вещества | |
Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч.) – л.р. 1; пр.р. 1; с.р. 1 |
58 | 1 | 58 неделя | Царство Бактерии | Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
59 | 2 | 59 неделя | Царство Грибы | Царство Грибы. Общие признаки. Биологическое разнообразие грибов Ярославской обл.. Практическое значение | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | |
60 | 3 | 60 неделя | Роль грибов в природе и жизни человека | Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.. | П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов» | |
61 | 4 | 61 неделя | Лишайники | Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
Биоразнообразие (5 ч.) – э. 1; к.р. 1 |
62 | 1 | 62 неделя | Видовое разнообразие | Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия. | Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | | |
63 | 2 | 63 неделя | Экосистемное разнообразие | Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | | |
64 | 3 | 64 неделя | Пути сохранения биоразнообразия | Сохранение видового разнообразия. | | |
65 | 4 | 65 неделя | Разнообразие птиц леса родного края | Красная книга. Красная книга нашего края | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать). | Экскурсия 4 | |
66 | 5 | 66 неделя | Сохранение разнообразия экосистем. | Сохранение разнообразия экосистем. | | |
67 | | 67 неделя | Особо охраняемые природные территории. | Особо охраняемые природные территории. | | |
68 | | 68 неделя | Итоговый урок | Обобщение курса. | Итоговая к.р. | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета Биология
Литература:
Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология, Москва « Просвящение» 2016
Тетрадь -тренажер Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
Тетрадь-практикум, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
Тетрадь-экзаменатор, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
Программное обеспечение:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.Просвещение, 2015г.
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко
3.Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С»
Электронные ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
school-collection.edu.ru/.
nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
Технические средства: мультимедийный проектор и экран, принтер.
В результате изучения курса биологии в 7классе:
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и
организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных
для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных
таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений,
животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений,
животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических
групп растений и животных на примерах сопоставления биологических
объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности
организмов к среде обитания;
различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные
биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии,
грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы u1093с
определителями растений; размножения и выращивания культурных
растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о
растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.