СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа фгос 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 7 класс фгос по программе Л.Н.Сухоруковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа фгос 7 класс»



Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26


Рассмотрена


на заседании МО учителей ______________________


Руководитель МО Калугина Н.А.

Протокол № 1 от 25.08.2016г.


Согласована


Заместитель директора по УВР


Колотушкина С.А.

(________________)


Утверждена


Директор МОУ СОШ №26


____________________(Л.В. Дмитриева)


Приказ № 01/10 от 28.08.2016г.

Рабочая программа

по _биологии__

для 7 класса

учителя биологии 1 категории

Суровцевой М.Н.





Ярославль

2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

  • ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом № ____от____);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

  • Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы

  • Рабочие программы. Сухоруковой Л.Н.

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов

При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Биология» в 2015/2016 учебном году используются учебники, включенные в федеральный перечень учебников на 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы, который представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/

(Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования").

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:


п/п

Название

Класс

Год

издания

Автор

1

Учебник Сухоруковой Л.Н.

7



2

Тренажер и практикум к учебнику

7




Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2016/2017 учебный год

Цели изучения биологии в 7 классе

Обучающие цели:

• усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;

• формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей; • развитие знаний об основных методах биологической науки; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

• развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ста- вить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных. Развивающие цели:

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией. Воспитательные цели:

• воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного от- ношения к собственному здоровью;

•формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

• развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии 7 класс на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседне ной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Цели биологического образования в 7 классе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений изучение курса биологии предусмотрено 68 часов 2 часа и неделю. Отбор содержания данного раздела школьного курса биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др.


Результаты изучения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

∙ включение освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

∙ способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

∙ самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

∙ построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ни- ми; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание учебного материала.

Царство растения.

Многообразие растений.

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии.

Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы»):


Царство Животные.

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные.

Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые.

Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых.

Подтип Бесчерепные. Ланцетник.

Подтип Черепные, или Позвоночные.

Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные.

Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы.

Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Царство животные»:

1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;

2. Изучение строения раковин моллюсков;

3. Изучение внешнего строения насекомого;

4. Изучение типов развития насекомых;

5. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

6. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

7. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

1. Многообразие животных;

2. Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных;

3. Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;

4. Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

Тематическое планирование 7 класс.

Тематическое планирование

В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемого (предметного и метапредметного) результатов. Основной формой контроля являются: практические, лабораторные, самостоятельные и контрольные работы.


Учёт знаний

Содержательные блоки

Кол-во

часов


Устный опрос

Лаборатор

ные работы

Практические

работы


Экскурсии

Самостоятельные работы

Контрольные работы

1

Организация живой природы

5

опрос



1

1


2

Эволюция живой природы

4

опрос






1

3

Растения – производители органического

22

опрос

13

3

1


1

4

Животные – потребители органического вещества

26

опрос

6


1


1

5

Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники

4

опрос

1

1


1


6

Биоразнообразие

7

опрос



1


1

Всего


68

опрос

20

4

4

1

4













Календарно-тематическое планирование содержания учебного предмета биология.



№ п/п

/

№ урока в разделе




Дата (номер недели)


Раздел

Содержание учебного курса

(Что пройдено на уроке)

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Формы контроля

Домашнее задание

(стр. учебника)

(по желанию учителя)


  1. Организация живой природы (5 ч.) – Э. 1


1.







1 неделя

Организм

Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


П.

2





2 неделя

Вид

Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений


П.

3






3 неделя

Природное сообщество 

Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


П.

4.





4 неделя

Разнообразие видов в сообществе

Разнообразие видов в сообществе. Разнообразие растений. Флора. Зональность.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Экскурсия 1

П.

5.

5




5 неделя

Экосистема

Экосистема- часть биосферы



С.Р. «Организация живой природы

П.

  1. Эволюция живой природы (4 ч.) -

6.

1.






6 неделя

Эволюционное учение

Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность



П.

7.

2




7 неделя

Доказательства эволюции

Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений


П.

8.

3


8 неделя

История развития жизни на Земле

Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений


П.

9.

4



9 неделя

Систематика растений и животных

Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

К.р Организация и эволюция живой природы

П.

  1. Растения – производители органического вещества (22 ч.) – л.р. 6; э. 1; к.р. 1.

10.

1




10 неделя

Царство Растения

Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



П.

11.

2




11 неделя

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).


П.

12.

3






12 неделя

Строение водорослей

Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей»

Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей»

П.

13

4



13 неделя

Роль водорослей в водных

экосистемах

Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


П.

14

5



14 неделя

Подцарство Высшие растения

Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений


П.

15

6





15 неделя

Отдел Моховидные

Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


П.

16

7


16 неделя

Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума*

Строение зеленого мха кукушкин лен. Строение сфагнума

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Л.Р№3-4

«строение зеленого мха кукушкин ле и мха сфагнум»

П.

17

8





17 неделя

Роль мхов в образовании болотных экосистем

Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать


П.

18


9






18 неделя

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.


Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 5. «Строение папоротника»

П.

19

10



19 неделя

Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

Разнообразие современных папоротников и их значение. Разнообразие растений: мхи, папоротникообразные родного края.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


П.

20

11



20 неделя

Отдел Голосеменные

Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений»

П.

21

12



21 неделя

Разнообразие хвойных

Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

П.

22

13





22 неделя

Роль голосеменных в экосистеме тайги

Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


П.

23

14



23 неделя

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные. Разнообразие растений: голосеменные, покрытосеменные Ярославской обл.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений»

П.

24

15





24 неделя

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные»

П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные»

П.

25

16



25 неделя

Класс Двудольные.

Семейство Бобовые

Семейство Бобовые

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые»

П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые»

П.

26

17




26 неделя

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые

Семейство Пасленовые

Л/р 11. «Признаки растений семейства Пасленовые»*

П.

27

18





27 неделя

Класс Однодольные.

Семейство Лилейные

Класс однодольные

Семейство Лилейные

Л/р 12. «Признаки растений семейства Лилейные»*

П/р 3. «Определение растений

П.

28

19








28 неделя

Класс Однодольные.

Семейство Злаки

Семейство Злаки

Л/р 13. «Строение пшеницы»

П.

29

20



29 неделя

Выращивание овощных растений в теплице

Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

Экскурсия 2

П.

30

21




30 неделя

Роль покрытосеменных в развитии земледелия

Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Практическое значение дикорастущих растений. Ядовитые и лекарственные растения родного края. Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений


П.

31

22



31 неделя

Обобщающий урок

Обобщающий урок по теме


К.р Растения – производители органического вещества

П.

  1. Животные – потребители органического вещества (26 ч.) – л.р. 6; э. 1; к.р. 1.

32

1




32 неделя

Царство Животные

Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность


П.

33

2




33 неделя

Подцарство Одноклеточные.

Тип Саркожгутиконосцы

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность


П.

34

3




34 неделя

Подцарство Одноклеточные.

Тип Инфузории. Тип Споровики

Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.


П.

35

4

35 неделя

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные,

их роль в экосистемах

Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность



36

5

36 неделя

Тип Кишечнополостные

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах.



37

6

37 неделя

Тип Плоские черви

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями



38

7

38 неделя

Тип Круглые черви

Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями




39

8

39 неделя

Тип Кольчатые черви

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя»


40

9

40 неделя

Тип Моллюски

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

Л/р 15. «Строение раковины моллюска»


41

10

41 неделя

Тип Членистоногие: общая

характеристика.

Класс Ракообразные

Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



42

11

42 неделя

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные

Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.



43

12

43 неделя

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: характерные признаки, особенности внешнего и внутреннего строения

Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 16. «Внешнее строение насекомого»


44

13

44 неделя

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: особенности размножения и развития. Разнообразие, роль насекомых в экосистемах

и жизни человека

Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



45

14

45 неделя

Тип Хордовые.

Позвоночные животные

Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность



46

15

46 неделя

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 17. «Внешнее строение рыбы»

Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы»


47

16

47 неделя

Класс Хрящевые рыбы

Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



48

17

48 неделя

Класс Костные рыбы

Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение



49

18

49 неделя

Класс Земноводные

Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



50

19

50 неделя

Класс Пресмыкающиеся

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



51

20

51 неделя

Класс Птицы

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 19. «Внешнее строение птицы»


52

21

52 неделя

Птицы наземных и водных экосистем

Птицы наземных и водных экосистем.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



53

22

53 неделя

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



54

23

54 неделя

Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих. Происхождение млекопитающих

Особенности размножения и развития млекопитающих

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений



55

24

55 неделя

Роль млекопитающих в различных экосистемах

Роль млекопитающих в различных экосистемах



56

25

56 неделя

Лесные млекопитающие родного края

Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Экскурсия 3


57

26

57 неделя

Роль птиц и млекопитающих в жизни человека

Развитие животноводства

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

К.р. Животные – потребители органического вещества


  1. Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (4 ч.) – л.р. 1; пр.р. 1; с.р. 1

58

1

58 неделя

Царство Бактерии

Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



59

2

59 неделя

Царство Грибы

Царство Грибы. Общие признаки. Биологическое разнообразие грибов Ярославской обл.. Практическое значение

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


60

3

60 неделя

Роль грибов в природе и жизни человека

Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..

П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов»


61

4

61 неделя

Лишайники

Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



  1. Биоразнообразие (5 ч.) – э. 1; к.р. 1

62

1

62 неделя

Видовое разнообразие

Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.



63

2

63 неделя

Экосистемное разнообразие

Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений



64

3

64 неделя

Пути сохранения биоразнообразия

Сохранение видового разнообразия.



65

4

65 неделя

Разнообразие птиц леса родного края

Красная книга. Красная книга нашего края

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, понимать других, сотрудничать).

Экскурсия 4


66

5

66 неделя

Сохранение разнообразия экосистем.

Сохранение разнообразия экосистем.



67


67 неделя

Особо охраняемые природные территории.

Особо охраняемые природные территории.



68


68 неделя

Итоговый урок

Обобщение курса.

Итоговая к.р.



Материально-техническое обеспечение учебного предмета Биология

Литература:

  1. Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология, Москва « Просвящение» 2016

  2. Тетрадь -тренажер Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

  3. Тетрадь-практикум, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

  4. Тетрадь-экзаменатор, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

  5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко


Программное обеспечение:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.Просвещение, 2015г.

2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко

3.Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С»

Электронные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

  2. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

  3. school-collection.edu.ru/.

  4. nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

www.uroki.net/docxim/docxim32.htm

Технические средства: мультимедийный проектор и экран, принтер.



В результате изучения курса биологии в 7классе:

Живые организмы

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и

организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных

для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных

таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений,

животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений,

животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к

определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль

различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических

групп растений и животных на примерах сопоставления биологических

объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности

организмов к среде обитания;

различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные

биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные

признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии,

грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на

основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и

функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать

биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и

объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в

природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения

культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в

научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,

Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной

формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению

организмов различных царств живой природы, включая умения

формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы u1093с

определителями растений; размножения и выращивания культурных

растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по

отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни

во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное

отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по

отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о

растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников

информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая

особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач

связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности

растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную

деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать

собственный вклад в деятельность группы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!