Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19
муниципального образования Усть-Лабинский район
имени Героя Советского Союза В.П.Стрельникова
.
УТВЕРЖДЕНО Решение педсовета протокол № ___ от ___________ 2015 года Председатель педсовета ________________ подпись Г.А.Селезнева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатив « Уроки здоровья»
Ступень обучения (класс): начальное общее
Количество часов: 135часов Уровень: базовый
1 – 4 классы.
Составитель: Васильцова Светлана Ивановна
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6октября 2009г.)
2015-2016уч.г.
Пояснительная записка.
Программа факультатива «Уроки здоровья» на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
·неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
·чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
·особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, и
сходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Задачи программы:
·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
1.·Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
·внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
·лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
·создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
2.·Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
·проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
·приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
·привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
·внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
·проведение часов здоровья;
·факультативные занятия;
·занятия в кружках;
·организацию дней здоровья.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Разделы, темы | Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | У. У. Д. |
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | |
1. | Экскурсии | 8 | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | Регулятивные: ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Коммуникативные: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; _- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудни-честве; |
2 | Беседы | 96 | 96 | 24 | 24 | 24 | 24 |
| Твоё здоровье –что это ? | 40 | 40 | 10 | 10 | 10 | 10 |
| Советы доктора. | 36 | 36 | 9 | 9 | 9 | 9 |
| Что такое физическая культура. | 20 | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Праздники эдоровья | 20 | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4 | Разучивание подвижных игр. | 11 | 11 | 2 | 3 | 3 | 3 |
| Итого: | 135 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
3.Общая характеристика факультатива.
Задачи: - укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие физическому
развитию, выработке устойчивости к неблагоприятным условиям
внешней среды;
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,
влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспо-
собностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, соблюдение
правил ТБ во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнении-
ми, подвижным играм, использовании их в свободное время на основе
формирования интереса к определенным видам двигательной активно-
сти и влияния предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к
товарищам честности, отзывчивости, смелости во время выполнения
физических упражнений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
4.Планируемые результаты: У выпускника будут сформированы: ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
·установка на здоровый образ жизни
Выпускник научится:
·отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
·организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
·измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
·вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
·целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
·выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Физическая культура.Бишаева А.А., Физическое воспитание в школе. Арзуманов С.Г.
Культура здорового образа жизни. Соловьёв Г.М. Соловьёва Н.И.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов от __________ №___, ________________ ___________ подпись руководителя МО ОУ расшифровка подписи. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ___________ подпись расшифровка подписи. __________ 2015 год дата |
Планирование занятий кружка «Уроки здоровья».
1раз в неделю. За год -33 занятия.
№ п/п | Тема занятий | Дата | Приме - чание | Оборудование | У.У.Д. |
План. | Фактич. |
1 | Экскурсия в медицинский кабинет школы. | | | | | |
Беседы (24ч.) Твоё здоровье –это?(10). |
2. | Беседа: Твой режим дня. Разучивание комплекса утренней гимнастики «Силачи» | | | | | Обучающиеся: ·освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе; |
3. | Беседа Правильная осанка и ее значение для здоровья. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики» | | | | | ·научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование; |
4. | Беседа: Можно ли самому «творить здоровье?». Разучивание комплекса утренней гимнастики «Проснись» | | | | | ·освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий; |
5. | Беседа: Чистота и порядок. Разучивание игры «У ребят порядок строгий» | | | | | ·научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений; |
6. | Беседа: Личная гигиена. Разучивание комплекса утренней гимнастики без предметов, игры «Пустое место» | | | | | выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения; |
7. | Беседа: Здоровье и питание. | | | | | |
8. | Беседа: Вода и питьевой режим. | | | | | приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, |
9. | Беседа Твой организм. Основные части тела. Разучивание комплекса ОРУ, игры «Былые медведи» | | | | | ·освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол |
10. | Беседа: Твой спортивный уголок. Разучивание игр с лазанием и перелазанием. | | | | | - в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия. |
11 | Беседа: О правилах дыхания. Разучивание комплекса дыхательных упражнений «Кто как дышит | | | | | |
Советы Доктора(9ч.) |
12. | Беседа: Профилактика травматизма. Закрепление изученных игр. | | | | | ·выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); |
13 | Беседа: Как одеваться в разные времена года. Разучивание игры «Кто быстрее встанет в круг» | | | | | оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); |
14 | Беседа: Закаливание организма и его значение в укреплении здоровья. Игры на свежем воздухе. Игра «Два мороза» | | | | | ·выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств |
15 | Беседа: Инфекция и ее предупреждение. Эстафета «Космонавты» с включением элементов бега, прыжков, равновесия. | | | | | ·выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности |
16 | Беседа: Сон – лучшее лекарство. Разучивание игры «Лиса и куры | | | | | Задачи. формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; -обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников |
17 | Беседа: О правилах дыхания. Разучивание комплекса дыхательных упражнений «Кто как дышит» | | | | | добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным; |
18 | Беседа: Правила безопасности на воде. Подвижная игра «Ручеек | | | | | воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников. |
19 | Беседа: Близорукость и ее предупреждение. Разучивание комплекса упражнений в равновесии «Пожарники» | | | | | Цели. Принцип сознательной активности- нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, . |
20 | Беседа: О здоровом образе жизни, его значении для человека и преимуществах по сравнению с нездоровым образом жизни. Разучивание подвижной игры «Конники – спортсмены | | | | | устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности |
Что такое физическая культура.( 5ч.) |
21 | Беседа: Что такое физическая культура. Разучивание общеразвивающих игр « Мы веселые ребята», « У медведя во бору» | | | | | Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. |
22 | Беседа: Занятия ходьбой с чередованием бега. Разучивание подвижной игры «Эстафета зверей» | | | | | |
23 | Беседа: Движение и ещё раз движение. Эстафета с ведением мяча. | | | | | Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. |
24 | Беседа: Игры с мячом. Разучивание игры «Выбивалы | | | | |
25 | Беседа: Я выбираю движение. Разучивание подвижной игры «Два дома» | | | | |
ИТОГО: 24ч. |
26 | Экскурсия: Мы и окружающий нас мир» Пешая прогулка в сквер | | | | | |
Праздники Здоровья(5ч.) |
27. | О спорт! Ты мир! Спортивные состязания «Сильные, смелые, ловкие!» | | | | | Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии. |
28. | Веселый футбол. | | | | |
29. | Веселая эстафета с мячом | | | | |
30. | Весёлые старты. | | | | |
31. | Значение физической культуры в жизни современного человека. Подвижная игра «Затейники» | | | | |
Разучивание спортивных игр.( 2ч.) |
32 | Баскетбол. Броски и ловля мяча в игре «Ручной мяч» | | | | | |
33 | Футбол. Ведение мяча в футболе. Подвижные игры с мячом. | | | | | |
Планируемый результат: учащиеся начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности.
·начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
·узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
·освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
·научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19
муниципального образования Усть-Лабинский район
имени Героя Советского Союза В.П.Стрельникова
Рассмотрено
Протокол № 1 МО
от 2015г.
_______ Руководитель МО
Проверено
________________
зам. дир. по УВР
Утверждаю
_________________
директор МБОУ СОШ № 19
имени В.П.Стрельникова
Г.А.Селезнева
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Факультатив «Уроки Здоровья»
В 1 классе на 2015-2016г
Учитель: Васильцова Светлана Ивановна
Тематическое планирование составлено на основе рабочей
программы разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6октября 2009г.)
2015-2016г.