СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативу "Уроки здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультатива «Уроки здоровья» на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативу "Уроки здоровья"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19

муниципального образования Усть-Лабинский район

имени Героя Советского Союза В.П.Стрельникова



.

УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № ___
от ___________ 2015 года
Председатель педсовета
________________ подпись Г.А.Селезнева











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Факультатив « Уроки здоровья»

Ступень обучения (класс): начальное общее

Количество часов: 135часов Уровень: базовый

1 – 4 классы.





Составитель: Васильцова Светлана Ивановна


Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования

(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6октября 2009г.)


2015-2016уч.г.




Пояснительная записка.

Программа факультатива «Уроки здоровья» на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, и

сходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

1.·Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

·внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

·лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

·создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.

2.·Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

·проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

·приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

·привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.


Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

·внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;


Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:



·проведение часов здоровья;

·факультативные занятия;

·занятия в кружках;

·организацию дней здоровья.


Таблица тематического распределения количества часов.



п/п

Разделы, темы

Примерная

программа

Рабочая

программа

Рабочая программа по классам


У. У. Д.

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.


1.

Экскурсии

8

8

2

2

2

2

Регулятивные:

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Коммуникативные:

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; _- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций и сотрудни-честве;


2

Беседы

96

96

24

24

24

24


Твоё здоровье –что это ?

40

40

10

10

10

10


Советы доктора.

36

36

9

9

9

9


Что такое физическая культура.

20

20

5

5

5

5

3

Праздники эдоровья

20

20

5

5

5

5

4

Разучивание подвижных игр.

11

11

2

3

3

3


Итого:

135

135

33

34

34

34


3.Общая характеристика факультатива.

Задачи: - укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие физическому

развитию, выработке устойчивости к неблагоприятным условиям

внешней среды;

- развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,

влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспо-

собностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, соблюдение

правил ТБ во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнении-

ми, подвижным играм, использовании их в свободное время на основе

формирования интереса к определенным видам двигательной активно-

сти и влияния предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к

товарищам честности, отзывчивости, смелости во время выполнения

физических упражнений.

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

4.Планируемые результаты: У выпускника будут сформированы: ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·установка на здоровый образ жизни

Выпускник научится:

·отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

·организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;






·измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

·вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

·целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

·выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:


Физическая культура.Бишаева А.А., Физическое воспитание в школе. Арзуманов С.Г.


Культура здорового образа жизни. Соловьёв Г.М. Соловьёва Н.И.






СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
МО учителей начальных классов
от __________ №___,
________________ ___________ подпись руководителя МО ОУ расшифровка подписи.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ ___________

подпись расшифровка подписи.

__________ 2015 год

дата

















































Планирование занятий кружка «Уроки здоровья».


1раз в неделю. За год -33 занятия.




№ п/п


Тема занятий

Дата

Приме - чание


Оборудование


У.У.Д.

План.

Фактич.

1

Экскурсия в медицинский кабинет школы.







Беседы (24ч.)


Твоё здоровье –это?(10).

2.

Беседа: Твой режим дня. Разучивание комплекса утренней гимнастики «Силачи»





Обучающиеся:

·освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;


3.

Беседа Правильная осанка и ее значение для здоровья. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики»





·научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;


4.

Беседа: Можно ли самому «творить здоровье?». Разучивание комплекса утренней гимнастики «Проснись»





·освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;


5.

Беседа: Чистота и порядок. Разучивание игры «У ребят порядок строгий»





·научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;


6.

Беседа: Личная гигиена. Разучивание комплекса утренней гимнастики без предметов, игры «Пустое место»





выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;


7.

Беседа: Здоровье и питание.






8.

Беседа: Вода и питьевой режим.





приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения,

9.

Беседа Твой организм. Основные части тела. Разучивание комплекса ОРУ, игры «Былые медведи»





·освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол

10.

Беседа: Твой спортивный уголок. Разучивание игр с лазанием и перелазанием.





- в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.



11

Беседа: О правилах дыхания. Разучивание комплекса дыхательных упражнений «Кто как дышит







Советы Доктора(9ч.)

12.

Беседа: Профилактика травматизма. Закрепление изученных игр.





·выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

13

Беседа: Как одеваться в разные времена года. Разучивание игры «Кто быстрее встанет в круг»





оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);


14

Беседа: Закаливание организма и его значение в укреплении здоровья. Игры на свежем воздухе. Игра «Два мороза»





·выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств

15

Беседа: Инфекция и ее предупреждение. Эстафета «Космонавты» с включением элементов бега, прыжков, равновесия.





·выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности

16

Беседа: Сон – лучшее лекарство. Разучивание игры «Лиса и куры





Задачи.

формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников


17

Беседа: О правилах дыхания. Разучивание комплекса дыхательных упражнений «Кто как дышит»





добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;


18

Беседа: Правила безопасности на воде. Подвижная игра «Ручеек





воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников.


19

Беседа: Близорукость и ее предупреждение. Разучивание комплекса упражнений в равновесии «Пожарники»





Цели.

Принцип сознательной активности- нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, .



20


Беседа: О здоровом образе жизни, его значении для человека и преимуществах по сравнению с нездоровым образом жизни. Разучивание подвижной игры «Конники – спортсмены





устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности


Что такое физическая культура.( 5ч.)

21

Беседа: Что такое физическая культура. Разучивание общеразвивающих игр « Мы веселые ребята», « У медведя во бору»





Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.


22

Беседа: Занятия ходьбой с чередованием бега. Разучивание подвижной игры «Эстафета зверей»






23

Беседа: Движение и ещё раз движение. Эстафета с ведением мяча.





Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.


24

Беседа: Игры с мячом. Разучивание игры «Выбивалы





25

Беседа: Я выбираю движение. Разучивание подвижной игры «Два дома»





ИТОГО: 24ч.

26

Экскурсия: Мы и окружающий нас мир» Пешая прогулка в сквер







Праздники Здоровья(5ч.)

27.

О спорт! Ты мир! Спортивные состязания «Сильные, смелые, ловкие!»






Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии.




28.

Веселый футбол.





29.

Веселая эстафета с мячом





30.

Весёлые старты.





31.

Значение физической культуры в жизни современного человека. Подвижная игра «Затейники»





Разучивание спортивных игр.( 2ч.)

32

Баскетбол. Броски и ловля мяча в игре «Ручной мяч»






33

Футбол. Ведение мяча в футболе. Подвижные игры с мячом.







Планируемый результат: учащиеся начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности.

·начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

·узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

·освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;

·научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19

муниципального образования Усть-Лабинский район

имени Героя Советского Союза В.П.Стрельникова




Рассмотрено

Протокол № 1 МО

от 2015г.

_______ Руководитель МО

Проверено

________________

зам. дир. по УВР


Утверждаю

_________________

директор МБОУ СОШ № 19
имени В.П.Стрельникова

Г.А.Селезнева





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Факультатив «Уроки Здоровья»


В 1 классе на 2015-2016г



Учитель: Васильцова Светлана Ивановна



Тематическое планирование составлено на основе рабочей

программы разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования

(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6октября 2009г.)

2015-2016г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!