СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Деловой этикет"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку (цели, задачи, формы работы, актуальность курса), содержание и КТП, список использованной литературы. Предназначен курс для учащихся 9-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по русскому языку "Деловой этикет"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Черногорск






Рекомендована

Утверждаю:

методическим объединением учителей русского языка и литературы

Директор ОУ _________Буроякова И.В.

Протокол № ____ от «___»______200___ г.

«___»_______200___г.











Рабочая учебная программа

по русскому языку

(факультатив)

«Деловой этикет»

9 класс

срок реализации: 2009-2010 учебный год

составлена с учетом содержания и требований программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).






Составитель рабочей программы

Саранчина Анастасия Владимировна



















Черногорск, 2009 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку (факультатив) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), с учетом Учебного плана МОУ СОШ №4 г. Черногорска. (приказ директора МОУ «Об утверждении выбранных учебников на 2008-2009 уч. год» № 17 от 10.03.2008г.)

Срок реализации программы – 1 год.

Место предмета в учебном плане – факультатив, 17 часов в год, 0,5 часов в неделю.

Уровень изучения – углубление знаний.

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «Культура» – понятием очень многозначным и емким: культура политическая, административная, правовая, массовая, духовная; культура управления, труда, производства, общения, поведения, речи, полемики и др. Названные сочетания слов, функционирующие в современном речевом общении, может быть, не всегда точно и полно определяют понятие, о котором идет речь, но сам факт их широкого употребления достаточно информативно характеризует нашу сегодняшнюю повседневную жизнь. В 1991 году Д. С. Лихачев, отвечая на вопросы журналистов: «Как сохранить себя нравственно? Как сохранить в себе доброту, отзывчивость? Как сохранить в человеке человеческое? – сказал, – Культура, только культура может помочь нам. И в отсутствии ее – причина многих бед. У нас в упадке ныне и человеческая культура, и культура общения. Объединить нас может только высокая культура. Культура едина для всего человечества, всем она мила. Забота о культуре должна быть всеобщей. Нас спасет культура». Очень точный, лаконичный ответ, понятный людям разного социального положения, можно даже сказать, руководство к действию.

И сразу же появляется масса вопросов. Почему в государстве все еще нет долгосрочной концепции развития культуры? Почему до сих пор не создана общероссийская программа воспитания общества? Нужны ли правительству культурные граждане?

Воспитание культуры общения начинается детского сада, далее – школа, затем – ВУЗ. На занятиях, уроках, классных часах, утренниках детям говорят о правилах поведения в обществе. Новые знания, как правило, сообщаются без определенной системы, редко повторяются и вследствие этого учащиеся и студенты мало ознакомлены с нормами человеческого общежития. Хорошие манеры необходимы каждому. На первый взгляд, кажется, что любой человек может легко и быстро освоить все правила этикета. В определенной степени это так. Но самовоспитываться гораздо труднее, для этого мало знать, как себя вести. Необходимо применять эти знания на практике, применять систематически, и тогда они станут второй натурой. Это возможно, если каждым будет осознана насущная необходимость культуры поведения, освоен тот багаж знаний эстетики поведения, хороших манер, который накоплен человечеством. Помочь в этом должны уроки этикета.

Этикет, прежде чем стать таким, как сегодня, выдержал немалые изменения. Но основные правила остались те же, что и в знаменитом сочинении Эразма Роттердамского Дезирия «О правилах хорошего тона», что в книгах Платона, Аристотеля, Декарта. Ибо фундамент этикета – воспитанность, вежливость, Уважительное отношение к себе и окружающим, желание сделать общение как можно более комфортным. Главные, лучшие традиции этикета остаются в своем освященном веками виде. Поэтому чувство меры, вежливость, тактичность, скромность, а главнее – искренняя благожелательность по отношению ко всем людям – вот качества, которые безотказно помогут нашим воспитанникам в любых жизненных ситуациях.

Именно на регулирование взаимоотношений людей в разных сферах труда и быта, на согласование личного и общественного интересов направлены правила общения. Они возникли, как ответ на потребность людей облегчить, организовать, упорядочить контакты, сделать их более полезными, красивыми, радостными. Соблюдение этих правил – проявление общей культуры человека.

Подготовка учащихся к жизни, развитие у подростков самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание делового этикета. Отбор содержания и общая логика программы курса обоснованы тем, что программой по русскому языку предусмотрено крайне малое количество часов на социально-речеведческую подготовку выпускников к жизни вне стен школы. Между тем, знания норм и правил поведения в трудовом коллективе, его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений, владение навыками культуры служебных отношений остро необходимы и начинающему работнику, и будущему студенту. После окончания школы выпускники сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг: заявления, апелляции, резюме, протокола, отчета о работе, докладной записки, расписки. Трудность вызывает написание автобиографии, заявления в приемную комиссию какого-либо учебного заведения.

Вот почему жизненно важно воспитать в учащихся основные качества, определяющие социальную ценность каждого члена любого трудового коллектива: глубокую благожелательность к людям вообще и строгую дисциплину в отношении к своим трудовым обязанностям. Поможет в этом проект данного факультативного курса. Основная функция русского языка – общение. На пороге взрослой жизни ребята должны знать правила служебного этикета, правила делового общения, правила поведения среди сверстников и преподавателей. Данный курс поможет научить детей вести деловой разговор, деловую беседу, оформить в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги. А это, в свою очередь, поможет ребятам успешно общаться с теми, кто будет принимать их на работу, кто будет их учить, наконец, с будущими коллегами. Кроме этого поможет выпускникам не чувствовать себя неловко в новой незнакомой обстановке, кроме того, человек, поминутно не задающий вопросов секретарю приемной комиссии, работнику отдела кадров о том, где поставить число, где указать свой адрес производит хорошее впечатление.

Реализация программы факультатива будет способствовать практическому овладению средствами официально-делового стиля, нормами и правилами составления и оформления деловых документов. Факультативный курс поможет выпускнику при решении конкретных практических задач повседневной жизни. Применение приобретенных в ходе изучения курса знаний и умений будет способствовать развитию компетенций учащихся. Официально-деловой стиль прочно вошел во все сферы жизни, сложился в результате необходимости излагать факты с предельной краткостью, конкретностью и однозначностью, не допускающей двусмысленности. Факультатив рассчитан на 17 часов и может быть рекомендован учащимся 9-11 классов.























Цель программы:

1. Создать условия для усвоения учащимися принципов делового общения, языковых особенностей официально-делового стиля речи, норм составления и оформления деловых документов.
2. Создать условия для повышения уровня культуры учащихся старших классов, получения ими необходимых знаний и формирования практических навыков делового общения.
3. Создать условия для воспитания социализированной личности.

Задачи программы:

1.Познакомить с языковыми особенностями делового стиля речи, нормами составления и оформления деловых документов, культурой делового общения.
2. Сформировать необходимые практические навыки делового общения
3. Расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемое богатство русской речи.
4. Организовать эффективную работу по предупреждению и устранению ошибок в деловом общении.
5. Воспитать социализированную личность.

Формы и методы работы

Программа курсов предполагает: лекционные занятия, беседы, рассуждения, практические занятия, тренинги, игровые моменты, анализ коммуникативных ситуаций, анализ поступков, дискуссии, «круглый стол», доклады учащихся, состязание ораторов, тестирование, ролевые игры, практикум – соревнование.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • вести деловой разговор, деловую беседу;

  • оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка;

  • грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения;

  • владеть основными речевыми умениями;

  • разбираться в способах конструирования высказываний;

  • более осмысленно относиться к правильному выбору слов;

  • соблюдать правила культуры поведения в обществе.

Структура факультативного курса

Деловой этикет

Модуль 1 – Деловой стиль речи. Языковые средства делового стиля речи. Языковая норма.

Модуль 2 – Деловые бумаги. Автобиография. Резюме. Автобиография. Заявление.

Первая часть курса знакомит учащихся с языковыми особенностями делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Выполняя различные задания и упражнения, ребята научатся вести деловой разговор, деловую беседу; будут совершенствовать речевую и письменную грамотность.

Назначение второй части – научить учащихся оформлять деловые бумаги в соответствии с нормами русского языка. Учитель познакомит с образцами автобиографии, заявлений, доверенности, резюме.



Содержание факультативного курса

Деловой этикет


9 класс


модуль

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество часов

Формы работы

Формы контроля













1

Языковые средства делового стиля речи. О языковой норме и отклонениях от нее.

1

Лекция с элементами беседы.

Фронтальный опрос по теме

Лексические средства делового стиля.

1

Анализ текста

Самостоятельная работа.

Практическое занятие. Исправление лексических ошибок.

1

Практическое занятие

Зачет

Фразеология деловой речи.

1

Лекция с элементами беседы.

Фронтальный опрос по теме

Предупреждение речевых недочетов.

1

Практическое занятие

Зачет

Морфологические средства языка.

1

Анализ текста

Самостоятельная работа.

Практическое занятие. Стандартные фразеологизмы

1

Практическое занятие

Зачет

Трудности в употреблении некоторых частей речи.

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Итоги практической работы

Синтаксические ошибки делового стиля.

1

Анализ текста

Самостоятельная работа.

Практическое занятие. Исправление речевых недочетов.

1

Практическое занятие

Зачет







2


Практическое занятие: Применение делового стиля речи на практике.

1

Практическое занятие

Зачет

Состязание ораторов.

2

КТД с элементами игры

Итоги КТД

Деловые бумаги. Автобиография. Заявление.

Резюме. Доверенность.

2

Практикум

Оформление реферата «Осторожно. Деловые бумаги»

Практическое занятие. Деловые бумаги.

1

Практическое занятие

Зачет

Итоговое занятие. Редактирование служебных документов.

1

Практическое занятие

Зачет







Содержание индивидуальной работы с учащимися.

Тема

Основное содержание занятий

Словарная работа

Формы работы организации деятельности учащихся

1

Этикет деловой речи

Ситуации делового общения: формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров, выражение стандартных ситуаций в деловом общении. Заповеди делового человека.

Советы врача психиатра Девида Бэрнса.

Абонемент, аккредитив, анкета, бюллетень, диаграмма

Диалоги в библиотеке, по телефону, о курсах иностранного языка, в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подать апелляцию.

2

Языковые средства официально-делового стиля речи

Ваша информационная культура. Официально-деловой стиль и его разновидности. Деловые словесные формулы и конструкции. Стандартные ситуации делового общения. Берегись канцелярита! Немного о рекламе. Принципы составления рекламы, типы рекламы. Найм на работу по рекламе, всегда ли можно верить рекламному объявлению?

Директива, патент, формуляр, ходатайство

Дискуссия “Возраст успеха. Что такое “законченный неудачник”. Существует ли “критический возраст успеха”

3

Языковые и лексические средства официально-делового стиля

Теория официально-делового стиля. Сопоставление текстов делового стиля с текстами других стилей, редактирование текстов деловых бумаг. Использование слов и терминов. Употребление иностранных слов. Слова-паронимы и синонимы. Эмоциональная окраска лексики. Немотивированное употребление разговорных, просторечных слов и вульгаризмов.

Справка, протокол, инструкция, служебная и объяснительная записка, отчет.

Стилистико-грамматический анализ готовых образцов

4

Фразеология деловой речи

Правила фразеологизмов в речи, случаи лексической несочетаемости слов. Речевые формулы служебных документов. Правила употребления фразеологии в деловой речи. Лексические подмены в составе фразеологизмов.

Циркуляр, ультиматум, смета.

Составить мини-справочник “Качества делового человека во фразеологизмах” Тестовая работа “Лексическая сочетаемость слов”

5

Морфологические средства языка

Трудности в употреблении кратких форм прилагательных, местоимений, числительных, предлогов. Особенности употребления форм глагола. Однокоренные и морфологически однотипные слова в небольших предложениях.

Реквизиты. Декларация,

Тест “Самооценка склонностей”, редактирование деловых бумаг

6

Синтаксические и речевые ошибки делового стиля

Трудности в согласовании сказуемого с подлежащим. Согласование определений Выбор формы дополнения и обстоятельства. Использование конструкций с отглагольными существительными.

Наряд, лицензия.

Знаки препинания. Составление синонимических рядов слов, уместных в деловом общении.

7

Деловые бумаги

Язык служебных документов. Лаконизм – основное требование к деловым бумагам. Простые и сложные синтаксические конструкции в языке служебных документов.

Традиции официально-делового стиля. Смешение элементов стиля. Рубрикация и композиция некоторых документов. Логическая схема объяснительной записки.

Лаконизм, благозвучие речи. Замкнутость официально- делового стиля.

Индивидуальная работа по устранению стилистических недочетов.

8

Практикум по написанию автобиографии, заявления, доверенности, заполнение личного листка по учету кадров

Употребление личных и безличных конструкций. Устранение избыточной информации в деловом документе. Особенности составления автобиографии, заявления, доверенности. Деловая и литературная автобиография. Уточняющие обстоятельственные приложения в доверенности Резолютивный и сложный протокол.

Значение термина автобиография, деловая и литературная автобиография.

Анализ образцов служебных документов

9

Практикум по написанию резюме

Порядок составления резюме. Как разместить резюме в Интернете? Как правильно изложить необходимые для нанимателя сведения. Аргументы в пользу выбора именно этого учреждения, доказательство того, почему именно вы нужны данному предприятию. Как оформить отзывы о вашей работе и достижениях? Анализ тезисов книги Д. Карнеги “Как перестать беспокоиться и начать жить”

Значение терминов эгоизм, резюме, сертификат,

Выявление причинно-следственной, условной, временной обусловленности явлений. Составление резюме.

Анализ образцов резюме.

Шесть правил

Д. Карнеги, которые позволяют нравиться людям.



Литература:

  1. Аджиева Е. М., Байкова Л. А. 50 сценариев классных часов. – Москва, 2002.

  2. Акишина А. А. Жесты и мимика в русском языке. Словарь. – Москва, 1991.

  3. Власова Л. В., Сементовская В. К. Деловое общение.– Москва, 1980.

  4. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского языка: пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. – Москва, 1994.

  5. Гольдин В. Е. Речь и этикет. – Москва: Просвещение, 1983.

  6. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – Москва, 1993.

  7. Горелов И. Н. Умеете ли вы общаться? – Москва, 1991.

  8. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – Москва, 2002.

  9. Кудрявцева Т. С., Шарапова О. Ю. Деловой этикет. – Москва: «Юнвес», 1997.

  10. Курочкина И. Н. Современный этикет. – Калуга, 1993.

  11. Мардена Р.И. Успех в жизни. – Москва, 1991.

  12. Мицич П.К. Как проводить деловые беседы. – Москва, 1987.

  13. Панкеев И.В. Энциклопедия этикета. – Москва, 1999.

  14. Пекелис В.К. Как найти себя. – Москва: Детская литература, 1989.

  15. Петрусинский В. В. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. – Москва: Новая школа, 1994.

  16. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – Москва, 1988.

  17. Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе. – Москва, 2006.

  18. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград, 1996.

  19. Снелл Ф.А. Искусство делового общения. – Москва, 1990.

  20. Трофименко В.П., Волгин А. С. Поговорим об этикете. – Московская правда, 1991.

  21. Федотова И. Г. Деловые термины и деловые переговоры. – Москва, 1993.

  22. Формановская Н. И. Вы сказали «Здравствуйте». – Москва, 1989.



























Календарно-тематический план факультативного курса «Деловой этикет»

модуль

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество лекций

Кол-во семинаров

Формы работы

Формы контроля

Требование к уровню подготовки обучающихся

Дата

корректировка













1

Языковые средства делового стиля речи. О языковой норме и отклонениях от нее.

1


Лекция с элементами беседы.

Фронтальный опрос по теме

Знать: языковые средства делового стиля речи, понятие о языковой норме.

Уметь: выявлять отклонения от языковой нормы в речи



Лексические средства делового стиля.


1

Анализ текста

Самостоятельная работа.

Знать: лексические средства делового стиля

Уметь: анализировать текст с учетом лексических средств



Практическое занятие. Исправление лексических ошибок.


1

Практическое занятие

Зачет

Уметь: на практике применять полученные знания, исправлять лексические ошибки в тексте



Фразеология деловой речи.

1


Лекция с элементами беседы.

Фронтальный опрос по теме

Знать: о фразеологии деловой речи.

Уметь: отличать фразеологизмы художественной речи и фразеологизмы деловой речи



Предупреждение речевых недочетов.

1


Практическое занятие

Зачет

Уметь: редактировать текст делового стиля, видеть стилевые ошибки.



Морфологические средства языка.

1


Анализ текста

Самостоятельная работа.

Знать: морфологические средства языка.

Уметь: анализировать текст с учетом морфологических средств языка



Практическое занятие. Стандартные фразеологизмы


1

Практическое занятие

Зачет

Уметь: применять стандартные фразеологизмы при составлении текста делового стиля.



Трудности в употреблении некоторых частей речи.

1


Лекция с элементами беседы, практикум

Итоги практической работы

Знать: о трудностях при употреблении в деловом тексте некоторых частей речи

Уметь: анализировать свою работу, видеть ошибки.



Синтаксические ошибки делового стиля.


1

Анализ текста

Самостоятельная работа.

Знать: Синтаксические средства делового стиля.

Уметь: находить синтаксические ошибки в текстах



Практическое занятие. Исправление речевых недочетов.


1

Практическое занятие

Зачет

Уметь: исправлять речевые недочеты в тексте делового стиля.









2


Практическое занятие: Применение делового стиля речи на практике.


1

Практическое занятие

Зачет

Уметь: составлять деловой текст с учетом языковых средств данного стиля



Состязание ораторов.


2

КТД с элементами игры

Итоги КТД

Знать: задачи, сферу употребления, функции публицистического стиля.

Уметь: применять языковые средства публицистического стиля при составлении устной речи.



Деловые бумаги. Автобиография. Заявление.

Резюме. Доверенность.


2

Практикум

Оформление реферата «Осторожно. Деловые бумаги»

Знать: виды деловых бумаг, структуру реферата.

Уметь: оформлять реферат.



Практическое занятие. Деловые бумаги.


1

Практическое занятие

Зачет

Знать: особенности оформления деловых бумаг.

Уметь: составлять автобиографию, резюме, доверенность, заявление.



Итоговое занятие. Редактирование служебных документов.


1

Практическое занятие

Зачет

Знать: языковые средства делового стиля, виды деловой документации.

Уметь: применять знания на практике – редактировать служебные документы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!