СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективтивного курса "Антропогенетика"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Антропогенетика"для учащихся 9-11 класса , предпрофильной и профильной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективтивного курса "Антропогенетика"»

Пояснительная записка к элективному курсу « Антропогенетика»35 часов

Профильный уровень 9,10-11 класс,

35 часов ( 1 ч в неделю)

Актуальность изучения курса: Антропогенетика является частью общей генетики, главными объектами исследования которой являются человек и популяции человека. Она изучает генетические основы уникальности, неповторимости каждого человека, его морфофизиологического и психологического облика, а также генетические процессы, проходящие в человеческих популяциях, обусловливающие их различия и особенности.

Предлагаемый элективный курс дает представление о строении и функционировании генома человека, о механизмах наследования потомством генетической программы родителей, о реализации наследственной программы в процессе индивидуального развития, о роли среды в формировании фенотипа человека, об изменениях наследственного материала и их последствиях, о естественных защитных механизмах поддержания целостности генома, о современных методах изучения нормального или нарушенного генома человека, о новейших геномных и клеточных технологиях по выявлению и коррекции измененных нуклеотидных последовательностей в ДНК.

Основная концепция курса Предлагаемый курс является логическим дополнением разделов «Основные закономерности наследственности и изменчивости», «Генетические основы индивидуального развития» и «Генетика человека» общеобразовательной школьной программы. Он рассчитан на учащихся 9-11 классов, знакомых с основными понятиями и закономерностями общей генетики и индивидуального развития организмов.

Освоение данного курса позволит школьникам участвовать в олимпиадах разного уровня, успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в вузы медикобиологического профиля. Данная программа вызывает интерес не только у учащихся классов естественнонаучного профиля, но и у всех учеников общеобразовательной школы, поможет им бережно, биологически обоснованно относиться к собственному здоровью и окружающей среде, соблюдать нравственные и этические нормы поведения, а также понять важность сохранения любых, больших и малых, популяций человека как необходимого условия поддержания целостности вида Homo sapiens.

Развитие генетики человека с момента выделения ее из общей генетики шло по пути выявления наследственной природы нормальных признаков и отдельных болезней человека, а также демонстрации приложимости к человеку законов Менделя и хромосомной теории наследственности. Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

За последние 20 лет в генетике произошел бурный прорыв, основные направления исследований сместились в область молекулярных основ строения и функционирования генома человека. Разработаны современные генотехнологии, позволяющие расшифровывать последовательности нуклеотидов ДНК человека, идентифицировать отдельные гены, картировать хромосомы, выделять, клонировать и многократно синтезировать фрагменты ДНК, выявлять участие отдельных генов в наследственных болезнях человека.

Сформировалась новая дисциплина — геномика, объектами изучения которой стали не только геном человека, но и геномы вирусов, растений,животных и микроорганизмов, важных для сохранения здоровья человека и его жизнеобеспечения.

В ближайшее время ожидается завершение проекта по расшифровке геномов более 100 видов организмов, среди которых возбудители опасных болезней и их переносчики. Это открывает большие перспективы в разработке эффективных мер борьбы и профилактики с данными инфекциями и инвазиями. Разработаны проекты по анализу геномов растений, направленные на изучение генов, контролирующих их рост, плодовитость, устойчивость к средовым факторам, а также на «конструирование» трансгенных растений с необычными свойствами, например сорта риса, продуцирующего провитамин А, картофеля, устойчивого к колорадскому жуку. Создание трансгенных растений позволит решить продовольственную проблему человечества на фоне прогрессирующего снижения продуктивности биосферы.

Ученые генетики учитывают определенную степень ответственности при работе с ДНК человека и использовании клеточных технологий, а также возможность нарушения этических, моральных и правовых норм человека. Они руководствуются основными положениями биоэтики, проблемы которой находятся в центре внимания ВОЗ и Международных комитетов по биоэтике при Совете Европы и ЮНЕСКО. Согласно постулатам биоэтики использование ДНК и клеток человека строго регламентируется согласием доноров, а вмешательство в наследственный материал не должно нарушать физическое, психическое, эмоциональное здоровье человека.

Изложенное показывает необходимость привлечения внимания школьников к более детальному изучению генетики человека, чем это предусмотрено общеобразовательной программой.

Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга способов деятельности и углублении научных знаний.

Предлагаемый курс способен удовлетворить стремление учащихся профильных классов в познании главных проблем антропогенетики, а также расширить представление всех школьников о генетических основах развития и жизнедеятельности человека.

Цели курса:

  • Расширение и углубление знаний учащихся в области генетических закономерностей, проходящих в онтогенезе каждого индивидуума и в популяциях человека.

  • Формирование у учеников представления о современном состоянии антропогенетики и перспективах ее развития.

Задачи курса:

  • Показать особенности человека как объекта генетических исследований.

  • Осветить моральные, нравственные, медицинские и юридические аспекты работы с ДНК и клеточным материалом человека.

  • Раскрыть генетические основы гаметогенеза и оплодотворения.

  • Ознакомить с главными проблемами в репродукции человека и их возможными

  • решениями.

  • Объяснить хромосомные и генетические механизмы дифференцировки пола у человека.

  • Дать представление о механизмах регуляции эмбриогенеза, клеточных механизмах формирования органов, критических периодах, влиянии различных факторов на эмбриональное развитие человека.

  • Показать роли генотипа и средовых факторов в формировании фенотипа человека.

  • Раскрыть роль мутагенных факторов в формировании различных наследственных и ненаследственных аномальных признаков у человека.

  • Объяснить значение механизмов, поддерживающих целостность его генотипа.

  • Дать представление о возможностях классических и новейших методов, используемых в антропогенетике, роли дородовой и послеродовой диагностики наследственных аномалий у человека.

  • Расширить и углубить знания о генетических процессах, проходящих в популяциях человека.

  • Раскрыть роль социальной сущности человека в поддержании и нарушении генетического гомеостаза в его популяциях.

  • Изменить представление о неизбежности развития наследственных болезней.

  • Показать перспективы нового направления — генотерапии в их лечении.

Основные методы работы: теоретические исследования, прикладные, системные.

Формы организации обучения

  • Лекции.

  • Практические занятия.

  • Семинары.

  • Самостоятельная работа с рекомендуемой литературой и интернетсайтами.

  • Конференции, заслушивание и обсуждение докладов.

Ожидаемый результат: повышение уровня знаний в области генетики, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной и средней школы.

Формы обратной связи:

  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.

  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

  • Использование компьютерных программ по биологии.

  • Проектные работы

Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:

    • на уроках, во время семинарских обсуждений;

    • при выполнении практических заданий;

    • при выполнении итоговой работы.

Формы контроля

  • Текущий контроль в виде собеседования, контрольных работ по решению ситуационных, генетических задач, составлению и анализу родословных, анализа идиограмм.

  • Итоговый контроль в виде письменных ответов на комплексное задание, включающее теоретические знания и практический навык.

  • Конференция.

  • Участие в олимпиадах.

Основные требования у знаниям , умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, термины, обозначения, используемые в генетике человека;

  • генетические основы, гаметогенеза и оплодотворения у человека;

  • главные клеточные механизмы эмбриогенеза, их роль в формировании органов человека;

  • генетические механизмы регуляции эмбриогенеза человека, влияние тератогенных факторов в критические периоды эмбрионального развития;

  • особенности наследования различных признаков человека: моногенных, полигенных, мультифакториальных, независимо и сцепленно наследуемых, аутосомных и сцепленных с полом;

  • роли генотипа и средовых факторов в формировании фенотипа человека;

  • о значении различных средовых факторов,вызывающих отклонения в нормальном онтогенетическом развитии человека;

  • о необходимости детального изучения генома человека с помощью современных методов с целью выявления молекулярных механизмов его функционирования и возможных вмешательствах при их нарушении;

  • о современных методах изучения генома человека;

  • о возможностях медицинской генетики в области лечения и профилактики наследственных

  • болезней;

  • о генетической структуре популяций человека;

  • об общих принципах функционирования геномов человека и других организмов.

Учащиеся должны уметь:

  • определять количество классов гамет у родителей разной степени гибридности при анализе одной или нескольких пар генов;

  • рассчитывать вероятность формирования генотипов и фенотипов у разных родительских пар с учетом пенетрантности генов;

  • решать генетические задачи на разные типы наследования признаков у человека;

  • составлять и анализировать родословные человека;

  • рассчитывать генетическую структуру популяций;

  • определять отдельные хромосомные аномалии на идиограммах;

  • использовать вариационно-статистический метод в определении модификационной изменчивости отдельных признаков у человека;

  • рассчитывать коэффициент нормальных и аномальных признаков человека по данным их конкордантности в группах однояйцевых и разнояйцевых близнецов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Использовать текст для работы с натуральными объектами

  • Самостоятельно составлять схемы , родословные, составлять алгоритм решения задач

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками

  • Уметь моделировать задачи и ситуации;

  • Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;

  • Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.

  • Применять на практике сведения о наследовании признаков человека

Примерные темы семинарских занятий и рефератов

1. Проблемы прогенеза. «Дети из пробирки», суррогатные матери.

2. Стволовые клетки: моральные, нравственные, медицинские и юридические проблемы их использования в лечении различных болезней человека.

3. Тератогенные факторы и тератогенез.

4Алкоголь, наркотики как тератогенные факторы.

5. Генетические основы определения пола у человека. Возможные нарушения.

6. Модификации и морфозы у человека. Рольсреды в их формировании.

7. Мутагены и канцерогены. Естественные антимутагенные механизмы человека и искусственные защитные мероприятия.

8. Наследственные аномалии человека, обусловленные генными, хромосомными или геномными мутациями.

9. Геномика и геномные технологии.

10. Проект «Геном человека» 2001 года.

11. Цитоплазматическая наследственность у человека. Геном митохондрий, митохондриальные болезни.

12. Факторы, поддерживающие и нарушающие генетическое равновесие в популяциях человека.

13. Современные методы, используемые в антропогенетике.

14. Генетические основы клонирования растений и животных. Возможно ли клонирование человека?

15. Трансгенные растения, их влияние на здоровье человека.

16. «Молекулярное протезирование» как способ лечения наследственных аномалий человека

Общее количество часов — 34 35 часов- добавлены к авторской программе 0,5 часа на введение и 0,5 часа на контрольные зачеты

Примерное распределение часов:

лекции и практические занятия (29 ч);

семинарские занятия (2 ч);

текущий контроль (2 ч);

итоговый контроль (1 ч).

Примерный учебно-тематический план,

(35 ч; 1 ч в неделю в течение года)

Раздел


Всего часов


В том числе


Формы контроля


программы

лекция


практика


семинар



Введение

0,5+0,5

1



собеседование

Генетические основы онтогенеза


3

1

2

Тестирование, работа с инф. источниками

Геном, генотип, кариотип, человека


1

2

1

Тестирование, практическая работа, собеседование

Наследование нормальных и аномальных признаков человека(3ч )


1

2


Решение задач, тестирование

Фенотип человека- реализация генотипа в конкретных условиях среды


1

2

1

Практическая работа, решение задач, семинар-конференция

Человек как объект генетических исследований



4

1

Практическая работа, решение задач, семинар-конференция

Основы популяционной генетики человека


1

1

1

Практическая работа, решение задач, семинар

Основы медицинской генетики человека



2

1

Практическая работа, решение задач, семинар

Основы экологической генетики человека



2

1

Семинар, тестирование

Контроль знаний


( 2,5 часа+ 0,5часа)


3


Тестирование, решение задач


Всего: 35 часов

8

19

8




Содержание курса:

Введение (0,5 ч+0,5ч)

Становление антропогенетики как науки. Борьба двух концепций: биометрической Гальтона и генетической Менделя в объяснении наследования биохимических, морфологических и психологическихпризнаков человека. Утверждение менделеевского подхода, доказательство наследования эритроцитарных белков АВ и других признаков согласнопредставлениям об их генетической обусловленности. Рождение и развитие цитогенетики человека. Изучение кариотипа человека в норме и принаследственных синдромах, индивидуализация хромосом. Развитие молекулярной генетики. Использование современных молекулярных технологий в изучении строения и функционирования генома человека. Формирование самостоятельных научных дисциплин геномики, протеомики, транскриптомики. Проект «Геном человека»: цели, задачи, завершение. Выделение раздела биоэтики в связи с молекулярнобиологическими работами с ДНК человека и вмешательством в его геном. Перспективы в лечении наследственных болезней с помощью современных генотехнологий. Разделы антропогенетики: формальная генетика человека, онтогенетика, иммуногенетика человека, медицинская генетика, психогенетика, популяционная генетика, молекулярная генетика человека, экологическая генетика.

Генетические основы онтогенеза(6 ч)

Прогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза у человека. Знание этих особенностей для здоровья будущего потомства. Оплодотворение у человека. Наружная и внутренняя фазы, акросомальная и кортикальная реакции; генетические процессы в разных фазах оплодотворения. Проблемы репродукции человека. Экстракорпоральное оплодотворение, суррогатные матери.

Основные стадии эмбриогенеза. Критические периоды в эмбриогенезе. Клеточные процессы эмбриогенеза, их нарушения и возможные последствия.

Тератогенные факторы и тератогенезы. Тотипотентные и унипотентные клетки. Стволовые клетки, их роль в онтогенезе. Моральные, этические, юридические и медицинские проблемы использования стволовых клеток в лечении болезней человека. Предопределение (детерминация) развития структур эмбриона. Эмбриональная регуляция, ее значение в поддержании нормального течения эмбриогенеза и в развитии монозиготных близнецов.

Генетический контроль эмбриогенеза. Дерепрессия и репрессия генов. Дифференцировка клеток. Генетические основы эмбриональной индукции и гормональной регуляции. Компенсация дозы генов.

Основные периоды постнатального периода человека. Хронологический и биологический возраст. Главные процессы постнатального онтогенеза:рост и развитие организма, клеточные механизмы, обеспечивающие их. Критические периоды постнатального онтогенеза. Факторы, поддержи вающие генетический гомеостаз в постэмбриональном развитии человека. Репарация ДНК. Старость как этап онтогенеза. Гипотезы старения, связанные с изменением наследственной информации. Проблемы долголетия, роль средовых и социальных факторов в продолжительности жизни.

Контрольная работа

Тестовые задания по теме «Генетические основы онтогенеза».

Геном, генотип, кариотип, человека (4 ч)

Особенности генома человека. Программа «Геном человека» 2001 года, ее цели, задачи, результаты. Генотип человека. Проявления взаимодействий аллельных и неаллельных генов у человека.

Плейотропия и множественный аллелизм. Летальное действие генов. Аллельное исключение. Половой хроматин. Кариотип человека. Аутосомы и половые хромосомы. Гомосомы и гетеросомы человека. Хромосомный механизм определения пола.

Генный контроль первичной и вторичной дифференцировки пола у человека. Нарушение генетического механизма дифференцировки пола. Геном митохондрий человека и контролируемые им признаки.

Решение задач на разные виды взаимодей ствия аллельных и неаллельных генов, летальный эффект, плейотропию, множественный аллелизм.Практическая работа: Решение задач на определение классов гамет, вариантов генотипов и фенотипов в браках людей разной степени гибридности, на разные виды взаимодействий аллельных и неаллельных генов.

Наследование нормальных и аномальных признаков человека(3ч )

Моногенные, полигенные и мультифакториальные признаки человека. Особенности их наследования. Качественные и количественные признаки человека. Положительная и отрицательная трансгрессия при наследовании количественных признаков. Особенности наследования психических признаков у человека. Типы наследования признаков у человека: независимое и сцепленное наследование, аутосомнодоминантное, аутосомно-рецессивное, сцепленное с полом, зависимое от пола, ограниченное полом. Наследование признаков, контролируемых генами митохондрий.

Практическая работа: Решение задач на разные типы наследования

признаков у человека.

Фенотип человека- реализация генотипа в конкретных условиях среды (4ч)

Молекулярные основы реализации генов, формирование фенотипа человека. Роль средовыхфакторов в формировании нормальных и аномальных признаков у человека. Случайная и модификационная изменчивость у человека. Модификации и морфозы. Обогащенная и обедненнаясреда в формировании психических особенностей человека. Роль социальных факторов в формировании личностных качеств. Пенетрантность и экспрессивность генов. Вариационно-статистический метод в изучении фенотипической изменчивости у человека. Роль комбинативной и мутационной изменчивости в формировании фенотипической и генотипической индивидуальностей человека.

Мутагены, канцерогены, тератогены и вызываемые ими отклонения от нормы. Генные, хромосомные и геномные мутации человека, механизмы их возникновения, фенотипические проявления. Особенности синдромов, связанных с нарушением аутосом и половых хромосом

Практическая работа:1) Решение задач на комбинативную изменчивость, пенетрантность генов.

2)Использование вариационностатистического метода в изучении модификационной изменчивости у учащихся (например, температура тела, частота пульса, периодически измеряемые на протяжении 3 суток)

Человек как объект генетических исследований(5ч)

Особенности человека как объекта генетических исследований. Генеалогический метод, его возможности и трудности использования. Клинико-генеалогический метод в медицинской практике. Близнецовый метод, его роль в практическом изучении нормальных и аномальных признаков человека. Коэффициент наследуемости(Хольцингера). Варианты близнецового метода, используемые в психогенетике.

Основные принципы представления нормального кариотипа человека. Методы кариотипирования. Центральный индекс. Группы хромосом. Цитологический метод, дифференциальная окраска хромосом. Молекулярно-цитологический метод (гибридизация хромосом с ДНКзондами, меченными флюоресцирующими веществами). Возможности метода в анализе нормального и аномального кариотипа человека. Значение метода в пренатальной диагностике наследственных болезней.

Биохимические методы в антропогенетике.

Возможности метода в диагностике молекулярных болезней обмена и ферментопатий. Антропогенетический метод — дерматоглифика, значение метода в диагностике отдельных наследственных заболеваний. Иммуногенетический метод, его роль в установлении родительских прав и в трансплантации органов и тканей.

Метод гибридизации соматических клеток, его сущность и возможности в составлении хромосомных карт человека.

Биологическое и математическое моделирование. Значение закона гомологических рядов Н. И. Вавилова в биологическом моделировании.

Современные молекулярные методы генетики.

Особенности работы с ДНК человека. ПЦР, ее сущность, использование в биологических исследованиях, медицинской и криминалистической практике. Сенквенирование — определение нуклеотидных последовательностей фрагментов ДНК.

Картирование генома. Физические и генетические карты хромосом

Практические работы: № 1. Решение и составление родословных на разные типы наследования.

2. Анализ нормальных и аномальных идиограмм. Определение основных наследственных синдромов по идиограммам.

3. Определение роли наследственного или средового фактора по значению Н (коэффициента наследуемости) в развитии признаков человека.

4. Исследование папиллярных рисунков ладоней учащихся с помощью линзы.

Основы популяционной генетики человека (3ч)

Особенности больших и малых популяций человека. Генетическая структура популяций. Факторы, поддерживающие и нарушающие генетическое равновесие в популяциях человека, их социальная обусловленность: мутационный процесс миграции, образование гибридных популяций, изоляция, дрейф генов, эффект основателя. Особенность действия естественного отбора в популяциях человека. Системы браков в популяциях человека: неизбирательные, положительные и отрицательные ассортативные, близкородственные.

Последствия кровнородственных браков и инцеста. Коэффициент инбридинга. Полиморфизм и генетический груз в отдельных популяциях человека. Значение полиморфизма в адаптациях популяций к средовым факторам. Использование знаний о генетических особенностях популяций в медицинской практике.

Практическая работа Решение задач на закон Харди — Вайнберга и определение вероятности проявления признака в кровнородственных браках с учетом коэффициента инбридинга.

Основы медицинской генетики человека(3ч)

Наследственные болезни человека: моногенные (менделирующие) болезни, хромосомные синдромы, мультифакториальные болезни, болезни с нетрадиционным типом наследования. Митохондриальные болезни. Синдромы нарушения половой дифференцировки по мужскому типу. Ложный гермафродитизм. Болезни экспансии нуклеотидных последовательностей и геномного импринтинга.

Медикогенетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Значение дородовой диагностики. Программа биохимического скрининга новорожденных по отдельным патологиям.

Формы помощи при наследственных заболеваниях: симптоматическое (облегчение состояния больного вплоть до хирургического вмешательства), патогенетическое (исправление или выведение продукта мутантного гена), этиологическое (исправление дефекта на генном уровне).

Перспективы генотерапии и ее биоэтические проблемы.

Семинар: Обсуждение докладов по основам медицинской генетики человека.

Основы экологической генетики человека( 3ч)

Мутагены среды: физические, химические и биологические. Роль антропогенного фактора в их влиянии на здоровье и репродукцию человека и в увеличении генетического груза в популяциях. Генетический мониторинг групп повышенного риска.

Расшифровка геномов патогенных для человека организмов и переносчиков заболеваний с целью создания антивирусных препаратов, лечебных вакцин и профилактических мер против заражения.

Решение продовольственной проблемы человека с помощью создания трансгенных растений.

Семинар: Обсуждение докладов по экологической генетике человека

Контроль знаний ( 2,5 часа+0,5часа)

Контрольная зачетная работа.

Тестированный контроль по теме «Человек как объект генетических исследований».

Общий зачет с решением различных ситуационных и генетических задач.



Рекомендуемая литература:

1. Бочков Н. Н. Клиническая генетика. — М.: ГЭОТАРМед, 2001.

2. Варсанова С. Г., Юров О. Б., Чернышев В. Н. Хромосомные синдромы и аномалии. — Ростов н/Д,

3. Гилберт С. Биология развития. Т. 1—3. — М.:Мир

4. Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. — М.: Мир, 2002.

5. Горбунова В. Н. Молекулярные основы медицинской генетики. — СПб.: Интермедика

6. Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. — Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 2003.

7. Иванов В. И., Барышников Н. В., Билева Дж. С.и др. Генетика. — М.: Академкнига, 2006.

8. Иванов В. И., Ижевская В. Л. Генетика человека:этические проблемы настоящего и будущего. Проблемы евгеники: биомедицинская этика / под ред. В.И. Покровского. — М.: Медицина

9. Козлова С. И., Семанова Е., Демикова Н. С., Блинникова О. Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. — Л.: Медицина

10. Лильин Е. Т., Богомазов Е. А., Гофман Кадошников Г. Б. Генетика для врачей. — М.: Медицина

11. Молекулярнобиологические технологии в медицинской практике / под ред. Н. Б. Масленникова. — Вып. 3. — Новосибирск: Альфа Виста

12. Москатова А. К. Антропогенетика. Истоки наследственности человека. — М.: Спутник, 2007.

13. Наследственная патология человека / под ред.Ю. Е. Вельтищева, Н. П. Бочкова. Т. 1—2. — М.: Медицина

14. Провославие и проблемы биоэтики. Православный медикопросветительный центр «Жизнь». — М., 2001.

15. Равич0Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. — М.: Аспектпресс,

16. Сингер М., Берг П. Гены и геномы. Т. 1—2. —М.: Мир

17. Сойфер В. Н. Международный проект «Геном человека» // Соросовский образовательный журнал

18. Тератология человека / под ред. Г. Н. Лазюка. —М.: Медицина

19. Фогель Ф., Мотульски Н. Генетика человека.Т. 1—3. — М.: Мир

Информационные ресурсы: http://www.spb-gmu.ru/, http://www.alleng.ru/edu/, http://www.booksmed.com/mikrobiologiya/, http://www.nsu.ru, http://www.websib.ru/, http://nrc.edu.ru/, http://sbio.info/, http://humbio.ru/, http://www.bio.msu.ru/, http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/, http://www.rusbiotech.ru/, http://molbiol.edu.ru.

  • Дидактические материалы:

  • Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  • Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007-2014

  • Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006-2014

Инструментарий по отслеживанию результатов:

  • Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007-2014

  • Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006-2014

  • Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.

  • Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-20014.

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебно электронное издание) Республиканский мультимедийный центр, 2004



Примерное поурочно- тематическое планирование элективного курса «Антропогенетика» 35 часов , 1 ч. в неделю

уро­ка


Тема урока


Кол-во ча-сов


Примерная дата

Фактическая дата

Вид занятий

Умения и навыки






лекция


практика

семинар


1

Введение

0,5+0,5

1.09-3.09


1



Уметь объяснять: Становление антропогенетики как науки


Генетические основы онтогенеза




3

1

2


2

Особенности сперматогенеза и овогенеза у человека


5.09-10.09


1



Уметь объяснять проблемы репродукции человека

3

Тератогенные факторы и тератогенезы.


12.09-17.09




1

уметь объяснять причины мутаций человека

4

Генетический контроль эмбриогенеза.


19.09-24.09


1



Уметь объяснять значение генетического контроля

5

Основные периоды постнатального периода человека.


26.09-1.10


1



Уметь ранжировать признаки постнатального периода человека

6

Старость как этап онтогенеза.


3.10-8.10




1

Уметь объяснять проблемы долголетия

7

Тестовая работа

Тестовые задания по теме «Генетические основы онтогенеза».


10.10-15.10



1


Применять знания на тестовых заданиях


Геном, генотип, кариотип, человека



1

2

1


8

Особенности генома человека.


17.10-22.10


1



Уметь объяснять: Проявления взаимодействий аллельных и неаллельных генов у человека

9

Плейотропия и множественный аллелизм.


24.10-28.10




1

Уметь объяснять: Нарушение генетического механизма дифференцировки пола

10

Решение задач на разные виды взаимодействия генов


7.11-12.11



1


Уметь объяснять: летальный эффект, плейотропию

11

Практическая работа: Решение задач на определение вариантов генотипов и фенотипов в браках людей


14.11-19.11



1


Уметь объяснять: разную степень гибридности, на разные виды взаимодействий аллельных и неаллельных генов.


Наследование нормальных и аномальных признаков человека




1

2



12

Моногенные, полигенные и мультифакториальные признаки человека.


21.11-26.11


1



Уметь объяснять: Моногенные, полигенные и мультифакториальные признаки человека.

13

Наследование признаков, контролируемых генами митохондрий.



28.11-3.12


1



Уметь объяснять: Наследование признаков, контролируемых генами митохондрий.


14

Практическая работа: Решение задач на разные типы наследования признаков у человека


5.12-10.12


1



Уметь решать задачи на разные типы наследования признаков у человека


Фенотип человека- реализация генотипа в конкретных условиях среды



1

2

1


15

Молекулярные основы реализации генов


12.12-17.12


1



Уметь объяснять Молекулярные основы реализации генов

16

Особенности синдромов, связанных с нарушением аутосом и половых хромосом


19.12-24.12




1

Уметь объяснять Особенности синдромов, связанных с нарушением аутосом и половых хромосом

17

Практическая работа:1) Решение задач на комбинативную изменчивость, пенетрантность генов.


26.12-28.12



1


Уметь решать задачи на комбинативную изменчивость, пенетрантность генов.

18

Практическая работа:

2)Использование вариационно-статистического метода


11.01-14.01



1


Уметь решать задачи на использование вариационно-статистического метода в изучении модификационной изменчивости


Человек как объект генетических исследований




4

1


19

Особенности человека как объекта генетических исследований.


16.01-21.01




1

Уметь объяснять Особенности человека как объекта генетических исследований.

20

Практическая работа: № 1. Решение и составление родословных на разные типы наследования.


23.01-28.01



1


Уметь решать задачи на составление родословных на разные типы наследования.

21

Практическая работа: № 2. Анализ нормальных и аномальных идиограмм.


30.01-4.02



1


Уметь решать задачи на

22

Практическая работа: № 3. Определение роли наследственного или средового фактора


6.02-11.02



1


Уметь решать задачи на определение роли наследственного или средового фактора

23

Практическая работа: № 4. Исследование папиллярных рисунков ладоней учащихся с помощью линзы.


13.02-18.02



1


Уметь определять папиллярные рисунки ладоней


Основы популяционной генетики человека



1

1

1


24

Особенности больших и малых популяций человека.


20.02-25.02


1



Уметь объяснять Особенности больших и малых популяций человека. Генетическая структура популяций

25

Использование знаний о генетических особенностях популяций в медицинской практике.


27.02-4.03




1

Уметь объяснять Использование знаний о генетических особенностях популяций в медицинской практике.

26

Практическая работа Решение задач на закон Харди — Вайнберга


6.03-11.03



1


Уметь решать задачи на закон Харди — Вайнберга


Основы медицинской генетики человека




2

1


27

Наследственные болезни человека


13.03-18.03



1


Уметь объяснять причины появления и характер наследования заболеваний

28

Перспективы генотерапии и ее биоэтические проблемы


20.03-25.03



1


Уметь объяснять применение программы биохимического скрининга новорожденных

29

Семинар: Основы медицинской генетики человека.


3.04-8.04




1

Уметь объяснять Перспективы генотерапии и ее биоэтические проблемы.


Основы экологической генетики человека




2

1


30

Мутагены среды: физические, химические и биологические


10.04-15.04



1


Уметь объяснять действие Мутагенов среды: физические, химические и биологические

31

Решение продовольственной проблемы человека с помощью создания трансгенных растений.



17.04-22.04



1


Уметь объяснять значение расшифровки геномов патогенных для человека организмов и переносчиков заболеваний с целью создания антивирусных препаратов, лечебных вакцин и профилактических мер против заражения

32

Семинар: Экологическая генетика человека


24.04-29.04




1

Уметь выделять главные мысли, работать с инф. источниками


Контроль знаний


( 2,5 часа+ 0,5часа)




3



33

.Тестированный контроль по теме «Человек как объект генетических исследований».



1.05-6.05



1


Уметь применять полученные знания

34

Общий зачет с решением различных ситуационных и генетических задач


8.05-13.05



1


Уметь применять полученные знания

35

зачетная работа


15.05-20.05



1


Уметь применять полученные знания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!