Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Просмотр содержимого документа
«Электив ГВЭ»
Пояснительная записка
Элективный курс «Подготовка к ГВЭ»
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;
воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Определять тему, основную мысль текста и его функционально-смысловой тип;
Адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
Свободно пользоваться лингвистическими словарями;
Создавать тексты различных стилей и жанров;
Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
Соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского языка, правила орфографии и пунктуации;
Уметь выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении;
Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
Уметь следовать инструкциям, сопровождающим задание;
Выполнять различные типы тестовых заданий;
Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Особенностью данного курса является то, что на занятиях акцент делается на разборе наиболее характерных ошибок, а также особенно сложных случаев орфографии, пунктуации, стилистики.
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать полные и сжатые изложенияхудожественного и публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
Курс, являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимсяполучить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
На занятиях используются следующие виды работ:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Написание изложений и сочинений.
Учащиеся должны уметь:
понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
понимать основную мысль прослушанного текста;
понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
интерпретировать информацию звучащего текста;
точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
определять средства связи предложений в тексте;
проводить звукобуквенный анализ слова;
определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
определять основные способы образования слов;
определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
последовательно излагать собственные мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Контроль знаний.
Тренировочные упражнения; практические работы.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»http://www.gramota.ru
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Видеоурокиhttp://videouroki.net/
Тренинг «Учимся писать изложения» http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/konsultatsii/914-trening-dlya-devyatiklassnikov-uchimsya-pisat-izlozhenie
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
План | Факт |
1 | Введение.Структура экзаменационной работы. | 3.09 | | ОГЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Знать: особенности проведения ОГЭ по русскому языку. Уметь: ориентироваться в терминах. |
2 | Сжатое изложение.Микротемы исходного текста | 10.09 | | Содержательные и языковые способы сокращения текста. Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. | Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь:точно определять круг предметов и явлений действительности,отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел;вычленять главное в информации;сокращать текст различными способами;правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст |
3 | 17.09 |
4 | Сжатое изложение. Абзацное членение текста. | 24.09 | |
5 | 1.10 |
6 | Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. | 8.10 | |
7 | 15.10 |
8 | Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста. | 22.10 | |
9 | 29.10 |
10 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | 12.11 | |
11 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | 19.11 | |
12 | Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | 26.11 | |
13 | Практическая работа. Написание изложения. | 3.12 | |
14 | Практическая работа. Написание изложения. | 10.12 | |
15 | Сжатое изложение. Редактирование текста. | 17.12 | |
16 | 24.12 |
17 | Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. | 14.01 | | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения.Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса. | Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь:подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении. |
18 | 21.01 |
18 | Сочинение-рассуждение. Тезис. | 28.01 | |
20 | 4.02 |
21 | Сочинение-рассуждение. Аргументы. | 11.02 | |
22 | 18.02 |
23 | Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения. | 25.02 | |
24 | 3.03 |
25 | Текст как речевое произведение. Стили речи. | 10.03 | | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. | Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка.Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности;определять стилистическую принадлежность слов и выражений;работать со стилистическими синонимами. |
26 | 17.03 |
27 | Смысловая и композиционная целостность текста. | 31.03 | | |
28 | 7.04 |
29 | Текст. Средства выразительности | 14.04 | |
30 | 21.04 |
31 | Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения. | 28.04 | | Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. | Знать:основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста. Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;адекватно воспринимать авторский замысел;вычленять главное в информации;сокращать текст разными способами;правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. |
32 | 12.05 | |
33 | 19.05 | |
Литература:
Н.Н.Соловьёва. «Изложение без шпаргалки»». Издательство «Альфа», Москва, 2004 год.
Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005.
Т.Ю.Угроватова. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. Москва, «Просвещение», 2005.
В.И.Капинос. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс.- М.: «Интеллект – Центр», 2008.
Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном предложениях. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 378с.
Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.