СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» для 9в класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Электив ГВЭ»

Пояснительная записка

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ»

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

  • совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;

  • способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы;

  • воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • Определять тему, основную мысль текста и его функционально-смысловой тип;

  • Адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • Свободно пользоваться лингвистическими словарями;

  • Создавать тексты различных стилей и жанров;

  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

  • Соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского языка, правила орфографии и пунктуации;

  • Уметь выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении;

  • Владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

  • Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • Уметь следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • Выполнять различные типы тестовых заданий;

  • Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

Особенностью данного курса является то, что на занятиях акцент делается на разборе наиболее характерных ошибок, а также особенно сложных случаев орфографии, пунктуации, стилистики.





В ходе занятий учащиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать полные и сжатые изложенияхудожественного и публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;



Курс, являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимсяполучить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

На занятиях используются следующие виды работ:


• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала 
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Написание изложений и сочинений.


Учащиеся должны уметь:

  • понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • понимать основную мысль прослушанного текста;

  • понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • интерпретировать информацию звучащего текста;

  • точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • определять средства связи предложений в тексте;

  • проводить звукобуквенный анализ слова;

  • определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • определять основные способы образования слов;

  • определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Контроль знаний.

Тренировочные упражнения; практические работы.





Интернет-ресурсы для ученика и учителя:



  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»http://www.gramota.ru

  2. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  3. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

  4. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

  5. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

  6. Видеоурокиhttp://videouroki.net/

  7. Тренинг «Учимся писать изложения» http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/konsultatsii/914-trening-dlya-devyatiklassnikov-uchimsya-pisat-izlozhenie






Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

План

Факт

1

Введение.Структура экзаменационной работы.

3.09


ОГЭ – независимая оценка уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по русскому языку. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации. Основные термины. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знать: особенности проведения ОГЭ по русскому языку.

Уметь: ориентироваться в терминах.

2

Сжатое изложение.Микротемы исходного текста

10.09


Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Способы сжатия: исключение, обобщение, упрощение.

Построение сжатого изложения.

Редактирование изложения.


Знать: основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь:точно определять круг предметов и явлений действительности,отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел;вычленять главное в информации;сокращать текст различными способами;правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, аргументировать доказательства ,используя прочитанный текст

3

17.09

4

Сжатое изложение. Абзацное членение текста.

24.09


5

1.10

6

Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.

8.10


7

15.10

8

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии исходного текста.

22.10


9

29.10

10

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

12.11


11

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

19.11


12

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

26.11


13

Практическая работа.

Написание изложения.

3.12


14

Практическая работа. Написание изложения.

10.12


15

Сжатое изложение. Редактирование текста.

17.12


16

24.12

17

Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения.

14.01


Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов. Знакомство с алгоритмом написания сочинения. Знакомство с критериями оценки сочинения.Примеры-аргументы, доказывающие правильность тезиса.

Знать: правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь:подбирать примеры для обоснования тезиса; подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.


18

21.01

18

Сочинение-рассуждение. Тезис.

28.01


20

4.02

21

Сочинение-рассуждение. Аргументы.

11.02


22

18.02

23

Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения.

25.02


24

3.03

25

Текст как речевое произведение. Стили речи.

10.03


Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать: основные правила работы с текстом; основные средства выразительности; основные сведения по стилистике русского языка.Уметь: находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности;определять стилистическую принадлежность слов и выражений;работать со стилистическими синонимами.

26

17.03

27

Смысловая и композиционная целостность текста.

31.03



28

7.04

29

Текст. Средства выразительности

14.04


30

21.04

31

Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения.


28.04


Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Разработка содержания. Подбор примеров для обоснования аргументов.

Знать:основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;адекватно воспринимать авторский замысел;вычленять главное в информации;сокращать текст разными способами;правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

32

12.05


33

19.05






Литература:

  1. Н.Н.Соловьёва. «Изложение без шпаргалки»». Издательство «Альфа», Москва, 2004 год.

  2. Г.К.Лидман – Орлова. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2005.

  3. Т.Ю.Угроватова. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. Москва, «Просвещение», 2005.

  4. В.И.Капинос. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс.- М.: «Интеллект – Центр», 2008.

  5. Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном предложениях. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

  6. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 378с.

  7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!