Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №23» г.о. Саранск
«Рассмотрено» Заседание кафедры «Социально-экономического профиля» Руководитель кафедры ____________________ /Т.В. Шабаева Протокол № 1 от 29.08.2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________ /О.Г.Холопова от 30.08.2016 г. | «Утверждаю» Директор гимназии _______________________ /М.С.Горлышкин Приказ № 94 от 01.09.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Подготовка к ОГЭ по истории»
9 класс
Составитель: учитель истории и обществознания
Шумкина Оксана Владимировна
Рабочая программа факультатива «Подготовка к ОГЭ по истории»
Учитель истории и права Шумкина Оксана Владимировна.
Основной государственный экзамен по истории (ОГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории.
ОГЭ проводится с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), а также с использованием специальных бланков для записи ответа на задания КИМ.
ОГЭ по истории – сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близкого ОГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет. Подготовка ОГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей. ОГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до наших дней. Для успешной сдачи экзамена требуется знания огромного количества фактов, терминов, хронологии. При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории.
Программа курса подготовки к ОГЭ по истории России составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель программы–подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку; решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Литература:
П.П. Епифанов, О.П. Епифанова «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века».- М.: Просвещение,1989 .
.А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век»- М.: Просвещение ,2010 .
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение ,2009 .
М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008 .
Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010 .
Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
Календарно-тематическое планирование факультатива «Подготовка к ОГЭ по истории» (17 часов).
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 1 | |
3 | Русь в IX – начале XII в. | 1 | |
4 | Русские земли и княжества в XII – середине XV в. | 1 | |
5 | Российское государство во второй половине XV – XVII в. | 1 | |
6 | Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в. | 1 | |
7 | Россия в XVIII – первой половине XIX вв. | 1 | |
8 | Россия во второй половине XIX – начале ХХ в. | 1 | |
9 | Российская культура в XVIII – начале ХХ в. | 1 | |
10 | Советская Россия – СССР в 1917–1991 гг. | 1 | |
11 | Современная Россия | 1 | |
12-14 | Работа с частью «С» ОГЭ по истории | 2 | |
15 | Итоговое тестирование | 1 | |
16-17 | Работа над ошибками | 2 | |
2016-2017 учебный год