СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Написание эссе" (11 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Написание эссе" ориентирована на 10 или 11 классы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Написание эссе" (11 класс)»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



элективного курса по русскому языку

«Написание эссе»

11 класс





на 2016-2017 учебный год







































Москва

2017 г.

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Написание эссе» предназначен для учащихся 11 класса.

Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (творческая часть) по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.

Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Задачи курса:

  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;

  • формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;

  • формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;

  • обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;

  • воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны

знать:

  • теоретические сведения о структуре и компонентах эссе, сочинения-рассуждения;

уметь применять коммуникативные умения :

  • интерпретировать содержание исходного текста;

  • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

  • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

  • создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

владеть:

  • коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Своеобразие эссе как жанра. Особенности структуры эссе.

Языковые нормы (1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Текст (3 ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

Функциональные стили речи (2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.

Коммуникативная компетенция (21 ч.)

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «Написание эссе».

п/п

 Тематика курса

кол-во часов

теоретич. часть

практич.часть

 1

Введение

2

2

-

 2

Языковые нормы

1

1

-

 3

Текст

3

2

1

 4

Функционально-смысловые типы речи

2

1

1

 5

Функциональные стили речи

2

1

1

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

2

1

 7

Коммуникативная компетенция.

21

8

13


Всего в 11 классе

34

17

17



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса «Написание эссе»



п/п

Тема занятия (34 часа)

К-во час.

I

Введение

2

1

Цели и задачи курса. Своеобразие эссе как жанра.

1

2

Особенности структуры эссе.

1

2

Языковые нормы

1

3

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

1

3

Текст (3 ч.)

3

4

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

1

5

Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

1

6

Основная и дополнительная информация микротекста.

1

4

Функционально-смысловые типы речи

2

7

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

8

 Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.

1

5

Функциональные стили речи

2

9

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи

1

10

 Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

11

Речь. Языковые средства выразительности.

1

12

Тропы, их характеристика.

1

13

Стилистические фигуры. Работа с текстами.

1

7

Коммуникативная компетенция

21

14

Виды информации в тексте. Информационная обработка текста.

1

15

Употребление языковых средств при написании эссе. Работа с текстами.

1

16

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.

1

17

Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.

1

18

Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.

1

19

 Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте.

1

20

 Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь.

1

21

Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.

1

22

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

23

Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик.

1

24

Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.

1

25

Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».

1

26

Структура аргумента. Источники аргументации.

1

27

Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.

1

28

Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста.

1

29

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

30

Основные средства связи между предложениями в тексте.

1

31

Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.

1

32

Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка.

1

33

Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами эссе.

1

34

Редактирование эссе (индивидуально или в парах).

1


ИТОГО:

34 ч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!