СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы физики 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            Рабочая программа

 

Элективного курса: Избранные вопросы физики

Уровень образования  (класс) :   9 класс (основное общее образование)

Количество часов – 8 часов

 Учитель:    Юшко Г. М                           Уровень базовый

 

Программа разработана на основе примерной программы: Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений.7 – 11 классы.  Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.  М. Дрофа.2010г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы физики 9 класс»

Муниципальное образование Белоглинский районМуниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5 Белоглинского района»


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 28 августа 2015года протокол № 1

Председатель ___________

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.


Рабочая программа


Элективного курса: Избранные вопросы физики

Уровень образования (класс) : 9 класс (основное общее образование)

Количество часов – 8 часов

Учитель: Юшко Г. М Уровень базовый


Программа разработана на основе примерной программы: Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений.7 – 11 классы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М. Дрофа.2010г.




2015-2016 г




1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

На основе примерной программы : Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений.7- 11 классы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М. Дрофа.2010г.

Элективный учебный предмет «Избранные вопросы физики» включает в основном решение задач, выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня и направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный элективный учебный предмет дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного учебного предмета изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях.

На занятиях применяются коллективные и ин6дивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль, моделирование физических явлений.

Цели и задачи:

  • Развитие интереса к физике и решению физических задач;

  • Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  • Формирование представлений о методах решения физических задач;

  • Подготовка учащихся 9 класса к выпускным экзаменам.

  • Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;

  • Формирование умения комплексного применения знаний при решении теоретических и экспериментальных задач;

  • развитие умений самостоятельной работы с использованием источников информации;

  • воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;

  • расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.

  • научить применять теоретический материал по физике при решении задач.



Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

  • формирование у обучающихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.

  • понимание отличий научных данных от непроверенной информации;

  • овладение обучающимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

2. Общая характеристика предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса ученик должен

Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

Уметь

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В учебном плане школы на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов- 2 часа в неделю.

Авторская программа предусматривает два варианта изучении физики в школе: базовый 68 часов и изучение материала сверх указанного обязательного минимума материала стандарта, который может быть использован при выделении на изучении физики 3 часа в неделю.

В рабочей программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его. На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии. На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.



4. Содержание изучаемого элективного предмета -8ч

Тема1 Законы взаимодействия и движения тел( практикум) – 4 часа.

Ускорение. Перемещение . Решение задач по теме: Ускорение. Перемещение.

Решение задач по теме: Законы Ньютона

Невесомость. Решение задач по теме: Свободное падение.

Реактивное движение. Решение задач по теме: Закон сохранения импульса

Тема 2. Механические колебания и волны (практикум) - 1 час

Резонанс. Решение задач по теме: Длина волны. Скорость звука.

Тема №3.Электромагнитное поле(практикум)- 2 часа

Правило Ленца. Преломление света.

Решение задач на тему: Правило буравчика.

Тема №4. Строение атома и атомного ядра.(практикум)-1 час

Период полураспада. Решение задач на тему: Закон радиоактивного распада.

5. Тематическое планирование

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов


Тема1 Законы взаимодействия и движения тел( практикум) – 4 часа

1

Ускорение. Перемещение . Решение задач по теме: Ускорение. Перемещение.

1

2

Решение задач по теме: Законы Ньютона

1

3

Невесомость. Решение задач по теме: Свободное падение

1

4

Реактивное движение. Решение задач по теме: Закон сохранения импульса

1

Тема 2. Механические колебания и волны (практикум) - 1 час

5

Резонанс. Решение задач по теме: Длина волны. Скорость звука.

1

Тема №3.Электромагнитное поле (практикум)- 2 часа

6

Правило Ленца. Преломление света.

1

7

Решение задач на тему: Правило буравчика.

1

Тема №4. Строение атома и атомного ядра(практикум).-1 час

8

Период полураспада. Решение задач на тему: Закон радиоактивного распада.

1


Итого: 8 часов . Практических работ-7.





6. Система оценивания:

Знания оцениваются по результатам выполнения практических работ по решению задач по системе зачёт/незачёт

7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Технические средства обучения

Комплект технических средств обучения: компьютер с мультимедиа проектором


Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Образовательные диски:

  1. Уроки физики Кирилла и Мефодия. Мультимедийный учебник.

  2. Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.

  3. Виртуальная лаборатория L – микро.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

  1. Открытая физика http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm

  2. Газета «1 сентября»: материалы по физике

http://1september.ru/

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

  1. Физика.ru

http://www.fizika.ru

  1. КМ-школа

http://www.km-school.ru/

  1. Электронный учебник

http://www.physbook.ru/

  1. Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов

http://bookfi.org/

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы

Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.

Лабораторное оборудование хранится в шкафах. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.

Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. противопожарный инвентарь;

  • аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;

  • инструкция по правилам безопасности для обучающихся;

Учебно-методический комплект:

1. Учебник Физика 9 класс. Авторы Гутник, А.В. Перышкин. М. Дрофа.2010г.

2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. Физика. Автор Н. С. Пурышева. М. Интелект – Центр. 2015г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!