Муниципальное образование Белоглинский районМуниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5 Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015года протокол № 1
Председатель ___________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа
Элективного курса: Избранные вопросы физики
Уровень образования (класс) : 9 класс (основное общее образование)
Количество часов – 8 часов
Учитель: Юшко Г. М Уровень базовый
Программа разработана на основе примерной программы: Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений.7 – 11 классы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М. Дрофа.2010г.
2015-2016 г
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
На основе примерной программы : Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений.7- 11 классы. Авторы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М. Дрофа.2010г.
Элективный учебный предмет «Избранные вопросы физики» включает в основном решение задач, выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня и направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный элективный учебный предмет дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного учебного предмета изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях.
На занятиях применяются коллективные и ин6дивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль, моделирование физических явлений.
Цели и задачи:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
Формирование представлений о методах решения физических задач;
Подготовка учащихся 9 класса к выпускным экзаменам.
развитие умений самостоятельной работы с использованием источников информации;
воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
формирование у обучающихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
понимание отличий научных данных от непроверенной информации;
овладение обучающимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
2. Общая характеристика предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса ученик должен
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
Уметь
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В учебном плане школы на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов- 2 часа в неделю.
Авторская программа предусматривает два варианта изучении физики в школе: базовый 68 часов и изучение материала сверх указанного обязательного минимума материала стандарта, который может быть использован при выделении на изучении физики 3 часа в неделю.
В рабочей программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его. На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии. На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
4. Содержание изучаемого элективного предмета -8ч
Тема1 Законы взаимодействия и движения тел( практикум) – 4 часа.
Ускорение. Перемещение . Решение задач по теме: Ускорение. Перемещение.
Решение задач по теме: Законы Ньютона
Невесомость. Решение задач по теме: Свободное падение.
Реактивное движение. Решение задач по теме: Закон сохранения импульса
Тема 2. Механические колебания и волны (практикум) - 1 час
Резонанс. Решение задач по теме: Длина волны. Скорость звука.
Тема №3.Электромагнитное поле(практикум)- 2 часа
Правило Ленца. Преломление света.
Решение задач на тему: Правило буравчика.
Тема №4. Строение атома и атомного ядра.(практикум)-1 час
Период полураспада. Решение задач на тему: Закон радиоактивного распада.
5. Тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
|
Тема1 Законы взаимодействия и движения тел( практикум) – 4 часа |
1 | Ускорение. Перемещение . Решение задач по теме: Ускорение. Перемещение. | 1 |
2 | Решение задач по теме: Законы Ньютона | 1 |
3 | Невесомость. Решение задач по теме: Свободное падение | 1 |
4 | Реактивное движение. Решение задач по теме: Закон сохранения импульса | 1 |
Тема 2. Механические колебания и волны (практикум) - 1 час |
5 | Резонанс. Решение задач по теме: Длина волны. Скорость звука. | 1 |
Тема №3.Электромагнитное поле (практикум)- 2 часа |
6 | Правило Ленца. Преломление света. | 1 |
7 | Решение задач на тему: Правило буравчика. | 1 |
Тема №4. Строение атома и атомного ядра(практикум).-1 час |
8 | Период полураспада. Решение задач на тему: Закон радиоактивного распада. | 1 |
| Итого: 8 часов . Практических работ-7. | |
| | |
6. Система оценивания:
Знания оцениваются по результатам выполнения практических работ по решению задач по системе зачёт/незачёт
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Технические средства обучения
Комплект технических средств обучения: компьютер с мультимедиа проектором
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Образовательные диски:
Уроки физики Кирилла и Мефодия. Мультимедийный учебник.
Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.
Виртуальная лаборатория L – микро.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30
Открытая физика http://www.physics.ru/courses/op25part2/design/index.htm
Газета «1 сентября»: материалы по физике
http://1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Физика.ru
http://www.fizika.ru
КМ-школа
http://www.km-school.ru/
Электронный учебник
http://www.physbook.ru/
Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов
http://bookfi.org/
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
физический кабинет оснащён полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы
Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.
Лабораторное оборудование хранится в шкафах. Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.
Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. противопожарный инвентарь;
Учебно-методический комплект:
1. Учебник Физика 9 класс. Авторы Гутник, А.В. Перышкин. М. Дрофа.2010г.
2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. Физика. Автор Н. С. Пурышева. М. Интелект – Центр. 2015г.