Рабочая программа элективного курса
«Человек: психология и профессия»
для 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» составлена на основе программы элективного курса «Человек: психология и профессия» Т.Ф.Кабановой, А.В. Матвеевой, представленных в сборнике программ предпрофильного обучения элективных курсов.
Основные требования к знаниям и умениям.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
• оценивать способности;
• выявлять интересы и склонности;
• анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;
• составлять программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
• признаки классификации профессий;
• требование профессии к человеку;
• физиологические основы внимания, характера, темперамента.
Завершается курс итоговым занятием, включающем процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы.
Содержание курса «Человек: психология и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
· определение понятия «личный профессиональный план»;
· роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
· обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
· называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
· называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
· перечислять основные разделы программы курса;
· составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
· о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «память», «внимание»;
· виды памяти и внимания;
· качества внимания;
· определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
· определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
· виды мышления;
· формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
· основные операции мышления;
· основные качества мышления;
· определение понятия «способности»;
· основные виды способностей;
· особенности интеллектуальной сферы;
· типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
· называть основные процессы памяти;
· перечислять основные виды памяти;
· указывать отличительные особенности различных видов памяти;
· определять особенности своей памяти;
· перечислять основные приемы и методы запоминания;
· перечислять основные качества и виды внимания;
· объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
· определять особенности своего внимания;
· объяснять, как происходит познание окружающего мира;
· перечислять формы чувственного познания;
· перечислять типы мышления;
· определять свой преобладающий тип мышления;
· называть формы логического мышления и определять их сущность;
· перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
· определять тип своего интеллекта;
· объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
· типы нервной системы;
· типы темперамента;
· определение понятия «потребности»;
· виды потребностей;
· особенности делового общения;
· определение понятия «конфликт»;
· пути предотвращения и разрешения конфликтов;
· особенности своей личности;
· определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
· называть типы нервной системы и их различия;
· определять свой тип нервной системы;
· выявлять свой ведущий тип темперамента;
· определять наиболее типичные черты своего характера;
· исследовать формы проявления характера;
· выявлять уровень самооценки;
· называть отличительные признаки видов мотивации;
· использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
· проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
· называть различные виды потребностей;
· указывать основные признаки делового общения;
· перечислять способы разрешения конфликтов;
· определять свой уровень конфликтности;
· объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
· подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
· называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
· приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· выявлять тип своей будущей профессии;
· определять свои профессиональные предпочтения;
· выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
· виды профпригодности;
· компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
· выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
· делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
· называть мотивационные факторы выбора профессии;
· называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
· перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
· о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
· указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
· высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
· определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
· о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
· определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
· провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Человек: психология и профессия»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Рынок руда и океан профессий. Какие профессии вас привлекают. |
1 | Профессия и человек | 1ч | | |
2 | Профессия и время | 1ч | | |
3 | Какие бываю профессии. Виды профессионального труда. | 1ч | | |
4 | Где и как можно приобрести профессию | 1ч | | |
5 | Профессиональный успех и здоровье | 1ч | | |
6 | Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг | 1ч | | |
Познай себя. Диагностический блок. |
7 | Интересы и склонности | 1ч | | |
8 | Внимание | 1ч | | |
9 | Память и ее виды | 1ч | | |
10 | Характер и темперамент | 1ч | | |
11 | Зачем нужно уметь контролировать свое поведение | 1ч | | |
12 | Ваши ценности в жизни | 1ч | | |
13 | Эмоции и чувства | 1ч | | |
14 | Общительны ли вы? | 1ч | | |
Погружение в практику |
15 | Проверь себя в сфере экологии | 1ч | | |
16 | Примерь будущую профессию на уроке | 1ч | | |
17 | Профессиональная проба «Человек-природа» | 1ч | | |
18 | Радиоэлектроника – важная составляющая многих профессий | 1ч | | |
19 | Где и как искать работу | 1ч | | |
20 | Профессиональная проба «Человек - человек» | 1ч | | |
21- 27 | Экскурсии на предприятия и учебные центры (7ч) | 7ч | | |
28 - 34 | Выполнение проекта «Мои профессиональные намерения» (7 ч) | 7ч | | |