СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» составлена на основе программы элективного курса «Человек: психология и профессия» Т.Ф.Кабановой, А.В. Матвеевой, представленных в сборнике программ предпрофильного обучения элективных курсов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» для 10 класса»



Рабочая программа элективного курса

«Человек: психология и профессия»

для 10 класса


Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Человек: психология и профессия» составлена на основе программы элективного курса «Человек: психология и профессия» Т.Ф.Кабановой, А.В. Матвеевой, представленных в сборнике программ предпрофильного обучения элективных курсов.


Основные требования к знаниям и умениям.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

• оценивать способности;

• выявлять интересы и склонности;

• анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;

• составлять программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

• признаки классификации профессий;

• требование профессии к человеку;

• физиологические основы внимания, характера, темперамента.

Завершается курс итоговым занятием, включающем процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы.


Содержание курса «Человек: психология и профессия»


I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

·         определение понятия «личный профессиональный план»;

·         роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

·         обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

·         называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

·         называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

·         перечислять основные разделы программы курса;

·         составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

·         о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

 

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

·         определения понятий «память», «внимание»;

·         виды памяти и внимания;

·         качества внимания;

·         определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

·         определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

·         виды мышления;

·         формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

·         основные операции мышления;

·         основные качества мышления;

·         определение понятия «способности»;

·         основные виды способностей;

·         особенности интеллектуальной сферы;

·         типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

·         называть основные процессы памяти;

·         перечислять основные виды памяти;

·         указывать отличительные особенности различных видов памяти;

·         определять особенности своей памяти;

·         перечислять основные приемы и методы запоминания;

·         перечислять основные качества и виды внимания;

·         объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

·         определять особенности своего внимания;

·         объяснять, как происходит познание окружающего мира;

·         перечислять формы чувственного познания;

·         перечислять типы мышления;

·         определять свой преобладающий тип мышления;

·         называть формы логического мышления и определять их сущность;

·         перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

·         определять тип своего интеллекта;

·         объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

 

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

·        определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

·        типы нервной системы;

·        типы темперамента;

·        определение понятия «потребности»;

·        виды потребностей;

·        особенности делового общения;

·        определение понятия «конфликт»;

·        пути предотвращения и разрешения конфликтов;

·        особенности своей личности;

·        определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

·        называть типы нервной системы и их различия;

·        определять свой тип нервной системы;

·        выявлять свой ведущий тип темперамента;

·        определять наиболее типичные черты своего характера;

·        исследовать формы проявления характера;

·        выявлять уровень самооценки;

·        называть отличительные признаки видов мотивации;

·        использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

·        проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

·        называть различные виды потребностей;

·        указывать основные признаки делового общения;

·        перечислять способы разрешения конфликтов;

·        определять свой уровень конфликтности;

·        объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

 

 

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

·        определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

·        подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

·        называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

·        приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

·        выявлять тип своей будущей профессии;

·        определять свои профессиональные предпочтения;

·        выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

·        называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

·        формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

 

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

·         определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

·         виды профпригодности;

·         компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

·         выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

·         делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

·         называть мотивационные факторы выбора профессии;

·         называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

·         перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

·         о важности решения проблемы выбора профессии.

 

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

·         определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

·         указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

·         высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

·         определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

·         о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

 

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

·         определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

·         провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

 

 



Календарно-тематическое планирование элективного курса «Человек: психология и профессия»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Рынок руда и океан профессий. Какие профессии вас привлекают.

1

Профессия и человек



2

Профессия и время



3

Какие бываю профессии. Виды профессионального труда.



4

Где и как можно приобрести профессию



5

Профессиональный успех и здоровье



6

Самопрезентация на рынке труда и образовательных услуг



Познай себя. Диагностический блок.

7

Интересы и склонности



8

Внимание



9

Память и ее виды



10

Характер и темперамент



11

Зачем нужно уметь контролировать свое поведение



12

Ваши ценности в жизни



13

Эмоции и чувства



14

Общительны ли вы?



Погружение в практику

15

Проверь себя в сфере экологии



16

Примерь будущую профессию на уроке



17

Профессиональная проба «Человек-природа»



18

Радиоэлектроника – важная составляющая многих профессий



19

Где и как искать работу



20

Профессиональная проба «Человек - человек»



21- 27

Экскурсии на предприятия и учебные центры (7ч)



28 - 34

Выполнение проекта «Мои профессиональные намерения» (7 ч)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!