МБОУ « Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
Рекомендовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. Директора по УВР: Директор школы:
Степанова Н.Ф. Богатырева Н.А. Кухаренкова И.Н.
Протокол ШМО № 1 от 28.08.2017г. Приказ № 64/1 от 31.08.2017г
Элективный курс
«Актуальные вопросы современного обществознания», 10 класс
Составитель: Степанова Н.Ф.,
учитель истории и обществознания
Шумячи
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г № 413 г «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
-повторение курса обществознания; - формирование умений и навыков решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету - формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»:
Личностные результаты
Воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
Предметные результаты
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию | Лекция с элементами беседы | 1 |
| Тема 1. Общество | | 5 |
2-4 | Общество- сложная, динамично развивающиеся система. | Лекция с элементами беседы ,практическая работа | 3 |
5-6 | Ступени развития общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
| Тема 2. Человек | | 4 |
7-8 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
9 | Многообразие видов деятельности человека. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
10 | Человек в системе социальных связей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
| Тема 3. Духовная сфера. | | 2 |
11 | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
12 | Наука и образование. Мораль. Религия. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
| Тема 4. Познание | | 3 |
13 | Познание мира. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
14 | Многообразие форм человеческого знания. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
15 | Решение тестовых заданий части А. | тренинг | 1 |
| Тема 5. Экономическая сфера. | | 4 |
16 | Экономика: наука и хозяйство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
17 | Экономические системы | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
18 | Многообразие рынков. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
19 | Рыночные отношения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
| Тема 6. Социальная сфера. | | 3 |
20 | Социальная система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
21 | Семья и брак как социальные институты. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
22 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
| Тема 7. Политическая сфера. | | 4 |
23 | Политическая система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
24 | Признаки, функции и формы государства. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
25 | Политический плюрализм. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
26 | Структура политической власти в РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
| Тема 8. Право. | | 4 |
27 | Право, система права. Источники права. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
28 | Права человека. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
29 | Конституция РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
30 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
31-32 | Тема 9. Решение заданий различных типов. | тренинг | 2 |
33- | Тема 10. Решение заданий части С. Эссе. | тренинг | 2 |
34 | Итоговое тестирование. | Тестирование в формате ЕГЭ | 1 |
| Итого: | | 34 |
Содержание
Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию
Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2018
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2018
Тема 1. Общество (4 ч.)
Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание (3 ч.)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)
Право, система права. Источники права.. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части С. (2 ч.)
Задания С1-С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание С7 (Решение познавательных задач).
Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против»
Итоговое тестирование (1 ч.). Решение КИМов.
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2017
2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2016.
3.ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2016.
4.Единый государственный экзамен 2016. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2016.
5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
6. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2017
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
2