______________С.В. Павленко
«____»______________20___г.
Рабочая программа Русский язык и литература. Литература предназначена для изучения литературы в ГБПОУ РХ «У(Т)ОР», реализующим образовательную программу СПО на базе основного общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 43.02.10 Туризм/ специалист по туризму (базовый уровень)
Освоение дисциплины ведется на основе ранее приобретенных знаний по литературе.
Дисциплина имеет метапредметные связи с такими дисциплинами как русский язык, история, география, обществознание.
Изучение дисциплины начинается на 1 курсе, на 1 году обучения и продолжается в течение первого года, 1-2семестров.
позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины Русский язык и литература. Литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
литературы.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр |
Раздел 1. Русская литература конца XVIII - начала XIX вв. | | 12 | |
Тема № 1.1. Введение. Общая характеристика русской классической литературы. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. |
2 | Специфика литературы как вида искусства. |
3 | Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. |
4 | Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). |
Тема № 1.2. Особенности русского классицизма. Творчество Г.Р.Державина. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Обзор культуры. |
2 | Классицизм – ведущее направление русской литературы конца XVIII века. |
3 | Самобытность русского классицизма. |
4 | Очерк жизни и творчества Г.Р.Державина. |
5 | Основные мотивы творчества поэта. |
Тема №1.3. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Творчество В.А.Жуковского. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Литературная борьба. |
2 | Самобытность русского романтизма. |
3 | Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. |
4 | Основные мотивы творчества поэта. |
5 | Художественный мир романтических элегий и баллад. Баллада «Светлана» |
Практическое занятие №1Художественное своеобразие баллады «Светлана» |
Тема №1.4. Русская литература конца XVIII - начала XIX вв. | Контрольная работа №1 по разделу №1 | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа№1: изучение лекционного материала, составление конспекта, выучить наизусть отрывок из баллады В.А.Жуковского «Светлана» | 4 | |
Раздел 2. Русская литература первой половины XIX века. | | 19 | |
Тема 2.1 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель |
| пустынный…»,«Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэту», «Сожженное |
| письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных |
| лет угасшее веселье», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», |
| «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Осень», «Бесы» |
2 | Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи. |
3 | Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего |
| предназначения поэзии и личного переживания. |
4 | Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире |
| личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. |
Практическое занятие №2 Анализ стихотворения «Пророк» |
Тема 2.2 Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Проблема личности и государства в поэме. |
2 | Образ стихии |
3 | Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. |
4 | Образ Петра. |
5 | Своеобразие жанра и композиции произведения. |
6 | Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина |
Тема 2.3 М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Характеристика творчества |
3 | Поэтический мир М. Ю. Лермонтова |
4 | Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное |
| бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова |
5 | Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. |
6 | Любовь к Родине, народу, природе |
7 | Интимная лирика. |
8 | Поэт и общество. |
Практическое занятие №3 Анализ стихотворения «Пророк» |
Тема 2.4 М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Роман «Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о |
| трагедии незаурядной личности. |
2 | Роль композиции романа в раскрытии образа Печорина. Образ Печорина. |
3 | Роль второстепенных героев в раскрытии образа Печорина |
Тема 2.5 Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Характеристика творчества. |
3 | «Петербургские повести»: «Портрет». |
4 | Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. |
5 | Мотивы личного и социального разочарования. |
Практическое занятие №4 Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях». |
Тема 2.6 Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Особенности жанра, сюжета, композиции. |
2 | Художественное своеобразие поэмы. |
3 | Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла |
| произведения. |
4 | Образ помещиков |
| 5 | Роль лирических отступлений в поэме |
Тема 2.7 Русская литература первой половины XIX века. | Контрольная работа №2 по разделу №2 | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа№2: изучение лекционного материала, составление сообщений по темам «Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе», В.Г. Белинский о Лермонтове, выучить наизусть стихотворения Лермонтова «Парус», Пушкина «Я вас любил» | 5 | |
Раздел 3. Русская литература второй половины XIX века. | | 53 | |
Тема 3.1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. А.Н. Островский. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. |
2 | Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. |
3 | Жизнеутверждающий и критический реализм. |
4 | Нравственные поиски героев. |
5 | Сведения из биографии. |
6 | А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. |
7 | Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. |
Тема 3.2 А.Н.Островский. Пьеса «Гроза» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | История создания пьесы А.Н. Островского «Гроза». |
2 | «Закрытый» город Калинов: пространства самодурства и страха. |
3 | Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. |
4 | Народные истоки характера Катерины. |
5 | Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». |
6 | О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. |
Тема 3.3 И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. История создания романа «Отцы и дети». | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева. |
2 | Роман «Отцы и дети». |
3 | Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. |
4 | Особенности композиции романа. |
5 | Базаров в системе образов |
Тема 3.4 Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). |
2 | Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение |
3 | Тема любви в романе. |
4 | Образ Базарова. Трагическое одиночество Базарова. |
5 | Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. |
6 | Значение заключительных сцен романа. |
7 | Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. |
8 | Авторская позиция в романе. |
Тема 3.5 Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Стихотворения: «Полдень»,«Silentium»,«Видение»,«Тени сизые смесились…», |
| Умом Россию не понять»,«О,как убийственно мы любим», |
| «Последняя любовь», «Я очи знал, о, эти очи», «Нам не дано предугадать…», |
| «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…» |
3 | Философичность – основа лирики поэта. |
4 | Символичность образов поэзии Тютчеваи. |
5 | Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России. |
Практическое занятие №5 Раскрытие в любовной лирике драматических переживаний поэта. |
Тема 3.6 А.А. Фет. Обзор творчества. Личность и мироздание в лирике А.А. Фета. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии |
2 | Стихотворения: «Осень», «Шепот, робкое дыханье», «Какое счастье – ночь, и |
| мы одни...», «Еще майская ночь..», «Одним толчком согнать ладью живую…», |
| «На заре ты ее не буди...», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер». |
3 | Поэзия как выражение идеала и красоты. |
4 | Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. |
5 | Гармоничность и мелодичность лирики Фета. |
6 | Лирический герой в поэзии А.А. Фета. |
Тема 3.7 Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика Некрасова. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам |
| говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом», «В дороге», |
| «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба», « Я не люблю иронии твоей», |
3 | Гражданский пафос лирики. |
4 | Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. |
5 | Жанровое своеобразие лирики Некрасова. |
6 | Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова |
7 | Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. |
8 | Интимная лирика. |
Тема 3.8 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тема, идея, композиция поэмы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. |
2 | Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. |
3 | Многообразие крестьянских типов. |
4 | Проблема счастья. |
5 | Сатирическое изображение «хозяев» жизни. |
6 | Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного |
7 | замысла поэмы. |
8 | Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами |
9 | Образ женщины в поэме |
10 | Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. |
11 | Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. |
Тема 3.9 Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Особенности сюжета повести. |
2 | Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности |
3 | Концепция народного характера |
4 | Образ Ивана Флягина. |
5 | Тема трагической судьбы талантливого русского человека. |
6 | Смысл названия повести. |
7 | Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. |
Тема 3.10 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества. Сказки. Художественные особенности сказок. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. |
3 | Объекты сатиры и сатирические приемы |
4 | Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. |
6 | Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | | |
7 | Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в |
| искусстве (гротеск, «эзопов язык»). |
Тема 3.11 Русская литература второй половины XIX века. | Контрольная работа №3 по темам №№3.3-3.11 | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа№3: изучение лекционного материала; составление сообщений «А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского», «Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века»; составить конспект на темы: «Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза», «Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова»; наизусть стихотворения Тютчева, А.А.Фета. | 8 | |
Тема 3.12 Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. |
3 | Отображение русской действительности в романе. |
4 | Социальная и нравственно-философская проблематика романа |
Тема 3.13 Роман «Преступление и наказа-ние». История создания, тема, идея. Теории Раскольникова. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. |
2 | Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. |
3 | Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. |
4 | Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. |
5 | Эволюция идеи «двойничества». |
Тема 3.14 Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Значение творчества Достоевского. | Содержание учебного материала | 1 | 1,2 |
1 | Идея христианской смиренности в романе. |
2 | Страдание и очищение в романе. |
3 | Символические образы в романе. Роль пейзажа. |
Практическое занятие №6 Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. |
Тема 3.15 Творчество Ф.М.Достоевского | Контрольная работа №4 по темам 3.13-3.15 | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа№4: изучение лекционного материала; составление сообщения по теме «Проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя» | 3 | |
Всего 87 |
2 семестр |
Тема 3.16.Н. Л Толстой. Жизненный и творческий путь. Роман «Война и мир» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Жизненный и творческий путь. |
2 | Духовные искания писателя. |
3 | «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. |
4 | Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах |
5 | Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны |
6 | Особенности поэтики Толстого. |
7 | Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. |
8 | Роман-эпопея «Война и мир». |
9 | Жанровое своеобразие романа. |
10 | Особенности композиционной структуры романа |
11 | Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности |
Тема 3.17 «Мысль народная» в романе «Война и мир». | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | 1.Проблема народа и личности. |
2 | Картины войны 1812 года. |
3 | Кутузов и Наполеон |
4 | Осуждение жестокости войны в романе. |
5 | Значение образа Платона Каратаева |
6 | Бородинское сражение на страницах романа |
Тема 3.18 «Мысль семейная» в романе «Война и мир» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Светское общество (семья Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных). |
2 | Соединение в романе идеи личного и всеобщего. |
3 | Символическое значение «войны» и «мира». |
4 | Женские образы романа. |
5 | Образ Наташи Ростовой. |
Тема 3.19 Духовные искания Андрея Болкон-ского, Пьера Безухова | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой |
2 | Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его без духовности и лжепатриотизма. |
Тема 3.20 Творчество Л.Н.Толстого | Контрольная работа №5 по темам 3.16-3.19 | 2 | 3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа№5: изучение лекционного материала; сообщения по теме «Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века». | 3 | |
Раздел 4. Русская литература на рубеже веков | | 20 | |
Тема 4.1 Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Роль искусства в жизни общества. |
2 | Полемика по вопросам литературы. |
3 | Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция». |
Тема 4.2 А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. |
2 | Новаторство Чехова. |
3 | Периодизация творчества Чехова. |
4 | Работа в журналах. Чехов – репортер. |
5 | Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. |
6 | Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. |
Тема 4.3 Чехов – драматург «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Комедия «Вишневый сад». |
2 | Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. |
3 | «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. |
4 | Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. |
5 | Расширение границ исторического времени в пьесе. |
Тема 4.4 И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность стихотворений Бунина. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
| Философичность лирики Бунина. |
| Тонкость восприятия психологии человека и мира природы |
| Осуждение бездуховности существования |
| Изображение «мгновения» жизни. |
| Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. |
| Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. |
Тема 4.5 Тема любви в творчестве И.А.Бунина | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Сборник «Темные аллеи». |
2 | Тема любви в творчестве И.А.Бунина |
Практическое занятие №7 Тема любви в рассказе «Темные аллеи» |
Тема 4.6 А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся» - внутренняя цельность и красота «природного» человека. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. |
2 | Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна |
3 | Осуждение пороков современного общества. |
4 | Повесть «Олеся». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. |
5 | Трагический смысл произведения. |
6 | Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. |
Тема 4.7 Русская литература на рубеже веков | Контрольная работа №6 по разделу №4 | 2 | 3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа№6: изучение лекционного материала; сообщения: «Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина», «А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя». | 6 | |
Раздел 5. Поэзия начала ХХ века. | | 25 | |
Тема 5.1 Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. |
| Константин Бальмонт, Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам |
| Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин. |
2 | Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее |
| разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. |
3 | Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма |
Тема 5.2 Истоки русского символизма | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских |
| символистов. |
2 | Связь с романтизмом. |
3 | Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения |
| слова, открытие тайн как цель нового искусства). |
4 | Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». |
| «Старшие символисты» |
Тема 5.3 Истоки акмеизма. Н.С. Гумилев | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Истоки акмеизма. |
2 | Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». |
3 | Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. |
4 | Идея поэта-ремесленника. Н.С. Гумилев. Сведения из биографии. |
5 | Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). |
6 | Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. |
7 | Своеобразие лирических сюжетов. |
Практическое занятие №8 Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. |
Тема 5.4 М. Горький. Жизнь и творчество Романтизм ранних рассказов Горького. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Ранние рассказы: «Челкаш», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». |
3 | Правда жизни в рассказах Горького. |
4 | Типы персонажей в романтических рассказах писателя. |
5 | Тематика и проблематика романтического творчества Горького. |
6 | Поэтизация гордых и сильных людей. |
7 | Авторская позиция и способ ее воплощения |
Тема 5.5 Пьеса «На дне». Изображение правды жизни философский смысл пьесы. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. |
2 | Герои пьесы. |
3 | Спор о назначении человека.Авторская позиция и способы ее выражения. |
4 | Новаторство Горького – драматурга. |
5 | Горький и МХАТ. Горький – романист. |
Тема 5.6 А. А. Блок. Жизнь и творчество. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», |
2 | Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О, я хочу |
3 | безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать». |
4 | Природа социальных противоречий в изображении поэта. |
5 | Тема исторического прошлого в лирике Блока. |
6 | Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. |
7 | Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», |
| неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика. |
Тема 5.7 С.А. Есенин. Художественное своеобразие творчества Есенина | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Спит |
| ковыль. Равнина дорогая», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская» |
3 | Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. |
4 | Художественное своеобразие творчества Есенина |
5 | Поэма «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. |
6 | Лирическое и эпическое в поэме. |
Тема 5.8 В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. Стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», |
2 | «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из |
| Парижа», «Прозаседавшиеся», «Облако в штанах», », «Лиличка!», «Люблю», |
| «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня». |
3 | Поэтическая новизна ранней лирики |
4 | Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. |
5 | Проблемы духовной жизни. |
6 | Характер и личность автора в стихах о любви. |
7 | Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». |
Тема 5.9 А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Психологическая глубина и яркость лирики Ахматовой. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Жизненный и творческий путь. |
2 | Стихотворения: «Сероглазый король», «Песня последней встречи», |
3 | «Сжала руки под темной вуалью», «Не с теми я, кто бросил земли..», |
4 | «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Муза». |
5 | Поэма «Реквием. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. |
6 | Темы любви к родной земле, к Родине. |
7 | Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы |
8 | Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. |
9 | Своеобразие лирики Ахматовой. |
10 | Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. |
Практическое занятие №9 Поэтическое мастерство А.Ахматовой. |
Тема 5.10 Поэзия начала ХХ века. | Контрольная работа №7 по разделу №5 | 2 | 3 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа №7: анализ лирического произведения, Сообщения на темы: «Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока», «Своеобразие лирики Ахматовой», «Творчество поэтов серебряного века» ( по выбору студента), конспект «Модернистские течения» | 5 | |
Раздел 6. Русская литература ХХ века. | | 25 | |
Тема 6.1 Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов. Творчество М. Зощенко | Содержание учебного материала | | |
1 | Сведения жизни и творчества. |
2 | Юмор и сатира в рассказах М.Зощенко. | 2 | 1.2 |
| 3 | Образ обывателя. |
Тема 6.2 М.А. Булгаков. Фантастическое и реалистическое в романе «Мастер и Маргарита». | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Роман «Мастер и Маргарита». |
3 | Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. |
4 | Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. |
5 | Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. |
6 | Воланд и его окружение |
7 | Любовь и судьба Мастера. |
8 | Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. |
9 | Своеобразие писательской манеры |
Тема 6.3 М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения из биографии. |
2 | Роман «Тихий Дон» (обзор). |
3 | Своеобразие жанра. Особенности композиции. |
4 | Столкновение старого и нового мира в романе. |
5 | Мастерство психологического анализа |
6 | Патриотизм и гуманизм романа. |
7 | Образ Григория Мелехова. |
8 | Трагедия человека из народа в поворотный момент истории |
9 | Женские судьбы. Любовь на страницах романа. |
10 | Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова |
11 | Своеобразие художественной манеры писателя. |
Тема 6.4 Творчество М.Зощенко, М.Булгакова, М.Шолохова | Контрольная работа №8 по темам 6.1-6.3 | 2 | 3 |
Тема 6.5 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). |
2 | Кинематограф героической эпохи. |
3 | Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков |
4 | Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. |
5 | Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе |
6 | Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. |
7 | Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. |
Тема 6.6 Произведения первых послевоенных лет | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, |
2 | противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях |
3 | Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева. |
4 | Новое осмысление проблемы человека на войне в повести В.Л.Кондратьева «Сашка» |
5 | Исследование природы подвига и предательства, философский анализ |
6 | поведения человека в экстремальной ситуации. |
Тема 6.7 Творчество А.Т.Твардовского. Лири-ческий герой поэмы «По праву памяти» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Сведения жизни |
2 | Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», |
| «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась в |
| война…»,». Поэма «По праву памяти». |
3 | Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского |
4 | Поэма «По праву памяти» – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. |
5 | Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. |
6 | Художественное своеобразие творчества А. Твардовского. |
Тема 6.8 Новые тенденции в литературе. Творчество А.И.Солженицына | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
1 | Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. |
2 | Изменения в общественной и культурной жизни страны |
3 | А.И. Солженицын. Сведения из биографии |
4 | «Матренин двор». Новый подход к изображению прошлого. |
5 | Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. |
6 | Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. |
Тема 6.9 Человек и природа в произведении В.П.Астафьева «Царь-рыба» | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
| Сведения жизни писателя. Проблема экологии души. |
| Проблема браконьерства |
Тема 6.10 «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
| Изображение жизни советской деревни. |
| Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с |
| землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, |
| В.М. Шукшин. Сведения из биографии. |
| Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал». |
| Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. |
| Художественные особенности прозы В. Шукшина. |
| Внеаудиторная самостоятельная работа№8: изучение лекционного материала, сообщения на тему: «Многообразие народных характеров в творчестве В. Шукшина», «Поэзия 60-х г.г. ХХ века», «Городская проза», конспект статьи « Тематика, нравственная проблематика Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко». | 5 | |
Дифференцированный зачет | | 2 | 3 |
Индивидуальный проект | Жизнь и творчество одного из русских поэтов-романтиков Романтическая баллада в русской литературе Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма Романтические повести в русской литературе Развитие русской литературной критики Пушкин в воспоминаниях современников Предки Пушкина и его семья Царскосельский лицей и его воспитанники Судьба Н. Н. Пушкиной Дуэль и смерть А. С. Пушкина Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников Любовная лирика Лермонтова Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников Мир Островского на сцене и на экране Мир купечества у Гоголя и Островского Крылатые выражения в произведениях А. Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д. И. Писарев, М. А. Антонович, И. С. Тургенев) Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир» Наташа Ростова — любимая героиня Толстого Тема дома в романе «Война и мир» Мой Толстой Мои любимые страницы романа «Война и мир» Тема интеллигентного человека в творчестве А. П. Чехова Мой любимый поэт второй половины XIX века Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве Новаторство Н. А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”) Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А. Некрасова Поэмы Н. А. Некрасова Н. А. Некрасов как литературный критик Произведения Н. А. Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И. А. Бунина Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького Тема любви в творчестве А. С. Пушкина и А. А. Блока Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского Тема Родины в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века Своеобразие языка Солженицына-публициста Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы История: три волны русской эмиграции Особенности массовой литературы конца ХХ— начала ХХI века | 20 | |
Всего | | 176 | |
Реализация учебной дисциплины Русский язык и литература. Литература требует наличия учебного кабинета
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
2. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2012
3 .Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2013.
4. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
5. Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2013.
6. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. ФГОС" Юрий Лебедев
7. Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.
8. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2014.
9. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. 10. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2014.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований и т.д.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.