СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Актуальные проблемы Отечественной истории VIII класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Актуальные проблемы Отечественной истории. Факультатив по Истории России для 8 класса. 35 часов.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Актуальные проблемы Отечественной истории VIII класс.»

ур.

Тема урока

К.Ч.

Тип

урока

Основные понятия, компетенции

Виды контроля

ДЗ

Сроки

П/Ф

Раздел: «Киевская Русь и раздробленность (IX-XIII вв.)». 10 ч.

1-2.

Норманнская теория и ее противники.

2

Школьная лекция

1. Расселение славян и появление протогосударств.

2. Норманнская теория и ее суть.

3. Критика норманнской теории в отечественной исторической науке.

Познават. задания

Зап. в тет.

1-2 сент., 4-9 сент.


3-4.

История крещения Руси.

2

Школьная лекция

1. Язычество на Руси.

2. Причины принятия христианства.

3. Князь Владимир.

4. Итоги принятия христианства.

Познават. задания

Зап. в тет.

11-16 сент.

18-23 сент.


5-6.

Раздробленность на Руси: случайность или закономерность?

2

Диспут

1. Причины раздробленности.

2. Последствия раздробленности.

3. Феодальные войны русских князей. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Познават.задан., дискуссия по теме

Зап. в тет.

25–29 сент.

9-14 окт.


7-8.

Русская культура в IX–XIII вв.

2

Урок-музей (с использованием слайд-презентации)

1. Традиции и обычаи русского народа.

2. Живопись.

3. Архитектура.

4. Литература.

Познават. задания

Зап. в тет.

16-21 окт. 23-28 окт.


9-10.

Почему Русь не устояла под натиском монголо-татар?

2

Урок-диспут

1. История нашествия.

2. Установление ига.

3. Причины поражения.

Познават.задан., дискуссия по теме

Зап. в тет.

6-11 нояб.

13-18 нояб.

Раздел II: «Русь в XIV – XVII». 7 ч.

11.

От Куликова поля до стояния на р. Угре.

1

Школьная лекция

1. Причины объединения русских земель вокруг Москвы.

2. отношения московских князей с Ордой.

3. Куликовская битва и ее историческое значение.

4. Освобождение от ордынской зависимости.

5. Русская культура в XIV – XV вв.

Познават. задания

Зап. в тет.

20-25 нояб.


12.

Русские правители XVI века: исторический портрет.

1

Школь-ный семинар

1. Василий III.

2. Елена Глинская.

3. Иван Грозный.

4. Федор Иоаннович.

5. Борис Годунов.

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.

27 нояб. – 2 дек.

13.

Первая Отечественная война русского народа (когда народ спасает Россию).

1

Школьная лекция сэлементам диспута

1. Причины возникновения Смутного времени.


Познават. задания

Зап. в тет.

4-9 дек.

14.

Смута. Феномен самозванства на Руси

1


История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II; причины появления самозванцев. Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.

11-16 дек.


15.

«Тишайший» царь и «бунташный» век.

1

Лабораторная работа (анализ источников: законов, указов, воспоминаний современников, фольклорных произведений)

1. Алексей Михайлович – правитель России.

2. Причины народных выступлений.



Творческая работа по группам

Зап. в тет.

18-23 дек.

16.

Крестьянская война 1670-1671 под предводительством Степана Разина

1


Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны. Причины поражения.

Познават.задан., дискуссия по теме

Зап. в тет.

9-13 янв.


17.

Основные этапы закрепощения крестьян. «Соборное уложение»

1


Судебник 1497 г. Судебник 1550г. «Заповедные лета». «Урочные лета». «Соборное уложение»

Творческая работа по группам

Зап. в тет.

15-20 янв.


Раздел III: Россия от Петра I до Екатерины II. 8 ч.

18-19.

Роль Петра I в истории Российского государства.

2

Урок-диспут

1. Биография Петра I.

2. Западники и славянофилы о Петре и его реформах.

Познават.задан., дискуссия по теме

Зап. в тет.

22-27 янв.

29 янв. – 3 февр.


20-21.

Северная война

2


Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны.

Творческая работа по группам

Зап. в тет.

5-10 февр 12-17 февр.


12.

Почему Россия пережила эпоху дворцовых переворотов?

1

Школьный семинар с элементами диспута.

1. Русские правители эпохи дворцовых переворотов.

2. Роль гвардии и дворянства в дворцовых переворотах.

3. Жизнь народа в эпоху дворцовых переворотов.

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.

19-24 февр.


23-24.

Личность и деятельность Екатерины II.

2

Школьная лекция.

1. Немецкая принцесса.

2. Приход к власти.

3. Реформы и не осуществленные проекты.

4. Крепостное право в эпоху Екатерины.

5. Итоги царствования.

Познават. задания

Зап. в тет.

26 февр. – 3 марта

5-10 марта


25.

Крестьянская война. Пугачев Е.И. и его сподвижники.

1


Причины, предпосылки, начало войны. Ход войны. Последствия войны.

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.


12-17 марта,

Раздел IV: Россия в XIX веке. 7 ч.

26.

Русские правители XIX в.: исторический портрет

1

Урок-семинар

1. Павел I.

2. Александр I.

3. Николай I.

4. Александр II.

5. Александр III.

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.


19-24 марта

27.

Письмо Чаадаева и дискуссия вокруг него.

1

Урок диспут

1. Письмо Чаадаева.

2. Критика взглядов Чаадаева среди современников.

3. Отношение потомков к выводам Чаадаева.

Познават.задан., дискуссия по теме

Зап. в тет.

2-7 апр.

28.

Декабристы.

1


Причины возникновения тайных дворянских организаций. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля: либеральные и радикальные тенденции в декабризме. Восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка. Влияние выступления декабристов на русское общество.

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.

9-14 апр.

29-30..

Реформы XIX в.

2

Школьный семинар с элементами диспута

1. Негласный комитет и деятельность М.М. Сперанского.

2. Реформаторская деятельность в годы царствования Николая I.

3. Реформа по отмене крепостного права.

4. Либеральные реформы.

5. Александр III - реформатор или реакционер (изменение в системе управления и образования).

Познават. задания, доклады учащихся

Зап. в тет.

16-21 апр. 23-28 апр.


31-32.

Внешняя политика в XIX в.

2

Лабораторная работа

1. Отечественная война 1812 г.

2. Крымская война и ее последствия.

3. балканская война 1877-78 гг.

4.Роль Российской империи на мировой арене на рубеже XIX – ХХ вв.

Творческая работа по группам

Зап. в тет.


7-12 мая

14-19 мая


33-35.

Защита реферата, НИР, мультимедийных презентаций

3

Лабораторная работа




21-26 мая

28-31 мая





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

VIIIкласс


Раздел: «Киевская Русь и раздробленность (IX-XIII вв.)». 10 ч.

Расселение славян и появление протогосударств.Норманнская теория и ее суть.Критика норманнской теории в отечественной исторической науке.Язычество на Руси.Причины принятия христианства.Князь Владимир.

Итоги принятия христианства.Причины раздробленности.Последствия раздробленности.Феодальные войны русских князей. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.Традиции и обычаи русского народа.Живопись.Архитектура.Литература.История нашествия на Русь монголо-татар. Установление ига.Причины поражения.


Раздел II: «Русь в XIVXVII». 7 ч.

Причины объединения русских земель вокруг Москвы. Отношения московских князей с Ордой.Куликовская битва и ее историческое значение.

Освобождение от ордынской зависимости.Русская культура в XIV – XV вв.

Русские правители XVI века: Василий III, Елена Глинская, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов.Причины возникновения Смутного времени.Самозванцы.История создания народных ополчений.Алексей Михайлович – правитель России.Причины народных выступлений.

Восстание Степана Разина.Церковный раскол.


Раздел III: Россия от Петра I до Екатерины II. 8 ч.

Биография Петра I.Западники и славянофилы о Петре и его реформах.

Роль Петра в развитии Воронежского края.Русские правители эпохи дворцовых переворотов.Роль гвардии и дворянства в дворцовых переворотах.Жизнь народа в эпоху дворцовых переворотов.Личность и деятельность Екатерины II: немецкая принцесса; приход к власти; реформы и не осуществленные проекты. Крепостное право в эпоху Екатерины.

Итоги царствования.


Раздел IV: Россия в XIX веке. 7 ч.

Русские правители XIX в.: исторический портрет: Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III.Письмо Чаадаева.Критика взглядов Чаадаева среди современников.Отношение потомков к выводам Чаадаева.1. Негласный комитет и деятельность М.М. Сперанского.Реформаторская деятельность в годы царствования Николая I.Реформа по отмене крепостного права. Либеральные реформы. Александр III - реформатор или реакционер (изменение в системе управления и образования). Отечественная война 1812 г.Крымская война и ее последствия. Балканская война 1877-78 гг.Роль Российской империи на мировой арене на рубеже XIX – ХХ вв.


Защита реферата, НИР, мультимедийных презентаций 3 часа








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ФАКУЛЬТАТИВА

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

VIII класс


Данный элективный курс предназначен для учащихся VIII класса предпрофильного гуманитарного направления, и рассчитан на 35 учебных часа.

Курс преследует три учебные цели:

  • с одной стороны, углубление и закрепление знаний полученных на уроках истории;

  • с другой стороны, повышение интереса школьников к предмету к его содержательной стороне;

  • кроме того, учащиеся осваивают различные формы научной работы, так как электив предусматривает использование разнообразных форм организации учебного времени (школьная лекция, семинар, лабораторная работа, урок-диспут, викторина);

  • повторение материала, ранее изученного в предыдущих классах, с целью успешной подготовки к сдаче выпускного экзамена по истории.

В связи с поставленными целями определяется структура и содержание элективного курса. Электив гармонично сочетается с базисным учебным курсом.

Курс следует ряду учебно-дидактических и воспитательных принципов.

Принцип развития. Первоначально доминирующей формой подачи информации является школьная лекция. Однако формат школьной лекции отличается от вузовской. Он не предполагает «начитку» информации. Преобладает эмоциональный рассказ, сопровождающийся наглядным материалом с использованием проблемного изложения. Однако уже на первых уроках учитель включает в лекцию элементы: семинарского занятия (краткие домашние сообщения учащихся), лабораторной работы (анализ документов, работа с историческими картами), диспута (организации обсуждения какой либо проблемы). После получения школьниками необходимых навыков, появляется возможность организовывать полноценные занятия – семинары, лабораторные, диспуты.

Принцип посильности. Использованная для электива литература, и само содержание курса доступны пониманию школьников и соответствуют психо-физиологическим возрастным особенностям учащихся. Сложные, требующие напряжения темы сочетаются в данном курсе с более лёгкими «развлекательными».

Принцип наглядности. Курс предусматривает использование широкого спектра наглядных пособий: карты, портреты, репродукции произведений изобразительного искусства и архитектуры, музыкальные произведения. Отдельно планируется проведение уроков-музеев с привлечением электронных презентаций (выполненных как учителем, так и самими учащимися) и видео фильмов.

Принцип гуманности. Рассматривая на фоне исторических событий этические проблемы, изучая биографии достойных сынов Отечества и биографии исторических «антигероев», приобщаясь к историческим дискуссиям, учащиеся впитывают нравственные идеалы человечества добра и справедливости, которые не зависят ни от типа цивилизации, ни от исторической эпохи.

Принцип коллективизма.Электив предусматривает командные виды работы на уроках диспутах, викторинах, лабораторных занятиях. Школьники учатся взаимодействовать со сверстниками, совместно выбирать решения, распределять по силам задания. Этот важный опыт необходим и в учебе, и в быту.

Элективные курсы бывают двух видов – тематические и вспомогательные. Тематические дают возможность углубленно изучить какую то одну тему. Например, по истории это могут быть темы: «История родного края», «Геральдика и рыцарский этикет», «Археология для школьников», «Сказка ложь да в ней намек: исторические знания в народных сказках и легендах» и т.д. Вспомогательные элективные курсы «привязаны» к изучаемому на уроках материалу, и имеют более обобщенное название: «Тайны истории», «Белые пятна прошлого», «Исторический портрет» и т.д.

Данный элективный курс носит, как уже отмечалось выше, именно вспомогательный характер. С чем связан такой выбор? В IX классе учащиеся только знакомятся с практикой элективных занятий, они еще не обладают в отличие от старших школьников необходимым арсеналом знаний и навыков для детального изучения отдельных исторических дисциплин. Вспомогательный курс – это трамплин к исследовательской работе.

В ходе изучения курса учащиеся должны знать: содержание учебного материала, основные понятия курса;

должны уметь: с учетом вновь полученных знаний, вести монологи и диалоги, логически аргументировать свои доводы в научных дискуссиях и спорах;

должны уметь использовать: знания полученные на элективе, пользоваться научной и научно-популярной литературой, уметь использовать информационные ресурсы по данной проблематике.


Ресурсное обеспечение программы:

1) Амелькин А.О., Кретинин С.В., Филюшкин А.И. Всемирная история в лицах для детей.

– Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2015.

2) История России: справочник школьника / Сост. Ф.С. Капица, В.А. Григорьев, Е.П.

Новикова, Г.П. Долгова. – М.: Филолог, 2017.

3)Лютых А.А. Русская история для детей и юношества, - Воронеж: Центрально-

Черноземное книжное издательство, 2016.

4) Корнилов А.А. Курс истории России XIX века, - М.: Высшая школа, 2017.

5) Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: ЭКСМО, 2017.

6) Пресняков А.Е. Российские самодержцы, - М.: КНИГА, 2015.

7) Панова В.И. История Воронежского края, – Воронеж, 2015.

8) Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника, – Воронеж, 2015.

9) Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 томах, М.: Наука, 2016.























Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №7 им. Воронцова В.М.



«Рассмотрено» на заседании МО

Протокол №__ от _____ 201____

___________________________

подпись ФИО

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

__________________________

подпись ФИО

«___» августа 201___


«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназия №7

им. Воронцова В.М.

_______________Последова Т.Л.

Приказ №____ от ______201____











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

VIII класс

35 часов

2017 – 2018 учебный год








Разработчик программы:

Воронков Дмитрий Павлович









Воронеж – 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!