СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс Введение в общую биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандарта формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 9 класс Введение в общую биология»

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Повторение

Дата


Формируе-мые

компетен-ции

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудова-ние

Практическая деятельность

Фактическая

Планируемая


Введение. (2 ч)



Основные понятия:

Биология, микология, бриология, альгология, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология.

Факты.

Биология как наука.

Процессы.

Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация.


Основные понятия

Наука,

Научные факты,

Гипотеза, теория

Факты.

Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдения, описание

Дать определение термину биология.

Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формулировать определение основных понятий.

Объяснять роль биологии в современном обществе.

Перечислять методы научного исследования.

Описывать этапы научного исследования.

Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения. Самостоятельно формулировать определении основных понятий. Выделять область применения методов исследования в биологии.

1.

Введение .Биология – наука о жизни.

Методы исследования.

Комбинированный урок.

Методы исследования.

Комбинированный урок.

Подготовиться к контрольной работе.

. Д.з. . §1,в. §2,в



02.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные



Иллюстрации к уроку

Иллюстрации к уроку


(1)



2

(2)

Срезовая контрольная работа.

Сущность жизни и свойства живого.

Комбинированный урок.

Д.з. . §3,в.


05.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость

Факты

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел.

Обмен веществ, процессы синтеза, распада.

Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Дать определение понятия жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказать, что живые организмы – открытые системы.

Иллюстрации к уроку

Тесты за 8 класс

Раздел 1. Уровни организации живой природы.


Тема 1.1. Молекулярный уровень. ( 10 ч)

.

1.

(3)

Молекулярный уровень.

Урок – изучение и первичное закрепление знаний.

Д.з. §1.1,,в.


09.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Мономер, полимер, биополимер, углеводы.

Факты

Уровни организации живой природы.

Молекулярный уровень как биологическая система.

Универсальность биополимеров.

Принцип организации биополимеров. Классификация углеводов. Функции углеводородов в живых организмах: энергетическая, строительная, информационная.

Приводить примеры биополимеров. Назвать:

- процессы, происходящие на молекулярном уровне;

- уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Раскрывать сущность принципа организации биополимеров.

Приводить примеры, относящиеся к углеводородам.

Характеризовать биологическую роль углеводов


ИКТ


2

(4)

Углеводы.

Урок – изучение и первичное закрепление знаний.

Д.з.1.2,в.повт. §1.1,,


12.09



Классифицировать углеводы по группам.

Приводить примеры, относящиеся к углеводородам.

Характеризовать биологическую роль углеводов

Таблицы к уроку


.

3.

(5)

Липиды.

Комбинированный урок.

Д.з. §1.3,в.

Повторить §1.1,,1.2


16.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Липиды, гормоны

Факты

Строение и функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная.

Приводить примеры веществ, относящихся, а липидам. Характеризовать биологическую роль липидов.

Схемы и таблицы к уроку


4.

(6)

Состав и строение белков.

Комбинированный урок

Д.з. §1.4,в.


19.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация.

Факты

Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Объекты

Молекула белка

Назвать продукты, богатые белками.

Узнать пространственную структуру молекулы белка.

Назвать:

- связь, образующую первичную структуру белка;

- вещество – мономер белка;

Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы.

Описывать механизм денатурации белка.

Определять признак деления белков на простые и сложные.

Схемы и таблицы к уроку


5

(7)

Функции белков.

Д.з. §1.5,


23.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Фермент, гормон

Факты

Функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Нахождение в организме белков, выполняющих различные функции.

Основные понятия

Структура молекулы белка – фермента: белков и коферментов.

Структура фермента, специфичность.

Условия катализа: концентрация фермента и вещества, температура, давление, реакция среды.


Назвать функции белков. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ. Давать определение основным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Объяснять причины многообразия функций белков. Характеризовать проявление функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии. Воспроизводить определения следующих терминов: фермент, катализ, катализатор.

Участие катализаторов в химических реакциях.

Схемы к уроку


6.

(8)

Ферменты.

Комбинированный урок.

Д.з. §, 1.8, в.

Повторить §1.4


26.09

7.



(9)

Нуклеиновые кислоты.

Комбинированный урок

Д.з. §1.6,в.


30.09

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Нуклеиновые кислоты

Факты

Нуклеиновые кислоты – биополимеры. ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК – рибонуклеиновая кислота. Нуклеотид – мономер нуклеиновых кислот. Строение нуклеотида: азотистое основание, углевод (рибоза, дезоксирибоза), остаток фосфорной кислоты. Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке (ядро, митохондрии, пластиды). Виды РНК : рибосомные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот.

Закономерности

Принцип комплементарности.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Назвать: - нахождение молекулы ДНК в клетке;

- мономер нуклеиновых кислот.

Перечислить виды молекул РНК и их функции.

Доказывать, что нуклеиновые кислоты – биополимеры.

Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.


Схемы к уроку


8



(10)

АТФ и другие органические вещества.

Комбинированный урок.

Д.з. §1.7,в.


.04.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Макроэргическая связь

Факты

АТФ – универсальный источник энергии.

Процессы.

Механизм освобождения и выделения энергии.

Назвать структурные компоненты и функции АТФ. Описать механизм освобождения и выделения энергии.

Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими.

Характеризовать биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме.

Таблицы к уроку


9

(11)

Вирусы. Д.з. §1.9,в.

Повторить §1.1-1,8


07.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Капсид, паразит.

Факты

Вирусы – внутриклеточные паразиты.

Признаки живого: размножение, наследственность, изменчивость.

Объекты

Вирусы


Дать определение термину «паразит».

Перечислить признаки живого.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами.

Описывать цикл развития вирусов.

Выделять особенности строения вирусов.

Иллюстрации к уроку

ИКТ


10.

(12).

Контроль знаний по теме «Молекулярный уровень»

Д.з. индивидуальные задания; повторить по Б -8 П.7, Б-6 П.2.

индивидуальные задания.

Комбинированный урок.

§1.9,в.


10.10




.


Тест по теме «Молекулярный уровень»












Тема 1.2. Клеточный уровень. (15 ч)

.

1.

(13)

Основные положения клеточной теории.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §2.1,в.


14.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Цитология

Факты

Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов.

Клетка как биосистема.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть:

- жизненные свойства клетки;

- положения клеточной теории;

Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина «теория».

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка – живая структура.

Таблицы «Растительная и животная клетки»



2.





(14)

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Комбинированный урок.

Д.з. §2.2,в.


17.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятья: Органоиды цитоплазмы,

Пищеварительная вакуоль

Факты

Строение и функции клеточной мембраны.

Функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клеток.

Объекты

Строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, расположение белков.

Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану.

Называть:

-способы проникновения веществ в клетку;

- функции клеточной мембраны.

Описывать строение клеточной мембраны.

Характеризовать функции клеточной мембраны.

Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.

Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Таблицы «Растительная и животная клетки»

ИКТ



3.

(15)

Органоиды цитоплазмы.

Комбинированный урок.

Д.з. §2.4,2.5.(лизосомы).


21.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Органоиды цитоплазма: эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы их структура и функции.

Объекты органоиды цитоплазмы




Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Назвать:

- органоиды цитоплазмы;

- функции органоидов.

Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

Таблицы «Растительная и животная клетки»ИКТ


.

4

(16).

Органоиды цитоплазмы

(продолжение).

Комбинированный урок

Д.з. ,§2.6.

Повторить §2.1,-2,5


24.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Кристы, граны, цитоскелет, центриоли

Факты

Органоиды цитоплазмы: митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значение в метаболизме клетки.

Особенности строения растительной клетки.

Объекты

Митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.

описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Назвать:

- органоиды цитоплазмы;

- функции органоидов.

Отличать виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

Таблицы «Растительная и животная клетки».



ИКТ



5.

(17)

Ядро.

Комбинированный урок.

Д.з. . §2.3


28.10

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариотип, прокариоты, соматические клетки, эукариоты, хромосомы

Факты

Функции ядра- деление клетки.

Узнать по рисунку структурные компоненты ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание определений .

Объяснять механизм образования хромосом.

Таблицы «Растительная и животная клетка»

ИКТ


.

6.

(18)

Различие в строени клеток эукариот и прокариот.

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа

Д.з. . §2.7.


31.11

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Прокариоты, анаэробы

Факты

Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения.

Отсутствующие органы: ЭПС, митохондрии, пластиды.

Значение образования спор у бактерий.

Условия гибели спор.

Объекты

Клетки прокариот.

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать особенности клеток бактерий.

Объяснять значение спор для бактерий.

Описывать механизм спорообразования.

Таблица «Бактерии»

ИКТ

Описать рис.30 на с.59 учебника.

Практическая работа

«Изучение клеток прокариот».

Практическая работа «Изучение клеток растений и животных»


.









7.

(19)

Метаболизм.

Ассимиляция и диссимиляция.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Д.з. §2.8.

Повторить §2.2-2.5


11.11

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Факты

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Синтез белков и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ.

Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Различать процессы ассимиляции и диссимиляции.

Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.


Материалы диска «Биология. Репетитор».

.

8

(20)

Энергетический обмен.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Д.з.§2.9.


14.11

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Гликолиз, брожение, дыхание

Факты

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.

Результаты преобразования энергии.

Процессы

Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление.

Анализировать определения терминов гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять и раскрывать сущность этапов клеточного дыхания.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.


Материалы диска «Биология. Репетитор».


9

(21)

Питание клетки. Хемосинтез.

Комбинированный урок.

Д.з. . §2.10, 2.11 стр.68-69.


18.11

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы

Факты

Источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия химических реакций.

Наличие хлорофилла – условие автотрофного питания.

Объекты

Нитрифицирующие бактерии.

Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Описывать механизм хемосинтеза.

Классифицировать организмы по способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов.

Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений.


Материалы диска «Биология. Репетитор».

.

10.



(22)

Фотосинтез.

Комбинированный урок.

Д.з. . §2.11,в.


21.11

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Питание, фотосинтез, фотолиз

Факты

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений.

Процессы

Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Дать определение терминам питание, автотрофы, фотосинтез.

Назвать: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла.

Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

Схема «Фотосинтез»

ИКТ


11

(23)

Гетеротрофы

Д.з. . §2.12,в.


25.11



Дать определение терминам питание, гетеротрофы,



.

12.

(24)

Биосинтез белков.

Комбинированный урок.

Д.з. . §2.13, стр.70-73.


28.11

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция

Факты

Затраты энергии – условие для синтеза белков.

Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Процессы

Механизм транскрипции, механизм трансляции.

Закономерности

Принцип комплементарности.

Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков).



Давать определения терминам: ассимиляция, ген.

Назвать: - свойства генетического кода;

- роль и-РНК, Т-РНК в биосинтезе белка.

Объяснять сущность генетического кода.

Описывать процесс биосинтеза белка по схеме.

Характеризовать:

- механизм транскрипции;

- механизм трансляции.

Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Схема «Биосинтез белка».



ИКТ


.

13.

(25)

Биосинтез белков.

Комбинированный урок.

Д.з. . §2.13 – весь.

Повторить §2.10-2.12










02.12






Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные



.

14.

(26)

Деление клетки. Митоз.

Комбинированный урок.

Д.з. . §2.14,в.

Повт. § 2.1- 2.13,

Повторить материал о размножении живых организмов по учебнику 6 класса


05.12

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды.

Факты

Деление клетки эукариот.

Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот.

Процессы

Размножение


Приводить примеры деления клетки у различных организмов.

Назвать:

- процессы, составляющие жизненный цикл клетки;

- фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Объяснять биологическое значение митоза.

Схема «Деление клетки. Митоз»


.

15.

(27)

Обобщение по теме «Молекулярный и клеточный уровень»

Урок – обобщение

Д.з. повторить § 2.1- 2.13


09.12

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Обобщить знания о строении клетки,органоидов,повторить особенности протекания энергетического и пластического обмена.


Тест по теме

клеточный уровень

.

.








Тема 1.3. Организменный уровень. (14 ч)

.

1.

(28)

Размножение организмов.

Бесполое размножение.

Комбинированный урок.

Д.з. . §3.1,в.

Заполнить таблицу бесполое размножение.


12.12

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Факты

Сущность и формы размножения.

Бесполое размножение – древнейший способ размножения.

Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.

Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию размножение.

Назвать: - основные формы размножения;

- виды полового и бесполого размножения;

- способы вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Схемы к уроку.



ИКТ


.

2.



(29)

Половое размножение.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение .


Комбинированный урок

Д.з. . §3.2, 3.3.


16.12

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Гаметогенез, мейоз, коньюгация, перекрёст хромосом

Факты

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение.

Объекты

Половые клетки: строение, функции.

Процессы

Образование половых клеток (гаметогенез) Основные понятия

Гаметогенез, мейоз, коньюгация, перекрёст хромосом

Факты

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение.

Объекты

Половые клетки: строение, функции.

Процессы

Образование половых клеток (гаметогенез)

Основные понятия

двойное оплодотворение, семязачаток, спермий, пыльцевая трубка, вегетативная клетка, эндосперм

Узнать и описать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножений.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять: - биологическое значение полового размножения ;

- сущность и биологическое значение оплодотворения;

- причины наследственности и изменчивости.

Узнать и описать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножений.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять: - биологическое значение полового размножения ;

- сущность и биологическое значение оплодотворения;

- причины наследственности и изменчивости. Объяснить по схеме процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений


Схемы и иллюстрации к уроку





ИКТ


.

.

3

(30)

Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов..

Комбинированный урок

Д.з. .§3.4 – записи в тетради. повторить § 2.14 § 3.1-3.3


19.12


Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные

Основные понятия

Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез

Факты

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы.

Эмбриональный период


. Дать определение понятиям онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.

Характеризовать: - сущность эмбрионального периода развития организмов;

- рост организма.

Таблица к уроку

ИКТ







развития.

Процессы

Дробление, гаструляция, органогенез

Закономерности

Заход зародышевого сходства (закон К.Бэра).

Основные понятия

Постэмбриональный период.

Факты

Постэмбриональный период развития.

Формы постэмбрионального периода развития.

Прямое и непрямое развитие, постэмбрионалиное развитие.

Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы

Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение.

Анализировать и оценивать: - воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов;

- факторы риска для здоровья.

Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек.

Называть: -начало и окончание постэмбрионального развития;

- виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Схема к уроку



4.

(31)

.

Постэмбриональный период.

Комбинированный урок.

Д.з. .§3.4, стр.96-99.


23.12

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез

Факты

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы.

Эмбриональный период развития.

Процессы

Дробление, гаструляция, органогенез

Закономерности

Заход зародышевого сходства (закон К.Бэра).

Основные понятия

Постэмбриональный период.

Факты

Постэмбриональный период развития.

Формы постэмбрионального периода развития.

Прямое и непрямое развитие, постэмбрионалиное развитие.

Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы

Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение.

Дать определение понятиям онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.

Характеризовать: - сущность эмбрионального периода развития организмов;

- рост организма.

Анализировать и оценивать: - воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов;

- факторы риска для здоровья.

Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек.

Называть: -начало и окончание постэмбрионального развития;

- виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие.

Схемы и иллюстрации к уроку.

Схемы к уроку


5

(32)

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем.

Моногибридное скрещивание.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Д.з. .§3.5,

.решить задачу


26.12

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии

Факты

Использование Г.Менделем гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей

Давать определение понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивая

Схемы к уроку

ИКТ




6.

(33)

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.

Урок комплексного применения ЗУН

Д.з.§3.6.


13.01

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Генотип, гетерозигота, гомозигота, доминирование, фенотип

Факты

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание. Цитологические основы.

Закономерности

Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1.

Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1


Дать определение терминам.

Описывать механизм неполного доминирования.

Выделять особенности механизма неполного доминирования.

Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотипа; по схеме число типов гамет.

Иллюстрации учебников



ИКТ


7



(34)

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

Урок комплексного применения ЗУН.

Д.з. .§3.7.



Решить задачи


16.01

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип

Факты

Условия проявления закона независимого наследования.

Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1

Процессы

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности

Закон независимого наследования


Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать: - содержание определений основных понятий;

- схему дигибридного скрещивания.

Составлять схемы дигибридного скрещивания.

Иллюстрации учебника



ИКТ


8.

(35)

Взаимодействие генов.

Комбинированный урок.

Д.з. .§3.9.


20.01

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип

Процессы

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Дать определение терминам.

Приводить примеры:

- аллельного взаимодействия генов;

- неаллельного взаимодействия генов.

Назвать характер взаимодействия неаллельных генов. Описать проявление множественного действия генов.



9.

(36)

Сцепленное наследование .

Комбинированный урок

Д.з. .§3.8.


23.01

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Гомологичные хромосомы, локус гена, коньюгация, сцепленные гены

Факты

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана.

Перекрёст хромосом – источник генетической изменчивости.

Процессы

Сцепленное наследование

Закономерности

Закон Т.Моргана.

Дать определение терминам: гомологичные хромосомы, коньюгация.

Определять сущность законов Г.Менделя и Т.Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснить причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Иллюстрации учебников












10.

(37)

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Практикум (решение задач по генетике)

Урок – практикум

Урок – изучения и первичного закрепления новых знаний

Д.з. .§3.10.

Повторить § 3.5- 3.9 решить задачи.


27.01

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы

Факты

Соотношение 1:1 полов в группах животных и человека.

Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Процессы

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Дать определение термину аутосомы. Назвать: - типы хромосом в генотипе;

- Число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы.

Определять причину отношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.


Иллюстрации к урокуИКТ

Практикум (решение задач по генетике)


11

(38)

Модификационная изменчивость.

Комбинированный урок.

П.3.11.


30.01

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Вариационная кривая

Изменчивость, модификация, норма реакции

Факты

Изменчивость – свойство организмов. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы

Наследование способности проявлять признак в определённых условиях.

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:

- ненаследственной изменчивости;

- нормы реакции признаков;

- зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Характеризовать модификационную изменчивость.

Иллюстрации к уроку



ИКТ


12.



(39)

Мутационная изменчивость

Урок комплексного применения ЗУН

Д.з. .§3.12.

Повторить § 3.11


03.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Геном

Изменчивость

Мутации

Мутаген Полиплоидия

Факты

Изменчивость - свойство орга­низмов. Основные формы изменчивости.

Виды мутаций по степени изме­нения генотипа: генные, хромо­сомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов.

Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и из­менчивости при выведении новых сортов растений. Процессы

Механизм появления полипло­идных растений.

Давать определение терминам

изменчивость. Называть

основные формы изменчиво-

сти;

вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мута­ций.

Называть:

виды наследственной измен­чивости;

уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями и мерах их профилактики. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Схемы и

иллюстрации к

уроку.

ИКТ

Выполнение

практической

работы

«Выявление

изменчивости организмов» и выводы к ней.

13.

(40)

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Комбинированный урок.

Д.з. .§3.13.



06.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Гомологический ряд Селекция Факты. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. Процессы. Независимое одомашнивание близких растений

в различных центрах. Объекты. Семейство Злаковые. Закономерности. Учение о центрах происхождения культурных растений.

Закон гомологических рядов на­следственной изменчивости.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития се-

лекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных расте­ний с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Портрет учёного, географическая карта.


.

.14

(41)

Основные методы селекции. Зачёт по теме «Организменный уровень

Комбинированный урок.

Д.з. §3.14.


10.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

"Гетерозис Гибридизация Депрессия Мутагенез Чистая линия

Факты

Основные методы селекции: гиб­ридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процессы Биотехнологические процессы.

Тестовая контрольная работа из заданий разных видов

Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм.

Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: пород животных и сортов куль­турных растений; использования микроорганиз­мов в микробиологической про­мышленности.

Характеризовать методы се­лекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности лю­дей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного произ­водства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Иллюстрации к

уроку.

Материалы

диска

«Биология Репе-

титор».







Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень . (3 ч )

1

(42)

Критерии вида.

Комбинированный урок

Д.з. . §4.1.


13.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Вид, виды-двойнитки, ареал

Факты

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, экологический, генетический, исторический.

Совокупность критериев –условие обеспечения ценности и единства вида

Приводить примеры видов животных и растений.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание понятия вид.

Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Иллюстрации к урока



2.

(43)

Популяции.

Комбинированный урок

Д.з. . §4.2.


17.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Популяция

Факты

Популяционная структура вида.

Экологические и географические характеристики популяции.

Популяция –элементарная эволюционная единица.

Назвать признаки популяций.

Приводить примеры практического значения изучения популяций.

Анализировать содержание определения понятия – популяция. Отличать понятие вид и популяция

Иллюстрации к уроку


3

(44)

Биологическая классификация

Д.з. . §4.3.

Повторить § 4.1- 4.2


20.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Систематика, двойные названия видов, систематические категории


Таблицы классификация растений и животных



Тема 1.5. Экосистемный уровень. ( 8 ч)

1

(45)

Сообщество. Экосистем.

Биогеоценоз.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Д.з. . §5.1.


24.02

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Экология, популяция, биогеоценоз, экосистема.

Факты

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды.

Естественные и искусственные экосистемы.

Популяция – элемент экосистемы.

Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем.

Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Назвать.

- пример изучения экологии;

- компоненты биогеоценоза;

- признаки биологического объекта – популяции.

Иллюстрации к уроку.

Таблица ярустность в лесу


2

(46)

Состав и структура сообществ Д.з. . §5.2.


27.02

Учебно-

познава-тель ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Видовое разнообразие.

Жизненная форма.

Приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных





«Составление

3

(47)

Потоки веществ и

энергии в экосистеме.

Составление схем передачи веществ и энергии.

Урок комплексного применения ЗУН

Д.з. . . §5.3


03.03.

Учебно-

познава-тель ные,

информа-

ционные


Морфологическая структура.

Пространственная структура.

Трофическая структура.

Факты

Экосистемная организация живой природы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп.

Пространственная и морфологическая структура сообществ.

Трофическая структура биоценоза.

Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты –производители, редуценты.

Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие.

Объекты

Биоценоз.

животных. Называть факторы, определяющие видовое разнообразие.

Характеризовать:

- структуру наземных и водных экосистем;

- роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.

Иллюстрации к уроку

Практическая работа





«Составление

схем передачи веществ и энергии» и выводы к ней.

4

(48)

Продуктивность сообщества Д.з. . . §5.4

Урок комбинированный


06.03


Продуктивность,первичная и вторичная сукссесия


ИКТ


.

5.

(49)

Саморазвитие экосистемы.

Комбинированный урок

Д.з.§5.5.


10.03

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Экологическая сукцессия

Факты

Факторы существования равновесной системы в сообществе.

Первичная и вторичная сукцессии.

Назвать типы сукцессионных изменений, факты, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Описывать свойства сукцессии.

Схемы и иллюстрации к уроку.


6(50)

Экологические факторы. Условия среды. Влияние факторов на организмы

Комбинированный урок

Д.з.§9.1-9.2


13.03


Абиотические, биотические, антропогенные факторы

Температура ,влажность ,свет

Пищевые ресурсы ,энергетические ресурсы


Таблицы среды жизни


7(51)

Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Д.з.§9.4-9.5


17.03


Жизненные формы, комменсализм ,мутуализм ,конкуренция


Таблицы «жизненные формы растений и животных»


8(52)

Экскурсия в биоценоз Д.з.отчет об экскурсии


20.03






Тема 1.6. Биосферный уровень. ( 4 ч)


1.

(53)

Биосфера. Среды жизни.

Д.з.§6.1


31.03

Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Биосфера, абиотические факторы

Факты

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни.

Теория

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Дать определение понятию биосфера.

Назвать:

- признаки биосферы;

- структурные компоненты и свойства биосферы.

Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.


Схемы и иллюстрации к уроку.


2

(54)

Круговорот веществ в биосфере.

Комбинированный урок

Д.з. .§6.3 Средообразующая деятельность организмов.

Д.з. .§6.2.


03.04

3

(55)

Круговорот веществ в биосфере.

Комбинированный урок

Д.з. .§6.3 повторить .§6.1-6.2.




4

(56)

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользо­вания.

Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Урок

комплексного

применения ЗУН.

Практическая

работа

Д.з. §10.2 и §10.3.




Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Факты:

Классификация природных ре­сурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые).

Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздей­ствия на биоценозы. Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования. Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биологического разнообразия.

Процессы

Стратегии природопользования. Экологический кризис и его по­следствия.

Приводить примеры:

- неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов;

- агроэкосистем.

Называть: - антропогенные факторы воз­действия на биоценозы;

- факторы (причины), вызываю­щие экологический кризис. Раскрывать:

- роль человека в биосфере;

- сущность рационального при­родопользования.

Выявлять особенности агроэкосистемы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природ­ных ресурсов в жизни человека.

Схемы и иллюстра-

ции к уроку.

Выполнение практической работы «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» и выводы к ней.


Раздел 2. Эволюция органического мира. ( 7 ч )


.

1.

(57)

Развитие эволюци­онного учения. Работы Ч. Дарвина. Д.з. .§7.1.



Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Эволюция

Искусственный отбор

Борьба за существование. Естественный отбор Наследственная изменчивость

Факты

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естест­венных наук

Учение Ч. Дарвина об искусст­венном отборе для объяснения эволюции живых организмов.

Наследственная изменчивость и борьба за существование -движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая,

борьба с неблагоприятными физическими условиями. Есте­ственный отбор - движущая сила эволюции.

Давать определение понятию эволюция.

Выявлять и описывать пред­посылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многооб­разия домашних животных и культурных растений.

Давать определение поня­тиям: наследственная измен­чивость, борьба за существо­вание. Называть: основные положения эволюци­онного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существова­ние и приводить примеры про­явления.

Иллюстрации к уроку

Портреты ученых Ч.Дарвина

Ламарка









ИКТ



2

(58)

Изменчивость организмов.

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение. Д.з. .§7.2. §7.3



3

(59)

Борьба за существо­вание и естественный отбор.

Урок изучения и пер­вичного закрепления новых знаний.

Д.з.§, 7.4.



4

(60)

Формы

естественного

отбора.

Комбинированный

урок.

Д.з. §7.5,



5



(61)

Изолирующие механизмы.

Видообразование.

Комбинированный урок

§7.6, §7.7,



Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Естественный отбор

Факты

Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм есте­ственного отбора - изменения условий среды.

Процессы

Естественный отбор.

Давать определение основ­ному понятию.

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естественно­го отбора.

Характеризовать формы ес­тественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.



6(62)

Макроэволюция .основные закономерности эволюции.


Комбинированный урок

§7.8, §7.9,

Повторить .§7.1.




Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Микроэволюция

Факты

Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы. Видообразование. Закономерность Видообразование -результат эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видо­образования.

Анализировать содержание определений понятия микроэво­люция.

Доказывать зависимость ви­дового разнообразия от условий жизни.

ИКТ



7(63)

Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

Обобщение по теме «Основы учения об эволюции» повторить .§7.1-7.9




Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Макроэволюция

Ароморфоз

Идиоадаптация Дегенерация

Адаптация (приспособленность

вида к условиям окружающей

среды)

Факты

Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Приспособительные особенности

растений и животных.

Процессы

Макроэволюция.

Пути достижения биологического

прогресса.

Давать определения поня-

тиям: ароморфоз, идиоадаптация,

общая дегенерация. Называть

основные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия микроэво­люция и макроэволюция.

Раскрывать, содержание по­нятия

приспособленность вида к усло­виям окружающей среды. Называть основные типы при­способлений организмов к окру­жающей среде.

Карточки с заданиями

Тест «Основы учения об эволюции


Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. (7 ч)

1

(64)

Гипотезы возникновения жизни.

Комбинированный урок

Д.з.8.1

повторить .§1.1-1.9



Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные


Основные понятия

Гипотезы, коацерваты пробионты.

Факты

Гипотезы происхождения жизни на земле.

Абиогенное происхождение живой природы.

Характеризовать современные представления о возникновении жизни.

Иллюстрации к уроку

Портрет Опарина.



ИКТ



.2

(65)


Гипотеза Опарина – Холдейна.

Современные гипотезы происхождения жизни.

Урок – лекция

Д.з. Д.з.§ 8.2-8.3 повторить §2.1-2.14

3.

(66)

Основные этапы развития жизни на земле.

. Комбинированный урок


Д.з. конспект урока.§8.4 повторить Д.з.§3.1-3.14



Учебно-

познава-тель-

ные,

информа-

ционные

Основные понятия

эпохи, эры, периоды, палеонтология, архей, протерозой, палеозой, мезозой кайнозой


Описывать этапы развития жизни на земле.

Выявлять основные ароморфозы.

Иллюстрации к уроку

Таблица «Развитие жизни на земле» ИКТ


4

(67)

Развитие жизни на земле. Эра древней жизни.

Развитие жизни в протерозое и палеозое

Урок изучения нового материала..

Д.з. .§8.5-8.6

повторить §4.1-5.5




Основные понятия

эпохи, эры, периоды, палеонтология, архей, протерозой, палеозой, мезозой кайнозой

кистеперые рыбы, трилобиты ,карбон

Описывать этапы развития жизни на земле.

Выявлять основные ароморфозы.

Иллюстрации к уроку

Таблица «Развитие жизни на земле ИКТ


5

(68)

Развитие жизни в мезозое. Комбинированный урок

Д.з. конспект урока.§8.7

повторить .§6.1-7.9




Триас ,юра ,мел ,динозавры ,сумчатые и плацентарные млекопитающие

Описывать этапы развития жизни на земле.

Выявлять основные ароморфозы.

Иллюстрации к уроку

Таблица «Развитие жизни на земле ИКТ


6

(69)

Развитие жизни в кайнозое. Комбинированный урок.

Д.з. конспект урока.§8.8повторить.

§8.1.-8.7




Палеоген, неоген ,антропоген

Описывать этапы развития жизни на земле.

Выявлять основные ароморфозы.

Иллюстрации к уроку

Таблица «Развитие жизни на земле ИКТ


7

(70)

Обобщающий урок по разделу «Возникновение и развитие жизни на земле» .повторить.

§8.1.-8.8





Обобщить и повторить знания о возникновении жизни на земле.

Карточки с заданиями.

Тест по теме

«Возникновение и развитие жизни на земле»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!