№ | Тема урока Тип урока Домашнее задание Повторение | Дата | Формируе-мые компетен-ции | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оборудова-ние | Практическая деятельность |
Фактическая | Планируемая |
| Введение. (2 ч) | | | Основные понятия: Биология, микология, бриология, альгология, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология. Факты. Биология как наука. Процессы. Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. Основные понятия Наука, Научные факты, Гипотеза, теория Факты. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдения, описание | Дать определение термину биология. Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Объяснять роль биологии в современном обществе. Перечислять методы научного исследования. Описывать этапы научного исследования. Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения. Самостоятельно формулировать определении основных понятий. Выделять область применения методов исследования в биологии. |
1. | Введение .Биология – наука о жизни. Методы исследования. Комбинированный урок. Методы исследования. Комбинированный урок. Подготовиться к контрольной работе. . Д.з. . §1,в. §2,в | | 02.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Иллюстрации к уроку Иллюстрации к уроку | |
(1) |
| |
2 (2) | Срезовая контрольная работа. Сущность жизни и свойства живого. Комбинированный урок. Д.з. . §3,в. | | 05.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза, распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Дать определение понятия жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказать, что живые организмы – открытые системы. | Иллюстрации к уроку | Тесты за 8 класс |
Раздел 1. Уровни организации живой природы. |
Тема 1.1. Молекулярный уровень. ( 10 ч) |
. 1. (3) | Молекулярный уровень. Урок – изучение и первичное закрепление знаний. Д.з. §1.1,,в. | | 09.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Мономер, полимер, биополимер, углеводы. Факты Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень как биологическая система. Универсальность биополимеров. Принцип организации биополимеров. Классификация углеводов. Функции углеводородов в живых организмах: энергетическая, строительная, информационная. | Приводить примеры биополимеров. Назвать: - процессы, происходящие на молекулярном уровне; - уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. Приводить примеры, относящиеся к углеводородам. Характеризовать биологическую роль углеводов | ИКТ | |
2 (4) | Углеводы. Урок – изучение и первичное закрепление знаний. Д.з.1.2,в.повт. §1.1,, | | 12.09 | | | Классифицировать углеводы по группам. Приводить примеры, относящиеся к углеводородам. Характеризовать биологическую роль углеводов | Таблицы к уроку | |
. 3. (5) | Липиды. Комбинированный урок. Д.з. §1.3,в. Повторить §1.1,,1.2 | | 16.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Липиды, гормоны Факты Строение и функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. | Приводить примеры веществ, относящихся, а липидам. Характеризовать биологическую роль липидов. | Схемы и таблицы к уроку | |
4. (6) | Состав и строение белков. Комбинированный урок Д.з. §1.4,в. | | 19.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация. Факты Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Объекты Молекула белка | Назвать продукты, богатые белками. Узнать пространственную структуру молекулы белка. Назвать: - связь, образующую первичную структуру белка; - вещество – мономер белка; Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные. | Схемы и таблицы к уроку | |
5 (7) | Функции белков. Д.з. §1.5, | | 23.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Фермент, гормон Факты Функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. Нахождение в организме белков, выполняющих различные функции. Основные понятия Структура молекулы белка – фермента: белков и коферментов. Структура фермента, специфичность. Условия катализа: концентрация фермента и вещества, температура, давление, реакция среды. | Назвать функции белков. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ. Давать определение основным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многообразия функций белков. Характеризовать проявление функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии. Воспроизводить определения следующих терминов: фермент, катализ, катализатор. Участие катализаторов в химических реакциях. | Схемы к уроку | |
6. (8) | Ферменты. Комбинированный урок. Д.з. §, 1.8, в. Повторить §1.4 | | 26.09 |
7.
(9) | Нуклеиновые кислоты. Комбинированный урок Д.з. §1.6,в. | | 30.09 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Нуклеиновые кислоты Факты Нуклеиновые кислоты – биополимеры. ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК – рибонуклеиновая кислота. Нуклеотид – мономер нуклеиновых кислот. Строение нуклеотида: азотистое основание, углевод (рибоза, дезоксирибоза), остаток фосфорной кислоты. Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке (ядро, митохондрии, пластиды). Виды РНК : рибосомные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Закономерности Принцип комплементарности.
| Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Назвать: - нахождение молекулы ДНК в клетке; - мономер нуклеиновых кислот. Перечислить виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты – биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | Схемы к уроку | |
8
(10) | АТФ и другие органические вещества. Комбинированный урок. Д.з. §1.7,в. | | .04.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Макроэргическая связь Факты АТФ – универсальный источник энергии. Процессы. Механизм освобождения и выделения энергии. | Назвать структурные компоненты и функции АТФ. Описать механизм освобождения и выделения энергии. Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими. Характеризовать биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме. | Таблицы к уроку | |
9 (11) | Вирусы. Д.з. §1.9,в. Повторить §1.1-1,8 | | 07.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Капсид, паразит. Факты Вирусы – внутриклеточные паразиты. Признаки живого: размножение, наследственность, изменчивость. Объекты Вирусы | Дать определение термину «паразит». Перечислить признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития вирусов. Выделять особенности строения вирусов. | Иллюстрации к уроку ИКТ | |
10. (12). | Контроль знаний по теме «Молекулярный уровень» Д.з. индивидуальные задания; повторить по Б -8 П.7, Б-6 П.2. индивидуальные задания. Комбинированный урок. §1.9,в. | | 10.10 | | | . | | Тест по теме «Молекулярный уровень» |
| | | | | | | | |
Тема 1.2. Клеточный уровень. (15 ч) |
. 1. (13) | Основные положения клеточной теории. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §2.1,в. | | 14.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Цитология Факты Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории Т.Шванна, М.Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: - жизненные свойства клетки; - положения клеточной теории; Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина «теория». Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. | Таблицы «Растительная и животная клетки» | |
2.
(14) | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Комбинированный урок. Д.з. §2.2,в. | | 17.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятья: Органоиды цитоплазмы, Пищеварительная вакуоль Факты Строение и функции клеточной мембраны. Функции клеточной мембраны: защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клеток. Объекты Строение клеточной мембраны: двойной липидный слой, расположение белков. | Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану. Называть: -способы проникновения веществ в клетку; - функции клеточной мембраны. Описывать строение клеточной мембраны. Характеризовать функции клеточной мембраны. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Таблицы «Растительная и животная клетки» ИКТ | |
3. (15) | Органоиды цитоплазмы. Комбинированный урок. Д.з. §2.4,2.5.(лизосомы). | | 21.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Органоиды цитоплазма: эндоплазматическая сеть, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы их структура и функции. Объекты органоиды цитоплазмы | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Назвать: - органоиды цитоплазмы; - функции органоидов. Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | Таблицы «Растительная и животная клетки»ИКТ | |
. 4 (16). | Органоиды цитоплазмы (продолжение). Комбинированный урок Д.з. ,§2.6. Повторить §2.1,-2,5 | | 24.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Кристы, граны, цитоскелет, центриоли Факты Органоиды цитоплазмы: митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значение в метаболизме клетки. Особенности строения растительной клетки. Объекты Митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения. | описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Назвать: - органоиды цитоплазмы; - функции органоидов. Отличать виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | Таблицы «Растительная и животная клетки».
ИКТ | |
5. (17) | Ядро. Комбинированный урок. Д.з. . §2.3 | | 28.10 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариотип, прокариоты, соматические клетки, эукариоты, хромосомы Факты Функции ядра- деление клетки. | Узнать по рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание определений . Объяснять механизм образования хромосом. | Таблицы «Растительная и животная клетка» ИКТ | |
. 6. (18) | Различие в строени клеток эукариот и прокариот. Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа Д.з. . §2.7. | | 31.11 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Прокариоты, анаэробы Факты Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствующие органы: ЭПС, митохондрии, пластиды. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Объекты Клетки прокариот. | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать особенности клеток бактерий. Объяснять значение спор для бактерий. Описывать механизм спорообразования. | Таблица «Бактерии» ИКТ | Описать рис.30 на с.59 учебника. Практическая работа «Изучение клеток прокариот». Практическая работа «Изучение клеток растений и животных» |
. | | | | | | | | |
7. (19) | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з. §2.8. Повторить §2.2-2.5 | | 11.11 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент. Факты Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. Синтез белков и фотосинтез – важнейшие реакции обмена веществ. | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Различать процессы ассимиляции и диссимиляции. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | | Материалы диска «Биология. Репетитор». |
. 8 (20) | Энергетический обмен. Урок изучения и первичного закрепления знаний Д.з.§2.9. | | 14.11 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Гликолиз, брожение, дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена: подготовительный этап, неполное бескислородное расщепление, полное кислородное расщепление. | Анализировать определения терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять и раскрывать сущность этапов клеточного дыхания. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. | | Материалы диска «Биология. Репетитор». |
9 (21) | Питание клетки. Хемосинтез. Комбинированный урок. Д.з. . §2.10, 2.11 стр.68-69. | | 18.11 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы Факты Источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия химических реакций. Наличие хлорофилла – условие автотрофного питания. Объекты Нитрифицирующие бактерии. | Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Описывать механизм хемосинтеза. Классифицировать организмы по способу питания. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений. | | Материалы диска «Биология. Репетитор». |
. 10.
(22) | Фотосинтез. Комбинированный урок. Д.з. . §2.11,в. | | 21.11 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Питание, фотосинтез, фотолиз Факты Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Значение фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений. Процессы Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Дать определение терминам питание, автотрофы, фотосинтез. Назвать: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. | Схема «Фотосинтез» ИКТ | |
11 (23) | Гетеротрофы Д.з. . §2.12,в. | | 25.11 | | | Дать определение терминам питание, гетеротрофы, | | |
. 12. (24) | Биосинтез белков. Комбинированный урок. Д.з. . §2.13, стр.70-73. | | 28.11 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция Факты Затраты энергии – условие для синтеза белков. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). | Давать определения терминам: ассимиляция, ген. Назвать: - свойства генетического кода; - роль и-РНК, Т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Характеризовать: - механизм транскрипции; - механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | Схема «Биосинтез белка».
ИКТ | |
. 13. (25) | Биосинтез белков. Комбинированный урок. Д.з. . §2.13 – весь. Повторить §2.10-2.12 | | 02.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | |
. 14. (26) | Деление клетки. Митоз. Комбинированный урок. Д.з. . §2.14,в. Повт. § 2.1- 2.13, Повторить материал о размножении живых организмов по учебнику 6 класса | | 05.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды. Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Процессы Размножение | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Назвать: - процессы, составляющие жизненный цикл клетки; - фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. | Схема «Деление клетки. Митоз» | |
. 15. (27) | Обобщение по теме «Молекулярный и клеточный уровень» Урок – обобщение Д.з. повторить § 2.1- 2.13 | | 09.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. Обобщить знания о строении клетки,органоидов,повторить особенности протекания энергетического и пластического обмена. | | Тест по теме клеточный уровень |
. . | | | | | | | |
Тема 1.3. Организменный уровень. (14 ч) |
. 1. (28) | Размножение организмов. Бесполое размножение. Комбинированный урок. Д.з. . §3.1,в. Заполнить таблицу бесполое размножение. | | 12.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Факты Сущность и формы размножения. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. | Дать определение понятию размножение. Назвать: - основные формы размножения; - виды полового и бесполого размножения; - способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Схемы к уроку.
ИКТ | |
. 2.
(29) | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение . Комбинированный урок Д.з. . §3.2, 3.3. | | 16.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Гаметогенез, мейоз, коньюгация, перекрёст хромосом Факты Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Процессы Образование половых клеток (гаметогенез) Основные понятия Гаметогенез, мейоз, коньюгация, перекрёст хромосом Факты Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Процессы Образование половых клеток (гаметогенез) Основные понятия двойное оплодотворение, семязачаток, спермий, пыльцевая трубка, вегетативная клетка, эндосперм | Узнать и описать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: - биологическое значение полового размножения ; - сущность и биологическое значение оплодотворения; - причины наследственности и изменчивости. Узнать и описать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: - биологическое значение полового размножения ; - сущность и биологическое значение оплодотворения; - причины наследственности и изменчивости. Объяснить по схеме процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений | Схемы и иллюстрации к уроку
ИКТ | |
. . 3 (30) | Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов.. Комбинированный урок Д.з. .§3.4 – записи в тетради. повторить § 2.14 § 3.1-3.3 | | 19.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период | . Дать определение понятиям онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: - сущность эмбрионального периода развития организмов; - рост организма. | Таблица к уроку ИКТ | |
| | | | | развития. Процессы Дробление, гаструляция, органогенез Закономерности Заход зародышевого сходства (закон К.Бэра). Основные понятия Постэмбриональный период. Факты Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие, постэмбрионалиное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение. | Анализировать и оценивать: - воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; - факторы риска для здоровья. Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек. Называть: -начало и окончание постэмбрионального развития; - виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Определять тип развития у различных животных. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Схема к уроку | | |
4. (31) | . Постэмбриональный период. Комбинированный урок. Д.з. .§3.4, стр.96-99. | | 23.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период развития. Процессы Дробление, гаструляция, органогенез Закономерности Заход зародышевого сходства (закон К.Бэра). Основные понятия Постэмбриональный период. Факты Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие, постэмбрионалиное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение. | Дать определение понятиям онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: - сущность эмбрионального периода развития организмов; - рост организма. Анализировать и оценивать: - воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; - факторы риска для здоровья. Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек. Называть: -начало и окончание постэмбрионального развития; - виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Определять тип развития у различных животных. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. | Схемы и иллюстрации к уроку. Схемы к уроку | |
5 (32) | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Д.з. .§3.5, .решить задачу | | 26.12 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии Факты Использование Г.Менделем гибридологического метода. Цитологические основы закономерностей | Давать определение понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, рецессивный признак, моногибридное скрещивание. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивая | Схемы к уроку ИКТ | |
| |
6. (33) | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Урок комплексного применения ЗУН Д.з.§3.6. | | 13.01 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Генотип, гетерозигота, гомозигота, доминирование, фенотип Факты Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы. Закономерности Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1 | Дать определение терминам. Описывать механизм неполного доминирования. Выделять особенности механизма неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотипа; по схеме число типов гамет. | Иллюстрации учебников
ИКТ | |
7
(34) | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Урок комплексного применения ЗУН. Д.з. .§3.7.
Решить задачи | | 16.01 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип Факты Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1 Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности Закон независимого наследования | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: - содержание определений основных понятий; - схему дигибридного скрещивания. Составлять схемы дигибридного скрещивания. | Иллюстрации учебника
ИКТ | |
8. (35) | Взаимодействие генов. Комбинированный урок. Д.з. .§3.9. | | 20.01 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип Процессы Взаимодействие генов и их множественное действие. | Дать определение терминам. Приводить примеры: - аллельного взаимодействия генов; - неаллельного взаимодействия генов. Назвать характер взаимодействия неаллельных генов. Описать проявление множественного действия генов. | | |
9. (36) | Сцепленное наследование . Комбинированный урок Д.з. .§3.8. | | 23.01 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Гомологичные хромосомы, локус гена, коньюгация, сцепленные гены Факты Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Условие выполнения закона Т.Моргана. Перекрёст хромосом – источник генетической изменчивости. Процессы Сцепленное наследование Закономерности Закон Т.Моргана. | Дать определение терминам: гомологичные хромосомы, коньюгация. Определять сущность законов Г.Менделя и Т.Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснить причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Иллюстрации учебников | |
| | | | | | | | |
10. (37) | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Практикум (решение задач по генетике) Урок – практикум Урок – изучения и первичного закрепления новых знаний Д.з. .§3.10. Повторить § 3.5- 3.9 решить задачи. | | 27.01 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы Факты Соотношение 1:1 полов в группах животных и человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Дать определение термину аутосомы. Назвать: - типы хромосом в генотипе; - Число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Определять причину отношения полов 1:1. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. | Иллюстрации к урокуИКТ | Практикум (решение задач по генетике) |
11 (38) | Модификационная изменчивость. Комбинированный урок. П.3.11. | | 30.01 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Вариационная кривая Изменчивость, модификация, норма реакции Факты Изменчивость – свойство организмов. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определённых условиях. | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: - ненаследственной изменчивости; - нормы реакции признаков; - зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Характеризовать модификационную изменчивость. | Иллюстрации к уроку
ИКТ | |
12.
(39) | Мутационная изменчивость Урок комплексного применения ЗУН Д.з. .§3.12. Повторить § 3.11 | | 03.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Геном Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия Факты Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений. Процессы Механизм появления полиплоидных растений. | Давать определение терминам изменчивость. Называть основные формы изменчиво- сти; вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями и мерах их профилактики. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). | Схемы и иллюстрации к уроку. ИКТ | Выполнение практической работы «Выявление изменчивости организмов» и выводы к ней. |
13. (40) | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Комбинированный урок. Д.з. .§3.13. | | 06.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Гомологический ряд Селекция Факты. Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции. Процессы. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты. Семейство Злаковые. Закономерности. Учение о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития се- лекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Портрет учёного, географическая карта. | |
. .14 (41) | Основные методы селекции. Зачёт по теме «Организменный уровень Комбинированный урок. Д.з. §3.14. | | 10.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия "Гетерозис Гибридизация Депрессия Мутагенез Чистая линия Факты Основные методы селекции: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процессы Биотехнологические процессы. Тестовая контрольная работа из заданий разных видов | Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры: пород животных и сортов культурных растений; использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Характеризовать методы селекции растений и животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Иллюстрации к уроку. Материалы диска «Биология Репе- титор». | |
| |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень . (3 ч ) |
1 (42) | Критерии вида. Комбинированный урок Д.з. . §4.1. | | 13.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Вид, виды-двойнитки, ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, экологический, генетический, исторический. Совокупность критериев –условие обеспечения ценности и единства вида | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание понятия вид. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | Иллюстрации к урока | |
2. (43) | Популяции. Комбинированный урок Д.з. . §4.2. | | 17.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и географические характеристики популяции. Популяция –элементарная эволюционная единица. | Назвать признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия – популяция. Отличать понятие вид и популяция | Иллюстрации к уроку | |
3 (44) | Биологическая классификация Д.з. . §4.3. Повторить § 4.1- 4.2 | | 20.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Систематика, двойные названия видов, систематические категории | | Таблицы классификация растений и животных | |
Тема 1.5. Экосистемный уровень. ( 8 ч) |
1 (45) | Сообщество. Экосистем. Биогеоценоз. Урок изучения и первичного закрепления знаний. Д.з. . §5.1. | | 24.02 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Экология, популяция, биогеоценоз, экосистема. Факты Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Естественные и искусственные экосистемы. Популяция – элемент экосистемы. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. | Давать определение понятиям биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Назвать. - пример изучения экологии; - компоненты биогеоценоза; - признаки биологического объекта – популяции. | Иллюстрации к уроку. Таблица ярустность в лесу | |
2 (46) | Состав и структура сообществ Д.з. . §5.2. | | 27.02 | Учебно- познава-тель ные, информа- ционные | Основные понятия Видовое разнообразие. Жизненная форма. | Приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных | |
«Составление |
3 (47) | Потоки веществ и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии. Урок комплексного применения ЗУН Д.з. . . §5.3 | | 03.03. | Учебно- познава-тель ные, информа- ционные | Морфологическая структура. Пространственная структура. Трофическая структура. Факты Экосистемная организация живой природы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структура сообществ. Трофическая структура биоценоза. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты –производители, редуценты. Видовое разнообразие – признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Биоценоз. | животных. Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Характеризовать: - структуру наземных и водных экосистем; - роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы. | Иллюстрации к уроку | Практическая работа
«Составление схем передачи веществ и энергии» и выводы к ней. |
4 (48) | Продуктивность сообщества Д.з. . . §5.4 Урок комбинированный | | 06.03 | | Продуктивность,первичная и вторичная сукссесия | | ИКТ | |
. 5. (49) | Саморазвитие экосистемы. Комбинированный урок Д.з.§5.5. | | 10.03 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Экологическая сукцессия Факты Факторы существования равновесной системы в сообществе. Первичная и вторичная сукцессии. | Назвать типы сукцессионных изменений, факты, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Описывать свойства сукцессии. | Схемы и иллюстрации к уроку. | |
6(50) | Экологические факторы. Условия среды. Влияние факторов на организмы Комбинированный урок Д.з.§9.1-9.2 | | 13.03 | | Абиотические, биотические, антропогенные факторы Температура ,влажность ,свет Пищевые ресурсы ,энергетические ресурсы | | Таблицы среды жизни | |
7(51) | Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Д.з.§9.4-9.5 | | 17.03 | | Жизненные формы, комменсализм ,мутуализм ,конкуренция | | Таблицы «жизненные формы растений и животных» | |
8(52) | Экскурсия в биоценоз Д.з.отчет об экскурсии | | 20.03 | | | | | |
Тема 1.6. Биосферный уровень. ( 4 ч) |
1. (53) | Биосфера. Среды жизни. Д.з.§6.1 | | 31.03 | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Биосфера, абиотические факторы Факты Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Теория Учение В.И.Вернадского о биосфере. | Дать определение понятию биосфера. Назвать: - признаки биосферы; - структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Схемы и иллюстрации к уроку. | |
2 (54) | Круговорот веществ в биосфере. Комбинированный урок Д.з. .§6.3 Средообразующая деятельность организмов. Д.з. .§6.2. | | 03.04 |
3 (55) | Круговорот веществ в биосфере. Комбинированный урок Д.з. .§6.3 повторить .§6.1-6.2. | | |
4 (56) | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа Д.з. §10.2 и §10.3. | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Факты: Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования. Факторы, вызывающие экологический кризис. Сохранение биологического разнообразия. Процессы Стратегии природопользования. Экологический кризис и его последствия. | Приводить примеры: - неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов; - агроэкосистем. Называть: - антропогенные факторы воздействия на биоценозы; - факторы (причины), вызывающие экологический кризис. Раскрывать: - роль человека в биосфере; - сущность рационального природопользования. Выявлять особенности агроэкосистемы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. | Схемы и иллюстра- ции к уроку. | Выполнение практической работы «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» и выводы к ней. |
Раздел 2. Эволюция органического мира. ( 7 ч ) |
. 1. (57) | Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. Д.з. .§7.1. | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Эволюция Искусственный отбор Борьба за существование. Естественный отбор Наследственная изменчивость Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе для объяснения эволюции живых организмов. Наследственная изменчивость и борьба за существование -движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Естественный отбор - движущая сила эволюции. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Давать определение понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. | Иллюстрации к уроку Портреты ученых Ч.Дарвина Ламарка
ИКТ | |
2 (58) | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение. Д.з. .§7.2. §7.3 | | |
3 (59) | Борьба за существование и естественный отбор. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Д.з.§, 7.4. | | |
4 (60) | Формы естественного отбора. Комбинированный урок. Д.з. §7.5, | | |
5
(61) | Изолирующие механизмы. Видообразование. Комбинированный урок §7.6, §7.7, | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор. | Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. | | |
6(62) | Макроэволюция .основные закономерности эволюции. Комбинированный урок §7.8, §7.9, Повторить .§7.1. | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Микроэволюция Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы. Видообразование. Закономерность Видообразование -результат эволюции. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятия микроэволюция. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | ИКТ | |
7(63) | Экскурсия Причины многообразия видов в природе. Обобщение по теме «Основы учения об эволюции» повторить .§7.1-7.9 | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды) Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Приспособительные особенности растений и животных. Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. | Давать определения поня- тиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Раскрывать, содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. | Карточки с заданиями | Тест «Основы учения об эволюции |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. (7 ч) |
1 (64) | Гипотезы возникновения жизни. Комбинированный урок Д.з.8.1 повторить .§1.1-1.9 | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия Гипотезы, коацерваты пробионты. Факты Гипотезы происхождения жизни на земле. Абиогенное происхождение живой природы. | Характеризовать современные представления о возникновении жизни. | Иллюстрации к уроку Портрет Опарина.
ИКТ | |
.2 (65) | Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Урок – лекция Д.з. Д.з.§ 8.2-8.3 повторить §2.1-2.14 |
3. (66) | Основные этапы развития жизни на земле. . Комбинированный урок Д.з. конспект урока.§8.4 повторить Д.з.§3.1-3.14 | | | Учебно- познава-тель- ные, информа- ционные | Основные понятия эпохи, эры, периоды, палеонтология, архей, протерозой, палеозой, мезозой кайнозой | Описывать этапы развития жизни на земле. Выявлять основные ароморфозы. | Иллюстрации к уроку Таблица «Развитие жизни на земле» ИКТ | |
4 (67) | Развитие жизни на земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое Урок изучения нового материала.. Д.з. .§8.5-8.6 повторить §4.1-5.5 | | | | Основные понятия эпохи, эры, периоды, палеонтология, архей, протерозой, палеозой, мезозой кайнозой кистеперые рыбы, трилобиты ,карбон | Описывать этапы развития жизни на земле. Выявлять основные ароморфозы. | Иллюстрации к уроку Таблица «Развитие жизни на земле ИКТ | |
5 (68) | Развитие жизни в мезозое. Комбинированный урок Д.з. конспект урока.§8.7 повторить .§6.1-7.9 | | | | Триас ,юра ,мел ,динозавры ,сумчатые и плацентарные млекопитающие | Описывать этапы развития жизни на земле. Выявлять основные ароморфозы. | Иллюстрации к уроку Таблица «Развитие жизни на земле ИКТ | |
6 (69) | Развитие жизни в кайнозое. Комбинированный урок. Д.з. конспект урока.§8.8повторить. §8.1.-8.7 | | | | Палеоген, неоген ,антропоген | Описывать этапы развития жизни на земле. Выявлять основные ароморфозы. | Иллюстрации к уроку Таблица «Развитие жизни на земле ИКТ | |
7 (70) | Обобщающий урок по разделу «Возникновение и развитие жизни на земле» .повторить. §8.1.-8.8 | | | | | Обобщить и повторить знания о возникновении жизни на земле. | Карточки с заданиями. | Тест по теме «Возникновение и развитие жизни на земле» |