Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Юбилейная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«___»_____________200_ год
«Согласовано»_________
Замдиректора по УВР
Очирова С.В.
«___»_____________200_ год
«Утверждаю» ___________
директор МБОУ «ЮСОШ»
Ахмадулина И.З.
«___»_____________200_ год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
6 класс
34 часа.
Преподаватель: Самбуева Арюна Вячеславовна
Учитель истории и обществознания
2016 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по обществознанию разработана для учащихся 6 класса по учебнику Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая. Обществознаниение. 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, и рассчитана на 34 часов из расчета 1 час в неделю.
Место и роль предмета «Обществознание» в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно- нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» направлен на достижение следующих целей: помочь подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных, Министерством образования и науки Российской Федерации, как из вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире.
Структура и специфика курса: Курс «Обществознание» в 6 классе состоит из трёх разделов, материал которых раскрывает тему «Человек». В первой главе учащиеся знакомятся с понятием «личность», знакомятся с потребностями человека, осознают труд как главную потребность человека, основу формирования личности, основу жизненного успеха человека. Во второй главе учащиеся знакомятся с понятием «межличностные отношения», местом человека в группе, нормами и видами общения, учатся вести себя в конфликтной ситуации. В третьей главе учащиеся знакомятся с нравственными качествами личности.
Целевые установки для класса
1.Способствовать развитию духовно-нравственной сферы личности, становлению социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, соблюдению законов и правопорядка, развитию политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2.Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира и общества.
3. Способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников,
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные,
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих задач: - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимопринятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах. В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования на основе концептуальных установок ФГОС:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
4.Планируемые результаты освоения содержания курса по обществознанию
«Ученик научится»:
Метапредметные результаты:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- различным видам публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) использовать элементы причинно-следственного анализа;
2) исследовать несложных реальных связей и зависимостей;
3) определять сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) находить и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкреплять изученные положения конкретными примерами;
7) давать оценку своих учебным достижениям, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- давать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- основным нравственнм и правовым понятиям, нормам и правилам, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- понимать труд как один из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимать трудовую деятельность для личности и для общества;
- понимать специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знанию новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- пониманию языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- пониманию значения коммуникации в межличностном общении;
- умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- отдельным приемам и техники преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания «Ученик получит возможность научиться»:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Основное содержание курса .
Введение 1 час
Человек в социальном измерении .(12 часов) Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Человек среди людей .(10 часов)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Нравственные основы жизни .(11 часов)
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило нравственности. Чувство страха и воспитание смелости. Гуманизм – уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение.
Тематическое планирование 6 кл.обществознание.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | План | Факт |
1 | Вводный урок | 1 | | |
Глава 1 Человек в социальном измерении(12час) |
2,3 | Человек-личность | 2 | | |
4 | Человек познает мир | 1 | | |
5 | Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» | 1 | | |
6 | Человек и его деятельность | 1 | | |
7 | Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 | | |
8,9 | Потребности человека | 2 | | |
10,11 | На пути к жизненному успеху | 2 | | |
12 | Человек в социальном измерении | 1 | | |
13 | Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении» | 1 | | |
Глава 2 Человек среди людей (10час.) |
14,15 | Межличностные отношения | 2 | | |
16,17 | Человек в группе | 2 | | |
18,19 | Общение | 2 | | |
| | | | |
20,21 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | | |
22 | Практикум.«Человек среди людей» | 1 | | |
23 | Повторитльно- обобщающий урок «Человек среди людей» | 1 | | |
Глава3 Нравственные основы жизни(11) |
24,25 | Человек славен добрыми делами | 2 | | |
26,27 | Будь смелым. | 2 | | |
28,29 | Человек и человечность | 2 | | |
30,31 | Нравственные основы жизни | 2 | | |
32 | Нравственные основы жизни (Тестовая работа) | 1 | | |
33 | Итоговый урок по курсу «Обществознание» 6 класс | 1 | | |
34 | Повторение | 1 | | |