Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Юбилейная средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании МО
«___»_____________200_ год
«Согласовано»_________
Замдиректора по УВР
Очирова С.В.
«___»_____________200_ год
«Утверждаю» ___________
директор МБОУ «ЮСОШ»
Ахмадулина И.З.
«___»_____________200_ год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По истории
6 класс
68 часов
Преподаватель: Самбуева Арюна Вячеславовна
Учитель истории и обществознания.
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по истории для 6 класса, а также авторских программ Агибаловой Е.В., Донского Г.В. « Программа курса к учебнику Е.В. Агибалова, Г.В. Донской «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса общеобразовательных учреждений М., Просвещение, 2014; и Пчелова Е. В. «Программа курсов «История России с древнейших времен до конца XVI в» для 6–7 классов основной школы. – М.: Русское слово, 2014г.
Рабочая программа соответствует Образовательной программе и рассчитана на использование УМК: Е.В. Агибалова, Г.В. Донской «Всеобщая история. История Средних веков», для 6 класса общеобразовательных учреждений М., Просвещение, 2014; и Пчелова Е. В. «История России с древнейших времен до конца XVI в» для класса основной школы. – М.: Русское слово, 2014г.
Рабочая программа по курсу «История» состоит из двух модулей:
«История Средних веков» и «История России с древнейших времен до начала XVI века» и составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2014 г. и авторских программ Пчелова Е.В. по истории России и Агибаловой Е.В., Донского Г.В. по истории Средних веков.
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения истории России и Европы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории Средних веков, истории России с древнейших времен до начала XVI века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение курса истории в 6 классе 68 часов. При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе. Содержание представляет комплекс знаний и умений, соответствующих требований основных объектов изучения предмета.Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературы, информатики, географии, обществознания, мировой художественной культуры.
Применение УМК направлено на:
усвоение базовых знаний курса;
расширение круга базовых понятий;
ориентацию на сферы деятельности человечества, развитие общественного прогресса.
формирование опыта типичных видов учебной и исследовательской деятельности.
Содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, внедряющиеся через системный и личностно- ориентированный подход при применении модульной, компьютерной и игровых технологий.
Цели курса:
– воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
– формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
– способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
Задачи: формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
– обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Планируемые результаты. «Ученик научится»:
– разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
– различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
– определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
– передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
«Ученик получит возможность научиться»:
– вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
– использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
История Средних веков (28 часов)
Введение. Живое Средневековье (1 ч.)
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) 9 5 ч.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев.Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв. слабость королингов. Король и феодалы. Владения короляю. Его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство.
Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Королинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане (2 ч.)
Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия – единоемонархическое государство. Император – правитель новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 ч.)
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Культура стран халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
Контрольная работа
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)
В рыцарском замке. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Горожане и их образ жизни.
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2ч.)
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6 ч.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. ГильомКаль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание УотаТайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.
Контрольный тест
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (1 ч.)
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии. Тирания Медичи во Флоренции
Тема 9. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв. (2 ч.)
Гуситское движение в Чехии. Возвышение ролиЧехии в Священной Римской империи.
Экономический подъем чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Гуситское движение в Чехии. Итоги и последствия.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
Тема 10 Культура Западной Европы в XI-XV вв. (2 ч.)
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. СандроБоттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 ч.)
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
Контрольная работа
Российская история
Раздел I. Древние жители нашей Родины (5 ч.)
Предмет отечественной истории
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в истории Северо-Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории.
Древнейшие общества и государства на территории России
Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финноугры, тюрки, балты, германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1-го тысячелетия.
Древняя Русь
Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян.
Социально-экономический и политический строй Древ ней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древ нерусской государственности. Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом.
Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности.
Раздел II. Русь в IX — XII вв. ( 12 ч.)
Образование государства Русь. Первые русские князья. Князь Владимир и Крещение Руси. Русь при Ярославе Мудром. Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. Древняя Русь: общество и государство. Развитие городов и быт жителей Руси. Православная церковь в Древней Руси. Литература Древней Руси. Искусство Древней Руси
Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч.)
Средневековая Русь
Образование самостоятельных русских земель.
Земли Южной Руси. Юго-Западная Русь. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь.
Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч.)
Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад. Монгольское нашествие на Русь. Натиск с Запада. Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и
Сибири в XIII—XV вв. Русские земли под властью Золотой Орды. Великое княжество Литовское и русские земли.
Раздел V. Русские земли в середине XIII — XV в. (8 ч.)
Северо-Восточная Русь: центры консолидации; объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Велико го княжества Литовского. Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия.
Политическая централизация и становление самодержавия. Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой. Русские земли в конце XIV — первой половине XV в.
Конец эпохи раздробленности. Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в. Русская литература во второй половине XIII — XV в. Искусство во второй половине XIII — XV в.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | План | Факт |
1 | Введение. Живое Средневековье. | 1 | | |
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ VI – XI ВВ. (5 ч) |
2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | | |
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках. | 1 | | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | 1 | | |
5 | Западная Европа в IX-XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | | |
ТЕМА 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI – XI ВВ. (2 ч) |
6 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии | 1 | | |
7 | Образование славянских государств. | 1 | | |
ТЕМА 3. АРАБЫ В VI – XI ВВ. (2 ч) |
8 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. | 1 | | |
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раннее Средневековье». | 1 | | |
ТЕМА 4. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 ч) |
10 | В рыцарском замке. | 1 | | |
11 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | | |
ТЕМА 5. СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (1 ч) |
12 | Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. | 1 | | |
ТЕМА 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI – XIII ВВ. (2 ч) |
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | | |
14 | Крестовые походы. | 1 | | |
ТЕМА 7. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (XI – XV ВВ.) (6 ч) |
15 | Как происходило объединение Франции. | 1 | | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | | |
17 | Столетняя война. | 1 | | |
18 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | | |
19 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | 1 | | |
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | | |
ТЕМА 8. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII – XV ВВ. (1 ч) |
21 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | | |
ТЕМА 9. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ В XIV – XV ВВ. (2 ч) |
22 | Гуситское движение в Чехии | 1 | | |
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | | |
ТЕМА 10. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI – XV ВВ. (2 ч) |
24 | Образование и философия.Средневековое искусство | 1 | | |
25 | Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 1 | | |
ТЕМА 11. НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (3 ч) |
26 | Средневековый Китай. Индия. Государства и культура. | 1 | | |
27 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | 1 | | |
28 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Наследие Средних веков в истории человечества» | | | |
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
| | | План | Факт |
29 | Введение | 1 | | |
Раздел I. Древние жители нашей Родины (5 ч.) |
30 | Первобытная эпоха | 1 | | |
31 | Народы и государства нашей страны в древности | 1 | | |
32 | Восточная Европа в середине I тысячелетия | 1 | | |
33 | Восточные славяне в древности | 1 | | |
34 | Обобщение по теме «Древние жители нашей Родины» | 1 | | |
Раздел II. Русь в IX — XII вв. ( 12 ч.) |
35,36 | Образование государства Русь | 2 | | |
37 | Первые русские князья | 1 | | |
38 | Князь Владимир и Крещение Руси | 1 | | |
39 | Русь при Ярославе Мудром | 1 | | |
40 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол | 1 | | |
41 | Древняя Русь: общество и государство | 1 | | |
42 | Развитие городов и быт жителей Руси | 1 | | |
43 | Православная церковь в Древней Руси | 1 | | |
44 | Литература Древней Руси | 1 | | |
45 | Искусство Древней Руси | 1 | | |
46 | Обобщение по теме «Русь в IX —XII вв.» | 1 | | |
Раздел III. Русские земли в середине XII — начале XIII в. (6 ч.) |
47 | Образование самостоятельных русских земель | 1 | | |
48 | Земли Южной Руси | 1 | | |
49 | Юго-Западная Русь | 1 | | |
50 | Новгородская земля | 1 | | |
51 | Северо-Восточная Русь | 1 | | |
52 | Обобщение по теме «Русские земли в середине XII — начале XIII в.» | 1 | | |
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч.) |
53 | Монгольское нашествие на Русь | 1 | | |
54 | Натиск с Запада | 1 | | |
55 | Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII—XV вв. | 1 | | |
56 | Русские земли под властью Золотой Орды | 1 | | |
57 | Великое княжество Литовское и русские земли | 1 | | |
58 | Обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом» | 1 | | |
Раздел V. Русские земли в середине XIII — XV в. (8 ч.) |
59 | Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия | 1 | | |
60 | Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой | 1 | | |
61 | Русские земли в конце XIV — первой половине XV в. | 1 | | |
62 | Конец эпохи раздробленности | 1 | | |
63 | Русская православная церковь во второй половине XIII — XV в | 1 | | |
64 | Русская литература во второй половине XIII — XV в. | 1 | | |
65 | Искусство во второй половине XIII — XV в. | 1 | | |
66 | Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII — XV в.» | 1 | | |
67 | Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI в.» | 1 | | |
68 | повторение | 1 | | |