МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Руководитель ШМО Замдиректора по УВР Директор МОУ СОШ № 11
__________/ О.И. Кострикина ____________/ В.М. Пузанова _____________/ Г.В.Зверева
Протокол № _1___ «29» _августа___2017г. Приказ № _1-410______
от «_29__» _августа 2017 г. от «_29_» __августа__ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Землеведение
6 класс
(1 час)
Учитель: Исаева Ольга Викторовна
первая квалификационная категория
г. Железногорск
2017-2018
Планируемые результаты изучения учебного процесса
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Обучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии 6 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картине мире;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни и культуры людей;
овладение элементарными практическими умениями использование приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Содержание курса географии 6 класс.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Гидросфера — водная оболочка Земли.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность
Учебно-тематический план:
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Атмосфера — воздушная оболочка Земли. | 10 |
3. | Гидросфера — водная оболочка Земли. | 12 |
4. | Биосфера Земли. | 7 |
5. | Географическая оболочка Земли. | 3 |
| ИТОГО: | 33 +1 резерв |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
уроков по курсу географии в 6 классе
1 ч. в неделю, 34 ч. в год
(учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2014г)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
Атмосфера. 10 часов |
-
| § 32. Из чего состоит атмосфера и как она устроена. | |
-
| § 33. Нагревание атмосферы, температура. | |
-
| § 34. Зависимость температуры воздуха от географической широты. | |
-
| § 35. Влага в атмосфере. | |
-
| § 36. Атмосферные осадки. | |
-
| § 37. Давление атмосферы. | |
-
| § 38. Ветры. | |
-
| § 39. Погода. | |
-
| § 40. Климат. | |
-
| § 41. Человек и атмосфера. | |
Гидросфера — водная оболочка Земли. 12 часов. |
-
| § 42. Вода на Земле. Круговорот воды в природе. | |
-
| § 43. Мировой океан – основная часть гидросферы. | |
-
| § 44. Свойства океанических вод. | |
-
| § 45. Движение воды в океане. Волны. | |
-
| § 46. Течения. | |
-
| § 47. Реки. | |
-
| § 48. Жизнь рек. | |
-
| § 49. Озера и болота. | |
-
| § 50. Подземные воды. | |
-
| § 51. Ледники. Многолетняя мерзлота. | |
-
| § 52. Человек и гидросфера. | |
-
| Итоговый урок по разделу «Гидросфера». | |
Биосфера Земли. 7 часов. |
-
| § 53,54. Биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. | |
-
| §55, 56. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. | |
-
| §57. Жизнь на поверхности суши. Леса. | |
-
| §58. Жизнь в безлесных пространствах. | |
-
| §59. Почва | |
-
| §60. Человек и биосфера. | |
-
| Итоговый урок по разделу «Биосфера». | |
Географическая оболочка Земли. 3 часа. |
-
| §61, 62 Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки. | |
-
| §63. Территориальные комплексы. | |
-
| Итоговый урок по разделу «Геогрфическая оболочка». | |
-
| Урок обобщения знаний изучения курса географии 5-6 класс. | |
-
| Резерв | |
4