Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы. Автор Матвеева Н.В. // Програма для начальной школы 2-4 классы: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Учебник для 3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Рабочая тетрадь для 3 класса (в 2 частях). / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Контрольные работы для 3 класса. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Методическое пособие для учителя. 3 класс. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
5. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Диск с ЭОР для третьего класса находится в стадии разработки. beta-версию можно скачать с методического сайта издательства (www.metodist.Lbz.ru, авторская мастерская Н. В. Матвеевой). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.
Основное значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование ИКТ в начальном образовании является важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоение ими практики на компьютере.
Рассматривая два направления пропедевтического курса информатики - развитие логического и алгоритмического, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере, с другой, можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Курс «Информатика» рассчитан на 35 часа. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 4» на изучение курса «Информатика» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель.
Основной формой организации учебного процесса остаётся урок, а также используются коллективные формы работы в парах, в группах и индивидуальные формы работы.
Организация учебного процесса с использованием учебно – методического комплекта предусматривает такие формы обучения:
Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» не выделены часы, а авторская программа рассчитана на 1 час, поэтому из компонента образовательного учреждения выделен 1 час для прохождения программы в полном объеме.
1. Повторение пройденного во втором классе
Человек и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
2. Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
3. Объект и его характеристика
4. Информационный объект и компьютер
3) информатика – окружающий мир.
В состав УМК для третьего класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для третьего класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
• организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
• получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
• обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация дея-телъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
• представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
• выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
• работать с экранными (электронными) текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
• осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
• находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
• получить навыки набора текста с клавиатуры.
Компьютерный практикум проводится на основе электронного образовательного ресурса (ЭОР), который специально создан для организации компьютерного практикума на уроке информатики в начальной школе. С помощью ЭОР можно организовать компьютерный практикум в контексте любого конкретного подхода к обучению в рамках содержания, которое изложено в программе обучения и отражено в учебнике.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | Формы и виды контроля | Д/З | Дата |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммукативные УУД | Регулятивные УУД | | | |
1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. | 1 | Комбинированный | Знать: значения слов «информация» и сообщение»; Уметь различать виды информации по форме её представления | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду | общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью | целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | текущий | § 1 | |
2 | Источники и приемники информации. | 1 | Комбинированный | Знать различия и особенности источников и приёмников информации; Уметь выделять и различать источники и приёмники информации | Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия | общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | текущий | § 2 | |
3 | Носители информации. | 1 | Комбинированный | Знать историю развития носителей информации; Уметь различать виды носителей информации; | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | общеучебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач | планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | текущий | § 3 | |
4 | Компьютер. | 1 | Комбинированный | Знать назначение основных устройств ПК | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир | выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения | сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. | текущий | § 4 | |
5 | Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе №1 . | 1 | Комбинированный | Знать действия с информацией и называть их | Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях развитие навыков сотрудничества со взрослыми | выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. | умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | определять общую цель и пути ее достижения | текущий | § 1-4 | |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер». | 1 | Контроль ЗУН | Все программы вместе взятые называют программным обеспечением компьютера. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. | формулировать собственное мнение, слушать собеседника | различать способ и результат действия | текущий | | |
7 | Анализ контрольной работы №1. Получение информации. | 1 | Комбинированный | Знать действия с информацией и называть их | умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | осознанно строить сообщения в устной форме. | задавать вопросы, формулировать свою позицию | преобразовывать практическую задачу в образовательную. | текущий | §5 | |
8 | Представление информации | 1 | Комбинированный | Знать различные формы представления информации | Оценивать, в том числе неоднозначные, поступки как «хорошие» или «плохие». | выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи. | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | преобразовывать практическую задачу в образовательную | текущий | § 6 | |
9 | Кодирование информации | 1 | Комбинированный | Знать с различными способами кодирования | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ставить и формулировать проблемы. | задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия | выполнять учебные действия в материализованной форме | текущий | § 7 | |
10 | Кодирование и шифрование данных | 1 | Комбинированный | Знать с различными способами кодирования | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | – использовать общие приемы решения задач. | ставить вопросы и обращаться за помощью | формулировать и удерживать учебную задачу. | текущий | § 8 | |
11 | Хранение информации | 1 | Комбинированный | Знать способы организации хранения информации | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | выбирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. | адекватная мотивация учебной деятельности. | определять общую цель и пути ее достижения | текущий | § 9 | |
12 | Обработка Информации | 1 | Комбинированный | Уметь выполнять обработку различных видов информации: текстовой, графической, числовой. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем | навыки сотрудничества в разных ситуациях | различать способ и результат действия | текущий | § 10 | |
13 | Обработка Информации | 1 | Комбинированный | Уметь выполнять обработку различных видов информации: текстовой, графической, числовой. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем | навыки сотрудничества в разных ситуациях | различать способ и результат действия | текущий | § 10 | |
14 | Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе №2 . | 1 | Комбинированный | Уметь выполнять обработку различных видов информации: текстовой, графической, числовой. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | осуществлять взаимный контроль | удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. | текущий | § 5-10 | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». | 1 | Контроль ЗУН | Обобщение знаний по теме. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. | формулировать собственное мнение, слушать собеседника | различать способ и результат действия | текущий | | |
16 | Анализ контрольной работы № 2 "Действия с информацией". | 1 | Комбинированный | Обобщение знаний по теме. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. | формулировать собственное мнение, слушать собеседника | различать способ и результат действия | текущий | | |
17 | Объект и его имя | 1 | Комбинированный | Знать представление об объекте как о том, на что направлено внимание человека; | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду | ориентироваться в разнообразии способов решения задач | самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | формулировать и удерживать учебную задачу | текущий | § 11 | |
18 | Объект и его свойства | 1 | Комбинированный | Знать представление об имени объекта как о средстве обозначения объекта | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир | осознанно строить сообщения в устной форме. | начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач | преобразовывать практическую задачу в образовательную. | текущий | § 11 | |
19 | Функции объекта | 1 | Комбинированный | Знать характерные свойства различных объектов | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности | самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | текущий | § 12 | |
20 | Функции объекта | 1 | Комбинированный | Знать характерные свойства различных объектов | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности | самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. | текущий | § 12 | |
21 | Отношения между объектами | 1 | Комбинированный | Знать многообразие отношений между объектами; | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | осуществлять взаимный контроль | удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. | текущий | § 13 | |
22 | Характеристика объекта | 1 | Комбинированный | Уметь представлять отношения в виде схемы. | овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | осуществлять взаимный контроль | удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. | текущий | § 14 | |
23 | Документ и данные об объекте | 1 | Комбинированный | Знать виды документов, используемых в жизни человека | формирование уважительного отношения к иному мнению, | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | осуществлять взаимный контроль | удерживать познавательную задачу и применять установленные правила. | текущий | § 15 | |
24 | Повторение. Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе №3» | 1 | Комбинированный | Знать представление об объекте как о том, на что направлено внимание человека | развитие навыков сотрудничества со взрослыми | использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. | ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | текущий | § 11-15 | |
25 | Контрольная работа №3 «Мир объектов». | 1 | Контроль ЗУН | Знать представление об объекте как о том, на что направлено внимание человека | формирование установки работе на результат | искать и выделять необходимую информацию из различных источников. | адекватно использовать речьдля планирования и регуляции своей деятельности | устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | текущий | | |
26 | Компьютер — это система. | 1 | Комбинированный | знать информацию о различных устройствах компьютера, их назначением и применением | Актуализация уже изветных учениками сведений из их личного жизненного опыта.Примеры из учебника | получать и обрабатывать информацию | уважительное отношение к чужому мнению | предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | текущий | § 16 | |
27 | Системные программы и операционная система. | 1 | Комбинированный | знать классификацию програмных продуктов входящих в сомтав операционной системы | Актуализация уже изветных учениками сведений из их личного жизненного опыта.Примеры из учебника | узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. | строить для партнера понятные высказывания | предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | текущий | § 17 | |
28 | Файловая система | 1 | Комбинированный | знать представление о информации представленной в компьютере в виде файлов и папок и действия с ними. | Актуализация уже изветных учениками сведений из их личного жизненного опыта. | контролировать процесс и результат деятельности. | определять общую цель и пути ее достижения | вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата. | текущий | § 18 | |
29 | Компьютерные сети | 1 | Комбинированный | знать состав компьютерной сети и способах передачи информации различных видов в сетях | Актуализация уже изветных учениками сведений из их личного жизненного опыта. | выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи | навыки сотрудничества в разных ситуациях | преобразовывать практическую задачу | текущий | § 19 | |
30 | Информационные системы | 1 | Комбинированный | Знать представление о информационных системах, структуре и использовании систем в повседневной жизни | формирование уважительного отношения к иному мнению | искать и выделять необходимую информацию из различных источников. | адекватно использовать речьдля планирования и регуляции своей деятельности | устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | текущий | § 20 | |
31 | Подготовительная контрольная работа и работа над ошибками | 1 | Комбинированный | Знать возможности представления информации об объекте в виде числа | развитие навыков сотрудничества со взрослыми | контролировать процесс и результат деятельности. | определять общую цель и пути ее достижения | вносить необходимые дополнения и изменения в план действия | текущий | § 16-20 | |
32 | Годовая контрольная работа. | 1 | Контроль ЗУН | Знать устройство компьютера, состав и назначение компьютерной сети. | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач. | ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника | выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | текущий | | |
33 | Годовое повторение. | 1 | Комбинированный | Знать действия с информацией и называть их | формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. | формулировать собственное мнение, слушать собеседника | различать способ и результат действия | текущий | § 1-20 | |
34 | Резерв учебного времени | 2 | | | | | | | | | |