ГБОУ РК «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
«Согласовано» Руководитель ШМО ________ Протокол № ___ от «__ » ____________2015 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ________ «__»____________2015 г. | «Утвержддаю» Директор МКОУ « ________ Приказ № ___ от «__»__________________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10 классы
Профильный уровень
Учитель: Кузьменко Ирина Викторовна
2015 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом (профильный уровень), на основе примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку А.И. Власенкова к учебнику Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11. М., Просвещение, 2014) с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, изложенных в «Методических рекомендациях для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы».
Программа составлена для учащихся профильного 10 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения.
Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2014.
Программа – А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник 10-11 классы. М.: Просвещение, 2011
2. Цели и задачи учебной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования. Он представляет собой важнейший элемент литературного образования, основу терминологической базы изучения иностранных языков.
Изучение русского языка в школе на профильном уровне предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.
Важнейшей задачей курса является также углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.
Целями изучения русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе являются:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого уровня языка, языковой норме, ее функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно-выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвостилистического анализа;
приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение различными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, представленной в том числе в электронном виде на различных информационных носителях;
существенное расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного употребления основных вариантных форм словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии со сферой речевого общения, а также умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения русскому языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; русском языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения ; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться лингвистическими справочниками и словарями;
совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи, умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными способами информационной переработки текста;
освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия взаимосвязи языка и культуры, взаимообогащения языков как результат взаимодействия национальных культур. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе среднего (полного) общегообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам.
Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка .
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлениибудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии КСО, межпредметных интегрированных уроков и т. д..
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации).
При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
При профильном изучении русского языка в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения (языкового) материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения (языковых) процессов «всеобщее — общее— единичное».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
3. Требования к уровню усвоения дисциплины:
Личностными результатами освоения десятиклассниками программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
• умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать
собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации мате-
риала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации,
анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения;
Предметными результатами освоения программы профильного уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм
русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны
речевого высказывания;
5) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
должны знать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
должны уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.
4. Учебно-тематический план.
Введение в науку о языке Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин.
Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.
Языки естественные и искусственные.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Языковая система. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Фонетический (фонологический) уровень. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи.
Интонационные особенности русской речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексический уровень. Классификация лексических единиц русского языка.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения.
Исторические изменения в словарном составе языка.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемный уровень. Морфема и ее виды. Варианты морфем.
Этимология как раздел лингвистики.
Система современного русского словообразования.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологический уровень. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
Проблема классификации частей речи в русистике.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста.
Изобразительные средства синтаксиса.
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Система уроков | Дидакти- ческая модель обучения | Педаго- гические средства | Вид деятель- ности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Дата | |
Компетенции | |
Учебно-познавательная | Информационная | По плану | Фактическая | |
Базовый уровень | Продвинутый уровень | |
ВВЕДЕНИЕ(3 часа) | |
1 | Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая | Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. (К) Продуктивный | Осознавать национальное своеобразие русского языка Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа Осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка | | | |
2 | Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Языки естественные и искусственные | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Фронтальная, групповая | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. Продуктивный | Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К) Творческий | Наличие способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов этимологического значения | | | |
3 | Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая | Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики. Продуктивный | Углубление знаний об устройстве и развитии языка; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений; проведение поисково-иссле-довательской работы о возникновении письменности на Руси | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | | | |
Языковая система (18 ч) Цель: иметь понятие о функциях языка, формах существования русского национального языка, роли старославянского языка в развитии русского языка, о значении русского языка в современном мире, о языковой норме, ее функциях, основных тенденциях в развитии норм русского литературного языка, проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов УД: понимать систему устройства языка, взаимосвязь его уровней и единиц. Оценивать коммуникативную, нормативную и эстетическую стороны речевого высказывания, проводить лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей. | | | | | | | |
4 | Понятие о системе и структуре языка. | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Фронтальная, групповая | | Понимать систему устройства языка, взаимосвязь его уровней и единиц | | | | |
5 | Уровневая организация языка. Язык, речь, слово | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая | Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности. (Я) Продуктивный | Углублять знания о языке как многофункциональной развивающейся системе | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | | | |
6 | Функции языка | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая | Знать основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную), аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия (волюнтативную) | Формировать представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, углублять знания о лингвистике как науке | Передача содержания информации адекватно поставленной цели | | | |
7 | РР Подробное изложение №1 | Творческая | | Индивидуальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | | |
8 | РР Анализ изложений. Работа над различными видами ошибок
| Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | | |
.
9 | Состав современного русского языка | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Фронтальная, групповая. Составление опорной схемы | Знать разнообразие лексического состава русского языка, понимать системное устройство языка, взаимосвязь его единиц. Уметь представлять это в схематическом виде. (Я) Продуктивный | Расширение круга используемых языковых и речевых средств; увеличение словарного запаса специальной лексикой (историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы и т. д.); создание устных и письменных монологических высказываний в учебно-научной сфере общения | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели | | |
10 | Языковая норма. Основные виды норм современного русского литературного языка | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Фронтальная, групповая | Знать понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка. Уметь разграничивать варианты норм, видеть нарушения языковой нормы. (Я), (К) Продуктивный | Совершенствовать этикетные нормы речевого общения и поведения в различных сферах и ситуациях, информационные умения и навыки | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы | | |
11 | Современные нормативные словари, справочники, пособия | Проблемное изложение | Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи | Фронтальная, групповая | Знать основные словари, справочники, пособия. Уметь пользоваться ими, разграничивать варианты норм. (Я) Продуктивный | Совершенствовать навыки поисково-иссле-довательской, эмпирической, эвристической деятельности | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы | | |
12 | Орфоэпические нормы современного русского языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. (Я), (К) Продуктивный | Уметь давать в необходимых случаях исторический комментарий к языковым явлениям | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы | | |
13 | Лексические нормы современного русского литературного языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка. (Я), (К) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы | | |
14 | Морфологические нормы современного русского литературного языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь применять в практике речевого общения основные морфологические нормы современного русского литературного языка. (Я), (К) Продуктивный | Уметь анализировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы | | |
15 | Синтаксические нормы современного русского литературного языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. (Я), (К) Продуктивный | Уметь аргументированно анализировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности и культуры устной и письменной речи | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы | | |
16 | Контрольная работа №1 | Репродуктивная | Практикум (задания А) | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Овладение умением опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
17 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
18 | РР Готовимся к Единому государственному экзамену Подготовка к сочинению - рассуждению | Репродуктивная | Практикум (задания А) | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Овладение умением опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
19-20 | РР Сочинение – рассуждение №1 | Творческая | | Индивидуальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Овладение умением опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
21 | РР Анализ различных видов ошибок в сочинениях – рассуждениях. Классификация ошибок. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
| | | | | | | | | |
Фонетический уровень языка (7 ч) Цель: иметь понятие о звуке речи и фонеме, классификации фонетических единиц русского языка, позиционных чередованиях звуков речи, интонационных особенностях русской речи, основных требованиях к интонационно правильной и выразительной речи, изобразительных средствах фонетики русского языка, совершенствовать способность к самооценке через наблюдение за собственной речью УД: осознавать место фонетики в системе основных разделов лингвистики. Иметь представление о взаимосвязи фонетического уровня с другими уровнями языка, устанавливать и объяснять эту связь. Проводить элементарный фонологический анализ слова. |
22 | Классификация фонетических единиц русского языка | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать классификацию фонетических единиц русского языка. Уметь производить фонетический разбор. (Я) Продуктивный | Углублять знания о взаимосвязи основных единиц и уровней языка; совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными источниками(научно-информатив-ная и справочная литература) | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | | |
23 | Звук речи и фонема | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать отличие звука речи от фонемы. Уметь различать сильные и слабые позиции фонем. (Я) Продуктивный | Уметь анализировать языковые единицы и явления с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
24 | Позиционные чередования звуков | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать позиционное чередование гласных и согласных звуков. Владеть орфографическими навыками, опирающимися на фонетические принципы. (Я) Продуктивный | Совершенствование способности осуществления речевого самоконтроля в устных и письменных высказываниях с точки зрения нормированного языкового оформления; уметь объяснять графически правописание | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
25 | Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной, выразительной речи | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать основные элементы интонации, смыслоразличительную функцию интонации, основные требования к интонационно правильной, выразительной речи. Уметь использовать в собственной речи ее интонационные особенности. (Я), (К) Продуктивный | Осознавать и уметь анализировать национальное интонационное своеобразие русской речи; различать способы интонационной выразительности в устной и письменной речи | Углубление лингвистических знаний, совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью | | |
26 | РР Изобразительные средства фонетики русского языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать изобразительные средства фонетики русского языка. Уметь использовать их в художественные текстах собственного сочинения. (К) Творческий | Совершенствовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Отражение в письменной форме изобразительно-вырази-тельных средств языка | | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Фонетика» | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц. (Я), (К) Продуктивный | Уметь опознавать изобразительные средства фонетики русского языка | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
28 | Анализ контрольной работы | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
Лексический уровень языка (18 ч) Цель: углубить представление о слове как основной единице языка, о системных отношениях в лексике русского языка, их выражении в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии, о лексике с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации, об основных признаках и источниках фразеологизмов, о лексических средствах выразительности речи |
29 | Слово – основная единица языка. Слово и его значение | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать слово как основную единицу языка, лексическое значение слова. Уметь работать с толковым словарем. (Я) Продуктивный | Углубление знаний о взаимосвязи основных единиц и уровней языка | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе | | |
30 | Однозначность и многозначность слова | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова. Уметь работать с толковым словарем. (Я) Продуктивный | Уметь применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе | | |
31 | Изобразительно-выразительные средства. | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Знать изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения. (К), (ЛС) Творческий | Уметь проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
32- 33 | РР Сочинение №2. Лингвистический анализ поэтического текста | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Уметь проводить лингвистический анализ поэтических текстов, выявляя лексические, синтаксические особенности, звукопись. (Я), (К) Творческий | Уметь при анализе давать собственную интерпретацию языковых явлений и фактов, выявлять изобразительно-выразительные средства, объяснять трудные случаи анализа языковых явлений | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
34 | РР Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
35 | Омонимы и их употребление | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Знать омографы, омофоны, омоформы. Уметь работать со словарем омонимов. Продуктивный | Уметь использовать омонимы как лексическое средство выразительности в тексте. (Я), (К) Творческий | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
36 | Паронимы и их употребление | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Знать паронимы. Уметь предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка. (Я), (К) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения соответствия сфере и ситуации общения, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
37 | Синонимы и их употребление | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Знать синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Уметь работать со словарем синонимов. Продуктивный | Уметь использовать синонимы как лексическое средство выразительности в тексте. (Я), (К) Творческий | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
38 | Антонимы и их употребление | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная, групповая | Знать типы антонимов, антитезу. Уметь работать со словарем антонимов. Продуктивный | Уметь использовать антонимы как лексическое средство выразительности в тексте, антитезу. (Я), (К) Творческий | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
39 40 | РР Изложение №2 с творческим заданием (анализ лексических особенностей текста) | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. (Я), (К) Творческий | Уметь самостоятельно редактировать, творчески перерабатывать собственный текст, проводить анализ лексических особенностей текста. (Я), (К) Творческий | Владение навыками создания и редактирования собственного текста | | |
41 | РР Аанализ изложений Работа над различными видами ошибок | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
42 | Происхождение лексики современного русского языка | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику. Уметь работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем. (Я) Продуктивный | Уметь находить в тексте старославянизмы и видеть их роль в создании текстов высокого стиля, объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. (Я) | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
43 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления Устаревшая лексика и неологизмы | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики. Уметь определять лексические особенности текста. (Я) Знать архаизмы, историзмы, неологизмы, индивидуально-авторские неологизмы. (Я) Продуктивный | Уметь выявлять художественную роль устаревшей лексики и неологизмов в процессе анализа художественного текста. (Я), (К) Исследовательский Уметь опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
44 | Фразеологизмы. Основные признаки. Источники. Употребление фразеологизмов | Поисковая | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов. (Я) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе. Расширение круга используемых языковых и речевых средств | | |
45 | Контрольный диктант №1 по теме «Лексика» | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности, разграничивать варианты норм и речевые нарушения | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
46 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
Морфемный уровень языка (10 ч) Цель: иметь представление о корневых и аффиксальных, словоизменительных и словообразовательных морфемах, вариантах морфем, о системе современного русского словообразования, о продуктивных способах образования частей речи в русском языке, о словообразовательных средствах выразительности речи, проводить морфемный и словообразовательный анализ, использовать в собственной речевой практике словообразовательные средства выразительности речи |
47 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова | Поисковая | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать корневую морфему, аффиксальные морфемы, производную–непроизводную основу, простые, сложные, производящие основы, синонимию и антонимию аффиксов Уметь делать морфемный анализ слова. (Я) Продуктивный. | Овладевать умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
48 | Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова | Проблемное изложение | Прохождение материала быстрым темпом | Групповая, индивидуальная | Знать морфологические и неморфологические способы словообразования. Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор, использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова. (Я) Продуктивный | Овладевать умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям | Целенаправленный поиск информации в словарях. Расширение круга используемых языковых средств | | |
49 | Формообразование. Понятие парадигмы | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать парадигму, формообразующий аффикс, супплетивизм основы. Уметь пользоваться грамматико-орфографическим словарем. (Я) Продуктивный | Овладевать умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям | Целенаправленный поиск информации в словарях | | |
50-51 | РР Изложение №3 с творческим заданием | Поисковая | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. (Я), (К) Творческий | Уметь самостоятельно редактировать, творчески перерабатывать собственный текст, проводить анализ лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. (Я), (К) Творческий | Владение навыками создания собственного текста, редактирование текста | | |
52 | РР Анализ изложений. Работа над различными видами ошибок | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
53 | Продуктивные способы образования частей речи | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ. Беседа, работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать продуктивные способы образования частей речи. Углублять лингвистические знания. (Я) Продуктивный | Уметь определять (находить) в тексте продуктивные способы образования частей речи; уметь при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы | | |
54 | Словообразовательные средства выразительности речи | Поисковая | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Знать словообразовательные средства выразительности речи. Уметь использовать их в практике речевого общения. (Я), (К) Продуктивный | Формировать культуру письменной и устной речи; уметь выделять (отмечать) изобразительно-выразительные средства и трудные случаи анализа языковых явлений | Расширение круга используемых языковых и речевых средств | | |
55 | Контрольная работа № 3 по теме «Морфология» | Поисковая | Проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Уметь выполнять тестовые задания уровней А, В. (Я) Продуктивный | Уметь проводить анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. (Я), (К) Творческий | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
56 | РР Анализ контрольной работы. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
Орфография (21 ч) Цель: знать основные разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) употребление прописных и строчных букв; 5) правила графического сокращения слов; применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка |
57 | Принципы русской орфографии | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, беседа, работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, мор-фологический, традиционный Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии. (Я) Продуктивный | Уметь опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
.
58 59 | Правописание корней | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. (Я) Продуктивный | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
60 61 | Правописание приставок | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок. (Я) Продуктивный
| Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
62 63 | Правописание суффиксов | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов. (Я) Продуктивный | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
64 | Правописание ъ и ь | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь. (Я) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
65 | Правописание окончаний | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания окончаний. (Я) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
66 | Правописание гласных после шипящих | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих. (Я) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
67–68 | РР Сочинение №3 Лингвистический анализ текста | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей. (Я), (К) Творческий | Знать особенность текстов по стилю и типу; уметь отмечать стилевые черты, языковые средства текста; уметь аргументированно анализировать текст | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
69 | РР Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
70- 71 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов. (Я) Продуктивный | Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
72- 73 | Не и ни с разными частями речи | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи. (Я) Продуктивный | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
74 | Правописание омонимичных форм разных частей речи | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи. (Я) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; в необходимых случаях давать исторический комментарий | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
75 | Употребление прописных букв. Плавила переноса | Репродуктивная | Тренинг | Фронтальная, индивидуальная | Уметь применять в практике письма нормы употребления прописной буквы, правила переноса слов. (Я) Продуктивный | Уметь разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
76 | Контрольный диктант №2 | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
77 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
синтаксический уровень языка (8 часов) Цель: иметь представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка. Осознавать место синтаксиса в системе основных разделов лингвистики. Анализировать явления синтаксической синонимии |
78 | Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи, их типы и средства выражения | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Иметь представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка | Осознавать место синтаксиса в системе основных разделов лингвистики. | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | | |
79 | Синонимия синтаксических конструкций | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Иметь представление о явлениях синтаксической синонимии | .Анализировать явления синтаксической синонимии | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | | |
80 | РР Изобразительные средства синтаксиса | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать изобразительные средства синтаксиса русского языка. Уметь использовать их в художественные текстах собственного сочинения. (К) Творческий | Совершенствовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Отражение в письменной форме изобразительно-вырази-тельных средств языка | | |
81 | Синтаксис. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Уметь аргументированно анализировать и производить синтаксический разбор данных конструкций; определять способы и средства связи предложений | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | | |
82 | Синтаксис. Однородные и обособленные члены предложения | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Обогащать синтаксический строй речи через различные синтаксические конструкции и средства их выражения; уметь схематически обозначать трудные случаи написания | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | | |
83 | Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Уметь составлять предложения данных конструкций (учитывая признаки, строение, способы и средства связи) | Объяснение изученного на самостоятельно подобранных примерах | | |
84 | Контрольный диктант № по теме «Синтаксис» | Репродуктивная | Контроль | Фронтальная | Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Уметь выполнять задания повышенного уровня сложности, разграничивать варианты норм и речевые нарушения | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
85 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
Текст (15 ч) Цель: иметь представление о тексте как продукте речевой деятельности, владеть способами информационной переработки текста, приемами его совершенствования и редактирования |
86 | Понятие о тексте. Текст как продукт речевой деятельности | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать текст как продукт речевой деятельности, цель-ность, связность текста, по-нятия тема, адресат текста. Уметь создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст. (Я), (К) Творческий | Знать признаки и строение текста, способы и средства связи между частями текста. Уметь составить текст, определить микротемы | Владение навыками создания собственного текста, редактирование текста | | |
87 | Способы выражения темы | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать способы выражения темы: заглавие, начальное и конечное предложения, ключевые слова. Уметь производить анализ текста. (Я), (К) Творческий | Знать средства, подкрепляющие смысловые отношения. Уметь определять (находить) их в тексте, при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
88 | Синтаксис текста | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать структурные свойства текста: риторические вопросы, вводные и вставные предложения; способы связи предложений в тексте. Уметь производить анализ текста. (Я), (К) Творческий | Знать изобразительно-выразительные средства синтаксиса, средства, подкрепляющие смысловые отношения. Уметь при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
89 | Средства связи частей текста | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать средства связи частей текста: лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы. Уметь создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст. (Я), (К) Творческий | Знать признаки и строение текста, способы и средства связи между частями текста. Уметь составить текст с разными способами связи, анализировать текст и его строение | Владение навыками создания собственного текста, редактирования текста | | |
90 | Способы переработки текста | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Знать отличительные признаки тезисов, конспекта, аннотации, реферата. Уметь создавать тексты перечисленных жанров. (Я), (К) Творческий | Знать основные виды переработки текста. Уметь объяснять трудные случаи языковых явлений, перерабатывать текст | Владение навыками создания собственного текста, редактирования текста | | |
91 | РР Сжатое изложение№4 | Творческая | Контроль | Индивидуальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, использовать навык способов переработки текстов (Я) Продуктивный | Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
92 | РР Анализ изложений. Работа над различными видами ошибок | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
93–94 | РР Защита рефератов на лингвистическую тему | Проектная | Создание продукта при консультировании педагога | Групповая, индивидуальная | Уметь оценивать устные и письменные высказывания в учебно-научной сфере общения с точки зрения достижения поставленных задач. (К) Творческий | | Использование мультимедийных ресурсов и КТ для обработки и передачи информации. Презентации результатов познавательной и практической деятельности | | |
95–96 | Культура речи и ее основные аспекты | Проблемное изложение | Проблемная лекция, проблемные задачи | Групповая индивидуальная | Знать основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. (К) Продуктивный | Овладение умением опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Совершенствовать способность к самооценке через наблюдение за собственной речью | | |
97 | РР Сочинение – рассуждение №4 | Творческая | Контроль | Индивидуальная | Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. (Я) Продуктивный | Овладение умением опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
98 | РР Анализ сочинений. Работа над различными видами ошибок | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный | Уметь совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи. | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
99 | Контрольная работа №4 Лингвистический анализ текста | Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Групповая | Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей. (Я), (К) Творческий | Уметь при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов | | |
100 | Анализ контрольной работы | Репродуктивная | Практикум | Индивидуальная, групповая | Уметь соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость (Я) Продуктивный |
| Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | | |
101–105 | Резерв: повторение, обобщение и систематизация изученного материала | Репродуктивная | Организация совместной учебной деятельности | Индивидуальная, групповая | Уметь применять в практике устной и письменной речи изученный материал, аргументированно комментировать языковые явления и факты | | | | |
7. Контроль уровня обученности.
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов | В том числе на: | | |
уроки | РР | Диктант | Сочинения | Изложения | Контрольные работы/ формы промежуточного и итогового контроля |
1. | ВВЕДЕНИЕ | 3 | 3 | | | | | |
2. | Языковая система | 18 | 11 | 5 | | 1 | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
3. | Фонетический уровень языка | 7 | 4 | 1 | | | | Тестирование в формате ЕГЭ |
4. | Лексический уровень языка | 18 | 10 | 6 | 1 | 1 | 1 | Диктант |
5. | Морфемный уровень языка | 10 | 5 | 3 | | | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
6. | Орфография | 21 | 16 | 3 | 1 | 1 | | Диктант |
7. | синтаксический уровень языка | 8 | 5 | 1 | 1 | | | Диктант |
8. | Текст | 15 | 7 | 6 | | 1 | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
9. | РЕЗЕРВ | | | | | | | |
9. | Итого | | | 25 | 3 | 4 | 4 | |
8. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2014.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Тексттили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
Литература для учителя
1.В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10—11 классы.
2.Д о б р о т и н а И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – М., 2000
4. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
7. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.
8. П а в л о в а С. А. Русский язык. Методика подготовки к ЕГЭ. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.
9.Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературую тему. Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994
10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994.
11. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. – М., 2009 г.
12. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М., 1995
13. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты. – М., 2010 г.
14. Н а р у ш е в и ч А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы.
Литература для учащихся
13. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 2008 г.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1997 г.
15. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов – М., 1997 г.
16. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
17. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
18. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
19. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.