СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 - 11 класс ( профиль )

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  на 2016- 2017  учебный год  по биологии для 10 - 11 класса профильной  группы  по программе   И.Н. Понолмарёвой 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 10 - 11 класс ( профиль )»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»




Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МБОУ «ОСОШ №1

Г.М. Меньшакова______________ С.И.Жаворонков___________

«_____»___________2016г. «_____»_____________2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

10 -11 класс (профильный уровень)

2016-2017 учебный год


Учитель: Попова Ольга Валерьевна

1 квалификационная категория
















п. Октябрьский , 2016г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Профильный уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007), а также на основе программы авторского коллектива, по руководством И.Н. Пономаревой, «Программа по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе» (2004 г.) и рекомендаций по использованию учебников «Общая биология» для учащихся 10-11 классов под ред. И.Н. Пономаревой(профильный уровень ) – 2013г. и сборника : Региональный компонент общего образования Архангельской области, Архангельск, 2006г.

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на профильном уровне.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы лабораторные работы, они позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме.

Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологических наук, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследований. Для реализации указанных подходов, включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются умения, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни подразумевает  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач

Объём учебной нагрузки ( по учебному плану )

На неделю – 3 часа

На год – 102 часа

Учебник: Биология 10 класс, профильный уровень

Авторы: И.Н.Пономарёва

О.А.Корнилова

Москва, «Вентана- Граф», 2012г

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего ( полного) общего образования ( 2004г.)

№ 1236 в Федеральном перечне учебников по биологии на 2016-2017 учебный год

Учебник: Биология 11 класс, профильный уровень

И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова

Москва, «Вентана- Граф», 2013г

Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов среднего ( полного) общего образования ( 2004г.)

№ 1237 в Федеральном перечне учебников по биологии на 2016-2017 учебный год



Цели и задачи:

  1. Обеспечить усвоение учащимися общих биологических закономерностей.

  2. Изучить уровни организации живой природы

  3. Продолжить формирование представлений о единстве живой природы.

  4. Научить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности.

  5. Развивать умения сравнивать, анализировать, работать с разными источниками информации, включая энциклопедии, интернет-ресурсы.

  6. Учить самостоятельной организации учебной деятельности.



Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных работ.



Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.


Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.




Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.




















Норма оценки

  • Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

  • Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

  • Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

  • Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


  • Отметка 1 («единица»): ответ не дан.



Оценивание тестовых заданий:


  • «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

  • «4» - 82-67%;

  • «3» - 66 – 50%;

«2» - менее 50%.



















10 класс

Тематический план

Тема

Количество часов

  1. Введение в курс биологии

  2. Биосферный уровень организации жизни

  3. Биогеоценотический уровень организации жизни.

  4. Популяционно-видовой УЖ

Итого: 102 часа

15

26

27

34



Контрольные работы:

  1. Общие биологические явления и методы их исследования.

  2. Происхождение живого на Земле

  3. Биосфера как глобальная экосистема.

  4. Природное сообщество

  5. Итоговая контрольная работа по УОЖ



Лабораторные работы:



1. Наблюдение за живой клеткой.

№2. Методика работы с определителями растений т и животных.

№3. Условия жизни в биосфере.

№4. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах.

№5. Свойства экосистем.

№6. Оценка экологического состояния территории школы.

№7. Характеристика вида.

№8. Значение искусственного отбора.

№9. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.



Региональный компонент .



Урок № 60-68. Тема: Экосистемы

Особенности экосистем Архангельской области. Разнообразие , особенности состава и структуры биоценозов Европейского Севера. Типы пищевых цепей на примере биоценозов.

Региональные особенности устойчивости и динамика экосистем, типичные сукцессии природы Архангельской области: естественные и антропогенные.



Урок 70 . Тема : Вид. и видообразование.

Открытие В.П.Амалицким фауны позвоночных берега Белого моря.

Изучение видов животных и растений архангельской области с использованием различных критериев вида.

















Тематическое планирование

№ п/п

Название  раздела и тема урока

Количество Дата

часов


Раздел 1. Введение в курс биологии

15


1.1.Биология как наука и ее прикладное значение

6

1.

Введение: задачи курса биологии в старшей школе

1

2

Биология как наука о живом

1

3

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии

1

4

Осознание ценности изучения биологических видов

1

5

Практическая биология и ее значение

1

6

Урок обобщения.

1


1.2. Общие биологические явления и методы их исследования

9

7

Основные свойства жизни

1

8

Определение понятия «жизнь»

1

9

Общие свойства живых систем – биосистемы

1

10

Л.Р.№1 Наблюдение за живой клеткой

1

11

Структурные уровни организации жизни

1

12

Методы биологических исследований

1

13

Определение и видов растений и животных

1

14

Л.Р.№2 Методика работы с определителями растений и животных

1

15.

Проверь себя. Общие биологические явления и методы их исследования.

1


Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни

26


2.1 Учение о биосфере

5

16-17

Понятие о биосфере Функциональная структура биосферы

2

18-19

Учение В.И. Вернадского о биосфере

2

20

Функции живого вещества биосферы

1


2.2. Происхождение живого вещества

9

21

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле

1

22

Современные гипотезы возникновения жизни

1

23

Предистория происхождения живого на Земле

1

24

Физико – химическая эволюция планеты Земля

1

25

Этапы возникновения жизни на Земле

1

26

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

27-28

Хронология развития жизни на Земле

2

29

Проверь себя. Происхождение живого на земле

1


2.3. Биосфера как глобальная биосистема

5

30

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема

1

31

Круговорот воды в природе

1

32

Примеры круговорота веществ в биосфере

1

33

Механизм устойчивости биосферы

1

34

Проверь себя. Биосфера как глобальная биосистема

1


2.4. Условия жизни в биосфере

8

35

Условия жизни на Земле

1

36

Экологические факторы и их значение

1

37

Человек как житель биосферы

1

38

Л.Р. №3 Условия жизни в биосфере

1

39

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

1

40

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

41

Условия жизни в биосфере

1

42

Зачётный урок.

1


Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни

27


3.1. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

17

43

Биогеоценоз как биосистема и экосистема

1

44

Концепция экосистемы

1

45

Природное сообщество в концепции биогеоценоза

1

46

Другие характеристики биогеоценоза

1

47

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы)

1

48

Экологические пирамиды чисел

1

49

Строение биогеоценоза (экосистемы)

1

50

Экологические ниши в биогеоценозе

1

51

Совместная жизнь видов в биогеоценозах

1

52

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

1

53

Л.Р.№4 Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

1

54

Условия устойчивости биогеоценозов

1

55

Л.Р.№5 Свойства экосистем

1

56

Зарождение и смена биогеоценозов

1

57

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

1

58

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

1

59

Проверь себя. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

1


3.2. Многообразие биогеоценозов и их значение

10

60

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

61

Многообразие биогеоценозов суши

1

62

Искусственный биогеоценоз - агроценоз

1

63

Л.Р.№6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе

1

64-65

Сохранение разнообразия биогеоценозов

2

66

Природопользование в истории человечества

1

67

Экологические законы природопользования

1

68

Многообразие биогеоценозов и их значение

1

69

Урок обобщения.

1


Раздел 4. Популяционно – видовой уровень жизни.

33


4.1. Вид и видообразование.

11

70

Вид, его критерии и структура

Л.Р.№7 Характеристика вида

1

71

Популяция как форма существования вида

1

72

Популяция- структурная единица вида

1

73

Популяция как структурный компонент биогеоценоза

1

74

Популяция как основная единица эволюции

1

75

Макроэволюция и факторы эволюции

1

76

Движущий и направляющий фактор эволюции

1

77

Формы естественного отбора

1

78

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия видов на Земле

Л.Р. №8 Значение искусственного отбора

1

79

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле

1

80

Проверь себя. Вид и видообразование

1


4.2. Происхождение и этапы эволюции человека

7

81

Происхождение человека

1

82

История становления вида Ноmо sapiens

1

83

Особенности эволюции человека

1

84

Человек как уникальный вид живой природы

1

85

Расы и гипотезы их происхождения

1

86

Палеонтологические находки на территории России

1

87

Проверь себя. Происхождение и этапы эволюции человека

1


4.3. Учение об эволюции и его значение

10

88

История развития эволюционных идей

1

89

Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение

1

90

Современное учение об эволюции

1

91

Доказательства эволюции живой природы

1

92

Основные направления эволюции

1

93

Л.Р.№9 Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов

1

94

Основные закономерности и результаты эволюции

1

95

Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле

1

96

Новая система органического мира

1

97

Особенности популяционно – видового уровня жизни

1


4.4 Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества

5

98

Значение изучения популяций и видов

1

99

Генофонд и охрана видов

1

100

Проблема утраты биологического разнообразия

1

101

Всемирная стратегия охраны природы видов

1

102

Обобщение . Подведем итоги года

1

























































Тематический план изучения курса биологии в 11 классе

(профильный уровень)

тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Раздел I.

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.


Организменный уровень жизни

Организм как биологическая система

Размножение и развитие организмов

Основные закономерности наследования признаков

Основные закономерности изменчивости

Селекция и биотехнология на службе человечества

Царство вирусы

45 ч

9

5

10

8

6

7

Раздел II

Тема 7.

Тема 8.

Клеточный уровень организации жизни

Строение живой клетки

Процессы жизнедеятельности клетки.

24 ч

16

8

Раздел III

Тема 9.

Тема 10.

Тема 11.

Молекулярный уровень организации жизни

Химический состав живых клеток

Химические процессы в живой клетке

Время экологической культуры

26 ч

11

10

5

Итоговое тестирование

1

Уроки повторения

6


Итого в 11 классе

102 ч


Контрольные работы:

1. Закономерности наследования признаков (генетика)

2. Организменный уровень жизни

3. Клеточный уровень организации жизни

4. Молекулярный состав клетки

5. Итоговое тестирование



Лабораторные работы:

1. Свойства живых организмов

2. Модификационная изменчивость

3. Вирусные заболевания растений.

4.Изучение многообразия в строении клеток

5. Изучение свойств клетки

6. Органические вещества клетки.

7. Ферментативные процессы в клетке.

Региональный компонент:

Тема: Химическая организация клетки.

Особенности химического состава клеток живых организмов на Европейском Севере

Тема:. Наследственность и изменчивость

Региональные особенности воспроизведения организмов разных систематических групп

Важнейшие мутагены Архангельской области , их источники.

Тема: Основы селекции

Районированные сорта растений и породы животных Архангельской области .

Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.



Тематическое планирование 11 класс



Тема программы и количество

часов

Дата



урока. Тема урока,


Параграфы учебника, Д/зад.

Лабораторн ые работы,


1

2

3

4

5


Раздел I. Организменный уровень жизни (45 ч)

(13 ч)



1 Организм как биологическая система (9 ч)



2. Введение. Общие биологические явления и методы их исследования. (8 ч)







1. Организм как биосистема.

1








2. Организм как открытая биосистема.

2










3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.




3






4.Свойства многоклеточных организмов.

4




5Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов»


1



6.Транспорт веществ в живом организме.


5




7.Системы органов многоклеточного организма.

6




8. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.





9.Обобщающий урок по теме «Организм как биологическая система».




2. Размножение и развитие организмов.

(5 ч)









10. Размножение организмов.


8





11. Оплодотворение и его значение.

9




12. Индивидуальное развитие многоклеточного организма – онтогенез.

10




13. Рост и развитие организма.

11




14. Обобщающий урок по теме: «Размножение и развитие организмов».




3. Основные закономерности наследования признаков.

(10 ч)



15.Генетика – наука о наследовании свойств организмов. Гибридологический метод исследования наследственности.

12,13






16. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

14







17. Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

15








18. Наследование при взаимодействии генов.


16










19. Ген и хромосомная теория наследственности.

17










20. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

18





21. Наследственные болезни человека.

19




22. Этические аспекты медицинской генетики.

20




23. Факторы, определяющие здоровье человека.

21




24. Обобщающий урок по теме: «Основные закономерности наследования признаков».

К. р №1




4. Основные закономерности изменчивости.

(8 ч)


25. Изменчивость – важнейшее свойство организмов.


22




26.Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».


1






27. Многообразие форм изменчивости у организмов.

23








28. Наследственная изменчивость и ее типы.

24








29. Многообразие типов мутаций.

25







30. Мутагены и их влияние на живую природу и человека.

26





31. Развитие знаний о наследственной изменчивости.

27





32. Обобщающий урок по теме:

«Основные закономерности изменчивости».




5. Селекция и биотехнология на службе человечества

(6 ч)


33. Генетические основы селекции.

28













34. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

29









35. Достижение селекции растений и животных.

30







36. Биотехнология, ее направление и значение.

31








37. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

32










38. Обобщающий урок по теме:

«Селекция и биотехнология на службе человечества».





6. Многообразие организмов в природе (7 ч)



39. Царства прокариотических и эукариотических

организмов, их разнообразие и значение в природе.

конспект







40. Неклеточные организмы – вирусы.

33








41. Строение и свойства вирусов.

34




42. Вирусные заболевания.


35






43.Лабораторная работа №3 «Вирусные заболевания растений»


вопросы на с. 170-172



1








44. Обобщающий урок по теме: «Многообразие организмов в природе».

36




45. Контрольная работа №2 по разделу: «Организменный уровень жизни»

Повторить понятия раздела



Раздел II. Клеточный уровень организации жизни (24 ч.)


7. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли (16 ч)



46. Из истории развития науки о клетке.

37






47. Клеточная теория и ее основные положения

38







48. Современные методы цитологических исследований.

39







49. Основные части клетки.

40





50. Поверхностный комплекс клетки.

41





51. Цитоплазма и ее структурные компоненты.

42





52. Немембранные органоиды клетки

43





53. Мембранные органоиды клетки.

44






54. Двумембранные органоиды клетки.

45




55. Ядерная система клетки.

46




56. Хромосомы, их строение и функции.

47




57. Особенности клеток прокариот.

48




58. Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

49




59. Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли.



50






60. Лабораторная работа №4 «Изучение многообразия в строении клеток».



1



61. Обобщающий урок по теме: «Строение клетки»




8. Клетка – генетическая единица живого.

(8ч)


62. Клеточный цикл


51





63. Деление клетки – митоз.


52




64. Лабораторная работа №5 «Изучение свойств клетки»


1



65. Мейоз – редукционное деление клетки.

53









66. Образование мужских гамет – сперматогенез.

54







67. Образование женских половых клеток – оогенез.

55,56






68. Обобщающий урок по теме:

«Клетка – генетическая единица живого».








69. Контрольная работа№3 по разделу: «Клеточный уровень организации жизни».




Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни (26 ч.)

9. Химический состав живой.

клетки.

( 11 ч)




70. Основные химические соединения живой материи.

57




71. Химические соединения в живой клетке.

58









72. Органические соединения клетки – углеводы.

59




73. Липиды и белки.

60




74.Лабораторная работа №6 «Органические вещества клетки».


1



75. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.

61




76. Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

62




77. Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура, свойства.

63




78. Наследственная информация, ее хранение и передача.

64




79. Молекулярные основы гена и генетический код.

65




80. Обобщающий урок по теме: «Химический состав живой

клетки». К.р.№4





10. Химические процессы в живой клетке.

(10 ч)















81. Биосинтез белков в живой клетке.

66




82. Трансляция как этап биосинтеза белков.

67




83. Молекулярные процессы синтеза у растений.

68




84. Энергетический этап фотосинтеза у растений.

69




85. Пути ассимиляции углекислого газа. Лабораторная работа №7. Ферментативные процессы в клетке

70

1



86. Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

71




87. Молекулярные энергетические процессы.

72




88. Кислородный этап биологического окисления.

73




89. Молекулярные основы обмена веществ живой клетки.

74,75




90. Обобщающий урок по теме: «Химические процессы в живой клетке».




11. Время экологической культуры

(5 ч)


91.Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов.


76




92. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.


77




93. Структурные уровни организации живой материи.

78,




94. Урок-конференция по теме: «Время экологической культуры».





95.Обобщение по теме Экологическая культура







96. Итоговое тестирование по курсу биологии 11 класса. (№5)








97-102.Уроки повторения.




Всего:


102ч


7












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!