СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 1 класс по технологии. УМК "Планета знаний".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  технологии  составлена в соответ­ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по математике УМК «Планета знаний»  « Технология» О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 1 класс по технологии. УМК "Планета знаний".»

  1. Пояснительная записка.

  • Рабочая программа по технологии составлена в соответ­ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, авторской программы по математике УМК «Планета знаний» « Технология» О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой и на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)

  • авторской программы по технологии УМК «Планета знаний» О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой


Цели изучения учебного предмета:

Предмет «Технология» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Данная программа предназначена общеобразовательных школ и обеспечивает соответствие общим целям обучения предмету технологии, предусмотренным государственным стандартом образования. В рамках этой программы для каждого ребенка создаются оптимальные условия для формирования его личности как нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной.

Цели:

  • развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространст­венного воображения, технического и логического
    мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

  • формирование начальных технологических знаний, тру­довых умений и навыков, опыта практической де­ятельности по созданию личностно и общественно зна­чимых объектов труда; способов планирования и орга­низации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания,
    умения и навыки в учебной деятельности и повседнев­ной жизни;

  • овладение знаниями о роли трудовой деятельности че­ловека в преобразовании окружающего мира, о тради­циях и героическом наследии русского народа, перво­начальными представлениями о мире профессий;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информаци­онной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

В процессе знакомства с различными видами декора­тивно-прикладного искусства и самостоятельного изготов­ления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на из­готовление красивых и нужных поделок, пробуждает у де­тей желание к последующей деятельности.

Задачи

Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и раз­вивающих задач.

Образовательные задачи

  • знакомство с различными видами декоративно-при­кладного искусства;

  • освоение технологических приемов (знакомство с инст­рументами и материалами, а также — техника безопас­ности при работе с ними);

  • формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой предложенной теме.

Воспитательные задачи

  • формирование прочных мотивов и потребностей в обу­чении и самореализации;

  • развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с историей возникновения и использования предметов быта и до­машней утвари;

  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эсте­тических, патриотических и других качеств личности ребенка;

  • пробуждение творческой активности детей, стимулиро­вание воображения, желания включаться в творческую деятельность;

  • формирование интереса и любви к народному и декора­тивно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну.

Развивающие задачи

  • развитие самостоятельного мышления, умения сравни­вать, анализировать;

  • развитие речи, памяти, внимания;

  • развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориенти­ровка, в пространстве и т. д.;

  • развитие двигательной сферы: моторика, пластика, дви­гательная сноровка и т. д.;

  • развитие коммуникативной культуры ребенка.

Для достижения заявленной цели программы вышепе­речисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального обучения в тесной связи с другими пред­метами. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учетом традиций изучения технологии в начальной школе и прин­ципом преемственности с дошкольным периодом и сред­ней школой.

Общая характеристика учебного предмета.

Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи решаются в комплексе на протяжении всего начального обучения в тесной связи с другими предметами, так как технология как учебный предмет является комплексным и интегративным. Отбор содержания данной программы опирается на стандарты начального общего образования с учётом традиций изучения технологии в начальной школе и принципом преемственности с дошкольным периодом и средней школой.

Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, такими как: пластилин, тесто для лепки, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребёнок сможет гордиться, и объективно оценить результаты своего труда. Также младшие школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволяет учащимся иди в ногу со временем, познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность.

Концентрический принцип построения курса способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и практического применения подачи материала. Учебный материал каждого последующего года обучения тесно связан с материалом предыдущих лет обучения и логически продолжает его. Материал каждого учебника подаётся по тематическому принципу – он разбит на крупные темы, делящиеся на подтемы - уроки. Учебный материал первого года обучения разбит на 7 крупных тем, а материал учебников со 2 по 4 класс подаётся разбитым на 4 крупные темы, которые, в свою очередь, делятся на несколько подтем (уроков).

Основные разделы программы

В каждом учебнике выделены структурные линии – разделы, реализующие концентрический и пошаговый принципы обучения, основанные на постепенном усложнении задач, технологических приемов, используемых материалов, необходимых инструментах и видах воздействия на эти материалы. Также разделы соответствуют учебным четвертям для более удобного изучения предмета.

Например, в программе 1 класса выделено семь структурных линий – семь разделов, реализующих концентрический и пошаговый принципы обучения, основанных на материале, с которым ведётся работа, инструментах, при помощи которых она ведётся и видов воздействия на эти материалы. Таким образом, формируются разделы, заявленные в учебнике как волшебные страны: работа с пластилином (Пластилиновая страна), работа с бумагой без помощи ножниц (Бумажная страна), работа с природными материалами (Кладовая природы), работа с бумагой при помощи ножниц страна (Волшебных ножниц), работа с текстильными материалами (город Ткачей), работа с бумагой в технике оригами (страна Оригами) и работа с различными материалами с применением изученных технологий (страна Фантазия).

Во 2 классе формируются четыре раздела, заявленные в учебнике как «Творческая мастерская» (работа с пластичными материалами и конструирование из бумаги), «Студия вдохновения» (работа с природными и рукотворными материалами, объёмное конструирование из бумаги), «Конструкторское бюро» (работа с текстильными материалами, оригами и работа с фольгой) и «Поделочный ералаш» (знакомство с окружающим миром, конструирование из бумаги и проволоки). В каждом из разделов объединяется работа с несколькими видами материалов и различными технологическими приемами. Например, в «Творческой мастерской» дети кроме знакомых им пластилина и бумаги научатся работать с соленым тестом для лепки и гофрированным картоном, а о пластилине и бумаге узнают нового, т. е. поработают с различными материалами с применением изученных и новых технологий.

В 3 классе в учебнике также сформированы четыре раздела – в первых трех объединяется работа с несколькими видами материалов и различными технологическими приемами, - «Страна Новаторов» (объемное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение), «Страна Нестандартных Решений» (конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников), «Страна умелых рук» (конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами). Четвертый раздел «Страна высоких технологий» посвящен изучению информатики (устройство и работа компьютера, программы Paint, Word и работа с ними)

В 4 классе, как и в 3-ем, в первых разделах объединяется работа с несколькими видами материалов и различными технологическими приемами, а четвертый посвящен изучению информатики. «Страна технических профессий» (объемное конструирование из бумаги и других материалов) «Страна разработчиков идей» (конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром) «Страна модельеров» (работа с текстильными материалами)«Страна информационных технологий» (устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними).

Внутри каждого раздела эти же принципы (концентрический и пошаговый) позволяют сделать подачу материала наиболее полной и последовательной. Тема предваряется историей возникновения изучаемых материалов и инструментов, их местом в жизни человека и его творчестве. Например, перед непосредственной работой с пластилином, школьники узнают о его «прабабушке» - глине, о применении глины в прошлом и настоящем, о профессиях людей, связанных с использованием этого материала, об истории возникновения собственно пластилина, его отличии от глины. Затем в ходе лабораторных изысканий, экспериментов и практических работ, ребята изучают свойства пластилина, которые и помогают им в изготовлении поделок, которые, в свою очередь, подтверждают на практике полученные знания. А перед работой с соленым тестом ребята узнают о декоративных фигурках «хлебосолах» - символах плодородия и благополучия; о зерне, муке и хлебобулочных изделиях, об их применении в прошлом и настоящем, о профессиях людей, связанных с выращиванием зерна и его дальнейшей обработкой, об истории изобретения теста для лепки и о его отличиях от пластилина.

Каждая из этих тем не изучается в изоляции от других, соблюдается тесная взаимосвязь всех разделов программы, пропедевтический уровень новых знаний закладывается на каждом уроке, позволяя, переходя к изучению очередной темы, опираться на устойчивую конструкцию первоначальных представлений, сформированных заранее. Исследовательская деятельность на уроках не только позволяет более осмысленно освоить обязательный материал, но и способствует использовать элементы опережающего обучения. Это позволяет разнообразить процесс формирования обязательных навыков и вывести его на новый уровень применения изученного в новых ситуациях, в новых условиях, на новых объектах.

Кроме того, учитывается принцип целостности содержания, согласно которому, новый материал включается в систему более общих представлений по изученной теме. Так, например, при изучении темы работа с текстильными материалами, ребята пополняют свои представления о работе с ножницами, полученные при работе с бумагой; работа с тканью дополняет картину представлений о плоскостных материалах - бумаге и засушенных листьях растений. А при изготовлении объёмных кукол на основе цилиндра, ребята пополняют свои представления о работе с заготовкой такой формы, полученные ранее при изготовлении деталей для объёмной аппликации из бумаги.

Это помогает сформировать у учащихся более правильную картину окружающего мира, различий и сходств между материалами и их свойствами, принципов технологических особенностей производства окружающих нас рукотворных предметов.

Принцип вариативности

Программа делится на инвариантную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников и на вариативную часть, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.

Инвариантная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления для всех учащихся. Требования к уровню усвоения и ознакомления обязательного материала для второго года обучения сформулированы далее.

Вариативная часть включает материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, дифференцированные задания, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а так же развитию творческого и созидательного мышления.

Кроме того, практическая художественно-творческая деятельность ученика (изготовление поделок, декорирование и пр.) сочетается со зрительным и эмоциональным восприятием произведений искусства, работами мастеров, что позволяет избежать только однобокого информативного изложения материала.

Для детского творчества предлагаются красивые, яркие, оригинальные и эффектные поделки, которые всё более усложняются, по мере приобретения детьми новых знаний, умений и навыков по принципу от простого к сложному.

Виды работ на уроках

Программа предполагает в каждом разделе динамичную смену рода деятельности.

Каждая тема требует освещения учителем огромного пласта материала с использованием словесных методов: объяснение, рассказ, предварительная, текущая и итоговая беседы, инструктаж.

Особое внимание уделяется правилам безопасной работы с инструментами. В силу возрастных особенностей, младшие школьники нуждаются в неукоснительном соблюдении техники безопасности и формировании навыков правильного обращения с инструментами (ножницы, игла, шило и пр.) и материалами (солёное тесто, фольга, проволока, гипс и пр.) и их практическом применении при работе с ними.

В начале учебника за второй класс помещены памятки, к которым ученики будут обращаться на каждом уроке перед выполнением задания, чтобы повторить правила организации рабочего места, технику безопасности, порядок выполнения поделки (анализ образца, работа со схемой и инструкцией, продумывание и планирование работы, основы самоконтроля и оценки своей работы). В последующих классах (в 3 и 4) в начале учебника размещены напоминания об этих памятках – схематичное изображение зависимости самоконтроля от остальных пунктов последовательности работы над поделкой. В 3 и 4 классах также дана таблица техники безопасности при работе на компьютере.

Лабораторные работы позволят детям освоить каждую тему в полном объёме, узнать основные свойства изучаемого материала, продиктованные технологией его производства или природными особенностями, экспериментируя и тестируя его. Например, при изучении темы «нити и верёвки» в ходе лабораторной работы выявляется, что нити и верёвки и верёвки имеют различную толщину, фактуру, структуру, упругость, прочность, сферу применения, что их можно растягивать, разрывать различными способами, разделять на волокна. Попутно рассматриваются свойства ваты, как сырья для самодельной нити (состоит из волокон). И разбираются способы изготовления нитей и верёвок (прядение, скручивание, складывание, сплетание).

А, при знакомстве с фольгой в ходе лабораторной работы при сравнении фольги с бумагой выявляется толщина, фактура, структура, упругость, прочность, сфера применения этого материала, что его можно скручивать, разрывать различными способами, придавать любую форму. Попутно рассматриваются свойства жгута и сложенной полоски из фольги и разбираются способы работы с этим материалом.

Нередко в ходе урока появляется такой вид работы как эксперимент. Для ребёнка выполнение лабораторной работы - уже экспериментирование, но иногда для заострения внимания к некоторым особо важным моментам, применяется именно эта терминология. В таких случаях строится предположение (гипотеза), которое затем подтверждается или опровергается, с последующим выводом.

Практические работы помогут до изготовления поделок пошагово отработать каждый новый прием и навык. Оставшиеся в ходе лабораторной или практической работы отходы производства, почти всегда используются в индивидуальных поделках, коллективных работах, играх и фокусах.

Отдельного внимания заслуживает рубрика «школа юного мастера». Это сочетание практической работы с изготовлением поделки и экспериментом. В отличие от изготовления базовой поделки, для которой характерен пошаговый алгоритм выполнения, подробно описанный в учебнике, в школе юного мастера даны иллюстрации – результаты работ, к которым ребёнок должен прийти самостоятельно, продумывая этапы работы, способ изготовления, разработку плана и элементов поделки.

Игра, как ведущая деятельность младшего школьника - органичная часть запланированной работы на уроке, позволяющая наиболее ярко подчеркнуть важные этапы работы. Чтобы не превращать учебный процесс на уроке в неконтролируемую игру, учитель в роли режиссёра и придает игре нужное направление.

Кроме индивидуальной, используются такие виды работ, как работа в парах, и коллективные: по бригадам, по рядам и всем классом.

Благодаря этому, на уроках дети зачастую успевают сделать не только индивидуальную поделку, иногда и не одну, но и яркую коллективную поделку, которая является замечательным украшением для праздника, интересным наглядным пособием для других предметов. Кабинет каждую неделю будет неповторимо оформлен руками детей, а к любому празднику не потребуется покупных декораций. Поэтому любой урок можно провести, как открытый.

Выполняя лишь задания инвариантной части учебника, ученики смастерят только в первом классе около 100 ярких оригинальных и эффектных поделок - индивидуальных и коллективных. Во втором классе – около 50, в третьем – около 50 (не говоря о виртуальных поделках, выполненных на компьютере), в четвертом – более 30.

Вариативная часть с творческими, дифференцированными и дополнительными заданиями на отработку ЗУНов предполагает добавление еще более 120 поделок в первом классе, около 50 поделок во втором, более 40 в третьем, более 20 в четрертом.. Все они выполняются из доступных материалов, без помощи взрослых, не требуют дополнительной подготовки для учителя и могут быть использованы еще и для оформления кабинета, как замечательные украшения для праздников, интересные наглядные пособия для других предметов и самобытные сувениры.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Место учебного предмета в учебном плане.


Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение предмета «Технология» в 1-4 классах предусмотрено: в 1 классе – 33 часа ( 1 час в неделю – 33 учебных недели), во 2-4 классах - по 34 часа ( 1 час в неделю – 34 учебных недели)

Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год в1 классе будет проведено 33 часа.


Результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к урокам технологии. Учащиеся получат возможность для формирования:

  • познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;

  • уважительного отношения к людям труда, к разным про­фессиям;

  • внимательного отношения к красоте окружающего ми­ра, к многообразию природного материала;

  • эмоционально-ценностного отношения к результатам

труда.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • определять и называть виды материалов (пластилин, бу­мага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, кру­пы и пр.) и их свойства;

  • определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и много­детальные конструкции;

  • понимать назначение и методы безопасного использова­ния специальных ручных инструментов (стек, пластмас­совый нож, ножницы, шило, игла);

  • использовать заданную последовательность изготовле­ния простейших поделок из изученных материалов;

  • называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и

т. д.);

  • правильно работать ручными инструментами под конт­ролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, ши­ло, игла) с соблюдением техники безопасности;

  • различать материалы и инструменты по их назначению;

  • выполнять изученные операции и приёмы по изготовле­нию несложных изделий (экономную разметку, обрыва­ние по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять деко­ративную отделку и пр.);

  • использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;

  • сравнивать с образцом готовое изделие по заданным ка­чествам (точность, аккуратность).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять неподвижные соединения деталей, различ­ные способы соединения (с помощью клея, скотча, ни­тей, пластилина, в шип);

  • организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);

  • экономно использовать материалы при изготовлении по­делок;

  • выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд-иголка» и пр.);

  • удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

  • выполнять работу по заданной инструкции;

  • использовать изученные приёмы работы с разными мате­риалами и инструментами;

  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, ис­пользуя способ сличения своей работы с заданной в учеб­нике последовательностью;

  • вносить коррективы в свою работу. Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать цель выполняемых действий;

  • с помощью учителя анализировать и планировать пред­стоящую практическую работу, опираясь на шаблон, об­разец, рисунок;

  • осуществлять контроль качества результатов собствен­ной практической деятельности;

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • решать творческую задачу, используя известные средства;

  • включаться в самостоятельную практическую деятель­ность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • «читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;

  • различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;

  • находить нужную информацию в учебнике;

  • выявлять особенности оформления и обработки;

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные мате­риалы учебника;

  • характеризовать материалы по их свойствам;

  • группировать профессии людей по материалам, с кото­рыми они связаны;

  • конструировать объёмные изделия из бумаги, пластили­на, природных материалов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • рассказывать о массовых профессиях и технологии про­изводства искусственных материалов, о природных ма­териалах;

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • комментировать последовательность действий;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении;

  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к ре­зультату труда;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в сов­местной работе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Содержание курса

Тема

Характеристика
деятельности учащихся

Многообразие материалов и область их применения. Правила безопасности работы с пластилином. Овладение различными приёмами лепки. Приемы работы с бумагой. Выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Правила безопасной работы с клеем. Приемы работы с бумагой и клеем. Организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. Приемы обрыва по контуру. Техника обрыва по наметке, отделение от общего листа. Правила безопасной работы с клеем. Представление о природе, её красоте и неповторимости. Сбор образцов природного материала. Скульптуры из природных материалов. Плоскостное конструирование. Приемы изготовления украшений из бумаги. Изготовление изделий по шаблону. Вышивка на картоне. Тренировка в пришивании пуговиц различных видов, с различными отверстиями. Виды, свойства ткани. Разметка по шаблону. Композиция на плоскости. Базовые формы. Прием изготовления квадрата из прямоугольника. Создание изделий по собственному замыслу с использование изученных природных материалов


Пластилиновая страна. (5 ч.)

Вводный урок. Пластилиновый мир и его законы.

Волшебные превращения комочка пластилина. Пластилин-строитель. Пластилиновая сказка

Калейдоскоп заданий.

Бумажная страна (4 ч.)

История бумаги. Законы бумажного мира. Мозаика бумажной мостовой. Бумажные силуэты

Бумажная история. Обрывная мозаичная аппликация.

Кладовая природы (5 ч.)

Сокровища природной кладовой.Конструктор- природа. Кружево листьев. Мозаика семян

Страна волшебных ножниц (4 ч.)

История возникновения ножниц. Золотые ножницы. Зимняя сказка из бумаги. Волшебная снежинка. Бумажный карнавал

Город ткачей (5 ч.)

От веретена к прядильной машине. На улице прядильщиков.

Иголка-вышивальщица. Пришивание пуговиц. Царство ткани

Страна оригами (4 ч.)

Родом из Японии. Волшебный квадрат. Цветочное оригами.

Бравая бумага.

Страна фантазии (6 ч.)

Веселые проделки бумаги. Играем с поделками. Подарок курочки Рябы.Бумажные вестники мира.Праздничные поделки.

Использовать материалы и инструменты, предусмотренные программой; соблюдать правила безопасности труда; правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; резать бумагу, ткань ножницами по линиям разметки; крепить детали из бумаги клеем; контролировать правильность выполнения своих действий; работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими. Самостоятельно правильно осуществлять выполнение простейших поделок, используя изученные технологии. Реализовывать свой замысел с учётом особенностей и формы материала.


Формы организации учебных занятий.


Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Часть уроков технологии рекомендуется проводить в форме экскурсий и игр.

1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.

2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».

3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».

5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема, задачи урока.

кол-во часов

Дата

план

факт

1-2

Пластилиновый мир и его законы.

Знакомство с глиной и пластилином.

Получение первичных навыков работы с пластилином, техника безопасности. Обучение технике печати и

процарапывания на пластилине. Изучение приёмов лепки, способов скрепления пластилина.

Изготовление поделок «Забавная рожица», «Одуванчик». Выполнение коллективной работы «Необычный букет».

2

07.09

14.09


3

Волшебные превращения комочка пластилина.

Освоение новых приёмов лепки (раскатывание, вытягивание, заострение, сплющивание, гофрирование, каркасная лепка).

Изучение способов лепки (скульптурный, конструктивный, комбинированный).

Изготовление поделок «Мешочек», «Цветок дружбы», «Весёлые зверята», «Чудодерево». Выполнение коллективной работы «Волшебный сад».

1

21.09


4

Пластилин-строитель.

Знакомство с различными приёмами изготовления кубов и параллелепипедов.

Изготовление плоской пластилиновой пластины и вырезание из неё.

Лепка кубика, бруска, конуса. Выполнение коллективной работы «Рыцарский замок».

1

28.09


5

Пластилиновая сказка.

Повторение и закрепление полученных навыков лепки.

Изготовление поделок «Домик поросёнка».

1

05.10


6

Законы бумажного мира.

Знакомство с разными сортами бумаги, историей возникновения бумаги. Экологические проблемы и пути их решения (экономия бумаги, сбор макулатуры). Знакомство со свойствами

бумаги, особенностями работы с бумагой различных сортов. Изготовление поделок «Большая черепаха», «Царство бабочек», «Нарядная ваза».

1

12.10


7

Мозаика бумажной мостовой.

Знакомство с правилами безопасной работы с клеем ПВА и клеящим карандашом.

Изучение приёмов работы с клеем и бумагой (обрывание бумаги, приклеивание бумаги). Изготовление поделок в технике обрывной мозаичной аппликации «Цветные рамки», «Поздравительная открытка».

1

19.10


8

Бумажные силуэты.

Знакомство с понятиями «тень», «силуэт», «контур».

Изучение приёмов обрыва по контуру и отделения от общего листа. Изготовление поделок в технике обрывная аппликация по контуру «Улитка-торопыжка», «Облака — белогривые лошадки». Коллективная работа «Курица с цыплятами».

1

26.10


9

Бумажная история.

Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление аппликации на заданную тему с использованием шаблонов. Изготовление поделок «Морское царство».

1

02.11


10-11

Конструктор – природа.

Знакомство с многообразием природных материалов, их свойствами и особенностями. Знакомство с профессиями человека, связанными с

природой. Навыки работы с семенами

растений, техника безопасности.

Знакомство с особенностями объёмных и плоскостных природных материалов. Знакомство с творчеством художника Дж. Арчимбольдо. Изготовление скульптур из природных материалов (от образа к материалу, от материала к образу). Изучение способов скрепления природных материалов в поделке. Изготовление поделки на заданную тему «Птичка на ветке». Изготовление поделки на свободную тему «Лесная фантазия».

Коллективная работа — объёмная аппликация «Портрет осеннего месяца».

2

16.11

23.11


12

Кружево листьев.

Сравнение свойств плоскостных материалов (засушенный лист растения и бумага). Продумывание замысла композиции и хода работы при

изготовлении плоскостной аппликации из листьев. Изучение свойств засушенного листа. Знакомство с особенностями работы с листовой крошкой. Изготовление поделок: «Ваза с букетом», «Фантазия из листьев», «Подставка для карандашей».

1

30.11


13

Мозаика семян.

Знакомство с семенами и их

практическим назначением. Изучение способов аппликации из семян (конструктор, мозаика, комбинирование). Способы выразительности при изготовлении аппликаций из семян. Изготовление поделок: «Фантазии из семян», «Наскальные росписи». Коллективная работа «Математическая пицца».

1

07.12


14

Мастерская природы.

Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление объёмной конструкции из природных материалов. Изготовление поделок «Дерево времён года», «Птица счастья».

1

14.12


15

Золотые ножницы.

Знакомство с историей и устройством ножниц, их практическим назначением, правилами безопасной работы с ними. Изучение технологии и приёмов вырезания различных фигур из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных деталей «Весёлая маска» (работа в парах). Коллективные работы «Дом, в котором ты живёшь», «Змеиное царство».

1

21.12


16

Вырезной конструктор.

Знакомство с зкспресс-методом вырезания. Обучение созданию композиции при изготовлении плоскостной аппликации из геометрических фигур. Изготовление поделки «Радужный витраж». Самостоятельное планирование и организация работы при создании аппликации из готовых форм. Изготовление поделки «Весёлая гусеница». Выполнение коллективной

работы: «Сказочный дракон».

1

28.12


17

Зимняя сказка из бумаги.

Знакомство с традициями самодельных новогодних украшений. Знакомство с технологией изготовления

различных украшений из бумаги. Изготовление бумажных украшений по шаблону и наметке. Поделка «Волшебная снежинка». Изготовление объёмных и плоскостных поделок из бумаги

«Объёмная гармошка», «Цепочка из бумажных колец», «Гирлянда-растяжка», «Открытка-смешилка», «Новогодняя гирлянда-растяжка», «Нежная снежинка».

1

11.01


18

Бумажный карнавал.

Обобщение знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление изделий с использованием изученных технологий. Изготовление поделок «Новогодняя маска», «Широкая гирлянда-растяжка». Коллективная поделка «Радужный павлин».

1

18.01


19

На улице прядильщиков.

Знакомство с историей и технологией изготовления нитей и верёвок, их применением. Изготовление нитей и верёвок ручным способом (прядение, скручивание). Изготовление поделки «Пушистый барашек». Коллективная работа «Барашки на лугу».

1

25.01


20-21

Иголка-вышивальщица.

Знакомство с инструментами (игла, шило), правилами безопасной работы с ними.

Знакомство с историей появления пуговиц. Получение навыков завязывания узелков, вдевания нити в иголку, вышивания, пришивания пуговиц. Изготовление поделок «Кисточка», «Весёлый заяц», «Совята в снежный день».

2

01.02

15.02


22

Царство ткани.

Знакомство с различными тканями, их свойствами и особенностями. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Обучение кройке ткани. Изготовление поделки-коллажа из ткани «Зимняя картина».

1

22.02


23

Сердечный сувенир.

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора:

вышивки, фурнитуры (пуговиц) и декоративной текстильной продукции (ленты, тесьма, кружево). Изготовление поделок «Сердечный сувенир», «Праздничные сердечки».

1

01.03


24

Волшебный квадрат.

Знакомство и историей оригами.

Изучение технологии складывания бумаги для получения объёмных поделок. Навыки чтения схем. Знакомство с базовыми формами оригами (конверт, воздушный змей, треугольник, бутон). Изготовление заготовок для оригами. Изготовление поделок «Конвертик», «Фронтовой треугольник», «Пароходик — подставка для бумаг», «Самолётик».

1

15.03


25-26

Цветочное оригами.

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на предыдущих уроках. Отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Закрепление навыков чтения чертежей. Изготовление поделок «Тюльпан-бутон», «Раскрывающийся цветок», «Раскрывшийся цветок», «Бабочка»,«Тюльпан-ладошка». Коллективные работы «Праздничный плакат», «Поле тюльпанов».

2

22.03

05.04


27

Бравая бумага.

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами по схеме: «Шапка-треуголка», «Кокарда». Декоративное оформление поделок в технике мозаичной обрывной аппликации и обрывной аппликации по контуру.

1

12.04


28

Весёлые проделки бумаги.

Освоение технологии изготовления нестандартных поделок (подвижные игрушки). Знакомство с техникой прорезания бумаги по условным

обозначениям. Конструирование из плоского листа с прорезями. Изготовление поделок «Многоликая маска», «Говорящие игрушки», «Открытка-розыгрыш «Мой птенец».

1

19.04


29

Выход в открытый космос.

Работа с новыми материалами: воздушный шар, картонный цилиндр, скрепки. Освоение приёмов завязывания воздушного шарика, продавливание бумаги карандашом, закрепления бумажного цилиндра разными способами. Сочетание изученных технологий. Изготовление поделок «Галактика на шарике», «Дневной телескоп».

1

26.04


30-31

Подарок курочки Рябы.

Знакомство с крупами и возможностью работы с ними. Изготовление поделки «Необычная аппликация». Изучение приёмов наклеивания круп на шарообразную поверхность. Изготовление

объёмных сувенирных поделок. Расписывание готового изделия гуашью. Изготовление праздничной открытки.

2

03.05

10.05


32

Бумажные вестники мира.

Изучение нового приёма работы с бумагой — гофрирования. Обучение вырезанию

сложных фигур по контуру.

Изучение технологии прорезания отверстий в бумаге и бесклеевого скрепления деталей. Изготовление поделок «Гармошка», «Военный гармонист», «Губная гармошка», «Солдатская пилотка», «Голубь мира».

1

17.05


33

Праздничные поделки.

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление поделок из бумаги в технике оригами. Изготовление поделок «Праздничный наряд», «Цветы», «Бабочка», «Веер», «До свиданья, первый класс», «Дрессированная сороконожка».

1

24.05



  1. ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Начальное технологическое образование обеспечивает обучающемуся возможность более гармонично развиваться и жить в современном мире.

В результате изучения курса технологии дети получают знания и умения по основным содержательным блокам: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технологии ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере».

Оценка результатов технологической деятельности каждого ученика осуществляется в ходе текущих и тематических проверок: на уроках, в сфере внеклассной работы при выполнении самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности. Участие обучающегося в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности (выставки работ, художественные конкурсы и т.п.) является не только важнейшим условием становления трудовой культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.

Текущие контрольные работы по технологии проводятся после каждого изученного раздела программы. Как правило, содержание таких контрольных работ состоит из двух заданий: первое – базового уровня – на точное повторение образца, второе – повышенного уровня – на создание собственного образа по данным условиям. Работы выполняются самостоятельно без коллективного анализа и планирования.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. класс

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 1 класс. Рабочая тет­радь. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.


  1. класс

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Рабочая тет­радь. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.


  1. класс

О.В. Узорова, ЕА. Нефёдова. Технология. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 3 класс. Рабочая тет­радь. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.


4 класс

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 4 класс. Рабочая тет­радь. — М.: АСТ, Астрель.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.




Технические средства обучения:

  • ноутбук

  • проектор




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!