СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прогамма " Удивительное рядом" 1 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок – начальных классов очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на всё новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прогамма " Удивительное рядом" 1 класс»











Министерство образования Республики Саха(Якутия)

МБОУ «Техтюрская средняя общеобразовательная школа им. И.М. Романова»

МР «Мегино-Кангаласский улус»



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» На заседании МО «____»_________2015г Директор МБОУ естественно-математического цикла Протокол МС №_______ Техтюрская СОШ «___»__________2015г. Заместитель директора по УВР _________ Стручков А.А. Протокол№____ ___________ Дмитриева М.Н «___» _________ 2015 г. Руководитель МО___________ Приказ№_____

Холмогорова. А. И.






Проектная деятельность «Маленькие химики»

1 класс

на 2015-16 уч.год



Составитель: учитель химии

Холмогорова Александра Ивановна


















Техтюр 2015




Пояснительная записка.

Ребенок – начальных классов очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на всё новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности.

Основные цели программы:

  • расширение познавательной сферы ребенка;

  • поддержка его любознательности, активности;

  • развитие познавательного интереса.

Задачи:

1. Создание условий для знакомства ребенка школьного возраста с многообразием мира.

2. Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.

3. Получение первичного практического опыта экспериментирования.

4. Создание условий для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.

5. Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.

6. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.

7. Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.

8. Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого


Описание программы.

Программа состоит из познавательных тем, которые представлены в тематическом планировании. Прилагаются фрагменты отдельных занятий. Проводится 1 занятие в неделю длительностью 30 минут. Всего 4 занятия в месяц. За год 34 занятия.

Данная программа характеризуется ступенчатостью – постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.

На занятиях используются материалы для дошкольников: книги, энциклопедии, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курса. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Проведи опыт…”, “Понаблюдай”, «Поэкспериментируй…» и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.

В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде книг,

карточек, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут поэкспериментировать, продемонстрировать собственные достижения.

Несмотря на “взрослость” названия курса, характер получения информации

непосредственен, детям рассказывают яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом, демонстрируют впечатляющие опыты. Методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают курс по-настоящему увлекательным и выбираемым детьми.

Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей

на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты, где проводится занятие, если ему неинтересно или он устал. Участие во всех видах деятельности является необязательным. Если ребенку интересно послушать только педагога или принять участие в опыте, то его участие в занятии может этим и ограничиться.

Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению за экспериментом, за самостоятельным проведением опыта.

В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.

Дети могут совместно наблюдать опыт, участвовать в обсуждении, делать зарисовки по выбранной тематике.

Включение личного опыта ребенка через приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематике курса.

Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства “опытных пространств”, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения.




Ожидаемые результаты.

В области образовательных умений и способностей:

  • умение пользоваться образовательным пространством группы;

  • получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,

телевизором и др. как источниками информации;

  • умение применять полученную информацию для выполнения задания;

  • увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;

  • получение опыта взаимодействия со специальными предметами: свечами, монетами, воздушными шарами, гвоздями;

  • получение опыта взаимодействия со специальными веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, силикатным клеем, лимонной кислотой, уксусом;

  • получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем.

Диагностика и мониторинг.

  • Проведение викторин по материалам образовательного курса.

  • В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.

  • Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

  1. Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов.

  2. Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.

  3. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.

  4. В конце курса проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.

В результате проведения данного занятия формируются УУД

а)регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на с помощью учителя и самостоятельно,

- учиться работать по предложенному учителем плану

- высказывать свою версию

б) познавательные:

- учиться добывать новые знания:

- находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования;

- умение наблюдать и делать самостоятельные выводы

- делать выводы в результате совместной работы;

в) коммуникативные:

- умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе,

-умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

- уважительно относиться к позиции другого.

Личностные:

-развитие познавательных интересов.


Тематический план.


№ занятия

Дата проведения/ факт дата

Тема

Цель

Планируемые ууд

ИКТ

Примечание

1

8.09.

Химия или магия?

Познакомить детей с наукой о превращениях - химией.

Учится добывать новые знания.

Презентация -слайд


2

15.09.

Что тебе понадобится для опытов.

Вызвать интерес к химии-науке о веществах и превращениях.

умение понимать и слушать речь других.




3

22.09.

Правила безопасности.

Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов, чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих.

делать выводы в результате совместной работы.

Презентация


4

29.09.

Как уберечь яблоко?

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить забавные опыты.

развитие познавательных интересов.


Презентация


5

6.10.

Надуй шарик с помощью лимона.

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить опыты, проникать в тайны взаимодействия разных веществ.

делать выводы в результате совместной работы.


Опыт №1

6

13.10.

Монетки меняют цвет.

Знакомить детей с интересными превращениями, происходящими с медными монетами.

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить опыты.

делать выводы в результате совместной работы.


Опыт №2

7

20.10.

Есть ли в газировке кислота?

Пропагандировать здоровое питание, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать, обсуждать.

делать выводы в результате совместной работы.


Опыт №3

8

27.10

Что ещё можно сделать с монеткой?

Учить наблюдать, делать вывод.

Сообщать детям интересные случаи из истории химии для расширения познавательных интересов.

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно



9

3.11.

Пожиратель мела

Познакомить детей с уксусной кислотой и её взаимодействием с различными веществами. Наблюдать за опытом, обсуждать и сравнивать.

умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;



Опыт №4

10

17.11.

Извержение вулкана


(Сода + уксус

Знакомить детей с химическими свойствами соды, уксуса, мела,

взаимодействием веществ друг с другом.

учиться работать в группе,



11

24.11.

Разбегающиеся зубочистки.

Знакомить детей с химическими свойствами сахара, жидкого мыла для мытья посуды.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

умение наблюдать и делать самостоятельные выводы


Презентация

Опыт №5

12

1.12.

Научи яйцо плавать.

Знакомить детей с химическими свойствами соли, воды.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

умение наблюдать и делать самостоятельные выводы




13

8.12.

Добываем соль.

Знакомить детей с химическими свойствами соли, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

высказывать свою версию




14

15.12.

Картошка для химии.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, белым хлебом, мукой, киселём, картофелем.

Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат.

умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе


Опыт №6

15

22.12.

Картошка для химии.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, сырым и варёным картофелем.

Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат.

высказывать свою версию


Презентация


16

29.12.

Картошка «надутая» и картошка «съёжившаяся».


Знакомить детей с химическими свойствами соли, воды, сока, содержащегося в картошке.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат

умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе



17

12.01.

Яблоко зелёное, яблоко красное.






Химический анекдот.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, зелёным и спелым яблоком.

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

находить ответы на вопросы, используя практические методы исследования;


Опыт №7

18

19.01.

А в тебе есть крахмал?








Химический анекдот.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями.


Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе

Презентация


19

26.01.

Почему вода в море солёная?


Приключения соли.

Знакомить детей с химическими свойствами воды.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями природы.

умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе


Опыт №8

20

2.02.

Играем в песочек.

Знакомить детей с химическими свойствами воды: вода- прекрасный растворитель.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе



21

16.02.

Как йод играл в прятки с кошкой. (Случай из истории химии).

Кошкин опыт.

Расширять познавательную сферу ребёнка.

Познакомить с химическими свойствами перекиси водорода.

Учится добывать новые знания.



22

23.02.

Йод- любитель масла.

Знакомить детей с химическими свойствами йода.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

умение понимать и слушать речь других.




23

1.03.

«Разноцветные» опыты.





Химический анекдот.

Знакомить детей с химическими свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами.


Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

делать выводы в результате совместной работы.


Опыт №9

24

8.03.

Рисуем с помощью химии.

Знакомить детей с химическими свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами - силикатным клеем.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

развитие познавательных интересов.



Опыт №10

25

15.03.

Индикаторы на кухне.

Знакомить детей с химическими свойствами уксусной кислоты, нашатырного спирта и их взаимодействием с овощами: свёклой, краснокочанной капустой, салатом.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

делать выводы в результате совместной работы.


Опыт№12

26

22.03.

Индикаторы на кухне

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с чаем, лимоном, содой, йодом, картофелем.


Знакомить детей с химическими свойствами уксусной кислоты, соды и их взаимодействием с фруктами: черникой, вишней, малиной, черносливом; с лепестками цветов: ириса, фиалки, бордовых пионов.

делать выводы в результате совместной работы.



27

5.04.

Старая знакомая.

Познакомить со свойствами зелёнки-« раствора бриллиантового зелёного».

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;


Опыт №13

28

12.04.

«Добрая « марганцовка.

Познакомить со свойствами перманганата калия.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

учиться работать в группе,


Опыт №14

29

26.04.

Мяч для богов.

Расширять познавательную сферу ребёнка.

Познакомить детей с историей появления мяча.





умение наблюдать и делать самостоятельные выводы




30

3.05.

Акварельные краски.

Увеличить долю самостоятельности детей в проведении опытов из растений, которые растут на даче и в огороде. Учить наблюдать и обсуждать.

умение наблюдать и делать самостоятельные выводы



Опыт №15

31

10.05.

Мыло и вода.

Познакомить детей со свойствами щелочей, содержащихся в мыле.

Произвести самостоятельно наблюдения с мылом, дождевой и водопроводной водой и сделать выводы.


высказывать свою версию



Опыт №16

32

17.05.

Полезные мыльные пузыри.

Получить первичный практический опыт экспериментирования.

Приготовить самостоятельно раствор для мыльных пузырей.

умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе


Опыт №17

33

24.05.

Опыты с желатином.

Познакомить детей со свойствами желатина.

Учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

высказывать свою версию



Опыт №18

34

24.05.

Занятие-развлечение «Удивительный мир химии»

Подготовить кроссворды, проблемные вопросы, побуждающие детей проявить и применить свои знания.


умение понимать и слушать речь других,

учиться работать в группе

Презентация слайд



Список литературы.

Владимир Рюмин. Занимательная химия. М.: Центрполиграф. 2012.

Химия. Учебно- методический журнал для учителей химии и естествознания. 2012.с.54.

Что такое вещество. Химическая азбука для учащихся мл классов.М.: Чистые пруды. 2008.

Химия. Школьный иллюстрированный справочник. Под ред. А.Т. Лебедева. 1995

Г.И. Штемплер. Химия на досуге. М.: Просвещение. 1993.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!