Кружок « Занимательная география»
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 5классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Как повысить интерес обучающихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Интересная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
закон Курской области «Об образовании в Курской области » от 09.12.2013г.№ 121-ЗКО;
приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ комитета образования и науки Курской области от 23 марта 2007 года № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Методическимие рекомендации по проектированию учебных планов общеобразовательных организаций и рабочих программ по учебным предметам, курсам (2016-2017 учебный год, ОГБУ ДПО КИРО);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с изменениями № 3 в САН ПиН (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81);
Устав образовательного учреждения;
Локальные нормативные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать,
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Количество часов: объём программы составляет 36часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год
Содержание образования
Тема 1. Введение – 1 час
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности - 11 часов
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
- решение географических задач на определение координат.
Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Голубая планета -7часов.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море..
- растительный и животный мир океанов и морей.
- тайны Мирового океана.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Тема5. Воздушное покрывало – 5часов.
- современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
Тема 6: Зеленая планета -7часов.
- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.
- уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы.
- крупные заповедники и охраняемые природные территории
- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Наименование тем | Кол-во часов |
1. | | | Введение | 1 |
| | | Тема: Ориентирование-11ч. | |
2. | | | Время по которому мы живем | 1 |
3. | | | Солнце как маяк. Определяем время по солнцу | 1 |
4. | | | Ориентирование по звездам и луне | 1 |
5. | | | Кто придумал компас | 1 |
6. | | | Загадочная стрелка | 1 |
7. | | | Компасы без магнитной стрелки | 1 |
8. | | | Движение по азимутам | 1 |
9. | | | Географические координаты | 1 |
10. | | | Местность и карта | 1 |
11. | | | Подготовка к походу | 1 |
12. | | | Местные ориентиры, приметы и признаки | 1 |
| | | Тема: Жизнь земной коры - 5ч. | |
13. | | | Плавают ли материки | 1 |
14. | | | Как растут горы | 1 |
15. | | | О чем расскажут камни | 1 |
16. | | | Как ищут полезные ископаемые | 1 |
17. | | | Есть ли бесполезные ископаемые | 1 |
| | | Тема: Голубая планета -7ч. | |
18. | | | Великие реки Земли | 1 |
19 | | | Удивительные озера мира | 1 |
20 | | | Твердый океан | 1 |
21 | | | «Белая смерть» - лавины | 1 |
22 | | | Бермудский треугольник | 1 |
23. | | | Водяное отопление материков | 1 |
24. | | | Опасный океан: смерчи, цунами | 1 |
| | | Тема: Воздушное покрывало -5ч. | |
25. | | | Одежда Земли | 1 |
26. | | | Миф или правда: искусственный дождь | 1 |
27. | | | Учимся предсказывать погоду | 1 |
28. | | | Живые барометры | 1 |
29. | | | Грозные явления в атмосфере | 1 |
| | | Тема: Зеленая планета -7ч. | |
30. | | | Уникальные растения | 1 |
31 | | | Уникальные животные | 1 |
.32 | | | Зеленое богатство океанов | 1 |
33. | | | Природные лаборатории-заповедники | 1 |
34. | | . | Человек и природа | 1 |
35 | | | Экстремальные условия жизни | 1 |
36 | | | Обобщение полученных знаний | 1 |
Список литературы.
1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976. ПРО, 1997.
2 Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 1990г.
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 1988г.
6. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи
7. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.