ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБПОУ МИК Протокол № ______ от 29.08.2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ МИК _______________ В.Н. Берсенев «____» _____________ 2022 г. |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Друзья светофора»
Направленность – социально-педагогическая
Возраст обучающихся – (7-17 лет)
Срок реализации – 1 год (32 часа)
Составитель:
подпись
Графова Татьяна Аристотельевна
учитель
Согласовано:
Заместитель директора
Москва 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Новизна.
Программа внеурочной деятельности «Друзья светофора» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
1.2 Актуальность.
Актуальность данной программы и её социально-педагогическая направленность ориентирована на организацию и проведение работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников правилам дорожного движения.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.
Категория детей, для которых разработана данная программа в силу своих возрастных и психофизических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности, иногда даже повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Все это определяет необходимость введения данной программы в школе, в рамках системы дополнительного образования.
Данную программу отличает наличие разделов, направленных на подготовку детей с нарушением интеллекта к безопасному участию в дорожном движении: учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей, закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
1.3 Педагогическая целесообразность.
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения,
обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и инвалидностью, оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении образовательной программы по правилам дорожного движения,
расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи программы:
воспитательные:
формировать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения;
прививать умения пользоваться общественным транспортом и формирование правильного поведения в нем;
воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
развивающие:
способствовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, ориентировки и наблюдательности;
предоставлять развитие самостоятельности и ответственности.
образовательные:
изучать правила дорожного движения с учащимися;
способствовать формированию устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах;
знакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ДТП
знакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части.
1.4 Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья светофора» имеет социально-педагогическую направленность и разработана для детей с ОВЗ и инвалидностью.
1.5 Организационно-педагогические условия реализации программы.
Форма обучения: групповая/индивидуальная
Программа предполагает групповые и индивидуальные занятия, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью используются следующие формы проведения занятий:
тематические занятия;
игровые тренинги;
разбор дорожных ситуаций на дидактических играх и наглядно-практическом материале;
викторины;
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выставка детских работ, выпуск стенгазет;
просмотр видеофильмов;
оформление стендов, уголков для пропаганды безопасного движения.
Занятия проводятся очно, один раз в неделю, продолжительностью 40 (мин).
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития базовых учебных действий, высших психических функций и личностных качеств школьника.
Режим занятий: 1 час в неделю
Количество часов по программе: 32 часа
1.6 Планируемые результаты:
Регулятивные БУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством педагога;
Определять план выполнения заданий на занятие под руководством педагога;
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством педагога.
Познавательные БУД:
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы педагога;
Находить общее и различие с помощью педагога;
Коммуникативные БУД:
Оформлять свои мысли в устной речи;
Слушать и понимать речь других;
Просить о помощи и отзываться на просьбу о помощи.
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для различных дорожных ситуаций и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания детей с ОВЗ и инвалидностью), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления на дорогах, выделять характерные особенности объектов, описывать и характеризовать факты и события.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
правила перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств, с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
правила движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
правила движения группы детей в сопровождении взрослых;
правила этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
правила безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
правила опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
правила опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
правила места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
правила название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
Должны уметь:
правильно переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и правильно пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;
правильно переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
правильно обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях, при посадке и высадке из маршрутного такси;
правильно ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за - препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
правильно определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
правильно соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
правильно ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
правильно переходить железнодорожные пути
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование курсов, разделов | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика | |
| Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | | Беседа. Педагогическое наблюдение. |
1. | Путешествие в прошлое. | 3 | | | |
1.1 | Как появились правила дорожного движения | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видеоматериала. |
1.2 | Основные понятия и термины ПДД | 1 | 1 | | Беседа. |
1.3 | Кто придумал светофор? | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видеоматериала. |
2. | Дорога, что ты расскажешь о себе? | 3 | | | |
2.1 | Дорога и ее составные элементы. | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видеоматериала. |
2.2 | Проезжая часть. Правила перехода проезжей части. | 1 | | 1 | Демонстрация видеоматериала. Практическая работа. |
2.3 | Безопасность на дороге осенью и зимой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Демонстрация видеоматериала. Практическая работа. |
3. | Средства регулирования дорожного движения. | 3 | | | |
3.1 | «Подчиняемся без спора мы сигналам светофора». | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ. Беседа: вопрос-ответ. Демонстрация видеоматериала. Загадки. |
3.2 | «В стране дорожных знаков». | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ. Демонстрация видеоматериала. Практическая работа. |
3.3 | Актуализация знаний. «О чем разговаривает улица?» | 1 | | 1 | Демонстрация видеоматериала. Практическая работа. Загадки. |
4. | Транспорт на дорогах нашего города. | 5 | | | |
4.1 | Типы и виды транспортных средств. | 1 | 1 | | Рассказ. Беседа. Демонстрация видеоматериала. Загадки. |
4.2 | Наземный и подземный транспорт и правила поведения в нем. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ. Демонстрация видео. Практическая работа. |
4.4 | Мой друг - велосипед, самокат, ролики. | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видео. |
4.5 | Машины специального назначения. | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видео. |
5. | Участники дорожного движения. | 3 | | | |
5.1 | Кто на дороге главный. | 1 | 1 | | Рассказ. Беседа: вопрос-ответ. Демонстрация видеоматериала. |
5.2 | Пассажиры и пешеходы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ. Беседа: вопрос-ответ. Демонстрация видеоматериала. |
5.3 | Дидактическая игра «Как правильно переходить улицу». | 1 | | 1 | Рассказ. Демонстрация видео. Практическая работа. |
6. | Дорожно-транспортное происшествие «ДТП». | 2 | | | |
6.1 | Что такое ДТП? | 1 | 1 | | Рассказ. Беседа. Демонстрация видео. |
6.2 | Поведение учащихся при ДТП. | 1 | 1 | | Рассказ. Беседа. Демонстрация видео. |
7. | Движение без нарушений. | 3 | | | |
7.1 | «Водитель». | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видео. |
7.2 | «Пешеход». | 1 | | 1 | Рассказ. Демонстрация видео. Практическая работа. |
7.3 | «Пассажир». | 1 | 0.5 | 0.5 | Рассказ. Демонстрация видео. Практическая работа. |
8. | Дидактические игры. | 5 | | | |
8.1 | «Дорожные знаки». | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
8.2 | «Собери светофор». | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
8.3 | «Угадай транспорт». | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
8.4 | «Подумай - отгадай». | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
8.5 | «Игра с мячом». Вопрос-ответ. | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
9. | Подвижные и малоподвижные игры по тематике пройденного материала. | 4 | | | |
9.1 | «Красный и зелёный». | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
9.2 | «Воробушки и кот». | 1 | | 1 | Текущий контроль. Активная деятельность всех учащихся. |
9.3 | Безопасность на дорогах весной и летом. | 1 | 1 | | Рассказ. Демонстрация видеоматериалов. |
9.4 | Подведение итогов курса. | 1 | 0,5 | 0,5 | Актуализация знаний. Повторение и закрепление пройденного. Практическая и творческая деятельность. |
| ИТОГО | 32 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
«Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности».
Теория: вводный инструктаж.
Практика: игры на знакомство. Диагностика уровня осведомленности обучающихся о правилах дорожного движения и уровня сформированности у них практических навыков применения правил дорожного движения.
1 «Путешествие в прошлое».
1.1 Как появились правила дорожного движения (ПДД), основные понятия и термины.
Теория: история возникновения ПДД. Видеоматериал.
Практика: творческая работа учащихся.
1.2 Кто придумал светофор? Взаимосвязь изобретения колеса и появления дорог.
Теория: взаимосвязь изобретения светофора и появления машин. Взаимосвязь
изобретения колеса и появления дорог. Роль дорог в развитии транспорта и общества. История дорог в России.
Практика: творческая работа учащихся (групповая или индивидуальная). Работа с наглядным материалом.
1.3 Актуализация знаний. Повтор и закрепление основных понятий и терминов.
2 Дорога, что ты расскажешь о себе?
2.1 Дорога и ее составные элементы.
Теория: что такое дорога? Как устроена дорога, ее основные элементы и их
назначение. Видеоматериал.
Практика: закрепление у учащихся знаний об основных элементах дороги через практическое занятие. Работа с наглядным материалом. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам.
2.2 Дорога и её составные элементы.
Теория: отработка навыков безопасного перехода проезжей части дороги, объективной оценки ситуации. Дорожные «ловушки» на проезжей части, во дворе и наостановке. Особенности движения автомобилей во дворе. Видеоматериал.
Практика: индивидуальная творческая работа учащихся (рисунки), игры и упражнения. Работа с наглядным материалом. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Ситуативная игра.
2.3 Безопасность на дороге осенью и зимой.
Теория: правила безопасного поведения в условиях дорожной среды в осеннее, зимнее, время года. Видеоматериал.
Практика: работа в тетради, работа с наглядным материалом, творческая работа учащихся.
3 Средства регулирования дорожного движения.
3.1 Подчиняемся без спора мы сигналам светофора.
Теория: значение сигналов светофора. Сигналы светофора и регулировщика. Виды
пешеходных переходов. Последовательность перехода дороги на регулируемом и не регулируемом пешеходных переходах.
Практика: разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Работа с наглядным материалом, решение задач.
3.2 В стране дорожных знаков.
Теория: история возникновения дорожных знаков. Дорожный знак как источник информации. Группы дорожных знаков, их назначение.
Практика: индивидуальная творческая работа обучающихся (рисунки и раскраски на тему дорожных знаков). Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Работа с наглядным материалом, решение задач.
3.3 “О чем разговаривает улица”?
Теория: углубить у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса.
Практика: индивидуальная творческая работа обучающихся.
4 Транспорт на дорогах нашего города.
4.1 Что такое транспорт? Типы и виды транспортных средств.
Теория: понятие «транспортное средство». Типы и виды транспортных средств.
Правила поведения на дороге.
Практика: отработка умений отличать автомобильный транспорт от других видов
транспорта. Разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Работа с наглядным материалом, решение ситуативных задач.
4.2 Наземный и подземный транспорт и правила поведения в нем.
Теория: дать детям представление о наземном и подземном видах транспорта. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика: индивидуальная творческая работа обучающихся.
4.3 Мой транспорт - велосипед, самокат, ролики.
Теория: велосипед, самокат и ролики - как транспортное средство: положительные и отрицательные качества. Правила поведения на дороге.
Практика: разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Работа с наглядным материалом, решение задач.
4.4 “Машины специального назначения”.
Теория: дать детям представление о машинах специального назначения.
Практика: групповая творческая работа обучающихся.
5 Участники дорожного движения.
5.1 Кто на дороге главный.
Теория: кого называют участниками дорожного движения, в чем их различия. Правила поведения велосипедистов на дороге
Практика: разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Работа с наглядным материалом, решение задач.
5.2 Разные роли: пассажиры и пешеходы.
Теория: кого называют пассажиром и пешеходом, их правила поведения.
Практика: разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам. Работа с наглядным материалом, решение задач.
5.3 “Как правильно переходить улицу”.
Теория: места, установленные для перехода проезжей части. Обозначение пешеходного перехода (знаки «Пешеходный переход», разметка «зебра» на дороге). Правила перехода дороги в городе: пешеходный переход, перекресток. Дорога вблизи поворота.
Практика: отработка навыков безопасного перехода проезжей части дороги, объективной оценки ситуации. Актуализация потребности в безопасности. Обозначение пешеходного перехода (знаки «Пешеходный переход», разметка «зебра» на дороге). Индивидуальная творческая работа учащихся (рисунки), игры-упражнения.
6 Дорожно-транспортное происшествие «ДТП».
6.1 «Поведение учащихся при ДТП».
Теория: поведение учащихся при ДТП. Оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Практика: для закрепления полученных знаний проводится беседа по правилам поведения при ДТП, работа по карточкам.
Формы контроля: карточки.
Практика: для закрепления полученных знаний, предлагается решение ситуативных задач на специально размеченной площадке.
Ожидаемый результат: правильное решение ситуативных задач. Формы контроля: работа на дороге.
7 Движение без нарушений.
7.1 «Водитель».
Теория: понятие «Водитель» (категория прав водителя для различных видов транспорта). Обязанности водителя. Профессия водителя, кто может им стать, что он должен знать и уметь. Особенности работы водителей. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. Почему водитель может не увидеть пешехода, переходящего дорогу.
Практика: для отработки полученных знаний проводится игра «Пешеходы и водители».
Ожидаемый результат: развернуто узнают понятие «Водитель».
Формы контроля: игра.
7.2 «Пешеход».
Теория: понятие «Пешеход». Обязанности пешехода. Места, разрешенные для движения пешеходов (по тротуарам, обочинам; пешеходным дорожкам; велосипедным дорожкам (если это не мешает движению велосипедистов). Правила безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части дороги. При наличии разделительной полосы пешеходам запрещается переходить проезжую часть дороги не по пешеходному переходу. Запрещено переходить проезжую часть в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения; ходить по дорогам, обозначенным дорожным знаком «Автомагистраль»; выходить на проезжую часть при приближении к пешеходному переходу транспортного средства с включенным проблесковым маячком.
Практика: разбор дорожно-транспортных ситуаций по картинкам и видеосюжетам, проведение игры-тренинга «Грамотный пешеход» по отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части дороги. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Ожидаемый результат: узнают понятие «Пешеход». Формы контроля: игра.
7.3 «Пассажир».
Теория: понятие «Пассажир», его права и обязанности. Виды общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Обозначение мест ожидания общественного транспорта (остановочных пунктов). Правила безопасного поведения на остановке. Возможные варианты расположения остановок трамвая (посредине проезжей части, на противоположной стороне улицы). Переходить проезжую часть для посадки в трамвай можно только после того, как он остановится. Правила посадки и выхода из общественного транспорта. Поведение в салоне.
Практика: игра «Поездка в автобусе» по отработке и закреплению навыков безопасного пользования общественным транспортом и правил поведения в салоне общественного транспорта. Для закрепления полученных знаний проводится беседа - диспут о правилах пользования общественным транспортом.
Ожидаемый результат: более подробную информацию понятия «Пешеход». Формы контроля: игра.
8 Дидактические игры.
8.1 «Дорожные знаки».
Цель: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал: два экземпляра карточек с дорожными знаками.
Ход игры: каждый ребенок берет себе карточку. Педагог по очереди показывает карточки с дорожными знаками, если карточка педагога и ученика совпадает, то этот ученик выходит к доске, называет и рассказывает про этот дорожный знак. И так каждый ученик участвует в игре, если ребенок затрудняется во время ответа, одноклассники приходят ему на помощь.
«Разрезные знаки»
Цели: развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал: разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры: детям сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения они знают, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если дети легко справляется, то им предлагают собрать знаки по памяти.
8.2 «Верно - неверно».
Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения в школе, на улице, на дороге и в транспорте.
Материал: демонстрация на экране различных ситуаций.
Ход игры: дети определяют ситуацию на экране, и каждый рассказывает о том, кто как поступает - правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
«Собери светофор».
Цель: формировать представление детей об элементарных правилах дорожного движения; дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета.
Материалы: макет светофора, красные, желтые, зеленые круги вырезанные из картона.
8.3 «Угадай транспорт».
Цели: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Ход игры: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.
8.4 «Подумай - отгадай».
Цели: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Педагог: Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
8.5 «Игра с мячом».
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Материал: мяч.
Ход игры: педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра проводится со всеми детьми по очереди.
9 Подвижные и малоподвижные игры по тематике пройденного материала.
9.1 «Красный и зелёный».
Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Материалы к игре: два кружка (зеленого и красного цвета), игрушка машинка.
Ход игры: игра проводится со всеми детьми.
Педагог выбирает одного ребенка, дает ему игрушку машинку, тем самым, ребенок становится водителем, все остальные участники – это пешеходы. Затем берет два кружка – красный и зеленый. - Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться, а пешеходы должны перейти дорогу.
9.2 «Воробушки и кот».
Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны), на желтый – прыгают на месте, на красный – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора становятся добычей кота – выбывают из игры.
9.3Безопасность на дорогах весной и летом.
Теория: правила безопасного поведения в условиях дорожной среды в осеннее, зимнее, время года. Видеоматериал.
Практика: работа в тетради, работа с наглядным материалом, творческая работа учащихся.
9.4 Подведение итогов курса.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Виды контроля:
В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля:
Текущий контроль: текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в форме творческих работ, опросов, направленных на закрепление изученных тем (коррекция полученных знаний, умений и навыков).
Критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Высокий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы отлично выполняет все творческие работы и успешно участвует в беседах и опросах. |
Средний уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы хорошо выполняет все творческие работы и участвует в беседах и опросах. |
Низкий уровень освоения программы | Обучающийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной деятельности, составляющей содержание программы; за период освоения программы не выполняет более 50% творческих работ; не участвует в беседах и опросах. |
В целом, данные критерии оценки являются условными, так как оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объему и элементарные по содержанию, знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В. Никитина, «300 лучших игр для детских праздников», Москва, 2006 г.
Н.Е. Щуркова Игровые методики, Москва, 2007г.
Журнал «Педсовет»;
И.Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов»;
Книга «Праздник в школе»;