РАБОЧАЯ КАРТА К УРОКУ ПО ТЕМЕ: «Размножение и развитие птиц» Ф.И.___________________________________________
ЭТАП УРОКА | УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ | РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ | РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА |
Организационный момент. Интеллектуальная разминка. | Задание № 1: Назовите черты приспособленности птиц к полёту. | Внимательно рассмотрите чучело птицы, рисунки в учебнике, обратите внимание на особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полётом и обитанием в воздушной среде. | Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом Ваши баллы____ |
Определение темы урока, постановка целей урока | Задание № 2: внимательно рассмотрите учебный видеофрагмент. Определите, с чем связано такое поведение птиц, в какой период жизни птиц вы можете увидеть данные явления? Попробуйте сформулировать тему урока. Определите, что необходимо изучить для раскрытия этой темы? Какие задачи вы перед собой поставите? | Учитесь рассуждать и делать логические выводы | 1балл за каждый правильный ответ ________ |
Изучение органов размножения птиц | Задание № 3: 1. Прочитать в пар. 47 пункт «Органы размножения». 2. Попробуйте составить логическую опорную схему «СИСТЕМА ОРГАНОВ РАЗМНОЖЕНИЯ ПТИЦ», используя термины: самцы, самки, яичник, семенники, яйцевод, семяпроводы, клоака. | Совершенствуйте умение на основе полученных знаний строить логические опорные схемы | МАХ 5 баллов Ваш балл --------------- |
Лабораторная работа «Изучение строения яйца птицы» | Задание № 4 : Вспомните, какие компоненты яйца вы можете назвать? Задачи работы: Изучить строение яйца птицы. Выяснить роль каждого структурного компонента для развития зародыша. В ходе работы заполните таблицу Ваши действия | Проблемный вопрос | Ответ | 1. Разбейте скорлупу пинцетом, содержимое вылейте в чашку Петри. Рассмотрите вид белка и желтка, найдите в белке плотные белковые жгутики халазы. | -Определите значение белка (защита, вода, воздух,источник строительного материала) -Какую функцию выполняют халазы ( питание, удерживание и вращение желтка, защита) | | 2.Рассмотрите желток и найдите зародышевый диск | Какую роль выполняет зародышевый диск (защита, питание, развитие будущего зародыша) | | 3.Рассмотрите яичную скорлупу при помощи лупы и найдите поры | Определите значение пор (защита, источник воды, питание, газообмен) | | 4.Надломите пинцетом маленький кусочек скорлупы и потяните его вниз, рассмотрите подскорлуповую оболочку. | Определите её значение (защита, пища, вода) | | 5.Надломите скорлупу в тупой части яйца, найдите воздушную камеру. | Определите её значение (защита, накопление газообразных продуктов обмена, вода) | | | Требования техники безопасности во время лабораторной работы: Выполнять действия поэтапно, пользуясь инструкцией к работе в табл. Не делать резких движений. Колющие, режущие части оборудования не направлять к соседу по парте. Работать режущими предметами аккуратно, не прилагая большой силы, беречь от порезов руки. После окончания работы приведите в порядок лабораторное оборудование. При выполнении задания работайте в паре, учитесь внимательно слушать друг друга и распределять обязанности. При выполнении работы пользуйтесь учебником и лабораторным оборудованием. | МАХ 5 баллов Ваш балл ___ |
Развитие зародыша птиц | Задание № 5: Рассмотрите на слайде презентации этапы развития зародыша птицы, обратитесь к тексту учебника (пункт «Развитие зародыша»), ответьте на вопросы: Какие условия необходимы для зародыша в яйце? Какие изменения происходят с зародышем в яйце? Какие выводы о происхождении птиц можно сделать, наблюдая за развитием зародыша? Ответить на проблемный вопрос: в какой отрасли хозяйства человек может использовать полученные знания? | Учитесь выделять главное из текста и отвечать на проблемные вопросы. | МАХ 3 балла Ваш балл _____ |
Типы развития птиц | Задание № 6: внимательно прослушайте сообщения учащихся о типах развития птиц, заполните таблицу по признакам гнездовых и выводковых птиц, отмечая знаком + нужный признак. ПРИЗНАКИ | ВЫВОДКОВЫЕ | ПТЕНЦОВЫЕ | 1. После вылупления покрыты пухом. | | | 2. Голые или слабоопушённые. | | | 3. Зрячие. | | | 4.Слепые. | | | 5.Хорошо слышат. | | | 6.Глухие. | | | 7.Могут передвигаться. | | | 8.Не способны передвигаться. | | | 9.Самостоятельно находят корм. | | | 10.Долго остаются в гнезде. | | | 11.Курообразные, гусеобразные, журавли, страусы, дрофы. | | | 12.Голуби, попугаи, воробьиные. | | | | Учитесь получать информацию из ответов своих товарищей. Выполняя задания, работайте самостоятельно. Просчитайте количество правильных ответов, определите свой балл. | Каждый правильный ответ 0,5 балла МАХ 6 баллов Ваш балл _____ |
Итоговый контроль знаний | ЦЕЛЬ: проверить усвоение знаний по теме: «Размножение и развитие птиц» Задание №7: выберите из предложенных один правильный ответ. Количество ячников у самок птиц: а) один б) два в) три. 2. От заражения зародыша бактериями защищает: а) белок б)надскорлуповая оболочка в) халазы. 3. Что убедительнее всего доказывает родство птиц и пресмыкающихся: а) строение сердца б)обитание в наземно-воздушной среде в) размножение с помощью яиц. 4. Птица, относящаяся к выводковым: а) утка б) голубь в) дятел. 5. Ритуальное поведение в брачный период у птиц это: а) условный рефлекс б) безусловный рефлекс в) инстинкт. | Выполняя задание, работайте самостоятельно, выделяя правильный ответ. Обменяйтесь тестами, поверьте тест соседа по парте. Проанализируйте работу, подсчитайте балл. | МАХ 5 баллов Ваш балл ____ |
Рефлексия, итоги урока | Задание: подсчитайте количество баллов, которое вы набрали. Познакомьтесь с вашими итогами за урок: Кол-во баллов | Уровень | Оценка | Рекомендации | 24-26 и более | Очень высокий | 5+ | Так держать! | 21-23 | Высокий | 5 | Есть недочёты | 17-20 | Средний | 4 | Надо постараться получить «5» | 13-17 | низкий | 3 | Будь внимательнее на уроке | 1-12 | Очень низкий | 2 | Ваша задача научиться работать на уроке | Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Я узнал ………. Было интересно …….. Было трудно ………… Могу похвалить себя за то, что ……. Больше всего мне понравилось …… Для меня было открытием то, что ……. | Занесите в таблицу набранное количество баллов: Этап урока | № зада-ния | балл | Интеллектуальная разминка | № 1 | | Определение целей урока | № 2 | | Изучение органов размножения | № 3 | | Лабораторная работа | № 4 | | Развитие зародыша | № 5 | | Типы развития птенцов | № 6 | | Итоговый тест | № 7 | | Общий балл | | | Оценка | | | Оценка учителя | | | | |
Домашнее задание | Ликвидировать пробелы в знаниях. * Подготовить сообщения по осёдлым, перелётным и кочующим птицам. ** Составить тест по теме «Размножение и развитие птиц» | Выберите дом. Задание по уровню сложности. Первое задание обязательно . | |