Пояснительная записка по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 8 года обучения.
Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - вариант 2 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1;
Учебным планом 8 класса, АООП, вариант 2.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных обучающемуся пределах, организованное включение в общение.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках речи и альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности ребенка:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей, ребенок овладеет простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, может научится списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 61час в в год.
Нормативная база
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 237- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4.Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы- интерната № 1 на 2023-2024 учебный год.
Планируемые результаты освоения обучающегося АООП НОО (СИПР)
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: | Электронные учебно-методические материалы |
8класс | освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; | развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека; умение самостоятельного использования, усвоенного лексико – грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными: качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями; понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жстами, взглядами, мимикой; | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ https://multiurok.ru/www-14/?act=auth https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ https://тридевятоецарство.рф/olympic/index http://умксипр.рф/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/02/12/sipr-dlya-rebenka-s-uo-variant-2 |
Учебно-методическое обеспечение:
«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах. - Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи; - Касса букв и слогов. - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин. - Таблицы к основным разделам грамматического материала. |
Календарно-тематическое планирование по «Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Электронные учебно-методические материалы | Мониторинг |
Предметные | Личностные |
| 1 четверть 16ч. | | | | | | |
| Коммуникация | | | | | | |
1 2 | Установление контакта с собеседником, приветствие. | | | Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении, закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Овладение начальными навыками адаптации. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ | Текущий контроль. |
3 | Моё имя. Реагирование на собственное имя. | | |
4 | Урок-игра «Покажи, кто?» | | | Текущий контроль. Зачет:. |
5 | Привлечение к себе внимания звуком, словом, предложением. | | |
| Импрессивная речь | | | | | | |
6 | Развитие слухового внимания. | | | Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого. Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения. Способность к осмыслению социального окружения. | https://www.art-talant.org/ https://kopilkaurokov.ru/ https://kopilkaurokov.ru/ | Текущий контроль. |
7 | Обобщающее понятие: «Семья» | | |
8 | Выражение своих желаний звуком, словом, предложением. | | | |
9 | Узнавание (различение) школьных принадлежностей. | | | Текущий контроль. |
| 2 четверть 12ч. Экспрессивная речь | | | | | | |
1 | Игра «Повтори за мной». | | | Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные возможности. Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные возможности. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | https://mersibo.ru/ https://kssovushka.ru/ | Текущий контроль. |
2 | Называние отдельных звуков, звукоподражаний. | | |
3 | Называние простых по звуковому составу слов. | | | Зачет: |
4 | Называние своего имени. | | |
5 | Понимание слов обозначающих предмет. | | |
6 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. | | | Текущий контроль. |
| 3 четверть 18ч. Чтение и письмо | | | | | | |
1 | Развитие зрительного восприятия | | | Формировать умение показывать взглядом, закреплять это умение в действиях, повседневной жизни, играх. Учить вербально отказываться, выражать несогласие, согласие. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей. | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. |
2 | Урок-экскурсия. | | |
3 | Использование карточек с напечатанными словами, как средства коммуникации | | |
4 | Подготовка руки к письму (трафареты). | | | |
5 | Печать слова по образцу. Точечное письмо. | | |
6 | Работа с трафаретом, слова. | | |
7 | Обобщение изученного материала. 4 четверть 12ч. | | | Зачет: |
| Коммуникация | | | | | | |
1 | Установление зрительного контакта. | | | Формирование умения устанавливать зрительный контакт при обращении, закрепляя его в бытовых ситуациях, совместных с взрослым действиях, играх. | Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Овладение начальными навыками адаптации. | http://умксипр.рф/ http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. |
2 | Приветствие собеседника звуком, словом. | | |
3 | Выражение своих желаний звуком, словом. | | | Текущий контроль. |
4 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). | | |
| Импрессивная речь | | | | | | |
5 | Понимание по звуковому составу слов. | | | Формирование эмоционального отклика на обращение и действия взрослого. Учить просить о помощи, выражая ее звуком, словом. | Социально-эмоциональное участие в процессе общения. Способность к осмыслению социального окружения. | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. Зачет: |
6 7 | Узнавание (различение) имен членов семьи. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов. | | |
8 | Называние (употребление) звуковых комплексов. | | | Учить реагировать и отвечать на свое имя, используя имеющиеся вербальные возможности. Учить отвечать на приветствия других людей, используя имеющиеся вербальные возможности. | Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. | http://умксипр.рф/ | Текущий контроль. . |
| | | |