СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая дополнительная программа «Вокруг нас-мир» для детей возраста 8-12 лет.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа знакомит с декоративно-прикладным искусством народов России (Жостова, Городца…), родного края как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Срок реализации 3 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая дополнительная программа «Вокруг нас-мир» для детей возраста 8-12 лет.»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа№ 15»г.Сысерть



Рассмотрено

На заседании ШМО от Согласовано зам. директора

по УВР А.В.Емельянова Утверждаю:

директор МАОУ ООШ№15

Ю.Н.Протасова от 20











« Вокруг нас-мир»»

Рабочая дополнительная программа

для детей возраста 8-12 лет

Срок реализации 3 года




Составитель:

Мальцева Оксана Викторовна



г. Сысерть









Пояснительная записка


Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня актуальной становится задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Новизна моей программы состоит в том, что используя разные техники художественно – творческой деятельности: аппликации бисероплетения, бумаги, бросового и природного материала, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, с детьми изучаются быт, традиции, культура и история родного края.

Программа знакомит с декоративно-прикладным искусством народов России (Жостова, Городца…), родного края как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребенок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

Цель:

создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи.

Обучающие:

Обучение основам изобразительного искусства.

Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.

Формирование навыков работы с разными материалами.

Развивающие:

Развитие художественно-эстетического вкуса детей.

Развитие творческого потенциала.

Развитие коммуникативных способностей ребенка.

Воспитательные:

Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.

Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.


Главным принципом своей деятельности считаю любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.

Другими словами – обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении; опора на личностно - ориентированный подход в образовании, игровые и проектные технологии;

учет особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Данная программа составляется на основе программ «В круге жизни» Севковской В.А. и «Технологии трудовой деятельности» Байковой Л.А. и Гребенкиной Л.К.

Рассчитана 3 года обучения детей младшего школьного возраста (6-12 лет):

1-2 год обучения -2 раза в неделю, 136 час.3 год- 3раза в неделю- 204 ч.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: аппликация из различных материалов, бисероплетение, стекло, бросовый и природный материал, витраж, мозаика, барельеф из пластилина.

Организация, форма и тематика занятий обусловлены именно межпредметной связью ИЗО, декоративно-прикладного творчества и краеведения. Включает в себя сбор и выставку старинных вещей, организацию внеклассных мероприятий, праздников, в том числе с родителями по традиционным русским праздникам, с особенностями конкретно взятой местности.

Предлагаемая программа построена на принципах:

принцип от простого к сложному;

принцип доступности;

принцип наглядности;

принцип систематичности;

принцип связи теории с практикой;

принцип научности.

В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдать следующие правила:

Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы.

Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно.

Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

Занятия кружка проводятся в специальном кабинете - мастерская.

При организации кабинета учтены:

- содержание работ,

- форма практических занятий.

В связи с этим произведены расстановки оборудования и организация рабочих мест.

Кабинет оборудован стеллажами для детских работ и мебелью для хранения материалов и методической литературы. Общее освещение кабинета производится с помощью ламп дневного накаливания.

Учебно – методический комплекс программы включает:

- предметы старинного быта (полотенца, посуда, предметы быта),

- образцы народных игрушек,

- предметы декоративно – прикладного искусства,

- наглядные пособия (иллюстрации к народным сказкам, народным промыслам России),

- образцы изделий для практических работ.

Материалы и иллюстрации для работы:

- ножницы, иглы, кисти рисовальные и клеевые,

- краски гуашь, акварель, бумага цветная, картон,

- мукосоль, пластилин,

- различные виды природного и бросового материала.





Требования к уровню подготовки учащихся и прогнозируемый результат

При оценке результативности работы следует обращать внимание на то, как воспитанники освоили программу обучения, какого уровня достигли. Программой предусмотрены два уровня ее освоения – репродуктивный и творческий.

Репродуктивный уровень: воспитанники аккуратны в исполнении заданных работ, проявляют самостоятельность, внимательны, терпимы друг к другу, принимают участие в выставках, конкурсах, смотрах.

Творческий уровень: воспитанники привносят творческое начало в заданные работы, аккуратны в исполнении, придумывают новые способы применения полученных знаний, дети активны; стремятся помочь другим воспитанникам; занимаются, выполняют дополнительно, по желанию, работы дома; воспитанники принимают участие в конкурсах и выставках

Критерии оценки:

- организация рабочего места; - знания по технике безопасности;

- уровень технических знаний; - качество выполнения работ;

-умения правильно подобрать - самостоятельное выполнение работы

материалы для работы; под руководством педагога;

- время, затраченное на работу; - педагогические методы, применяемые при оценке;

- степень адаптированности в коллективе; - собеседование;

- наблюдение; - показ изделий;

- выполнение отдельных заданий; - участие в конкурсах, выставках.


Организация учебного процесса Образовательная программа «Вокруг нас мир» рассчитана на 3 года обучения. Программа предусматривает получение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно-прикладного творчества. Теоретические сведения согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится около50% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы (диалога), сопровождающейся показом наглядных пособий и дидактических материалов (в бумажном и электронном виде), демонстрацией приемов работы и ответами на вопросы учащихся. Закрепление полученных теоретических знаний происходит в ходе практической деятельности, а также с помощью игр.

Первый этап – базовый – 1-й и 2-й года обучения. На первом году обучения происходит общее знакомство с традициями русского народа. Взаимодействии природы и человека , влияние природы на его деятельность. В течение первого года обучения дети усваивают правила техники безопасности и организации рабочего места, навыки грамотного обращения с необходимыми для рукоделия инструментами. Учащиеся приобретают базовые знания по цветосочетанию, композиции и осваивают базовую систему понятий и определений, применяемых в практических работах.. На втором году обучения более расширенно и углубленно изучаются народные праздники и их традиции , а также изучаются современные виды рукоделия- квиллинг,декупаж,скрапбукинг В течение второго года дети подробнее узнают закономерности гармоничного, художественно и стилистически выдержанного исполнения изделий, изучают и основные приемы выполнения тех или иных технологий, историю народных праздников. Второй этап – углубленный – 3-й год обучения. В течение третьего года обучения в процессе дальнейшего совершенствования владения техническими навыками ручного труда, расширяя круг теоретических познаний на примере произведений мастеров декоративно-прикладного творчества прошлого и современности, изучая культурное наследие и продолжая изучение истории рукоделия, учащиеся создают работы –проекты. На третьем году обучения развитие исполнительского мастерства и творческого потенциала позволяет учащимся, освоив технологии ручного труда создавать работы на достаточно высоком уровне. Практические результаты освоения программы являются индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть природных способностей, и от первичной подготовки учащегося Возраст детей На занятия допускаются все записавшиеся учащиеся, обязующиеся соблюдать правила поведения и техники безопасности на занятиях. На обучение принимаются учащиеся 8 -13лет, но могут быть допущены и ученики старших классов.

Ожидаемый результат

Формирование творческой личности ребенка, умеющей проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

План массовых мероприятий

В ходе реализации данной программы проводятся 4 мероприятия учебного характера, по окончании каждой четверти, где обучающиеся закрепляют навыки, полученные ранее. Обязательное участие в выставках и конкурсах детского творчества.

Помимо этого весь курс программы включает в себя мероприятия воспитательно – развивающего характера: тематические и календарные праздники, дни рождения и традиционные мероприятия школы.

Для успешной реализации программы предусмотрена работа с родителями.

Во многом успех организации педагогического процесса зависит от степени серьезности отношения родителей к виду деятельности ребенка. Поэтому предусмотрены проведения родительских собраний, открытые уроки для родителей. Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица». Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей.

Методическое планирование педагога заключается в подтверждении собственной профессионально – педагогической аттестации, участие в педагогических конкурсах, методических мероприятиях школы, округа. Разработать критерии оценивания результатов учащихся по программе.































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

пп

Тема

Виды работ

Задачи

Материал

сентябрь

1.

Вводное занятие «Здравствуйте»

Коллективная работа «Дерево рукоделия».

.

Цветная бумага, ножницы.

2.

«Вслед за солныш-

ком живем!»

.

Учить технике макраме «простой узел». Оформление изделия.

Нитки, шаблоны.

3.

«Осенний лес, давай поговорим».


Научить термину «сухое раскладывание». Использование клея, последовательность выполне-

ния работы.

Клей ПВА, листья, цветы, крышки.

4.

«Осенний лес, давай поговорим».

Поделки из природного материала.

Развивать фантазию детей, умение использовать различный природный материал. Учить соединять детали с помощью пластилина.

Природный материал, пластилин.

октябрь

5.

«Осенины-

праздник урожая».

Выполнение закладки для книг в технике «печать» (используя овощи).

Знакомство с техникой оттиска из овощей. Понятие «орнамент».

Печати из овощей, гуашь, картон.

6.

«Богат на праздники

октябрь».

Изготовление подарков – сувениров к Дню пожилого человека (футляр для очков).

Техника подготовки кожи, т/б при работе с колющими инструментами.

Кожа.

7.

«Богат на праздники

октябрь».

Изготовление подарков к Дню учителя. Поздравительная открытка

(бумагопластика).

Закрепление навыков работы с бумагой. Последовательность и аккуратность выполнения работы.

Цветной картон, бумага, клей ПВА.

8.

«Мы-мастера». Основные ремесла России (Дымка).

Лепка игрушки из пластилина.

Приемы работы с пластилином. Выполнение изделия по образцу.

Цветной пластилин, стеки.

ноябрь

9.

«В ноябре зима с осенью борется»

Квиллинг.

Учить сгибать бумажные ленты придавая им определенные формы

Наборы для квиллинга

10

«Осенние посиделки» (бабушкин сундук).

Конструирование из бумаги объемных форм (коробок, упаковок).

Работа по шаблону. Закрепить навыки сгибания и торцевания картона.

Картон, шаблон, клей.

11.

«Мы-мастера». Основные ремесла России (Гжель).

Гжель - роспись изделий.

Знакомство с основными приемами росписи. Учить смешивать цвета на палитре. Выполнение рисунка в квадрате.

Картонные тарелочки, гуашь, кисти.

декабрь

12.

«Встречаем зиму».

Изготовление подвески «Снежинка» (бисероплетение).

Основные приемы бисероплетения.

Учить соединять готовое изделие с карабином.

Бисер, проволока.

13.

«Зима за морозы, а мы – за праздники!»

Аппликация из нетрадиционных материалов.

Закрепление навыков аппликации.

Работа с новым материалом. Т/б работы с шилом. Последовательность выполнения работы.

Крупа, клей ПВА, картон.

14.

«Синичкин день».

Изготовление кормушек для птиц из пластмассовых бутылок.

Выполнение работы по предложенному образцу.

Пластмассовые бутылки, проволока

15.

«Мастерская Деда Мороза».

Изготовление новогодних игрушек на елку.

Использование в работе различных материалов и способов их соединения.

Бросовый материал, клей, бумага.

январь

16.

«У нас

Рождественский

сочельник!»

Изготовление ангелов из ткани.

Закрепление навыков работы с тканью. Работа с иглой (шов «вперед иголкой»).

Ткань, синтопон, клей.

17.

«Пришла коляда- отворяй ворота».

Изготовление масок в технике «коллаж».

Дать понятие «коллаж». Предложить создать оригинальный, творческий продукт, используя технологии, полученные ранее.

Бросовый материал, ткань, краски, клей.

18.

«Месяц Январь – зимы государь».

Использовать маски в новогоднем празднике. Приобщать детей к театральной деятельности, учить представлять результаты своего труда.

Игровая программа.


февраль

19

«Мой край родной!»

«Малахитовая шкатулка»

Знакомить с творчеством П.П.Бажова-уральского сказочника. Продолжать знакомить с приемами «орнамента»- ленточный

Уральский орнамент на ленте (мозаика)

Цветная бумага, клей,

лента.

20

«Хрустальная веточка»

Открытка (изонить)

Учить работать с нитью, знать основные правила работы с иглой работать по схеме, т\б с иглой.

Картон, игла, нитки.

21

«Каменный цветок»

Модули( коллективная работа )-конструи

рование из бумаги.

Учить из отдельных деталей собирать целое. Учить работать в коллективе.

Бумага, модули

март

22.

«Прощай, Масленица!»

Изготовление чучела Масленицы.

Знакомство с образами националь

ной культуры. Выполнение работы по предложенному образцу в определенной последовательности.

Мочало, лоскут, клей.

23.

«При солнышке тепло, при матери – добро!»

Изготовление подарка к 8 Марта.

Учить проявлять заботу о близких, делать им приятное. Вспомнить навыки работы с бумагой.

Гофрированная бумага.

24.

«Играй да дело знай!»

Русская игрушка – Матрешка (соленое тесто).

Закреплять приемы лепки. Учить лепить объем фигуры. Технология создания работ из слоеного теста.

Соленое тесто, стеки.

25.

«Играй да дело знай» (Семенов, полхов-майдан.)

Роспись игрушки – матрешки.

Рисование гуашью по объемной работе, используя нетрадиционные материалы.

Гуашь, кисти (ватные диски, палочки, стержни).

апрель

26.

«Жаворонки, прилетите, весну принесите!»

Изготовление «птицы счастья» из мочала.

Закрепление навыков плетения из ниток. Оформление работы.

Мочало, нить.

27.

«В апреле земля преет».

Изготовление миниатюры «первоцвет»

.

Учить детей работать с иглой. Аккуратность, последовательность выполнения работы.

Мулине, канва.

28.

«В апреле земля преет».

Изготовление миниатюры «первоцвет».

Знакомство с культурным наследием народа

Продолжить выполнение работы. Оформление в рамку, т/б с иглой.

Мулине, канва.

29.

«Вербное воскресенье».

Знакомство с культурным наследием народа. Подготовить материал для работы. Подставка для яиц.

Закрепление навыков работы с картоном по шаблону

Гофрированный картон, клей.

30.

Праздник «Пасха»

(основные ремесла России – «Хохлома»)

Роспись яиц в технике «хохлома».

Закрепление в рисовании приемов «хохлома» - «травка», «ягода».

Гуашь, яйца, кисти.



май

31.

«Пришел май- под кустом рай»

Насекомые (оригами)

Знакомство с техникой «киригами».

Уметь вырезать сложные узоры из бумаги. Аккуратность выполнения работы.

Бумага, резак, ножницы.

32.

«Каждый Еремей – дело разумей!»

Изготовление вертушки – ветрячка.

Уметь мастерить поделку и использовать ее в быту. Т/б работы с острыми инструментами.

Картон, пластик, проволока.

33.

«Каждый Еремей – дело разумей!»

Коллективная работа по оформлению кабинета к выставке и итоговому

мероприятию.

Умение работать в коллективе.


34.

«Лету всякий рад!»

Итоговое занятие. Подведение результатов труда обучающихся в кружке.

Привлечь родителей к проведению мероприятия. Результаты по программе. Создать праздничное настроение.

















КАЛЕНДАРНО– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

пп

Тема


в т.ч. теории

в т.ч. практики

сентябрь

1.

Вводное занятие «Мы снова вместе»

2

2

2.

«Вслед за солныш-

ком живем!»

2

2

3.

«Осенний лес, давай поговорим».

2

2

4.

«Осенний лес, давай поговорим».

2

2


5.

«Осенины-

праздник урожая».

2

2

6.

«Богат на праздники

октябрь».

2

2

7.

«Богат на праздники

октябрь».


2


2

8.

«Мы-мастера». Основные ремесла России (Дымка).

2

2


9.

«В ноябре зима с осенью борется»

2

2

10.

«Осенние посиделки» (бабушкин сундук).

2

2

11.

«Мы-мастера». Основные ремесла России (Гжель).

2

2


12.

«Встречаем зиму»

2

2

13.

«Зима за морозы, а мы – за праздники!»

2

2

14.

«Синичкин день».

2

2

15.

«Мастерская Деда Мороза».

2

2


16.

«У нас

Рождественский

сочельник!»

2

2

17.

«Пришла коляда- отворяй ворота».

2

2

18.

«Месяц Январь – зимы государь».

2

2


19.

«Мой край родной!»

«малахитовая шкатулка»

2

2

20.

«Хрустальная веточка»

2

2

21.

«Каменный цветок»

2

2


22.

«Прощай, Масленица!»

2

2

23.

«При солнышке тепло, при матери – добро!»

2

2

24.

«Играй да дело знай!»

2

2

25.

«Играй да дело знай» (Семенов, полхов-майдан.)

2

2


26.

«Жаворонки, прилетите, весну принесите!»

2

2

27.

«В апреле земля преет».

2

2

28.

«В апреле земля преет».

2

2

29.

«Вербное воскресенье».

2

2

30.

Праздник «Пасха»

(основные ремесла России – «Хохлома»)

2

2


31.

«Пришел май- под кустом рай»

2

2

32.

«Каждый Еремей – дело разумей!»

2

2

33.

«Каждый Еремей – дело разумей!»

2

2

34.

«Лету всякий рад!»

2

2

ИТОГО:

68

68

ВСЕГО:

136
































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения

пп

Тема

Виды работ

Задачи

Материал

сентябрь

1.

Вводное занятие «Мы снова вместе»

Просмотр видео-слайдов о летнем отдыхе

Ознакомление учащихся с задачами и содержанием занятий. Правила поведения и подготовка материалов для работ. Понятие -ДПИ.


Видео-слайды и презентации по теме

2.

Летние впечатления.


«Цветущий луг»-флористика


Удивительная красота природы летом: фото и видеоматериалы. Дары лета. Что останется от лета в нашем доме. Летние заготовки для будущих работ.

Разнообразие природных материалов используемых в ДПИ. Способы их заготовки и хранения.


Засушенный материал,клей ПВА

3.

Круглый год.4времени года


-«Мое любимое время года».рисунок,


Взаимосвязь погодных и сезонных явлений. Зависимость жизни на земле от движения солнца.


Гуашь,акварель,листы-А4,кисти

4.

Круглый год .4 времени года.


«Осень в городе»-вырывная аппликация .


Зависимость между временами года и развитие растительного мира .Природные явления.


Цветная бумага,картон,клей

ПВА

октябрь

5.

Какие бывают календари.


-подставка для календаря. Коллаж

Как создавались календари. Их применение. Современный календарь


Бросовый м материал,ткань ножницы,виды

клеев

6.

Волшебные цвета осени.


открытка сосенней тематикой .Квиллинг.

Уральская природа в различные сезоны года. Цвет и времена года. Теплые холодные цвета.



Картон,наборы для квиллинга

7.

Осеняя ярмарка. Ремесло.


- игрушки из овощей..


Что такое ярмарка? Товары для ярмарки. Зрелищные представления, главный персонаж-Петрушка.


Природный материал

Мелкие плоды овощей.

зубочистки

8.

  1. Основные ремесла России.(Дымка)


«Козлик». лепка

Основные центры производства глиняной игрушки. Свистулька- игрушка со звуком. Закрепит приемы дымковской росписи.


Соленое тесто,стержни от ручек

ноябрь

9.

  1. Льняное царство.


«Волшебные нитки» Ниткопись


Культура возделывания льна, ткачество .Изделия из льна Что расскажет прялка.


Выкладывание простых геометрических форм ,пряжа,клей ПВА

10

  1. Уральские мотивы-источник красоты. Рябинка.


«Рябинка» на посуде. Роспись

Красота работ уральских мастеров. Мотив -уральская рябинка.

Где применяется данный мотив. Приемы росписи.



Гуашь,кисти, палитра для смешивания красок

11.

  1. Основные ремесла России.(Гжель)


Роспись круглого блюда .

Закрепление приемов росписи- веточка, тычок, травинка. Использование оттенков синего цвета.


Гуашь,кисти,одноразовая посуда

декабрь

12.

  1. В здоровом теле -здоровый дух. Вода в жизни человека.


(коллективная) «Зимние виды спорта» айрис-фолдинг


ЗОЖ- норма для современного человека .Какие бывают привычки .Значение спорта в жизни человека.


Картонные шаблоны,цветные ленты,тесьма,клей

13.

  1. Каждой пичужке - по кормушке (акция)


: изготовление кормушек из бросового материала развешивание на деревьях.


Городские птицы. Забота о птицах зимой. Любимое лакомство для птиц.


Бросовый материал,

Шпагат ,инструментарий

14.

Новогодняя мастерская

:изготовление игрушек на городскую елку.


История праздника- Новый год .Почему мы наряжаем елку?


Клейстер,бумага,газеты

15.

Новогодняя мастерская.


.Продолжение практической работы.


Образ Деда Мороза в разных странах

Бросовый материал, ткань

январь

16.

Праздники зимы-Рождество


.

Показ театра Вертеп.


Почему мы празднуем Рождество? Обряды и традиции праздника


Настольный театр ,

17.

Ангел-хранитель.(акция)


изготовление ангелочков из ткани для детей в ЦРБ.


Образ ангела в православной культуре. Твое имя.


Лоскут,кружево фурнитура

18

Ангел-хранитель.(акция)


Продолжение работы по теме


Оформление изделия в упаковке

19.

Уральский сказочник( творчество П.П.Бажова)


«Серебряное копытце» плетение из бересты фигурки оленя.


Г.Сысерть-родина П.П.Бажова. Знакомство с домом-музеем писателя. Просмотро м\ф по его творчеству.


Ножницы,подготовленная береста

февраль

20

Малахитовая шкатулка.


Шкатулка сшитая из открыток.


Творческая жилка уральских мастеров в сказах Бажова. Книга о Сысерти.


Открытки,шило,иглы

21

  1. Тайны уральского камня.


:Самоцветы. объемная аппликация из соли.


Литотека. Знакомство с поделочными камнями-малахит ,яшма ,мрамор .Легенды о камнях.


Цветная соль, основа из картона,клей

22

  1. Праздники Руси. Масленица.



Игровая программа при участии родителей.


Масленичная неделя. Забавы детей.

Атрибуты для игр,музыкальное сопровождение

март

23.

  1. Маме посвящаю..(акция)


Конфетные букеты,мастер-класс

Мама -самый родной человек. Проявление уважения и заботы о маме ,бабушке. Ласковые слова для мам.


Основные приемы кручения бумаги

24.

  1. Маме посвящаю..(акция)


:Конфетные букеты .бумагокручение.



Составление букетов и оформление

25.

  1. Праздники Руси. Сороки.


выпечка обрядового печенья .тестопластика.


Традиция встречать весну. Закличка весны. Обрядовое печенье- жаворонки.


Соленое тесто,стеки,зубочистки

26.

  1. Весна идет ,весне дорогу!


: Весенняя картина. оригами


Сезонные изменения в природе .Наблюдение за солнцем. Приметы весны.


Цветная бумага

апрель

27.

  1. Красная книга Урала(животные)


.

Презентация парка «Бажовские места»


Животные Урала их среда обитания. Бобры.

Природный парк, его значение

Видеопрезентация ,беседа

28.

  1. Пасхальные перезвоны(акция)


Изготовление пасхальных сувениров

История праздника. Пасхальный стол. Яйцо- символ новой жизни.


Глина

,фурнитура

.лак по дереву

29.

  1. Пасхальные перезвоны.(акция)


:изготовление пасхальных подарков для детей из клуба «Надежда»




30.

  1. Основные ремесла России.(Хохлома)


:Роспись блюда в технике Хохлома.


Роспись по дереву. Основные цвета и приемы росписи. Смешивание цветов.


Гуашь,кисти. Тарелки из картона

31.

  1. Скорбим и помним..(подарок ветерану)


очечник

Приобщение к великому празднику9 Мая, его значению для русского народа.

Участие в акциях для ветеранов Великой Отечественной Войны


Шаблоны, искусственная кожа,инструменты

май

32.

  1. К нам гости пришли.


Совместная Игровая программа для детей других ТО


Гостеприимство. Умение вручать подарки и встречать гостей. Проявление терпимости к не здоровым людям.


Атрибуты для игр

33.

Встречаем лето. Приметы

: Радуга-дуга. Рисунок


Радуга -как погодное явление. Цвета радуги.


Гуашь, листы А4

34.

  1. Ярмарка мастеров.


Подведение итогов творческой деятельности. Чаепитие


Благодарственные письма, сувениры





















Календарно-тематическое планирование


2 год обучения.


№ п/п

Тема занятия

теория

практика

1.

Вводное занятие «Мы снова вместе»

2


2

2

Летние впечатления.


2

2

3

Круглый год. 4времени года


2

2

4

Круглый год.4 времени года.


2

2

5

Какие бывают календари.


2

2

6

Волшебные цвета осени.


2

2

7

Осеняя ярмарка.Ремесло.


2

2

8

Осн. Ремесла России.Дымка.

2

2

9

Льняное царство.


2

2

10

Уральские мотивы-источник красоты.Рябинка


2

2

11

Осн.ремесла Росии. Гжель.


2

2

12

В здоровом теле-здоровый дух.Вода в жизни человека.

2

2

13

Каждой пичужке-по кормушке (акция)


2

2

14

Новогодняя мастерская.


2

2

15

Новогодняя мастерская.


2

2

16

Праздники зимы-Рождество,крещение.


2

2

17

Ангел-хранитель(акция)


2

2

18

Ангел-хранитель( акция)


2

2

19

Уральский сказочник (творчество П.П.Бажова)


2

2

20

Малахитовая шкатулка.


2

2

21

Тайны уральского камня.


2

2

22

Праздники Руси.Масленица.


2

2

23

Маме посвящаю..(акция)


2

2

24

Маме посвящаю..(акция)


2

2

25

Праздники Руси.Сороки.


2

2

26

Весна идет,весне-дорогу!


2

2

27

Красная книга Урала. Животные.


2

2

28

Пасхальные перезвоны(акция)


2

2

29

Пасхальные перезвоны(акция)


2

2

30

Основные ремесла России.Хохлома.


2

2

31

Скорбим и помним(подарок ветерану)


2

2

32

К нам гости пришли.


2

2

33

Встречаем лето. Приметы.


2

2

34

Ярмарка мастеров.


2

2


ИТОГО

34

34
























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 год обучения

пп

Тема

Виды работ

Задачи

Материал

Работа с природным материалом

1.

Вводное занятие . Как я провел лето.

Летние впечатления ,отдых ,путешествия, встречи, новые знания. Знакомство с содержанием работы в этом году.


Знакомство со свойствами используемых материалов

2.

Лес- наше богатство

Цветочные Миниатюры на майонезных крышках. Флористика,

. Охрана природы

Состояние окружающей среды. Составляющие качества жизни: здоровая окружающая среда, крепкое здоровье, любимое дело. Оценка экологического состояния территории где мы живем.


Сухоцветы, майонезные крышки

3-5.

Природа и фантазия-составная часть ДПИ.


Творческие проекты учащихся и самопрезентация творческих работ.

а) Настенное украшение из сухоцветов

б) Оберег для дома из рогоза

в) подставка для горячего из веток


Природа как творческая мастерская. Разнообразие природных материалов ,способы их заготовки и обработки .Знакомство с инструментами их назначением и правильным использованием. Соблюдение Т/Б при работе с инструментами.


Природные материалы,горячий клей, ножницы


Работа с бросовым материалом

6.

. Красота родного дома.


Практическая работа: выставка « Моя любимая вещь» история предметов.


Правильный ,красивый дом. Возможности ДПИ в создании эстетики и неповторимости домашнего пространства. Радость при создании домашнего комфорта, вещи сделанные своими руками.


Выставка предметов быта прошлых лет (посуда,украшения,игрушки)

7.

Семейные традиции и праздники.


приглашение на праздник( день пожилого человека) скрап-букинг


Что такое- именины? Современные традиции вашего дома.


Наборы для скрап-букинга,картон,клей

8.

Родовое дерево

Дерево. Ниткопись, выкладывание сюжета из ниток.

Стилизация.

. Моя фамилия.

Что такое- род, родовое дерево? Откуда фамилия пошла? Значение фамилии от деятельности людей.


Акриловая пряжа,картон.иллюстрации

9

. Русская изба

«Деревенька»

. Резное убранство окон.

Уклад жизни на Руси. Знакомство с русским бытом ,избой. Удобство мебели и посуды. Материалы из чего сделаны вещи(дерево, металл, глина) Украшение окон-наличники.


Стаканчики из под йогуртов,цветная бумага,бросовый материал


10

Основные промыслы России

Роспись тарелки по образцу.


. Роспись посуды(СЗХФ)

Виды старинной посуды. Орнамент на посуде. Современная посуда. Знакомство с СЗХФ. Приемы росписи.


Одноразовые тарелки,кисти, гуашь

11

11. Кузьминки-праздник ремесленников. Ремесло.


Органайзер для рабочего стола.


Трудовая деятельность людей- рукоделие и рукомесленичество. Чем пахнут ремесла? Моя будущая профессия.


Банки из под кофе, цветной лоскут, тесьма,фурнитура

12

Символы-обереги дома. Красный угол.

4 стихии

Солярный знак- круг-(изонить)


Как оберегали дом. Символы на предметах быта ,одежде. Рушники.


Выставка старинных полотенец. Схемы для изонити, иглы


13-14

Мой любимый город.


Коллективная практическая работа: Герб города Сысерти.

коллаж


Знакомство с книгой «В краю бажовских сказов» Исторические памятники г. Сысерти: заводская плотина, старый дуб, памятник воинам Гражданской Войны..)


Эскиз герба, цветная крупа, пряжа, цветной картон

15.

. Слово не воробей.


брелок для ключей -«петушок»


Образы птиц в русском фольклоре- сказках ,пословицах, потешках.

Петух- образ солнца символ наступающего года.


Кожаный лоскут

,фетр,клей «Момент»,шаблоны,

ножницы

16-17.

Птичья столовая (акция)


Изготовление и развешивание кормушек на деревьях


Проявление заботы о птицах.

Пакеты из под сока ,проволока ,шпагат, ножницы

Бисероплетение

18-19.

Мастерская Деда Мороза.


Подготовка к новогодним праздникам и изготовление подарков ,поделок для Социального Центра. Коробочки для рукоделия, игольницы, открытки.


Создание предпраздничного настроения. закрепление навыков работы с различными материалами

Фурнитура ,тесьма,лоскут ,цветной картон, инструментарий.

20-21.

Рождественский колокольчик


Оформление выставки.


Традиция праздновать Рождество и дарить подарки. Учить работать детей в коллективе, проявлять помощь и взаимовыручку. Учить приемам бисероплетения.


Бисер, проволока ,схемы для плетения

22

Любишь кататься- люби и саночки возить.


элемент –«Снежинка.» Бисероплетение.


Зимняя деятельность людей. Зимние забавы-катание на лошадях.


Схема «снежинка», бисер холодных оттенков

23.

. Поет зима..аукает.


Продолжение работы Изготовление плоского изделия путем соединения элементов


Образ зимы в русском фольклоре. Цветовое решение зимнего времени года-холодные тона.


-------------------------------

24

Основные ремесла России. Павловский платок

серьги. Бисероплетение.


Национальные головные уборы.

Виды орнаментов. Растительный орнамент на ткани. Набойка, печать. Женские праздничные головные уборы- кокошник ,кика. Петельное плетение.


Цветной бисер, схемы для плетения

ПЛЕТЕНИЕ (БЕРЕСТА,МОЧАЛО)

25

Красная книга Урала. Деревья.


«Сказка»- аппликация из древесной стружки


Деревья –источники материала для работ. Ценные свойства деревьев их полезность.

Сколько лет дереву? Годовые кольца. Изделия из дерева.


Цветная древесная стружка ,картон ,береста


26.

Русская береза. Берестяное искусство Руси.


подготовка бересты для работы. Работа по схеме.


Символ России ,художественный образ дерева.

Способы подготовки бересты, хранение. Инструменты для работы.


Береста, инструментарий

27-28.

Туесок


Туесок для соли

Учить создавать полезное для дома изделие- туесок,его применение. Соединение деталей, оформление изделия. Презентация своего изделия.


Подготовленная береста ,ножницы

29.

Основные ремесла России. Плетение


: кукла- оберег из ниток


Плетение- древний вид рукоделия. Материалы- нитки ,мочало, ветки.

Приемы плоскостного плетения- косичка, змейка, колосок.


Пряжа ,льняная нить

30.

. Откуда лапти пришли?


Лапоточки»- игольница. плетение из войлока


Национальная обувь.

Какую обувь носили наши предки? Материалы для обуви. Праздничная и повседневная обувь.


Полосы из войлока, нитки для сшивания

РИСОВАНИЕ ,БУМАГОКРУЧЕНИЕ,


31.

Скоро сказка сказывается.


персонажи для настольного театра. Игрушки на конусе, бумагопластика.


Добро и зло в русских сказках .Виды сказок. Настольный кукольный театр»Морозко»


Бумага для черчения, шаблоны ,ножницы

32.

Русский лубок.


«Один дома»- рисунок комикса.

Лубок- вид ДПИ. Сюжеты для рисунков. Современные комиксы.


Гуашь ,цветные карандаши иллюстрации

33-34

Мы с мамой.... (творческий проект)


чаепитие- Представление творческих проектов о совместных делах мам и детей.


Сделать приятное для мамы показать разносторонность наших мам ,их увлечения и хобби.


Выставка рукоделий наших мам

35.

Старинная игрушка

куколка из носового платка.

Лоскут

Какие бывают куклы? Куклы-обереги. Современные куклы-Тильды.


Лоскут, цветная пряжа

АППЛИКАЦИЯ ИЗ СЫПУЧИХ ПРОДУКТОВ,ТЕСТОПЛАСТИКА

36.

Хлеб на стол и стол-престол.


: «Корзина с яблоками»- тестопластика.


Хлеб- основной продукт питания человека. Пословицы про хлеб. Что можно сделать из муки? Приемы работы с соленым тестом


Соленое тесто ,гуашь лак

37.

Русское чаепитие. Пряник.


: Пряник в виде птицы. Тестопластика..


Традиция чаепития и встречи гостей. Виды пряников. Тульский пряник.

Музей пряника.

Иллюстрации ,шаблоны птиц ,соленое тесто, стеки

38.

Щи да каша-пища наша.


: Засыпушки. из разных видов круп.


Понятие- пост. Пища для поста. Правильное питание. Виды круп.


Стеклянные емкости, виды круп ,цветная соль

39

Девичьи затеи. Женское рукоделие.


: дамская косметичка ,сумочка


Кто такая Марья- искуссница? Старинные виды рукоделия: кружевоплетение, ткачество. Современные технологии женского рукоделия_ декупаж, выляние ,вышивание бисером, квилт.


Лоскут тесьма, нитки «Мулине»

Выставка современного женского рукоделия

40-44

Основные промыслы России. Вышивка.


вышивка косметички

.цветочный мотив.


Вышивка «крестиком»,подбор ниток.Чтение схемы рисунка


Схемы для вышивания, подбор ниток

45

Праздник «Красная горка»

Игровая программа с участием детей

Учить навыкам взаимодействия в коллективных играх. Что такое хоровод?

Атрибуты к подвижным играм, музыкальное сопровождение

46-47

Скорбим и помним (конкурс рисунков)


Выставка детского творчества.


Сохранять память о ВОВ ,быть сопричастным к великому подвигу советского народа. Знакомить с произведениями поэтов о войне.


Выставка посвященная Войне, презентация символов Победы-георгиевская лента ,ордена и медали.

Краски,ватман

48

Красная книга Урала. Цветы.


Цветы Упражнение в изготовлении спирали. Построение композиции на округлой форме.


Полевые и садовые цветы. Их особенности. Основные приемы работы с бумагой.


Квиллинг, наборы для работы,клей

49

Цветочный хоровод.


Продолжение работы .настенное панно»Цветочный хоровод»


Научить создавать композицию цветущего луга из самых простых элементов квиллинга


-------------------------

50

Подарок другу.


Летняя открытка ( подарки для детей других ТО ЦВР)


Учить детей работать в группах .Создавать интересные, яркие работы из полос бумаги.


-----------------------

51

Ярмарка мастеров.


Подведение итогов , игровая программа с награждением учащихся.


Создание хорошего настроения у детей, оценивание результатов работы

Чаепитие.





















Календарно-тематическое планирование


3 год обучения



№ п/п

Тема занятия

теория

практика

1.


Вводное занятие. Как я провел лето.


2

2

2


Лес -наше богатство. Охрана природы.


2

2

3


Природа и фантазия- составная часть ДПИ


2

2

4


Природа и фантазия (творческий проект)


2

2

5


Природа и фантазия(проект)


2

2

6

Красота родного дома.


2

2

7

Семейные традиции и праздники.


2

2

8

Родовое дерево. Моя фамилия.


2

2

9

Русская изба .Резное убранство окон.


2

2

10

Осн. ремесла России. Роспись посуды.


2

2

11

Кузьминки-праздник ремесленников. Ремесло.

2

2

12

Символы-обереги дома. Красный угол.


2

2

13

Мой любимый город


2

2

14

Мой любимый город


2

2

15

Слово не воробей. Образ птиц в русс. Фольклоре. Символ года- петух.

2

2

16

Птичья столовая (акция)


2

2

17

Птичья столовая (акция)


2

2

18

Мастерская Деда Мороза.


2

2

19

Мастерская Деда Мороза


2

2

20

Рождественский колокольчик


2

2

21

Рождественский колокольчик


2

2

22

Любишь кататься -люби и саночки возить. Зимние забавы детей.

2

2

23

Поет зима ,аукает..Образ зимы в русском фольклоре

2

2

24

Осн. ремесла России. Павловский платок. Нац. Головные уборы.

2

2

25

Красная книга Урала. Деревья.


2

2

26

Русская береза. Берестяное искусство Руси.


2

2

27

Туесок.


2

2

28

Туесок.


2

2

29

Осн. Ремесла России. Плетение


2

2

30

Откуда лапти пришли? Национальная обувь.


2

2

31

Скоро сказка сказывается..Добро и зло в сказке

2

2

32

Русский лубок


2

2

33

Маме посвящаю..


2

2

34

Маме посвящаю..(акция)


2

2

35

Старинная игрушка. Лоскут


2

2

36

Хлеб на стол и стол престол


2

2

37

Русское чаепитие. Пряник


2

2

38

Щи да каша-пища наша


2

2

39

Девичьи затеи. Женское рукоделие.


2

2

40

Осн. Ремесла России. Вышивка (проект)


2

2

41

Вышивка крестом

2

2

42

Вышивка. Цветоведение.

2

2

43

Вышивка .оформление работы

2

2

44

Вышивка .Защита проекта.

2

2

45

Красная горка-праздник для молодых.


2

2

46

Скорбим и помним (акция)

2

2

47

Скорбим и помним (конкурс рисунков )


2

2

48

Красная книга Урала .Цветы


2

2

49

Цветочный хоровод


2

2

50

Подарок другу.


2

2

51

Ярмарка мастеров.


2

2






итого

52

52



204 часа
















Список литературы


1. Барабанов А.А.и др. «Этюды грядущего века», Екатеринбург, «Архитектон», 1998 г.

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1967 г.

3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», М., «Просвещение», 1991 г.

4. Дженифер Липси. «Делаем коллаж», М. «Никола-пресс», 2009 г.

5. Дженифер Липси. «Пишем красками», М., «Никола – пресс», 2009 г.

6. Дарвиш О.Б. «Возрастная психология», М., ВЛАДОС – ПРЕСС ИМПЭ им. А.С.Грибоедова.

7. Евдокимова М. «Волшебные краски», М., «Школьная Пресса», 2003 г.

8. Зубарева Н.М., «Дети и изобразительное искусство», М., 1969 г.

9. Казакова Т.Г., «Изобразительная деятельность младших дошкольников», М., 1980 г.

10. Кулебакин Г.И. «Рисунок и основы композиции», М., «Высшая школа», 1978 г.

11. Кочанова Н.П. «Фантазия и ваших рук творение», Петрозаводск, «Карелия», 1997 г.

12. Манизер М.Г. и др. «Школа изобразительного искусства», М., «Искусство», 1968 г.

13. Претте М.К., Капальдо А. «Творчество и самовыражение», М., «Советский художник», 1981 г.

14. Рис Н. «Энциклопедия рисования», М., «РОСМЕН», 1999 г.

15. Ростовцев Н.Н. и др. «Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия», М., «Просвещение», 1989 г.

16. Рис Н. «Энциклопедия рисования», М., «РОСМЕН», 1999 г.

17. Сокольникова Н.М. «Основы композиции», Обнинск, «Титул», 1996 г.

18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».

(Рисуем и познаем окружающий мир), М., 2007 г. серия «Опыт работы практического педагога».

19. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М., 1983 г.

20. Чернышев О.В., «Формальная композиция», Минск, «Харвест», 1999 г.

21. Щипанов А.С., «Юным любителям кисти и резца», М., «Просвещение», 1975 г.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!