Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № ______ от __________
РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Юные журналисты»
на 2018 – 2019 учебный год
Уровень образования (класс) дополнительное образование, 5-9 классы
Направление: социально-педагогическое
Рекомендуется для детей 9-15 лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов 34
Количество часов в неделю 1
Педагог дополнительного образования Косикова Светлана Юрьевна
квалификационная категория нет
Программа разработана на основе
Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Программа курса «Юные журналисты» разработана на основе: «Журналистика в школе» 8-11 класс, Спирина Н.А., Волгоград: изд. «Учитель», 2013
2018 год
Программа курса «Юные журналисты» разработана на основе:
- Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от «29» августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”.
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”.
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Устав МБОУ Советская СОШ;
- Учебный план МБОУ Советской СОШ на 2018-2019 учебный год;
- Примерной образовательной программы по учебному предмету («Журналистика в школе» 8-11 класс, Спирина Н.А., Волгоград: изд. «Учитель», 2013
Основная цель работы – создание школьной газеты, а также:
- практическое овладение умениями, навыками и приёмами журналистской работы;
- обучение работе со справочным материалом;
- овладение приёмами компьютерной верстки, изучение программы «Microsoft Power Point»;
- расширение кругозора, развитие логического мышления и умения, сопоставляя факты, выражать это посредством слова - аналитически;
- развитие памяти, наблюдательности, творческих способностей;
- формирование правильной речи, основанной на интересе к различным видам литературы;
- обучение приемам работы и деловому общению с информаторами, общественными и государственными организациями, а также непосредственно со СМИ.
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Задачи курса:
познакомиться с историей газетного дела, с особенностями работы журналиста; пробудить интерес к работе журналиста
воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции учащихся
развитие творческих способностей, речевых умений учащихся; умение редактировать собственные творческие работы.
1. Ожидаемые результаты.
Образовательные результаты:
изучение данного курса позволит учащимся:
иметь представление о деятельности журналиста-газетчика;
знать основные объекты работы при подготовке издания;
овладеть технологией создания, редактирования текста;
развивать умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;
повысить речевую и письменную грамотность;
развивать творческую инициативу и активную жизненную позицию.
Личностные результаты:
учащиеся приобретут навыки:
написания различных статей, репортажей
общения с интересными людьми (интервью)
работы с различными источниками информации, работы с текстом
создания и оформления собственной газеты.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Юные журналисты»:
№ п/п | Раздел | Количество часов на раздел | Формы занятий | Основные виды учебной деятельности |
| | всего | теория | практика | | |
| Возникновение и развитие журналистики | 1 | | | Лекция с элементами беседы | Инструктаж по ТБ и ПБ. Работать со справочным материалом. |
| Основы газетного дела | 1 | | | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Умение набирать и форматировать текстовую информацию. Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами. |
| Основные понятия и термины газетного дела. Жанры. | 9 | 6 | 3 | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Работать со справочным материалом. Практика-работа над выпусками школьной газеты. Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами. |
| Содержание и форма газеты. Задачи оформления газеты. | 9 | 8 | 1 | Лекция с элементами беседы. Групповая | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Практика-работа над выпусками школьной газеты. Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Работать со справочным материалом. Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами. |
| Технологическая схема производства газеты | 3 | 2 | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Практика-работа над выпусками школьной газеты. Работать со справочным материалом. Умение набирать и форматировать текстовую информацию |
| Основы макетирования газеты | 2 | 2 | | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Практика-работа над выпусками школьной газеты. Умение набирать и форматировать текстовую информацию |
| Верстка газеты. | 1 | 1 | | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Практика-работа над выпусками школьной газеты. Умение набирать и форматировать текстовую информацию. Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами. |
| Расчет доходов. | 2 | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Практика-работа над выпусками школьной газеты. Работать со справочным материалом. |
| Распространение газеты. | 5 | 3 | 2 | Лекция с элементами беседы. Работа в группе. | Участвовать в беседе и обсуждении, аргументировано представлять свою точку зрения. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Практика-работа над выпусками школьной газеты. |
| Итоговое занятие | 1 | | 1 | Работа в группе. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. |
3. Календарно-тематическое планирование курса «Юные журналисты» на 2018-2019 учебный год
№ занятия | Раздел. Тема занятия | Теория | Практика | Всего часов | Дата план | Дата факт |
| Возникновение и развитие журналистики | 1 | | 1 | | |
1. | Знакомство. Из истории журналистики. | | | | 03.09 | |
| Основы газетного дела | 1 | | 1 | | |
2. | Печатные издания, их роль в жизни общества. | | | | 10.09 | |
| Основные понятия и термины газетного дела. Жанры. | 6 | 3 | 9 | | |
3. | Профессиональная этика журналиста. Газета. Какой она должна быть, чтобы ее читали. | | | | 17.09 | |
4. | Выпуск №1 газеты «Голос школы» на тему: «Школьные новости или Что новенького в образовании?» | | | | 24.09 | |
5. | Газетная статья – основа любой газеты. Лексика, особенности синтаксиса. | | | | 01.10 | |
6. | Анализ рубрик печатных изданий. Выпуск №2 газеты «Голос школы» коллаж на тему: «Здоровье – самое главное!» | | | | 08.10 | |
7. | Реклама на страницах газеты | | | | 15.10 | |
8. | Интервью. Что значит «взять интервью»? | | | | 22.10 | |
9. | Выпуск №3 газеты «Голос школы» на тему: «Профилактика неправильного поведения» | | | | 05.11 | |
10. | Очерк. Особенности жанра. Миниатюра, компактность жанра. | | | | 12.11 | |
11. | Создание газетных статей разных жанров | | | | 19.11 | |
| Содержание и форма газеты. Задачи оформления газеты. | 8 | 1 | 9 | | |
12. | Редактирование текста. Работа со словарями, справочными пособиями. | | | | 26.11 | |
13. | Оформление, дизайн газеты. | | | | 03.12 | |
14. | Выпуск №4 газеты «Голос школы» на тему: «Мои земляки - герои Отечества» | | | | 10.12 | |
15. | Репортаж с места событий. | | | | 17.12 | |
16. | Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) | | | | 24.12 | |
17. | Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые). Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. | | | | 14.01 | |
18. | Иллюстрации в газете. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. | | | | 21.01 | |
19. | Способы объединения материалов в газете. Направленность газеты. | | | | 28.01 | |
20. | Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал. | | | | 04.02 | |
| Технологическая схема производства газеты | 2 | 1 | 3 | | |
21. | Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. | | | | 11.02 | |
22. | Выпуск №5 газеты «Голос школы» на тему: «Что такое любовь» | | | | 18.02 | |
23. | Использование возможностей компьютера в газетном деле: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере | | | | 25.02 | |
| Основы макетирования газеты | 2 | | 2 | | |
24. | Основы макетирования газеты | | | | 04.03 | |
25. | Предварительные расчеты. Составление графического макета. | | | | 11.03 | |
| Верстка газеты. | 1 | | 1 | | |
26. | Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная. | | | | 18.03 | |
| Расчет доходов. | 1 | 1 | 2 | | |
27. | Уроки составления бизнес-плана газеты | | | | 01.04 | |
28. | Выпуск №6 газеты «Голос школы» на тему: «Международный женский день» | | | | 08.04 | |
| Распространение газеты. | 3 | 2 | 5 | | |
29. | Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж. | | | | 15.04 | |
30. | Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. | | | | 22.04 | |
31. | Выпуск №7 газеты «Голос школы» на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»» | | | | 29.04 | |
32. | Анализ и обсуждение материалов для выпуска газеты, посвященного Дню Победы | | | | 06.05 | |
33. | Выпуск №8 газеты «Голос школы» на тему: «День Победы – великий праздник!» | | | | 13.05 | |
34. | Итоговое занятие Проект «Моя первая статья в газету» | 1 | | 1 | 20.05 | |
№ занятия | Раздел. Тема занятия | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Возникновение и развитие журналистики |
1. | Знакомство. Из истории журналистики. | 1 | 03.09 | |
| Основы газетного дела |
2. | Печатные издания, их роль в жизни общества. | 1 | 10.09 | |
| Основные понятия и термины газетного дела. Жанры. |
3. | Профессиональная этика журналиста. Газета. Какой она должна быть, чтобы ее читали. | 1 | 17.09 | |
4. | Выпуск №1 газеты «Голос школы» на тему: «Школьные новости или Что новенького в образовании? | 1 | 24.09 | |
5. | Газетная статья – основа любой газеты. Лексика, особенности синтаксиса. | 1 | 01.10 | |
6. | Анализ рубрик печатных изданий. Выпуск №2 газеты «Голос школы» коллаж на тему: «Здоровье – самое главное!» | 1 | 08.10 | |
7. | Реклама на страницах газеты | 1 | 15.10 | |
8. | Интервью. Что значит «взять интервью»? | 1 | 22.10 | |
9. | Выпуск №3 газеты «Голос школы» на тему: «Профилактика неправильного поведения» | 1 | 05.11 | |
10. | Очерк. Особенности жанра. Миниатюра, компактность жанра. | 1 | 12.11 | |
11. | Создание газетных статей разных жанров | 1 | 19.11 | |
| Содержание и форма газеты. Задачи оформления газеты. |
12. | Редактирование текста. Работа со словарями, справочными пособиями. | 1 | 26.11 | |
13. | Оформление, дизайн газеты. | 1 | 03.12 | |
14. | Выпуск №4 газеты «Голос школы» на тему: «Мои земляки - герои Отечества» | 1 | 10.12 | |
15. | Репортаж с места событий. | 1 | 17.12 | |
16. | Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) | 1 | 24.12 | |
17. | Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые). Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. | 1 | 14.01 | |
18. | Иллюстрации в газете. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. | 1 | 21.01 | |
19. | Способы объединения материалов в газете. Направленность газеты. | 1 | 28.01 | |
20. | Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал. | 1 | 04.02 | |
| Технологическая схема производства газеты |
21. | Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. | 1 | 11.02 | |
22. | Выпуск №5 газеты «Голос школы» на тему: «Что такое любовь» | 1 | 18.02 | |
23. | Использование возможностей компьютера в газетном деле: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере | 1 | 25.02 | |
| Основы макетирования газеты |
24. | Основы макетирования газеты | 1 | 04.03 | |
25. | Предварительные расчеты. Составление графического макета. | 1 | 11.03 | |
| Верстка газеты. |
26. | Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная. | 1 | 18.03 | |
| Расчет доходов. |
27. | Уроки составления бизнес-плана газеты | 1 | 01.04 | |
28. | Выпуск №6 газеты «Голос школы» на тему: «Международный женский день» | 1 | 08.04 | |
| Распространение газеты. |
29. | Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж. | 1 | 15.04 | |
30. | Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. | 1 | 22.04 | |
31. | Выпуск №7 газеты «Голос школы» на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»» | 1 | 29.04 | |
32. | Анализ и обсуждение материалов для выпуска газеты, посвященного Дню Победы | 1 | 06.05 | |
33. | Выпуск №8 газеты «Голос школы» на тему: «День Победы – великий праздник!» | 1 | 13.05 | |
34. | Итоговое занятие Проект «Моя первая статья в газету» | 1 | 20.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании пед.совета Заместитель директора по ВВР
Протокол №_1__ от _30.08.2017 _______________ Авсецина Е.А.
11