Пояснительная записка
Рабочая программа по организации и проведению просветительско-профилактической работы учителя-логопеда школьного логопункта с обучающимися начальных классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373) и на основе методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. (Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.)
Актуальность данной программы: просветительско-профилактическая работа по предупреждению речевых нарушений имеет огромное значение для организации коррекционно-развивающего процесса, так как у детей-логопатов:
нарушен процесс общения, что ведёт к трудностям в дальнейшей адаптации в школьном коллективе;
наблюдаются явления речевого негативизма;
имеется вторичная задержка познавательной деятельности;
необходимо повышение мотивационно-ценностной и коррекционно-логопедической направленности специалистов и родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Цель: Создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи; распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и учителей.
Задачи:
1. Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся;
2. Своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии;
3. С помощью диагностики и комплексной профилактики не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных и третичных отклонений, достичь более высокого уровня развития речи обучающихся.
4. Оказание консультативной помощи учителям и родителям.
Количество часов не указываю, так как данная работа проводится по многим направлениям и рассчитана на весь учебный год.
Предполагаемые результаты реализации программы:
будут ликвидированы проявления речевой патологии;
повысится процесс усвоения программы по русскому языку;
будут сформированы полноценные коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
будут сформированы общенаучные умения и навыки;
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться в соответствии с требованиями ФГОС.
Направления работы по организации и проведению просветительско-профилактической работы :
I. Проведение диагностики с целью выявления обучающих с
нарушениями устной и письменной речи.
1. Первичное обследование устной речи всех первоклассников, выявление обучающихся с различными речевыми нарушениями. Комплектация групп.
2. Выявление обучающихся (2-е классы) с нарушениями чтения и письма (анализ письменных работ учеников; выполнение ими различных письменных работ: списывание, диктант, изложение; исследование процесса чтения). Обследование обучающихся с нарушениями чтения и письма, определение симптоматики и вида дислексии и дисграфии. Комплектация групп.
3. Знакомство учителей начальных классов и родителей с результатами мониторинга устной и письменной речи обучающихся 1-х и 2-х классов, с целью и задачами коррекционно-развивающей работы по преодолению первичных и профилактике вторичных нарушений у детей с различными речевыми патологиями.
II. Первичная профилактика речевых нарушений - коррекционно-развивающая работа с группами обучающихся с целью предупреждения неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР и ОНР, профилактика дисграфии и дислексии.
1. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые) по коррекции звукопроизношения с обучающимися 1-х классов.
2.Коррекционно-развивающие занятия с группами обучающихся 1-х классов с ФФНР, ФНР и ОНР.
3.Коррекционно-развивающие занятия с группами обучающихся 2-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР (III).
III. Вторичная профилактика расстройств психической сферы, так как нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, не дают возможности успешно учиться и активно участвовать в общественной жизни школы.
Применение технологии дифференцированного обучения, учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
IV. Третичная профилактика речевых расстройств – профилактика рецидивов (возвратов) уже устранённых речевых расстройств. Такие рецидивы бывают при неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Например, при нарушениях звукопроизношения иногда происходит возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная.
Рекомендации для родителей и учителей начальных классов о необходимости контроля за речью ребёнка после прекращения занятий; в течение года по мере выпуска обучающихся.
V. Распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.
1. Участие в собрании родителей будущих первоклассников с целью ознакомления их с результатами предварительного логопедического обследования.
2. Тренинги для родителей: приёмы логопедического массажа, артикуляционной гимнастики, методы автоматизации звуков. Открытые индивидуальные (практические занятия по коррекции звукопроизношения).
3. Индивидуальные консультации для родителей.
4. Открытые групповые занятия, мастер-классы на муниципальном уровне, распространение педагогического опыта на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
5. Выступления на заседаниях РМО учителей начальных классов образовательного учреждения, районного РМО учителей-логопедов школьных логопунктов и регионального методического (профессионального) объединения.
6. Выступления на родительских собраниях.
7. Сотрудничество с педагогом-психологом и медицинскими работниками школы.
Список использованной литературы:
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.
Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».