СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раб. программа по профилактическо-просветительской работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раб. программа по профилактическо-просветительской работе

Просмотр содержимого документа
«Раб. программа по профилактическо-просветительской работе»

Пояснительная записка


Рабочая программа по организации и проведению просветительско-профилактической работы учителя-логопеда школьного логопункта с обучающимися начальных классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373) и на основе методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. (Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.)

Актуальность данной программы: просветительско-профилактическая работа по предупреждению речевых нарушений имеет огромное значение для организации коррекционно-развивающего процесса, так как у детей-логопатов:

  • нарушен процесс общения, что ведёт к трудностям в дальнейшей адаптации в школьном коллективе;

  • наблюдаются явления речевого негативизма;

  • имеется вторичная задержка познавательной деятельности;

  • необходимо повышение мотивационно-ценностной и коррекционно-логопедической направленности специалистов и родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Цель: Создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи; распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и учителей.

Задачи:

1. Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся;

2. Своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии;

3. С помощью диагностики и комплексной профилактики не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных и третичных отклонений, достичь более высокого уровня развития речи обучающихся.

4. Оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Количество часов не указываю, так как данная работа проводится по многим направлениям и рассчитана на весь учебный год.

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • будут ликвидированы проявления речевой патологии;

  • повысится процесс усвоения программы по русскому языку;

  • будут сформированы полноценные коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;

  • будут сформированы общенаучные умения и навыки;

  • будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться в соответствии с требованиями ФГОС.

Направления работы по организации и проведению просветительско-профилактической работы :


I. Проведение диагностики с целью выявления обучающих с

нарушениями устной и письменной речи.

1. Первичное обследование устной речи всех первоклассников, выявление обучающихся с различными речевыми нарушениями. Комплектация групп.

2. Выявление обучающихся (2-е классы) с нарушениями чтения и письма (анализ письменных работ учеников; выполнение ими различных письменных работ: списывание, диктант, изложение; исследование процесса чтения). Обследование обучающихся с нарушениями чтения и письма, определение симптоматики и вида дислексии и дисграфии. Комплектация групп.

3. Знакомство учителей начальных классов и родителей с результатами мониторинга устной и письменной речи обучающихся 1-х и 2-х классов, с целью и задачами коррекционно-развивающей работы по преодолению первичных и профилактике вторичных нарушений у детей с различными речевыми патологиями.

II. Первичная профилактика речевых нарушений - коррекционно-развивающая работа с группами обучающихся с целью предупреждения неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР и ОНР, профилактика дисграфии и дислексии.

1. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые) по коррекции звукопроизношения с обучающимися 1-х классов.

2.Коррекционно-развивающие занятия с группами обучающихся 1-х классов с ФФНР, ФНР и ОНР.

3.Коррекционно-развивающие занятия с группами обучающихся 2-х классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР (III).

III. Вторичная профилактика расстройств психической сферы, так как нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, не дают возможности успешно учиться и активно участвовать в общественной жизни школы.

Применение технологии дифференцированного обучения, учёт индивидуальных особенностей обучающихся.

IV. Третичная профилактика речевых расстройств – профилактика рецидивов (возвратов) уже устранённых речевых расстройств. Такие рецидивы бывают при неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Например, при нарушениях звукопроизношения иногда происходит возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная.

Рекомендации для родителей и учителей начальных классов о необходимости контроля за речью ребёнка после прекращения занятий; в течение года по мере выпуска обучающихся.

V. Распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.

1. Участие в собрании родителей будущих первоклассников с целью ознакомления их с результатами предварительного логопедического обследования.

2. Тренинги для родителей: приёмы логопедического массажа, артикуляционной гимнастики, методы автоматизации звуков. Открытые индивидуальные (практические занятия по коррекции звукопроизношения).

3. Индивидуальные консультации для родителей.

4. Открытые групповые занятия, мастер-классы на муниципальном уровне, распространение педагогического опыта на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

5. Выступления на заседаниях РМО учителей начальных классов образовательного учреждения, районного РМО учителей-логопедов школьных логопунктов и регионального методического (профессионального) объединения.

6. Выступления на родительских собраниях.

7. Сотрудничество с педагогом-психологом и медицинскими работниками школы.


Список использованной литературы:

      1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.

  1. Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!