СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.р. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Р.р. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова»»

  Литература, 7 класс 22.11.2019

Тема: Р.р. Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова»

Цель: отработать схему написания сочинения на заданную тему.

Задачи: определить исторические моменты в изученных произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;

  • научить правильному использованию речевых клише при написании вводной части сочинения;

  • развивать письменную речь учащихся;

  • прививать интерес к истории России, изучению литературных памятников русской литературы.


Ход урока

  1. Введение в тему урока

    1. Слово учителя

Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России, обладающей очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни. 

  Именно поэтому писатели всегда уделяли огромное внимание истории России. Так, А.С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России. 

В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена - его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой: 

    Как ныне собирается вещий Олег 

    Отмстить неразумным хозарам, 

    Их селы и нивы за буйный набег 

    Обрек он мечам и пожарам… 

   Но «Песнь» - не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме - о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, - особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло, и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был. 

Продолжает историю России М. Ю. Лермонтов в своей «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В ней описаны времена правления Ивана IV Грозного, в которые была установлена опричнина, страшные времена, когда в качестве протеста против опричников, призванных «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену (в знак этого опричники прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу) сложил с себя сан митрополит Афанасий, когда нового митрополита Филиппа Колычева (за смелость в речах) задушил ближайший помощник царя Малюта Скуратов.


  1. Работа над темой урока

    1. Знакомство с понятием «клише» и условиями его использования

На следующем уроке нам с вами предстоит написать сочинение на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова», и вы уже знаете, как обычно сложно его начать. Именно для этого используются так называемые «речевые клише» – стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также и общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях, а если говорить проще – образцы предложений и словосочетаний. Так, например, наиболее уместны в начале сочинения конструкции типа:

1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с ...

3. С давних времен человек размышлял о ...

4. Как часто мы слышим о ...

5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ...

7…. всегда волновала, волнует и будет волновать…

Пример (7): История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы её настоящих граждан. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи….

    1. Написание первого предложения сочинения по заданным клише

    2. Проверка и анализ написанного

    3. Работа с клише-переходами:

1. Так, в стихотворении (поэме, рассказе…) (название) поэт (имя) обращается к ....

2.Обратимся к произведению... (автор, название).

клише-интерпретациями произведения или его фрагмента:

1. Автор повествует о...

2.Поэт показывает...

3.Поэт обращает наше внимание на...

клише-выводами и заключениями:

1. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....

2.Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. В заключение хочется выразить надежду на то, что...


  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Помогут ли вам в дальнейшем полученные сегодня сведения?


  1. Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения.




Начало:

1. Никто не станет отрицать важности ... в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с ...

3. С давних времен человек размышлял о ...

4. Как часто мы слышим о ...

5. Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о ...

7…. всегда волновала, волнует и будет волновать…

Пример (7): История своей страны всегда волновала, волнует и будет волновать умы её настоящих граждан. И А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов были не только гражданами и патриотами России, но и великими поэтами и писателями своей эпохи….


Переход:

1. Так, в стихотворении (поэме, рассказе…) (название) поэт (имя) обращается к ....

2.Обратимся к произведению... (автор, название).


Продолжение текста:

1. Автор повествует о...

2.Поэт показывает...

3.Поэт обращает наше внимание на...


Заключение:

1. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....

2.Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...

3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...

4. В заключение хочется выразить надежду на то, что...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!